СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОДБ.07 «Химия» для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплинв ОДБ.07 "Химия" для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих,служащих

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОДБ.07 «Химия» для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"БАЛАШИХИНСКИЙ ТЕХНИКУМ"






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ОДБ.07 «Химия»

для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих










Автор:

Олишевская Г.Д., преподаватель химии высшей категории

ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»


















Балашиха

2017 г.










СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17








Общая харатеристика

рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 «ХИМИЯ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной основной образовательной программы: образовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Содержание рабочей программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с

определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в

повседневной жизни.







Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.07 Химия, обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  1. личностных:

    1. чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

    2. готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

    3. умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развитии в выбранной профессиональной деятельности;


  1. метапредметных:

    1. использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    2. использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;


  1. предметных:

    1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

    2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

    3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

    4. сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

    5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

    6. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.



Объем образовательной программы 144часа,

в том числе:

во взаимодействии с преподавателем 136 часов;

лабораторные и практические работы 15 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Объём образовательной программы

144

Во взаимодействии с преподавателем

136

в том числе:


лабораторные работы

7

практические работы

8

контрольные работы

14

экзамен

2

Самостоятельная работа студента

8

Промежуточная аттестация в форме сдачи

дифференцированного зачёта (1 курс), экзамена (2 курс).



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Уро

вень

освое

ния

Объём

часов

Результаты

1

2

3

4

5

Техника безопасности

Введение

Содержание учебного материала

1

1

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.,

3.1.,3.3.,

3.5.,3.6.

Инструктаж по технике безопасности

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования.



Раздел 1.

Общая и неорганическая химия.


71


Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

2

5

3.2.-3.4.,3.6.


Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.





3




2

Тема 1.2.

Периодический закон,. Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева Строение атома


Содержание учебного материала

2

6

1.1.-1.3.

3.2.-3.4.

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.

Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и Периодический закон Д. И. Менделеева.

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях (s-, p-, d- орбитали). Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.


2







4


Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2

Лабораторная работа № 1 «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов».




Тема 1.3.

Строение вещества


Содержание учебного материала

2

8

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.-3.6.

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.


2







2






1


1




1



1

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2


Лабораторная работа № 2 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде»



Тема 1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала

2

6

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.2.-3.6.

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и

слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.


4





2

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2


Практическая работа № 1 «Приготовление раствора заданной концентрации»



Контрольная работа № 1 по темам 1.1.- 1.4.

2


Тема 1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойства.

Содержание учебного материала

2

8

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.-3.6.

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.


2






2




2





2

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2


Лабораторная работа № 3 «Взаимодействие солей с металлами»




Контрольная работа № 2 по теме 1.5. «Классификация неорганических

соединений и их свойства»


2


Тема 1.6.

Химические реакции.


Содержание учебного материала

2

12

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.-3.4.,3.6.

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Понятие об электролизе. Электролиз расплавов, растворов. Практическое значение.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.


2






4



2



2




2


Контрольная работа № 3 по теме 1.6. «Химические реакции»


2

Тема 1. 7.

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

2

10

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.- 3.6.

Металлы – химические элементы, простые вещества. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов.

Классификация металлов по различным признакам.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы.

Неметаллы – химические элементы, простые вещества. Особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.

Химические свойства неметаллов. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Получение.



6









4

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2


Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач»



Дифференцированный зачёт

2


Итого за первый курс

74







2 курс



Раздел 2

Органическая химия


68


Тема 2.1.

Техника безопасности.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.


Содержание учебного материала


12

1.1.-1.3.

3.1.- 3.6.

Инструктаж по технике безопасности (вводный, первичный)

Предмет органической химии. Природные, искусственные, синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.


Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия, изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.


Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC


Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.




2





4



2





4




Контрольная работа № 4 по теме 2.1. «Основные понятия органической химии и теория строения органических веществ»


2

Тема 2.2.

Углеводороды и их природные источники.


Содержание учебного материала

2

19

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1., 3.2., 3.4.,3.6.

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов (метана, этана). Химические свойства: горение, замещение. Разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.



3




3





3






3



3



4





Контрольная работа № 5 по теме 2.2. «Углеводороды».


