Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено: | | «Утверждаю» |
На заседании ПЦК | | Зав. учебной частью: |
рабочих профессий | | Пицына Т.М. __________ |
Протокол № ___ от «__»_____201_ | | «___»____________201_ |
ППЦК ______________ | | |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
УД.16 Эффективное поведение на рынке труда
основной профессиональной образовательной программы
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессии и примерной основной образовательной программы
Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Разработчик: Седова Евгения Николаевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| 12 |
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общеобразовательным дисциплинам, являясь базовой дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей. Основывается на знаниях и умениях полученных студентами при изучении дисциплины ОУД.11 Обществознание, ОУД.16 Основы трудового законодательства, ОП.05 Основы экономики, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности. Является базой для изучения дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК.01 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.02 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК.03 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК.04 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК.05 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.06 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;
Составлять алгоритм поиска работы.
Формировать самопрезентацию.
Составлять резюме.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:
о правовом регулировании труда Российской Федерации;
об организации рынка труда в России;
деятельности государственных органов труда и занятости населения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 42 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 21 |
в том числе: Выбрать из перечисленного для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) составление плана текста конспектирование текста работа со словарями и справочниками работа с нормативными документами использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет или др. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции повторная работа над учебным материалом составление плана и тезисов ответа составление таблиц для систематизации учебного материала изучение нормативных материалов ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции подготовка рефератов, докладов тестирование и др. для формирования умений: решение ситуационных производственных (профессиональных) задач подготовка к деловым играм проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основы рыночной экономики | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 9 |
Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения. Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России. Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Коммерческие агентства по найму и подбору кадров. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». | 1,2 |
Тематика учебных занятий | 6 |
Комбинированный урок Основы рыночной экономики | 2 |
Комбинированный урок Рынок труда | 2 |
Комбинированный урок Посредники на рынке труда | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты на темы: Экономические системы. Формы торговли. Формы собственности. Спрос и предложение в рыночной экономике. Ценовая политика в рыночной экономике. Выписать с сайта Департамента труда и занятости населения Новосибирской области основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах и специалистах; категории работников слабо востребованных рынком труда; профессии, перспективные для трудоустройства; Охарактеризовать вакансии по рабочим профессиям на рынке труда г. Искитим и Новосибирск. Подготовить ответы на вопросы: Систематизация информации об источниках информации о работе. Предварительная оценка степени добросовестности работодателя. Определение порядка взаимодействия с центром занятости. Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы. Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем | 3 |
Раздел 2. Основы профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости). Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы. | 1,2 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Комбинированный урок Профессиональная деятельность | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Перечислить профессии, наиболее востребованные на молодежном рынке труда. Проанализировать возможности трудоустройства по этим профессиям в г. Новосибирске. Дайте определения понятий "занятость", "подходящая работа", "безработные граждане", зафиксированные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Перечислить основные функции государственных органов труда и занятости по социальной защите граждан, действия органов труда и занятости в области профессионального обучения безработных и незанятых граждан | 2 |
Раздел 3. Основы технологии трудо-устройства | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 24 |
Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы. Методы поиска работы. Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Конфликтные ситуации при трудоустройстве Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. | 2,3 |
Тематика учебных занятий | 16 |
Комбинированный урок Технологии трудоустройства | 6 |
Практическая работа №1. Составление автобиографии. | 2 |
Практическая работа №2. Разработка алгоритма трудоустройства. | 2 |
Практическая работа №3. Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий. | 2 |
Практическая работа №4. Составление резюме. | 2 |
Комбинированный урок Профессиональная адаптация | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить план посещения организации с целью трудоустройства. Собеседование Дать характеристику формам и методам профессиональной переподготовки, с учетом требований конкретного рабочего места. Составить письмо с предложением услуг на замещение вакансий. Составить резюме. | 8 |
Раздел 4. Основы делового общения | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 21 |
