Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.09 «Теория музыки»
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
(углубленная подготовка)
Срок обучения 2021-2025 гг
2021
Одобрено Научно-методическим советом Протокол №_от «_ _» ____ 2021 г. | Утверждено На заседании Педагогического совета колледжа от « ___» _____ 2021г. протокол №____ Директор ГБПОУ КК КПК _ ____________ Решетняк О.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Теория музыки разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2014 № 33825).
Укрупненная группа
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Краснодарский педагогический колледж
Разработчик:
Литовченко Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ КК КПК, Почетный работник СПО России
Согласовано
ЦМК музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
Протокол № от «___»____________2021 г.
Председатель ЦМК __________ Литовченко Т.Н.
Рецензенты:
Сочнева Надежда Александровна, заместитель директора по УВР ДШИ №4 МО г. Краснодар
Гассий Елена Валерьевна, методист музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Теория музыки является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 12,12/1,16,58);
- Федеральным Законом от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- Приказом Минобрнауки России №885 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);
- Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 No 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- ППССЗ по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с включением Рабочей программы воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД;
- Локальными актами ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.09 Теория музыки относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
- дать будущим педагогам дополнительного образования в области музыкальной деятельности знания по теории музыке, анализу музыкальных форм, основам гармонии.
Задачи:
- развить у обучающихся гармонический слух;
- раскрыть закономерности ладового, интервального, гармонического строения музыкальных произведений, определяя характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;
- раскрыть характерные признаки музыкальных стилей, форм, жанров, средства музыкальной выразительности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить и разрешать в четырехголосном изложении аккорды, лады, интервалы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы музыкального языка,
- особенности нотирования, элементы музыкальной речи;
- основные гармонические закономерности;
- строение мелодической горизонтали и гармонической вертикали;
- гармонические и метроритмические обороты, интервалы, аккорды, лады,
- особенности гармонии в музыке 17-21 веков.
1.4. Использование часов вариативной части ОП:
- учебная дисциплина ОП.09 Теория музыки изучается за счет использования вариативной части ОПОП: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов, в том числе в форме практической подготовки - 4 часа.
В ходе освоения учебной дисциплины формируются Личностные результаты в соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Тема учебного занятия (или раздела) | Количество часов на тему (или раздел) |
ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Тема 01. Элементарная теория музыки с анализом форм Тема 02. Основы гармонии | 42 92 |
ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Тема 01. Элементарная теория музыки с анализом форм Тема 02. Основы гармонии | 42 92 |
ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Тема 01. Элементарная теория музыки с анализом форм Тема 02. Основы гармонии | 42 92 |
ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Тема 01. Элементарная теория музыки с анализом форм Тема 02. Основы гармонии | 42 92 |
1.5 Содержание профильной практической подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Теория музыки предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практической работы).
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(на 2022-2023 - 2024-2025 учебные годы):
максимальной учебной нагрузки обучающегося _195__часов, в том числе:
в форме практической подготовки _4 часа,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___130__часов,
часов вариативной части учебных циклов (если предусмотрено) 130 _часов
самостоятельной работы обучающегося _65 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего | В т. ч. в форме практ. подг. |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 195 | 2 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 130 | |
в том числе: | | |
практические занятия | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 65 | |
Промежуточная аттестация (форма, семестр) |
Экзамен, 7 семестр | | |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Теория музыки Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Теория музыки | | Всего | В т.ч. в форме практической подготовки | |
Тема 01. Элементарная теория музыки с анализом форм | Содержание учебного материала | 42 | | 1 |
1 | Элементы музыкального языка. Особенности нотирования элементов музыкальной речи | 2 | |
2 | Интервалы, аккорды, лады | 2 | |
3 | Кварто-квинтовый круг тональностей | 2 | |
4 | Гармонические и метроритмические обороты, интервалы, аккорды, лады | 2 | |
5 | Строение мелодической горизонтали и гармонической вертикали | 2 | |
6 | Музыкальные жанры | 2 | |
7 | Принципы тематического развития | 2 | |
8 | Мотивы, интонации, предложения, фразы | 2 | |
9 | Периоды, разновидности | 2 | |
10 | Мелодия, структура: обзор, разбор | 2 | |
11 | Основные музыкальные формы: обзор, разбор | 2 | |
12 | Простые формы: разновидности | 2 | |
13 | Сложные формы: разновидности | 2 | |
14 | Полифонические формы: обзор, разбор, танцевальные виды | 2 | |
15 | Крупная форма: обзор, разбор | 2 | |
16 | Сонатная форма: обзор, разбор | 2 | |
17 | Вариации: обзор, разбор | 2 | |
18 | Рондо: обзор, разбор | 2 | |
19 | Миниатюры, этюды: обзор форм, разбор | 2 | |
20 | Песни: куплетное строение, обзор, разбор | 2 | |
21 | Пьесы, песни для детей современных авторов | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся: | 21 | | 3 |
1 | Выучить элементы музыкального языка | 3 | |
