СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Эффективное поведение на рынке труда"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и примерной основной образовательной программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Эффективное поведение на рынке труда"»

Министерство образования Новосибирской области

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»



Рассмотрено:


«Утверждаю»

На заседании ПЦК


Зав. учебной частью:

рабочих профессий


Пицына Т.М. __________

Протокол № ___ от «__»_____201_


«___»____________201_

ППЦК ______________












Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины


УД.16 Эффективное поведение на рынке труда

основной профессиональной образовательной программы

профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)













2018

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессии и примерной основной образовательной программы




Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»




Разработчик: Седова Евгения Николаевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общеобразовательным дисциплинам, являясь базовой дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей. Основывается на знаниях и умениях полученных студентами при изучении дисциплины ОУД.11 Обществознание, ОУД.16 Основы трудового законодательства, ОП.05 Основы экономики, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности. Является базой для изучения дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:

Код

Общие компетенции

ОК.01

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.02

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК.03

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК.04

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК.05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.06

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;

  • Составлять алгоритм поиска работы.

  • Формировать самопрезентацию.

  • Составлять резюме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;

  • Ситуацию на рынке труда;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • о правовом регулировании труда Российской Федерации;

  • об организации рынка труда в России;

  • деятельности государственных органов труда и занятости населения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

42

в том числе:


практические занятия

10

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

21

в том числе:

Выбрать из перечисленного

для овладения знаниями:

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы)

составление плана текста

конспектирование текста

работа со словарями и справочниками

работа с нормативными документами

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет или др.


для закрепления и систематизации знаний:

работа с конспектом лекции

повторная работа над учебным материалом

составление плана и тезисов ответа

составление таблиц для систематизации учебного материала

изучение нормативных материалов

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции

подготовка рефератов, докладов

тестирование и др.


для формирования умений:

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

подготовка к деловым играм

проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности



Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы рыночной экономики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

9

Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения.

Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России.

Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.

Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда).

Коммерческие агентства по найму и подбору кадров.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

1,2

Тематика учебных занятий

6

  1. Комбинированный урок

Основы рыночной экономики

2

  1. Комбинированный урок

Рынок труда

2

  1. Комбинированный урок

Посредники на рынке труда

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты на темы:

  1. Экономические системы.

  2. Формы торговли.

  3. Формы собственности.

  4. Спрос и предложение в рыночной экономике.

  5. Ценовая политика в рыночной экономике.

Выписать с сайта Департамента труда и занятости населения Новосибирской области основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах и специалистах; категории работников слабо востребованных рынком труда; профессии, перспективные для трудоустройства;

Охарактеризовать вакансии по рабочим профессиям на рынке труда г. Искитим и Новосибирск.

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Систематизация информации об источниках информации о работе.

  2. Предварительная оценка степени добросовестности работодателя.

  3. Определение порядка взаимодействия с центром занятости.

  4. Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы.

  5. Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем

3

Раздел 2. Основы профессиональной деятельности

Содержание учебного материала


Уровень освоения

6

Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости).

Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

1,2

Тематика учебных занятий

4

  1. Комбинированный урок

Профессиональная деятельность

4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Перечислить профессии, наиболее востребованные на молодежном рынке труда. Проанализировать возможности трудоустройства по этим профессиям в г. Новосибирске.

  2. Дайте определения понятий "занятость", "подходящая работа", "безработные граждане", зафиксированные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Перечислить основные функции государственных органов труда и занятости по социальной защите граждан, действия органов труда и занятости в области профессионального обучения безработных и незанятых граждан

2

Раздел 3. Основы технологии трудо-устройства

Содержание учебного материала

Уровень освоения

24

Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы. Методы поиска работы.

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства.

Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя.

Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления.

Конфликтные ситуации при трудоустройстве

Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.

Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы.

Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста.

2,3

Тематика учебных занятий

16

  1. Комбинированный урок

Технологии трудоустройства

6

  1. Практическая работа №1.

Составление автобиографии.

2

  1. Практическая работа №2.

Разработка алгоритма трудоустройства.

2

  1. Практическая работа №3.

Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий.

2

  1. Практическая работа №4.

Составление резюме.

2

  1. Комбинированный урок

Профессиональная адаптация

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составить план посещения организации с целью трудоустройства. Собеседование

Дать характеристику формам и методам профессиональной переподготовки, с учетом требований конкретного рабочего места.

  1. Составить письмо с предложением услуг на замещение вакансий.

Составить резюме.

8

Раздел 4. Основы делового общения

Содержание учебного материала

Уровень освоения

21

Интерактивная сторона общения. Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка. Ориентация на понимание. Коммуникативная сторона. Барьеры непонимания. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Невербальные средства общения

Умение слушать собеседника. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Техника общения.

Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности.

Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе.

Позиции людей при общению Психологическая совместимость.

Речь в деловом общении. Профессиональный этикет.

Речевой этикет. Приветствие. Принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение. Система обращений. Знакомство. Рекомендации.

Конфликт. Типы конфликта. Правила поведения в конфликтах.

Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов.

Контроль сформированных знаний и умений

2,3

Тематика учебных занятий

14

  1. Комбинированный урок

Общение как взаимодействие и коммуникация

2

  1. Комбинированный урок

Успех делового общения

2

  1. Комбинированный урок

Основы профессиональной этики

2

  1. Комбинированный урок

Русский речевой этикет

2

  1. Комбинированный урок

Конфликт и его структура. Правила поведения в конфликтах

2

  1. Практическая работа №5.

Диагностика, разрешение производственного конфликта.

2

  1. Урок-контроль

Контроль сформированных знаний и умений

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимо­действие»?

  2. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

  3. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространен­ными?

  4. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?

  5. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущ­ность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни.

  6. Что означает выражение «читать человека»?

  7. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодей­ствии?

  8. Назовите виды невербальных средств общения.

  9. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим выска­зыванием?

  10. Раскройте сущность рефлексивного слушания.

  11. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлек­сивного слушания? Раскройте содержание каждого приема.

  12. Для чего нужны «техники общения»?

  13. Дайте определение понятию «этикет».

  14. Каков общий принцип использования этикетных средств?

  15. Чем отличается Вы-общение от Ты-общения?

  16. В чем специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений?

  17.  Являются ли обращения «господин», «господа» универсальными?

  18.  Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения?

  19. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возмож­ностью его разрешения?

  20. Какие правила поведения в конфликтной ситуации вы можете взять себе на «вооружение»?

Подготовить рефераты:

  1. Роль психологического климата в трудовом коллективе.

  2. Позиции людей при общении в трудовом коллективе.

  3. Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта

  4. Основные правила поведения и трудности общения в коллективе.

Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:

а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требо­вания к конечному результату его работы, и он не знает, как посту­пить;

б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;

в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.

7

Всего:

60


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Рабочее место преподавателя и обучающихся, специализированная мебель и системы хранения, информационно-тематический стенд, мультимедийный проектор с экраном, плакаты, раздаточный материал, справочная, нормативная литература, учебники, учебные и методические пособия)



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алашеев, С.Ю. Эффективное поведение на рынке труда: учеб. пособие/ С.Ю. Алашеев [и др.] - Самара: «ПРОФИ», 2016.-78с.

  2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебно-методическое пособие/ Г.В. Бороздина. - М.: Академия, 2016.- 125 с.

  3. Рощин, С.Ю. Теория рынка труда: учебно-методическое пособие/ С.Ю. Рощин [и др.] - М.: Теис, 2015. – 68 с.


Дополнительные источники

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/

  3. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в последней редакции) [Электронный ресурс], - http://www.consultant.ru/

  1. Грамотное поведение на рынке труда или как искать и найти работу. - СПб.: "Веда", 2017.

  2. Методические рекомендации для педагогов по курсу "Эффективное поведение на рынке труда". - Самара: "Профи", 2015.

  3. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. Учебно-методическое пособие. - М.: Теис, 2015.

  4. Рыкова Е.А., Волшина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. - М.: ПрофОбрИздат, 2017.

  5. Савина М.С. Технология поиска работы. - М., ПрофОбрИздат. - 2016.

  1. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. —http:// nlr.ru/lawcenter.

  2. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. —http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.

  3. www. сonsultant.ru


3.3. Организация образовательного процесса

Изучению учебной дисциплины ОУД.15 Эффективное поведение на рынке труда предшествовать освоение дисциплин:

ОУД.11 Обществознание, ОУД.16 Основы трудового законодательства, ОП.05 Основы экономики, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

Учебная дисциплина ОУД.15 Эффективное поведение на рынке труда является основой для изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла, так как участвует в формировании гражданской и профессиональной позиции будущего специалиста.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка) и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка), не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;

  • составлять алгоритм поиска работы.

  • формировать самопрезентацию.

  • составлять резюме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;

  • ситуацию на рынке труда;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • о правовом регулировании труда Российской Федерации;

  • об организации рынка труда в России;

  • деятельности государственных органов труда и занятости населения.



Обучающийся умеет:

  • характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;

  • составлять алгоритм поиска работы.

  • формировать самопрезентацию.

  • составлять резюме.


В результате освоения дисциплины обучающийся знает:

  • технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;

  • ситуацию на рынке труда;


В результате освоения дисциплины обучающийся имеет представление:

  • о правовом регулировании труда Российской Федерации;

  • об организации рынка труда в России;

  • деятельности государственных органов труда и занятости населения.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!