Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский судостроительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО «ССК»
_________ Г.Ю. Косенко
«___»__________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Электротехника»
для профессии
13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Севастополь 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя "Севастопольский судостроительный колледж"
Разработчик:
Воронов В.М.- преподаватель специальных дисциплин.
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения преподавателей и мастеров п/о по профессиям: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Председатель методического объединения
______________ Н.Н. Сорокина
«___»___________2018 г.
- СОДЕРЖАНИЕ
-
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
-
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
-
| 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО,
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.02.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
пускать и останавливать электродвигатель, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении электрических величин, электрических машин и механизмов;
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов лабораторно-практической работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Лабораторные-практические занятия | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы электротехники | | 62 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Содержание предмета «Электротехника». Его задачи и взаимосвязь с общеобразовательными, специальными предметами и производственным обучением. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Электрические цепи постоянного тока .Электрические величины. Законы Ома и Кирхгофа для электрической цепи постоянного тока | 2 | 2 |
2.Методы расчёта электрических цепей постоянного тока. | 2 | 2 |
3.Последовательное ,параллельное и смешанное соединение элементов электрической цепи .Расчёты параметров цепей постоянного тока | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 4 | |
Практическая работа №1 | |
Исследование цепей постоянного тока | |
Практическая работа №2 | |
Расчёты цепей постоянного тока | 2 |
ьТема 1.2. Электрическое поле и емкость | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Электрическое поле и электрическая емкость. | 2 | 1 |
2.Соединение конденсаторов, Заряд и разряд конденсаторов. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия | 2 | |
Лабораторно-практическая работа №3. | |
Исследование процесса заряда и разряда конденсатора. | |
Тема 1.3. Магнитные цепи и электромагнитные явления | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Электромагнитные поля . Проводник с током в магнитном поле. | 2 | 1 |
2.Электромагнитная индукция. Явление самоиндукции. | 2 | 1 |
3. Магнитные цепи. Элементы и классификации магнитных цепей. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия | 2 | |
Дабораторно-практическая работа №4 | 2 |
Расчеты магнитных цепей. | 2 |
Практическая работа №4 | |
Разветвлённые электрические цепи переменного тока. Мощности в цепи переменного тока | 2 |
2. Мощности цепи переменного тока. Характеристики мощностей. | 2 | 1 |
3.Трёхфазные электрические цепи переменного тока. | 2 | 1 |
Лабораторная работа №2 | | |
Исследование электрической цепи переменного тока | 2 | |
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Получение переменного тока. Параметры переменного тока | 2 | 1 |
2.Законы цепей переменного тока. Трехфазный переменный ток. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия: | 6 | |
Лабораторно-практическая работа №5 | |
Последовательное и параллельное соединение элементов цепи переменного тока. | 2 |
Лабораторно-практическая работа №6 | |
Разветвленные электрические цепи переменного тока. Мощности в цепи переменного тока. | 2 |
Лабораторно-практическая работа №7 | |
Исследование трехфазной электрической цепи переменного тока. | 2 |
Раздел 2. Электротехническое оборудование. | | 4 | |
Тема 2.1. Трансформаторы | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Назначение ,устройство ,принцип действия трансформаторов. Типы трансформаторов. | 2 | 1 |
2.Трёхфазные трансформаторы. Схемы и группы соединения обмоток трансформаторов. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия №8 | | |
Исследование характеристик трансформаторов | 2 |
| |
Тема 2.2. Электрические машины | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Электрические двигатели переменного тока. Асинхронные и синхронные электрические двигатели. | 2 | 1 |
2.Электрические двигатели постоянного тока. Методы возбуждения. Схемы соединения обмоток. | 2 | 1 |
3.Однофазные электрические двигатели. Схемы соединения обмоток. Особенности работы. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия | 2 | |
Лабораторно-практическая работа №9 | |
Изучение схем подключения электрических двигателей | 2 |
Раздел3. Электронные приборы и устройства | | | |
Тема 3.1. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Полупроводниковые приборы .Классификация и условные обозначения полупроводниковых приборов. | 2 | 1 |
2.Диоды. Тиристоры. Транзисторы. Стабилитроны Принцип работы , назначение. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия | 2 | |
Лабораторно-практическая работа №10 | |
Исследование характеристик полупроводниковых приборов | 2 |
Тема 3.2 Электронные устройства | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Выпрямители .Классификация и схемы выпрямителей. Особенности работы схем. | 2 | 1 |
2.Усилители тока .напряжения и мощности..Особенности работы схем усилителей. | 2 | 1 |
Лабораторно-практические занятия | 4 | |
Лабораторная работа №9 | | |
Порядок чтения схем электронных устройств. Классификация электронных устройств | 2 |
Лабораторная работа №10 | |
Сборка выпрямителей, исследование характеристик выпрямителей | 2 |
- 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники, электромонтажной мастерской и электротехнической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий («Электротехника»);
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска, электронная информационная база «Лектор».
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект рабочих инструментов;
электротехнические материалы и изделия;
электроизмерительные приборы;
электрифицированные стенды;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект рабочих инструментов;
электротехнические материалы и изделия;
электроизмерительные приборы;
электрифицированные стенды;
электрические аппараты;
электрическое оборудование;
инструкции для проведения лабораторных работ;
средства индивидуальной защиты;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебник по дисциплине ОП «Электротехника». В.М. Прошин, 4-е изд.
М. Издательский центр «Академия», 2013-288с.
2. Электротехника для электротехнических профессий. Рабочая тетрадь.
М. Издательский центр «Академия», 2012-96с.
3. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шахирзянов; под ред. П.А. Бутырина. – 5 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
4. Электротехника и электроника: учебник для студ. сред. проф. образования/ Н.Ю. Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
Дополнительные источники:
Электротехника и электроника: учебник для студ. сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А.В. Крашенинников и др.; под ред. Б.И. Петленко. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 496с.
Основы электротехники ГВ. Ярочкина
М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240с.
INTERNET-РЕСУРСЫ.
(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
http://ktf.krk.ru/courses/foet/ (Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»).
http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory.html (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»).
http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»).
http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»)
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| практическая работа , лабораторная работа |
| лабораторная работа |
| практическая работа , лабораторная работа |
| практическая работа , лабораторная работа |
| письменный опрос, практическая работа |
Знания: | практическая работа , лабораторная работа |
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; | устный опрос, письменный опрос |
| устный опрос, письменный опрос |
| письменный опрос, практическая работа |
| устный опрос, письменный опрос |
| устный опрос |
| устный опрос, письменный опрос |
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами; | устный опрос |
5