МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО «____________» Протокол № _____ От «__»_______2017г. Руководитель МО ________ /Константинова С.И./ | Согласовано «__»_______2017г Зам директора по УВР ________/Шенина О.А./ | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2017г. Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» ________/Голяковская Е.Ю./ |
Программа
коррекционно-развивающего обучения
учителя - дефектолога
(для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью)
Рабочая программа составлена на основании требований к результатом освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа для учащихся с глубокой (умеренной) умственной отсталостью разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатом) освоения АООП.
Данная программа предназначена для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. У таких обучающихся, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Такие учащиеся различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У обучающихся разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений.
При обучении и воспитании, этой категории учащихся, надо учитывать индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств обучающихся.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.
Принципы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения и родителей школьников. Совместная работа учителя-дефектолога, психолога, учителей предметников является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда, учителей предметников учащиеся прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Формы организации коррекционной работы.
График организации образовательного процесса.
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Диагностика психического развития учащихся. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета |
Сентябрь – май | Фронтальные, индивидуальные занятия по расписанию |
Май | Итоговая диагностика психического развития учащихся. Заполнение документации. |
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые. Наибольшая результативность в обучении учащихся достигается на индивидуальных занятиях с одним учащимся. Это объясняется тем, что обучающиеся гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Индивидуальная форма работы впервые месяцы обучения является наиболее эффективной. Спустя два месяца учащиеся объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий составляет 15-20 минут.
Направления коррекционно-образовательной работы по развитию познавательных процессов
Календарно - тематический план занятий
по предмету «Математические представления»
на 2017 – 2018 учебный год
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
(1 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Размеры предметов: большой, маленький, одинаковый. | 05.09.2017 | | |
Размеры предметов: длинный, короткий, одинаковые. | 12.09.2017 | | |
Размеры предметов: высокий, низкий, одинаковые. | 19.09.2017 | | |
Сравнение высоты двух предметов с помощью третьего. | 26.09.2017 | | |
Октябрь | Сравнение предметов: шире, уже, одинаковые. | 03.10.2017 | | |
Размеры предметов: толстый, тонкий, одинаковые. | 10.10.2017 | | |
Знакомство с геометрическим материалом. Круг. | 17.10.2017 | | |
Знакомство с геометрическим материалом. Квадрат. | 24.10.2017 | | |
Сравнение групп предметов по количеству: много, мало, столько же. | 31.10.2017 | | |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Положение предметов в пространстве: рядом, около, между, за. | 14.11.2017 | | |
Положение предметов в пространстве: дальше, ближе. | 21.11.2017 | | |
Положение предметов в пространстве: выше, ниже. | 28.11.2017 | | |
Декабрь | Положение предметов в пространстве: вперед, назад. | 05.12.2017 | | |
Закрепление пространственных понятий | 12.12.2017 | | |
Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без названия чисел. | 19.12.2017 | | |
Накладывание и прикладывание предметов, в направлении слева направо, соблюдая интервал. | 26.12.2017 | | |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Сравнение предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче. | 16.01.2018 | | |
Cлова, раскрывающие сущность сложения и вычитания. | 23.01.2018 | | |
Понятие: было, осталось. | 30.01.2018 | | |
Февраль | Числа 1-3. | 06.02.2018 | | |
Число и цифра 1. | 13.02.2018 | | |
Число и цифра 2. | 20.02.2018 | | |
Число и цифра 3. | 27.02.2018 | | |
Март | Единица (мера) стоимости. | 06.03.2018 | | |
Сложение (знак сложения) чисел в пределах 3 на конкретном материале. | 13.03.2018 | | |
Знакомство с геометрическим материалом. Треугольник. | 20.03.2018 | | |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Счет прямой и обратный в пределах 3. | 03.04.2018 | | |
Распознавание мер стоимости в пределах 2. | 10.04.2018 | | |
Распознавание мер стоимости в пределах 3. | 17.04.2018 | | |
Решение примеров в пределах 3. | 24.04.2018 | | |
Май | Составление задач на сложение по практическим действиям. | 08.05.2018 | | |
Составление задач на сложение по практическим действиям. | 15.05.2018 | | |
Повторение геометрического материала (круг, квадрат, треугольник). | 22.05.2018 | | |
Итоговое занятие | 29.05.2018 | | |
Календарно - тематический план занятий по предмету
«Окружающий социальный мир»
на 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. | 01.09.2017 | | |
Представление о дружеских взаимоотношениях. | 08.09.2017 | | |
Соблюдение правил учебного поведения. | 15.09.2017 | | |
Представление о типах домов | 22.09.2017 | | |
Представление о местах общего пользования в доме. | 29.09.2017 | | |
Октябрь | Представление о стекле. | 06.10.2017 | | |
Представление о наземном транспорте. | 13.10.2017 | | |
Соблюдение правил дорожного движения. | 20.10.2017 | | |
Представление об улицах родного города. | 27.10.2017 | | |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Представления о профессиях людей, работающих в школе. | 10.11.2017 | | |
