СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 10 класса по курсу "Развитие речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса по курсу "Развитие речи". Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10 класса по курсу "Развитие речи"»






Рабочая программа по курсу « Развитие речи»

для 10 класса


составлена на базе программы

по развитию речи для 8, 9 класса

(авторы: В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина)








Составитель программы

Созыева Г.С.







Абакан

2018




















Пояснительная записка


Настоящая программа разработана в связи с увеличением объема часов на развитие речи по учебному плану для специальной (коррекционной) школы II вида (приказ Министерства РФ от 10.04.2002 г. №29/2065П).

Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы по развитию речи для 8, 9 классов, автор В. В. Бабайцева, Е. И. Никитина. //Программно-методические материалы. Русский язык 5 - 9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова, М.: Дрофа, 2002, которая является допущенной Департаментом общего среднего образования МО РФ, и учебников автора Е..И. Никитиной «Русский язык. Развитие речи. 8 класс», «Русский язык. Развитие речи. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Программа составлена на 102 ч. в 10 классе на 1 год в соответствии с учебным планом школы.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Задачи образовательного характера направлены на обогащение активного и пассивного словаря, грамматического строя речи учащихся, навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыком сознательного, выразительного чтения, осмысления прочитанного, развития кругозора учащихся.

К воспитательным задачам относится морально-этическое и эстетическое воспитание школьников. Решение этих задач достигается изучением текстов идейно-тематического, социально значимого содержания.

Коррекционные задачи уроков развития речи обусловлены речевым недоразвитием слабослышащих. Это задачи максимального обогащения словаря учащихся, развития их связной устной и письменной речи, закрепления навыка грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Программа курса включает в себя изучение следующих разделов: «Речь устная и письменная», «Текст», «Стили речи», «Композиционные формы речи».

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является особый контингент учащихся. Это слабослышащие и глухие дети с сенсоневральной тугоухостью I-IV степени, которая проявляется в ограниченном словарном запасе, неточном понимании и неправильном употреблении слов, ограниченном понимании устной речи и читаемого текста, в недостатках грамматического строя речи и в произношении.

Учитывая психофизические возможности школьников, уроки по развитию речи в школе для слабослышащих отличаются коррекционной направленностью и обеспечивают формирование речевых навыков, развитию слухового и слухо-зрительного восприятия. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к современным технологиям обучения:

  • технология развивающего обучения;

  • технология личностно ориентированного обучения;

  • технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса: разноуровневое обучение; групповые технологии; информационно-коммуникативные технологии (с включением компьютерных средств обучения).

Целесообразно курсу данной программы применяются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский (в индивидуальной работе для обучающихся продвинутого уровня).

Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от реальной подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: изложение, сочинение.

Содержание рабочей программы по развитию речи в 10 классе

(102 часа)


Раздел I


Углубление изученных ранее понятий связной речи

(13 часов)

Речь устная и письменная. Текст.


Раздел II


Текст. Углубление изученного

(5 часов)

Микротема. Микротекст.


Раздел Ш


Углубление понятий о средствах связи частей текста

(30 часов)

Цепная и параллельная связь. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Обращение как средство связи.


Раздел IV


Стили речи. Расширение понятий о стиле речи

(20 часов)

Публицистический и художественный стили. Разговорный стиль. Научный стиль.

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной форме в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания с соблюдением норм литературной речи, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразно-выразительных средств языка.


Раздел V


Композиционные формы речи

(27 часов)

Рассуждение на литературную тему. Описание по воображению. Описание по картине. Рассказ. Аннотация.


Повторение

(7 часов)

Текст. Типы речи. Стили речи.


Тематический план по развитию речи

10 класс

(102 часа)


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов


I.



I.1.

I.2.



I.3.

I.4.



I.5.

I.6.


II.


II. 1

II.2


Ш.



III. 1

Ш.2

Ш.З


Ш.4


III.5

Ш.6

III. 7


Ш.8


III.9


III. 10

III. 11

III. 12


III. 13



IV.



IV. 1

IV.2

IV.3

IV.4


IV.5


V.


V. l


V.2


V. 3

V. 4


V. 4. 1

V. 4. 2 V. 4. 3

V. 4. 4




Раздел I. Речь устная и письменная. Углубление

изученных ранее понятий связной речи


Повторение изученного об устной и письменной речи.

Сочинение на основе личных впечатлений (тема по выбору: «Как я провел лето», «Моя школа», «Осенний пейзаж»).

Уметь говорить и слушать. Пишут всегда для кого-то.

Сочинение на основе личных впечатлений (тема по выбору: «Солнечный день», «Лето», «Любимое время года», «О чём я мечтаю?»).

Что значит - талантливый читатель? Словесное рисование.

Изложение, близкое к тексту «Нa Еловом ручье».


Раздел II. Текст. Углубление изученного


Микротема. Микротекст.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».


Раздел Ш. Основные способы и средства связи

предложений в тексте. Углубление понятия


Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Изложение, близкое к тексту «Честный поступок князя Прозоровского».

Устное рассказывание по картине В. Перова «Охотники на привале».

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Изложение, близкое к тексту «Фунтик».

Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

Устное рассказывание по картине И. Репина «Осенний букет».

Инверсия. Инверсия главных членов предложения, согласованных определений, дополнений и обстоятельств.

Изложение, близкое к тексту «Дедал и Икар».

Риторический вопрос.

Устное рассказывание текста «Пятерка по нелюбимому предмету».

Обращение как средство связи предложений в тексте.

Резервный урок.


Раздел IV. Стили речи. Обобщение и углубление изученного.


Официально-деловой стиль.

Публицистический стиль.

Художественный стиль.