2 | Выучить кварто-квинтовый круг, интервалы, аккорды, лады | 3 | |
3 | Выучить музыкальные жанры | 3 | |
4 | Выучить строение основных музыкальных форм | 3 | |
5 | Выучить строение полифонических, крупных форм | 3 | |
6 | Выучить строение миниатюр, этюдов | 3 | |
7 | Выучить строение песен | 3 | |
Тема 02. Основы гармонии | Содержание учебного материала | 88 | 2 | 1 |
1 | Особенности гармонии в музыке 17-21 веков | 2 | |
2 | Основные гармонические закономерности | 2 | |
3 | Четырехголосный склад | 2 | |
4 | Удвоение, мелодическое положение, расположение аккордов | 2 | |
5 | Построение T53 в тесном расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
6 | Построение S53 в тесном расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
7 | Построение D53 в тесном расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
8 | Построение T53 в широком расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
9 | Построение S53 в широком расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
10 | Построение D53 в широком расположении в С, а, G, e, D, h, A, Е,F, d,g,с | 2 | |
11 | Соотношение аккордов, общие звуки. Способы соединения, голосоведение | 2 | |
12 | Анализ мелодии в периоде. Расстановка функций. Выбор расположения. | 2 | |
13 | Гармонизация мелодии в C,a, G, e (мелодические задачи) | 2 | |
14 | Гармонизация мелодии в D, h, A, Е (мелодические задачи) | 2 | |
15 | Гармонизация мелодии в F, d,g,с (мелодические задачи) | 2 | |
16 | Перемещение аккордов, правила | 2 | |
17 | Гармонизация баса | 2 | |
18 | Скачки | 2 | |
19 | Каденции, период, предложение, типы каденций | 2 | |
20 | К64: бифункциональность, область применения, голосоведение | 2 | |
21 | Секстаккорды главных ступеней | 2 | |
22 | Септаккорды | 2 | |
23 | Гармонизация мелодии, баса с Т6, S6, D6 в мажоре | 2 | |
24 | Гармонизация мелодии, баса с Т6, S6, D6 в миноре | 2 | |
25 | Т64, S64, D64 в проходящих и вспомогательных оборотах | 2 | |
26 | Мелодические задачи с применением Т64, S64, D64 | 2 | |
27 | Басовые задачи с применением Т64, S64, D64 | 2 | |
28 | D7: расположение, приготовление | 2 | |
29 | Способы разрешения D7 | 2 | |
30 | D7: обращения с разрешениями | 2 | |
31 | II53, II6: голосоведение, обороты | 2 | |
32 | Игра оборотов в тональностях до 2-х ключевых знаков | 2 | |
33 | VI53. Прерванная каденция, голосоведение | 2 | |
34 | Игра оборотов в тональностях до 2-х знаков с применением VI53 | 2 | |
35 | II7 с обращениями в тональностях до 2-х знаков | 2 | |
36 | Вводные септаккорды: приготовление, разрешение, голосоведение | 2 | |
37 | Нонаккорды | 2 | |
38 | Секвенции | 2 | |
39 | Отклонения, гармонический анализ | 2 | |
40 | Отклонения, решение задач | 2 | |
41 | Модуляции, примеры | 2 | |
42 | Модуляции в 1-ую степень родства. Общий и модулирующий аккорды (D, S) | 2 | |
| Практические занятия | 4 | 2 | 2 |
1 | Строить и разрешать в четырехголосном изложении аккорды, лады, интервалы | 2 | |
| Практическая работа №1: | | 2 |
1 | Решить гармоническую задачу с отклонениями (16 тактов), используя септаккорды | | |
| | Самостоятельная работа обучающихся: | 44 | | 3 |
1 | Проработка конспектов по теме | 3 | |
2 | Работа с Интернет-ресурсами | 2 | |
3 | Выучить особенности гармонии в музыке 17-21 веков | 3 | |
4 | Выучить удвоение, мелодическое положение, расположение аккордов | 3 | |
5 | Выучить построение T53 в тесном и широком расположении | 3 | |
6 | Выучить построение S53 в тесном и широком расположении | 3 | |
7 | Выучить построение D53 в тесном и широком расположении | 3 | |
8 | Выучить правила перемещений аккордов, гармонизацию баса | 3 | |
9 | Выучить типы каденций, К64 | 3 | |
10 | Выучить секстаккорды, септаккорды | 3 | |
11 | Выучить D7 с обращениями и разрешениями | 3 | |
12 | Выучить VI53. Играть прерванные каденции в тон. до 2-х знаков | 3 | |
13 | Выучить правила голосоведения вводных септаккордов, разрешения | 3 | |
14 | Выучить правила отклонений | 3 | |
15 | Выучить правила модуляций в 1 степень родства | 3 | |
| | Всего по дисциплине | 195 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению (в соответствии с ФГОС)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально – теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; рояль (фортепиано); учебно-методический комплект по ОП.09 Теория музыки.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; экран для проекции видеоматериалов, выход в Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Учебники:
1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО /отв.ред. А.В. Золотарева. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.
3. И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии» - М.:Музыка: htttp://ldn-knigi.lib.ru Nina & Leon Dotan - с. 436
4.Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для СПО /под ред. Л.В. Байбородовой. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт, 2018. – 241 с.
3.2.2 Дополнительная литература:
1. Способин, И. Музыкальная форма - М.: Планета музыки, 2020. - 141 с.
3.2.3 Интернет-ресурсы и электронные издания
1.Нотный архив профессора Б. Тараканова: http://notes.tarakanov.net
2. Образовательный портал «КиберЛенинка»: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-pedagogika-v-uchebnom-protsesse
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Личностные результаты | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | | |
элементы музыкального языка | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
особенности нотирования, элементы музыкальной речи | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
основные гармонические закономерности | ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
строение мелодической горизонтали и гармонической вертикали | ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
гармонические и метроритмические обороты, интервалы, аккорды, лады | ЛР-О3 (ЛР 15): Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
особенности гармонии в музыке 17-21 веков | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | | |
строить и разрешать в четырехголосном изложении аккорды, лады, интервалы | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Экспертная оценка на практическом занятии, экзамене |
4