1


Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

Содержание учебного материала

2

11

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.-3.6.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств



Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.


Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.


Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.


Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид. Полисахариды. Крахмал.



2






1


1




1







3








1


1




1








Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

3



Лабораторная работа № 4 «Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (11)»



1


Практическая работа № 3 «Решение расчётных задач»

2

2

Контрольная работа № 6 по теме 2.3. «Кислородсодержащие органические вещества»



1

Самостоятельная работа обучающихся

«Решение генетических цепочек»


4

Тема 2.4.

Азотсодержащие органические


соединения. Полимеры.


Содержание учебного материала

2

7

1.1.-1.3.

2.1.,2.2.

3.1.-3.6.

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из

нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.


2





1






1



1


1



1


Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

2


Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»





Контрольная работа № 7 по теме 2.4. «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры»


2

Самостоятельная работа обучающихся

«Решение расчётных задач»

2

4

Экзамен

2


Итого за второй курс

70

62+8


Всего за курс обучения

144

136+8




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. Условия реализации программы


    1. Материально-техническое обеспечение


Для реализации учебной дисциплины имеется кабинет химии с лаборантской комнатой.

В кабинете обеспечен свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят: многофункциональный комплекс преподавателя;

натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

печатные и экранно-звуковые средства обучения;

средства новых информационных технологий;

реактивы;

перечни основной и дополнительной учебной литературы;

вспомогательное оборудование и инструкции;

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных об- разовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).


    1. Информационное обеспечение обучения


Для студентов

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специ- альностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического про- филя.

Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014. Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


Для преподавателя

Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изме- нений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.

Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).


интернет-ресурсы

www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»). www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).

www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).







  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Результаты обучения

(усвоенные умения, усвоенные знания)


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  1. Личностные:

Оценка устного ответа

Отметка»5»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Ответ полный и правильный на ос новании изученных теорий;

материал изложен в определённой логической последоватедьности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.


Оценка экспериментальных умений

оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися

и письменного отчёта за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлён по плану, с учётом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно

-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведён неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию преподавателя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с

веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя.


Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен составлен правильно;

правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.


Оценка умения решать расчётные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и в решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчётах.

Отметка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.


Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответполный и правильный, на основе изученных теорий, при этом возможна несущественная ошибка;

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы учитываются требования единого орфографического режима.


Примечание

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и

осознанностью ответа (например, обучающийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или обучающийся не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима-

тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).



Оценка (тестовых)письменных контрольных работ

Отметка «5»: 90 ÷ 100 % правильных ответов

Отметка «4»: 80 ÷ 89 % правильных ответов

Отметка «3»: 70 ÷ 79% правильных ответов

Отметка «2»: менее 70% правильных ответов


Оценка внеаудиторной самостоятельной работы № 1

Отметка «5»:

ответ полный и правильный. Цепочки превращений решены согласно предложенного алгоритма. Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.

Отметка «4»:

ответ правильный. При решении цепочек превращений допускается отсутствие условий течения химических реакций. Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.

Отметка «3»:

решено два из четырёх уравнений химических реакций из предложенных цепочек уравнений. Работа сдана не в срок.

Отметка «2»:

при решении цепочек превращений допущены грубые ошибки или задание не сделано.Обучающийся не может применить теоретические знания при решении цепочек превращений.

Оценка внеаудиторной самостоятельной работы № 2

См. Оценка умения решать расчётные задачи

Дополнительно.

Отметка «5», «4»: работа выполнена аккуратно и сдана в срок.

Отметка «3»: в выполнении заданий отсутствует аккуратность, работа сдана не в срок.



Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоение образовательной программы.


Устный контроль: экзамен.

Письменный контроль:

-контрольная работа (1- 7),

-дифференцирован-ный зачёт,

-внеаудиторная самостоятельная работа (1,2,3).

Контроль графика выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающе-гося.

Лабораторно-практический контроль:

(л.р. 1-4 п.р. 1-4).


1.1.чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

1.2.готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

1.3.умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развитии в выбранной профессиональной деятельности;

  1. Метапредметные:

2.1.использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

2.2.использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

  1. Предметные:

3.1.сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

3.2.владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3.3.владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

3.4.сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

3.5.владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

3.6.сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!