Соблюдение правил учебного поведения. | 17.11.2017 | | |
Соблюдение очередности. | 24.11.2017 | | |
Декабрь | Представление о помещениях квартиры. | 01.12.2017 | | |
Представление об убранстве дома. | 08.12.2017 | | |
Представление о предметах мебели. | 15.12.2017 | | |
Игра «Дизайн жилья» | 22.12.2017 | | |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Представление о бумаге. | 12.01.2018 | | |
Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. | 19.01.2018 | | |
Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола | 26.01.2018 | | |
Февраль | Представление о предметах посуды, предназначенных для приготовления пищи. | 02.02.2018 | | |
Представление об электроприборах. | 09.02.2018 | | |
Представление о часах. | 16.02.2018 | | |
Март | Представление о часах. | 02.03.2018 | | |
Представления о применении различных материалов. | 09.03.2018 | | |
Представление о водном транспорте. | 16.03.2018 | | |
Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. | 23.03.2018 | | |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. | 06.04.2018 | | |
Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице. | 13.04.2018 | | |
Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. | 20.04.2018 | | |
Соблюдение правил поведения в общественных местах | 27.04.2018 | | |
Май | Представление об истории родного села. | 04.05.2018 | | |
Представление о государстве Россия и государственной символике | 15.05.2018 | | |
Закрепление | 18.05.2018 | | |
Повторение | 25.05.2018 | | |
Календарно - тематический план занятий по предмету
«Окружающий природный мир»
на 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Представление о растениях (дерево, куст, трава). | 06.09.2017 | | |
Представления о деревьях (берёза дуб). | 13.09.2017 | | |
Представления о деревьях (ель, сосна). | 20.09.2017 | | |
Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня). | 27.09.2017 | | |
Октябрь | Представление о фруктах (банан, лимон, апельсин). | 04.10.2017 | | |
Представление о фруктах (груша, мандарин, персик). | 11.10.2017 | | |
Представление об овощах (помидор, огурец, капуста). | 18.10.2017 | | |
Представление об овощах (лук, картофель, морковь). | 25.10.2017 | | |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Представление о животном. | 15.11.2017 | | |
Представление о домашних животных. Корова. Свинья. | 22.11.2017 | | |
Представление о домашних животных. Лошадь. Коза Овца (баран). | 29.11.2017 | | |
Декабрь | Представление о домашних животных. Кот. | 06.12.2017 | | |
Представление о времени года зима. | 13.12.2017 | | |
Представление о сезонных явлениях природы (снег, ветер). | 20.12.2017 | | |
Представление о погоде текущего дня. | 27.12.2017 | | |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Ознакомление со школьным помещением: класс, коридор. | 17.01.2018 | | |
Ознакомление со школьным помещением: столовая. | 24.01.2018 | | |
Ознакомление со школьным помещением: гардероб. | 31.01.2018 | | |
Февраль | Ознакомление со школьным помещением: школьный двор. | 07.02.2018 | | |
Голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). | 14.02.2018 | | |
Воробей. Сорока Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). | 21.02.2018 | | |
Представление о времени года весна. | 28.02.2018 | | |
Март | Представление о погоде текущего дня. | 07.03.2018 | | |
Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними. | 14.03.2018 | | |
Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают). | 21.03.2018 | | |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Представление о погоде текущего дня. | 04.04.2018 | | |
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). | 11.04.2018 | | |
Школьная форма девочки, мальчика. | 18.04.2018 | | |
Повторение по теме: Овощи. Фрукты. | 25.04.2018 | | |
Май | Повторение по теме: Домашние животные. | 16.05.2018 | | |
Повторение по теме: Временные представления. | 23.05.2018 | | |
Повторение по теме: Птицы. | 30.05.2018 | | |
Календарно - тематический план занятий
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
на 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры. | 07.09.2017 | | |
Упражнения для губ и языка. | 14.09.2017 | | |
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». | 21.09.2017 | | |
Зрительные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками. | 28.09.2017 | | |
Октябрь | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной». | 05.10.2017 | | |
Обобщение | 12.10.2017 | | |
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» | 19.10.2017 | | |
Работа с пиктограммами из серии «Игрушки». | 26.10.2017 | | |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Слушание аудиокниг с иллюстрациями | 09.11.2017 | | |
Жестово-образные игры. | 16.11.2017 | | |
Работа с пиктограммами из серии «Предметы». | 23.11.2017 | | |
Любимые сказки | 30.12.2017 | | |
Декабрь | Кто где живет? | 07.12.2017 | | |
Слушание аудиокниг с иллюстрациям. Узнавание звуков и животных | 14.12.2017 | | |
Слушание аудиокниг с иллюстрациями. На арене цирка. | 21.12.2017 | | |
Прослушивание сказок К.И. Чуковский | 28.12.2017 | | |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Прослушивание сказок, С.Я. Маршак | 11.01.2018 | | |
Прослушивание сказок Э. Успенский | 18.01.2018 | | |
Слушание аудиокниг с иллюстрациями А.Барто «Игрушки» | 25.01.2018 | | |
Февраль | Народные сказки. Подбор картинок | 01.02.2018 | | |
Жестово-образные игры. | 08.02.2018 | | |
Определи героя сказки по признакам | 15.02.2018 | | |
Слушание аудиокниг с иллюстрациями | 22.02.2018 | | |
Март | Признаки предмета | 01.03.2018 | | |
Народные сказки. Аудиопрослушивание | 15.03.2018 | | |
Узнай на картинке предмет | 22.03.2018 | | |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Упражнения «Слушай и узнай на картинке». | 05.04.2018 | | |
