Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | |
Введение. Мир в конце XX – начале XXI вв. | -Основные изменения на карте мира во 2-й пол. XX в. -Основные проблемы современного мира и очаги напряженности. Взаимозависимость мира. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщений на тему: «Мир на рубеже веков, личный взгляд». | | |
Раздел 1. Основные направления и процессы политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков. | 18 | |
Тема 1.1. Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков. | Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков. -Понятие глобализации как формирования всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, информации. -Интеграционные процессы и создание политических и экономических союзов различных государств, международных органов и организаций. -Значение информационной революции в формировании постиндустриального общества. -Антиглобализм как составная часть глобализации. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся. Обзор материалов СМИ. | | |
Тема 1.2. Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии. | Духовная культура личности и общества США и страны Западной Европы: политическое и экономическое развитие. -США – единственная наиболее могущественная сверхдержава в мире. -Политические системы европейских и американских государств. -Политический курс стран Запада: неоконсерватизм и христианский демократизм. Социал-демократия. -Структура экономики стран Америки и Западной Европы. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщений на тему: «Ведущие капиталистические страны мира во второй половине XX – начале XXI века». | | |
Тема 1.3. Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика, интеграционные процессы. | Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика -Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ. -Экономическое и военно-политическое сотрудничество (ЕврАзЭС, ОДКБ). -Образование Союзного государства Беларуси и России. -Сближение бывших республик СССР со странами Запада – ГУАМ. -Политические режимы бывших советских республик: демократизация, авторитарные режимы. - «Цветные революции» на Украине, в Кыргызстане и Грузии. -Социально-экономическое развитие России и стран СНГ. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся. Обработка СМИ «Анализ региона в СМИ». | | |
Практическое занятие №1. Тема: «Распад СССР: что приобрела и что потеряла новая Россия». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 1.4. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков. | Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков. -Феномен японского «экономического чуда». -Китайская модель развития: рыночные реформы Дэн Сяопина и их результаты. -Индия. Либеральные реформы М. Сингха. -Общие черты социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии и их место в мировом хозяйстве. -АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран». Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщений на тему: «Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии». | | |
Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков. | Практическое занятие№2. Тема: «Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. | Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. -Поражение диктаторских режимов в 1980-е годы в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили). -Усиление левых сил в начале 21 века в странах Южной Америки. -Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок (ЮСО). | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений на тему «Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХI вв.» | | |
Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему. | Практическое занятие №3. Тема: «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.Основные направления развития инноваций в России». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX – XXI веков | 12 | |
Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР. | Практическое занятие №4. Тема: «Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. | Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. -Война в Персидском Заливе: вторжение иракских войск в Кувейт, военная операция «Буря в пустыне». -Мирное урегулирование ближневосточного конфликта: международная конференция 1990г. и соглашение о взаимном признании Израиля и ООП. -Временное соглашение 1995 года и усиление деятельности экстремистских организаций. -Курдский вопрос в Турции и Иране. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
| Самостоятельная работа обучающихся. Работа с Интернет – ресурсами «Особенности развития региона». | | |
Тема 2.3. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада. | Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада -Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы. Противоречие между валлонами и фламандцами, корсиканцами во Франции. -Образование Ирландской республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии, террористической организации «Баскония и свобода» в Испании. -Требования автономии со стороны Уэльса и отделение от Соединенного Королевства Великобритании со стороны Шотландии. -Попытка Квебека, провинции Канады, добиться создания самостоятельного государства. -Расовые конфликты в США. Причины конфликтов, меры устранения, последствия. | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы «Причины и последствия этнических конфликтов в странах Запада». | 1 | |
Тема 2.4. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – в начале XXI века. | Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к. XX – н. XXI в.). -Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. -Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. -Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики, непризнанного независимого государства. -Чеченская война в России. -Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии. -Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве РФ. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Раздел 3. Назначение и основные направления деятельности международных организаций. | 8 | |
Тема 3.1. ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира. | ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира -ООН: история возникновения, Устав, структура. -Межправительственные организации в «семье» ООН: МВФ, МБРР, МАГАТЭ. -Новая роль ООН после распада СССР. -«Большая восьмерка» («G-8») и НАТО как конкуренты ООН. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 3.2. НАТО – военно-политическая организация Североатлантики. | Практическое занятие №5. Тема: «НАТО – военно-политическая организация Североатлантики». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 3.3. ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств. | ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств. -ЕС: предыстория европейской интеграции. Шенгенская конвенция 1990 г. Маастрихтские соглашения: экономический и политический союз европейских стран. -Структура ЕС. Направления деятельности ЕС.. -Расширение ЕС: копенгагенские критерии. Проект европейской конституции, Лиссабонский договор. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 3.4. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий. | Практическое занятие №6. Тема: «Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий». | 1 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Раздел 4. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. | 6 | |
Тема 4.1. Общественные науки и их роль в развитии человечества. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века. | Общественные науки и их роль в развитии человечества. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века. -Период постнеклассической науки. -Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. -Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира. -Развитие гражданского общества и разнообразие общественных организаций. Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества. -Роль религии в современном обществе. Экуменизм. Религиозный экстремизм. Возрождение религии в постсоветской России. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения на тему: «Мировые религии». | | |
Тема 4.2. Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире. | Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире. -Постмодернизм – новая культурная эпоха, ее мировоззренческие установки (М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Рорти). Центральная проблема постмодернизма. -Универсализация, или вестернизация культуры. -СМИ и массовая культура. -Развитие национальных культур. Культурные традиции России. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка сообщения на тему: «Культурные традиции России». | | |
Контрольная работа по тексту администрации | 1 | |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Самостоятельная работа | 10 | |
Всего: | 58 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, плакаты по темам занятий, комплект карт по истории Отечества; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс(проектор, проекционный экран, ноутбук).
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
1.В.В. Саяпин «История России». Тематические тесты. Ростов-на-Дону «Легион», 2019г.
2.Новейшая история в таблицах и схемах, Москва «Лист», 2018г.
3.В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо»,2018.
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
2. Декларация прав человека.
3. Конвенция о правах ребенка.