СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»




МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

МО «____________»

Протокол № _____

От «__»_______2017г.

Руководитель МО

________ /Константинова С.И./



Согласовано

«__»_______2017г

Зам директора по УВР

________/Шенина О.А./

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2017г.

Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

________/Голяковская Е.Ю./











Программа

коррекционно-развивающего обучения

учителя - дефектолога

(для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью)







Рабочая программа составлена на основании требований к результатом освоения

адаптированной основной образовательной программы начального общего образования




2017/2018 учебный год





Пояснительная записка.

Рабочая программа для учащихся с глубокой (умеренной) умственной отсталостью разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатом) освоения АООП.

Данная программа предназначена для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. У таких обучающихся, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Такие учащиеся различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У обучающихся разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений.

При обучении и воспитании, этой категории учащихся, надо учитывать индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств обучающихся.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития учащихся.

  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения и родителей школьников. Совместная работа учителя-дефектолога, психолога, учителей предметников является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития.

  4. Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда, учителей предметников учащиеся прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика психического развития учащихся. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

Сентябрь – май

Фронтальные, индивидуальные занятия по расписанию

Май

Итоговая диагностика психического развития учащихся. Заполнение документации.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые. Наибольшая результативность в обучении учащихся достигается на индивидуальных занятиях с одним учащимся. Это объясняется тем, что обучающиеся гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Индивидуальная форма работы впервые месяцы обучения является наиболее эффективной. Спустя два месяца учащиеся объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий составляет 15-20 минут.


Направления коррекционно-образовательной работы по развитию познавательных процессов

Календарно - тематический план занятий

по предмету «Математические представления»

на 2017 – 2018 учебный год

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

(1 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический

материал

Примечание

Сентябрь

Размеры предметов: большой, маленький, одинаковый.

05.09.2017



Размеры предметов: длинный, короткий, одинаковые.

12.09.2017



Размеры предметов: высокий, низкий, одинаковые.

19.09.2017



Сравнение высоты двух предметов с помощью третьего.

26.09.2017



Октябрь

Сравнение предметов: шире, уже, одинаковые.

03.10.2017



Размеры предметов: толстый, тонкий, одинаковые.

10.10.2017



Знакомство с геометрическим материалом. Круг.

17.10.2017



Знакомство с геометрическим материалом. Квадрат.

24.10.2017



Сравнение групп предметов по количеству: много, мало, столько же.

31.10.2017



(2 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Ноябрь

Положение предметов в пространстве: рядом, около, между, за.

14.11.2017



Положение предметов в пространстве: дальше, ближе.

21.11.2017



Положение предметов в пространстве: выше, ниже.

28.11.2017



Декабрь

Положение предметов в пространстве: вперед, назад.

05.12.2017



Закрепление пространственных понятий

12.12.2017



Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без названия чисел.

19.12.2017



Накладывание и прикладывание предметов, в направлении слева направо, соблюдая интервал.

26.12.2017



(3 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Январь

Сравнение предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче.

16.01.2018



Cлова, раскрывающие сущность сложения и вычитания.

23.01.2018



Понятие: было, осталось.



30.01.2018



Февраль

Числа 1-3.


06.02.2018



Число и цифра 1.


13.02.2018



Число и цифра 2.


20.02.2018



Число и цифра 3.


27.02.2018



Март

Единица (мера) стоимости.


06.03.2018



Сложение (знак сложения) чисел в пределах 3 на конкретном материале.

13.03.2018



Знакомство с геометрическим материалом. Треугольник.

20.03.2018



(4 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Апрель

Счет прямой и обратный в пределах 3.

03.04.2018



Распознавание мер стоимости в пределах 2.

10.04.2018



Распознавание мер стоимости в пределах 3.

17.04.2018



Решение примеров в пределах 3.

24.04.2018



Май

Составление задач на сложение по практическим действиям.

08.05.2018



Составление задач на сложение по практическим действиям.

15.05.2018



Повторение геометрического материала (круг, квадрат, треугольник).

22.05.2018



Итоговое занятие

29.05.2018




Календарно - тематический план занятий по предмету

«Окружающий социальный мир»

на 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.


Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Сентябрь

Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

01.09.2017



Представление о дружеских взаимоотношениях.

08.09.2017



Соблюдение правил учебного поведения.

15.09.2017



Представление о типах домов

22.09.2017



Представление о местах общего пользования в доме.

29.09.2017



Октябрь

Представление о стекле.


06.10.2017



Представление о наземном транспорте.

13.10.2017



Соблюдение правил дорожного движения.

20.10.2017



Представление об улицах родного города.

