Рассмотрено на заседании МО воспитателей «28»августа 2018 г. Протокол № 1 Руководитель МО Заец О.М. (подпись)_______________ | | Согласовано с заместителем директора по ВР Енакиевской СОШИ № 30 Данилиной Я.Ю. (подпись)______________________________ «29» августа_2018 г. | | Утверждаю: Директор Енакиевской СОШИ № 30 Оськина Т.И.(подпись) ________________ Приказ № 5 от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Енакиевской СОШИ № 30
Данилиной ЯныЮрьевны
первая квалификационная категория
«Творчество»
(Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой)
5 - 6 классы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
(протокол № 1
от «31» августа 2018 года)
Пояснительная записка
Цель и задачи программы.
Основная цель программы - создавать условия для формирования интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного материалов.
2. Формирование творческого начала в личности ребенка.
3. Развитие его индивидуальности.
4. Развитие воображения, совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук, речи.
5. Воспитание трудолюбия, аккуратности.
6. Обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
7. Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Программа «Творчество» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона ДНР «Об образовании»,
Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Занятия проходят в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа «Творчество» для учащихся 5 - 6 классов разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы. Программные материалы выбраны с учетом состава данных классов для детей со сложной структурой дефекта.
Информация о внесенных изменениях и их обоснование.
Программа «Творчество» – комплексная, включает задания по аппликации, конструированию, квиллингу, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества. Это продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизирует воображение. Новизной и отличительной особенностью программы «Творчество» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
На занятиях «Творчества» осуществляется связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа 1 час в неделю.
Виды и формы контроля:
• выставки детских работ;
• составление альбома лучших работ;
• участие в конкурсах художественно - эстетической направленности;
• презентация детских работ родителям;
• творческий отчет педагога;
• систематизация работы.
Уровень умений и знаний учащихся не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций.
Критериальные оценки относительно обучаемости детей со сложной структурой дефекта ориентированы на опыт социального продвижения детей, на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Содержание рабочей программы по предмету «Творчество»
Дата | Содержание работы | Количество часов |
1 четверть | Рисование на тему «Листопад» Рисование на тему «Урожай» Рисование на тему «Ранняя осень» Изготовление объемной аппликации « Балерина» Изготовление открыток к Дню учителя Конструирование из геометрических фигур «Школьный двор» Изготовление аппликации на тему «Поздняя осень» | 1 1 1 2 1 2 1 |
2 четверть | Конструирование из спичек «пожарная машина» Рисование на тему «Профессия - пожарный» Изготовление аппликации «Снегирь» Изготовление кормушки из бросового материала Оформление новогодней газеты Изготовление новогодней игрушки: «Фонарик» «Звезда» Изготовление аппликации «Светофор» | 1 1 1 1 1 2 1 |
3 четверть 4 четверть | Конструирование из геометрических фигур «Грузовик» Сюжетная аппликация «На дороге» Изготовление объемной фигуры из картона «Танк» Изготовление объемной фигуры из картона «Самолет» Сюжетная объемная аппликация «23 февраля» Изготовление конверта Изготовление объемной аппликации методом квиллинга «8 марта» Изготовление аппликации «На пруду» Изготовление объемной фигуры из картона «Олимпийский мишка» Изготовление объемной фигуры из бумаги «Ласточка» Изготовление аппликации «Космос» Мозаичная аппликация из объемных геометрических модулей «Ледоход» Изготовление объемной аппликации методом квиллинга «Колосья пшеницы» Рисование на тему «Салют, Победа!» Изготовление объемной фигуры из картона «Герб ДНР» Изготовление объемной аппликации методом квиллинга «Флаг ДНР» | 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 |
Учащиеся смогут овладеть:
- правилами ТБ при работе с ножницами, клеем;
- инструментами, приспособлениями и материалами, необходимыми для работы;
- правилами работы с бумагой, клеем, крупой.
Воспитанники смогут:
- организовывать свое рабочее место;
- соблюдать ТБ при работе;
- эстетично оформлять свои изделия;
- выполнять аппликацию из бумаги, крупы, поролона, ткани;
- использовать технику квиллинга;
- делать оригами;
- конструировать из бумаги
Ожидаемые результаты:
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники научатся:
- выбирать материалы для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания об усвоенных способах действий;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, память.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Литература:
Бгажнокова И.М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы
Виктория Тундалева: Трехмерный квиллинг. Искусство объемного бумагокручения
Романина В.И.: Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 5 – 6 классов
С. Букина, М. Букин: Квиллинг. Волшебство бумажных завитков