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев | 12.04.2018 | | |
Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев | 19.04.2018 | | |
Загадки в картинках | 26.04.2018 | | |
Май | Загадки в картинках | 03.05.2018 | | |
Слушаем и отгадываем загадки | 10.05.2018 | | |
Слушаем и отгадываем загадки | 17.05.2018 | | |
Повторение | 24.05.2018 | | |
Календарно - тематический план занятий
по предмету «Человек»
на 2017 – 2018 учебный год
(1 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Сентябрь | Представление о строении человека. | 04.09.2017 | | |
Представление о лице человека. | 11.09.2017 | | |
Представление о состоянии своего здоровья. | 18.09.2017 | | |
Представление о членах семьи. | 25.09.2017 | | |
Октябрь | Родственные отношения в семье. | 02.10.2017 | | |
Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. | 09.10.2017 | | |
Смена одежды и обуви по сезонам. | 16.10.2017 | | |
Осень. Листопад. | 23.10.2017 | | |
Игра «Кукла собирается гулять» | 27.10.2017 | | |
(2 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Ноябрь | Режим дня | 10.11.2017 | | |
Правила личной гигиены | 13.11.2017 | | |
Название своего имени и фамилии | 20.11.2017 | | |
Представление о бытовой деятельности членов семьи | 27.11.2017 | | |
Декабрь | Представление о бытовой деятельности членов семьи | 04.12.2017 | | |
Называние своего возраста даты рождения | 11.12.2017 | | |
Представление о возрастных изменениях человека | 18.12.2017 | | |
Представление о состоянии своего здоровья. | 25.12.2017 | | |
(3 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Январь | Представление о досуговой деятельности членов семьи | 15.01.2018 | | |
Режим дня Утро Завтрак Дорога в школу | 22.01.2018 | | |
Режим дня Обед Приход из школы | 29.01.2018 | | |
Февраль | Режим дня Отход ко сну | 05.02.2018 | | |
Представление о занятиях в свободное время | 12.02.2018 | | |
Рассказ о себе | 19.02.2018 | | |
Рассказ о своей семье | 26.02.2018 | | |
Март | Рассказ о членах семьи | 05.03.2018 | | |
Представление о том кто такие мама и папа | 12.03.2018 | | |
Представление о том кто такая сестра | 19.03.2018 | | |
(4 четверть)
Месяц | Темы занятий | Дата | Дидактический материал | Примечание |
Апрель | Представление о том кто такой дедушка | 02.04.2018 | | |
Представление о том кто такая бабушка | 09.04.2018 | | |
Представление о домашних обязанностях мамы и папы | 16.04.2018 | | |
Представление о домашних обязанностях сестры и брата | 23.04.2018 | | |
Представление о домашних обязанностях меня | 30.04.2018 | | |
Май | Представление о бережном отношении к старшим членам семьи | 07.05.2018 | | |
Представление о бережном отношении к старшим членам семьи | 14.05.2018 | | |
Листая страницы семейного альбома | 21.05.2018 | | |
Листая страницы семейного альбома | 28.05.2018 | | |
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
- Называть разные предметы, которые окружают учащихся, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;
- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;
- Называть времена года, отмечать их особенности.
В процессе индивидуальных занятий используются игры на сенсорное развитие; на формирование пространственных представлений; на развитие мнемических процессов; на развитие межанализаторных систем; на формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие мелкой и общей моторики.
Направления коррекционной работы | Форма занятий | Задачи обучения | Средства |
1. Сенсорное воспитание | индивидуальная | - Учить детей дифференцировать качества и отношения предметов. - Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков. - Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. - Формировать у детей целостные формы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах. - Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в дидактических играх | Дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»). |
2.Формирование пространственных представлений: | индивидуальная | -формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); -формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); | Дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). |
3. Развитие мнемических процессов: | индивидуальная | -тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; -произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; -развитие тактильной и кинестетической памяти. | дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). |
4.Развитие межанализаторных систем: | индивидуальная | -развитие слухомоторной координации; -развитие зрительно-моторной координации; -развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации; | дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти. |
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: | индивидуальная | -регуляция простейших двигательных актов; -формирование умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате | дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание. |
6. Формирование мышления | индивидуальная | Учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций. Формировать у детей восприятия целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках. Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения. | Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей. Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях. Формировать у детей зрительную ориентировку о основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач. |
7. Развитие общей и мелкой моторики | индивидуальная | - Развивать движение кистей и пальцев рук учить произвольно, регулировать скорость движений, действуя по подражанию; одной рукой, одновременно двумя руками; - Развитие общей моторики через двигательные упражнения | Дидактические игры и упражнения «Перебирание круп», «Раскладывание и застегивание пуговиц, бусин», «Шнуровка». Двигательные упражнения «Повтори за зайкой» «Прыгни так же» |