27.10.2017



(2 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Ноябрь

Представления о профессиях людей, работающих в школе.

10.11.2017



Соблюдение правил учебного поведения.

17.11.2017



Соблюдение очередности.


24.11.2017



Декабрь

Представление о помещениях квартиры.

01.12.2017



Представление об убранстве дома.

08.12.2017



Представление о предметах мебели.

15.12.2017



Игра «Дизайн жилья»


22.12.2017




(3 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Январь

Представление о бумаге.


12.01.2018



Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

19.01.2018



Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола

26.01.2018



Февраль

Представление о предметах посуды, предназначенных для приготовления пищи.

02.02.2018



Представление об электроприборах.

09.02.2018



Представление о часах.

16.02.2018



Март

Представление о часах.


02.03.2018



Представления о применении различных материалов.

09.03.2018



Представление о водном транспорте.

16.03.2018



Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.

23.03.2018



(4 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал


Примечание

Апрель

Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях.

06.04.2018



Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице.

13.04.2018



Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.

20.04.2018



Соблюдение правил поведения в общественных местах


27.04.2018



Май

Представление об истории родного села.

04.05.2018



Представление о государстве Россия и государственной символике

15.05.2018



Закрепление

18.05.2018



Повторение

25.05.2018




Календарно - тематический план занятий по предмету

«Окружающий природный мир»

на 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Сентябрь

Представление о растениях (дерево, куст, трава).

06.09.2017



Представления о деревьях (берёза дуб).

13.09.2017



Представления о деревьях (ель, сосна).

20.09.2017



Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня).

27.09.2017



Октябрь

Представление о фруктах (банан, лимон, апельсин).

04.10.2017



Представление о фруктах (груша, мандарин, персик).

11.10.2017



Представление об овощах (помидор, огурец, капуста).

18.10.2017



Представление об овощах (лук, картофель, морковь).


25.10.2017



(2 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Ноябрь

Представление о животном.

15.11.2017



Представление о домашних животных. Корова. Свинья.

22.11.2017



Представление о домашних животных. Лошадь. Коза Овца (баран).

29.11.2017



Декабрь

Представление о домашних животных. Кот.

06.12.2017



Представление о времени года зима.

13.12.2017



Представление о сезонных явлениях природы (снег, ветер).

20.12.2017



Представление о погоде текущего дня.

27.12.2017




(3 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Январь

Ознакомление со школьным помещением: класс, коридор.

17.01.2018



Ознакомление со школьным помещением: столовая.

24.01.2018



Ознакомление со школьным помещением: гардероб.

31.01.2018



Февраль

Ознакомление со школьным помещением: школьный двор.

07.02.2018



Голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

14.02.2018



Воробей. Сорока Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

21.02.2018



Представление о времени года весна.

28.02.2018



Март

Представление о погоде текущего дня.

07.03.2018



Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.

14.03.2018



Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают).


21.03.2018



(4 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Апрель

Представление о погоде текущего дня.

04.04.2018



Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта).

11.04.2018



Школьная форма девочки, мальчика.

18.04.2018



Повторение по теме: Овощи. Фрукты.

25.04.2018



Май

Повторение по теме: Домашние животные.

16.05.2018



Повторение по теме: Временные представления.

23.05.2018



Повторение по теме: Птицы.

30.05.2018




Календарно - тематический план занятий

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

на 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Сентябрь

Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

07.09.2017



Упражнения для губ и языка.

14.09.2017



Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

21.09.2017



Зрительные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками.

28.09.2017



Октябрь

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной».

05.10.2017



Обобщение

12.10.2017



Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку»

19.10.2017



Работа с пиктограммами из серии «Игрушки».

26.10.2017



(2 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Ноябрь

Слушание аудиокниг с иллюстрациями

09.11.2017



Жестово-образные игры.


16.11.2017



Работа с пиктограммами из серии «Предметы».

23.11.2017



Любимые сказки


30.12.2017



Декабрь

Кто где живет?


07.12.2017



Слушание аудиокниг с иллюстрациям. Узнавание звуков и животных

14.12.2017



Слушание аудиокниг с иллюстрациями. На арене цирка.

21.12.2017



Прослушивание сказок К.И. Чуковский

28.12.2017



(3 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Январь

Прослушивание сказок, С.Я. Маршак

11.01.2018



Прослушивание сказок Э. Успенский

18.01.2018



Слушание аудиокниг с иллюстрациями А.Барто «Игрушки»

25.01.2018



Февраль

Народные сказки. Подбор картинок

01.02.2018



Жестово-образные игры.