Интерактивная сторона общения. Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка. Ориентация на понимание. Коммуникативная сторона. Барьеры непонимания. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Невербальные средства общения Умение слушать собеседника. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Техника общения. Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности. Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе. Позиции людей при общению Психологическая совместимость. Речь в деловом общении. Профессиональный этикет. Речевой этикет. Приветствие. Принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение. Система обращений. Знакомство. Рекомендации. Конфликт. Типы конфликта. Правила поведения в конфликтах. Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Контроль сформированных знаний и умений | 2,3 |
Тематика учебных занятий | 14 |
Комбинированный урок Общение как взаимодействие и коммуникация | 2 |
Комбинированный урок Успех делового общения | 2 |
Комбинированный урок Основы профессиональной этики | 2 |
Комбинированный урок Русский речевой этикет | 2 |
Комбинированный урок Конфликт и его структура. Правила поведения в конфликтах | 2 |
Практическая работа №5. Диагностика, разрешение производственного конфликта. | 2 |
Урок-контроль Контроль сформированных знаний и умений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить ответы на вопросы: Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»? Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на контроль и понимание. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными? Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной? Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни. Что означает выражение «читать человека»? Какова роль невербального общения в межличностном взаимодействии? Назовите виды невербальных средств общения. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим высказыванием? Раскройте сущность рефлексивного слушания. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлексивного слушания? Раскройте содержание каждого приема. Для чего нужны «техники общения»? Дайте определение понятию «этикет». Каков общий принцип использования этикетных средств? Чем отличается Вы-общение от Ты-общения? В чем специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений? Являются ли обращения «господин», «господа» универсальными? Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения? Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения? Какие правила поведения в конфликтной ситуации вы можете взять себе на «вооружение»? Подготовить рефераты: Роль психологического климата в трудовом коллективе. Позиции людей при общении в трудовом коллективе. Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта Основные правила поведения и трудности общения в коллективе. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты: а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить; б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его; в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров. | 7 |
Всего: | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Рабочее место преподавателя и обучающихся, специализированная мебель и системы хранения, информационно-тематический стенд, мультимедийный проектор с экраном, плакаты, раздаточный материал, справочная, нормативная литература, учебники, учебные и методические пособия)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Алашеев, С.Ю. Эффективное поведение на рынке труда: учеб. пособие/ С.Ю. Алашеев [и др.] - Самара: «ПРОФИ», 2016.-78с.
Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебно-методическое пособие/ Г.В. Бороздина. - М.: Академия, 2016.- 125 с.
Рощин, С.Ю. Теория рынка труда: учебно-методическое пособие/ С.Ю. Рощин [и др.] - М.: Теис, 2015. – 68 с.
Дополнительные источники
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/
Грамотное поведение на рынке труда или как искать и найти работу. - СПб.: "Веда", 2017.
Методические рекомендации для педагогов по курсу "Эффективное поведение на рынке труда". - Самара: "Профи", 2015.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. Учебно-методическое пособие. - М.: Теис, 2015.
Рыкова Е.А., Волшина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. - М.: ПрофОбрИздат, 2017.
Савина М.С. Технология поиска работы. - М., ПрофОбрИздат. - 2016.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. —http:// nlr.ru/lawcenter.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. —http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.
www. сonsultant.ru
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины ОУД.15 Эффективное поведение на рынке труда предшествовать освоение дисциплин:
ОУД.11 Обществознание, ОУД.16 Основы трудового законодательства, ОП.05 Основы экономики, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности
Учебная дисциплина ОУД.15 Эффективное поведение на рынке труда является основой для изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла, так как участвует в формировании гражданской и профессиональной позиции будущего специалиста.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка) и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка), не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями; составлять алгоритм поиска работы. формировать самопрезентацию. составлять резюме. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление: о правовом регулировании труда Российской Федерации; об организации рынка труда в России; деятельности государственных органов труда и занятости населения. | Обучающийся умеет: характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями; составлять алгоритм поиска работы. формировать самопрезентацию. составлять резюме. В результате освоения дисциплины обучающийся знает: В результате освоения дисциплины обучающийся имеет представление: о правовом регулировании труда Российской Федерации; об организации рынка труда в России; деятельности государственных органов труда и занятости населения. |
5