08.02.2018



Определи героя сказки по признакам

15.02.2018



Слушание аудиокниг с иллюстрациями

22.02.2018



Март

Признаки предмета

01.03.2018



Народные сказки. Аудиопрослушивание

15.03.2018



Узнай на картинке предмет

22.03.2018



(4 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Апрель

Упражнения «Слушай и узнай на картинке».


05.04.2018



Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев

12.04.2018



Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай сказку и показывай героев

19.04.2018



Загадки в картинках


26.04.2018



Май

Загадки в картинках


03.05.2018



Слушаем и отгадываем загадки

10.05.2018



Слушаем и отгадываем загадки

17.05.2018



Повторение

24.05.2018




Календарно - тематический план занятий

по предмету «Человек»

на 2017 – 2018 учебный год

(1 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Сентябрь

Представление о строении человека.

04.09.2017



Представление о лице человека.

11.09.2017



Представление о состоянии своего здоровья.

18.09.2017



Представление о членах семьи.

25.09.2017



Октябрь

Родственные отношения в семье.

02.10.2017



Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней.

09.10.2017



Смена одежды и обуви по сезонам.

16.10.2017



Осень. Листопад.

23.10.2017



Игра «Кукла собирается гулять»

27.10.2017



(2 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Ноябрь

Режим дня

10.11.2017



Правила личной гигиены

13.11.2017



Название своего имени и фамилии

20.11.2017



Представление о бытовой деятельности членов семьи

27.11.2017



Декабрь

Представление о бытовой деятельности членов семьи

04.12.2017



Называние своего возраста даты рождения

11.12.2017



Представление о возрастных изменениях человека

18.12.2017



Представление о состоянии своего здоровья.

25.12.2017



(3 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Январь

Представление о досуговой деятельности членов семьи

15.01.2018



Режим дня Утро Завтрак Дорога в школу

22.01.2018



Режим дня Обед Приход из школы

29.01.2018



Февраль

Режим дня Отход ко сну

05.02.2018



Представление о занятиях в свободное время

12.02.2018



Рассказ о себе

19.02.2018



Рассказ о своей семье

26.02.2018



Март

Рассказ о членах семьи

05.03.2018



Представление о том кто такие мама и папа

12.03.2018



Представление о том кто такая сестра

19.03.2018



(4 четверть)

Месяц

Темы занятий

Дата

Дидактический материал

Примечание

Апрель

Представление о том кто такой дедушка

02.04.2018



Представление о том кто такая бабушка

09.04.2018



Представление о домашних обязанностях мамы и папы

16.04.2018



Представление о домашних обязанностях сестры и брата

23.04.2018



Представление о домашних обязанностях меня

30.04.2018



Май

Представление о бережном отношении к старшим членам семьи

07.05.2018



Представление о бережном отношении к старшим членам семьи

14.05.2018



Листая страницы семейного альбома

21.05.2018



Листая страницы семейного альбома

28.05.2018




В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:

- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;

- Называть разные предметы, которые окружают учащихся, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;

- Называть времена года, отмечать их особенности.

В процессе индивидуальных занятий используются игры на сенсорное развитие; на формирование пространственных представлений; на развитие мнемических процессов; на развитие межанализаторных систем; на формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие мелкой и общей моторики.


Направления

коррекционной работы

Форма

занятий

Задачи обучения

Средства

1. Сенсорное воспитание


индивидуальная

- Учить детей дифференцировать качества и отношения предметов.

- Учить детей выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков.

- Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

- Формировать у детей целостные формы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.

- Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в дидактических играх

Дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2.Формирование пространственных представлений:



индивидуальная

-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

Дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).


3. Развитие мнемических процессов:


индивидуальная

-тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-развитие тактильной и кинестетической памяти.

дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).



4.Развитие межанализаторных систем:



индивидуальная

-развитие слухомоторной координации;

-развитие зрительно-моторной координации;

-развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;

дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:



индивидуальная

-регуляция простейших двигательных актов;

-формирование умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате

дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

6. Формирование мышления


индивидуальная

Учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций.

Формировать у детей восприятия целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках.

Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.

Создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей.

Учить детей анализировать проблемно-практическую задачу в речевых высказываниях.

Формировать у детей зрительную ориентировку о основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач.


7. Развитие общей и мелкой моторики

индивидуальная

- Развивать движение кистей и пальцев рук учить произвольно, регулировать скорость движений, действуя по подражанию; одной рукой, одновременно двумя руками;

- Развитие общей моторики через двигательные упражнения

Дидактические игры и упражнения «Перебирание круп», «Раскладывание и застегивание пуговиц, бусин», «Шнуровка». Двигательные упражнения «Повтори за зайкой» «Прыгни так же»