Сочинение по картине П. А. Федотова «Сватовство майора».

Научный стиль.


Раздел V. Композиционные формы речи


Рассуждение на литературную тему. Разновидность рассуждения – сравнение.

Изложение с элементами сочинения (на литературную тему по выбору)

Описание по воображению и памяти.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Рассказ. Повторение изученного.

Изложение, близкое к тексту «Первая вилка в Англии».

Аннотация.

Контрольное изложение «Любовь к литературе».

Резервный урок.


Повторение

Текст.

Типы речи.

Стили речи.

Резервный урок.


Итоговый урок.





13


1



3

2



2

2

3


5


2

3



30


2

2


3


2

1

3


2


2


2

3

2


2

3

1


20



4

4

5


3

4


27



5


3

3


3

3

3

2

3

2


7

2

2

2

1


1

Требования к результатам обучения по развитию речи в 10 классе (102 часа)


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Обучающиеся

должны

знать

Обучающиеся

должны

уметь

Формы контроля


I.


Раздел I.

Речь устная и письменная


Повторение изученного об устной и письменной речи.


Сочинение на основе личных впечатлений (тема по выбору: «Как я провел лето», «Моя школа», «Осенний пейзаж»).


Уметь говорить и слушать. Пишут всегда для кого-то.


Сочинение на основе личных впечатлений (тема по выбору: «Солнечный день», «Лето», «Любимое время года», «О чём я мечтаю?»).

Что значит - талантливый читатель? Словесное рисование.


Изложение, близкое к тексту «Нa Еловом ручье».


13




Знать о формах речи (устной и письменной).










Освоить основную лексику изучаемых отрывков из литературных, в том числе публицистических произведений.




Уметь давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемой темой;


Уметь писать сочине­ние-миниатюру, сочинение на свобод­ную тему небольшого объема.

Уметь выразительно читать отрывок из текста, соблюдая интонацию, логические ударения, паузы.




Сочинение на основе

личных впечатлений







Сочинение на основе

личных впечатлений


Изложение, близкое к тексту

«На Еловом ручье».

II.

Раздел II.

Текст.


Микротема. Микротекст.




Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».



5



Знать, что такое микротекст, микротема.




Знать основные сведения о художнике И.И. Левитане, композицию и основное на­строение картины И.И. Левитана «Золотая осень».



Уметь практически определять микротему, микротекст.



Уметь давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением искусства, объяснять композицию картины, словесно описывать настроение картины И.И. Левитана «Золотая осень».








Сочинение по картине

И.И. Левитана «Золотая осень».

III.

Раздел III.


Основные способы

и средства связи

предложений в тексте.


Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте.

Изложение, близкое к тексту «Честный поступок князя Прозоровского».

Устное рассказывание по картине В. Перова «Охотники на привале».


Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Изложение, близкое к тексту «Фунтик».


Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

Устное рассказывание по картине И. Репина «Осенний букет».

Инверсия. Инверсия главных членов предложения,

согласованных определений, дополнений и обстоятельств.

Изложение, близкое к тексту «Дедал и Икар».



Риторический вопрос. Устное рассказывание текста «Пятерка по нелюбимому предмету».

Обращение как средство связи предложений в тексте.





30














Знать основные способы, средства связи предложений в тексте, роль заглавия, инверсии главных членов предложения,

согласованных определений, дополнений и обстоятельств.



Знать, что такое риторический вопрос, обращение как средство связи предложений в тексте.



Знать, как работать со справочной литературой.

Освоить основную лексику изучаемых отрывков из литературных (в том числе публицистических) произведений при написании изложений.

Знать, как составляется план (про­стой и сложный) для последовательного написания будущего изложения.







Уметь определять роль заглавия, инверсии главных членов предложения, согласованных определений, дополнений и обстоятельств как средства связи предложений в тексте.

Определять в тексте роль риторического вопроса, обращения как средство связи предложений в тексте.



Уметь пользоваться словарями (толковыми, орфографическими, орфоэпическими, энциклопедическими) при самостоятельной работе.

Уметь строить пересказ текста — подробный, сжатый, близко к тексту.

Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, рассказывать о прочитанном тексте (в т.ч. с опорой на план), составлять план (про­стой и сложный) для последовательного написания будущего изложения.










Изложение, близкое к тексту «Честный поступок князя Прозоровског».






Изложение, близкое к тексту «Фунтик».










Изложение, близкое к тексту «Дедал и Икар».

IV.

Раздел IV.

Стили речи.


Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.


Художественный стиль. (Работа над текстами худ. стиля: «Бим», «Уголок Дурова», «Грибная история», «О картинах Третьяковской галереи»).


Научный стиль.

Сочинение по картине П. А. Федотова «Сватовство майора».

Резервный урок.



20



Знать стили речи, цель и характерные особенности определённого стиля, сферу применения официально-делового, публицистического, художественного и научного стиля.





Знать основные сведения о художнике П. А. Федотове, композицию, на­строение картины «Сватовство майора».

Уметь определять стили речи, цель и характерные особенности определённого стиля, сферу применения официально-делового, публицистического, художественного и научного стиля.















Сочинение по картине П. А. Федотова «Сватовство майора».

V.

Раздел V.

Композиционные

формы речи.


Рассуждение на литературную тему. Разновидность рассуждения – сравнение.

Изложение с элементами сочинения (на литературную тему по выбору)

Описание по воображению и памяти.

Описание по картине.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Рассказ.

Изложение, близкое к тексту

«Первая вилка в Англии».

Аннотация.

Резервный урок.



27








Знать композиционные формы речи, разновидность

рассуждения – сравнение, что такое описание по воображению и памяти, описание по картине.

Знать особенности рассказа, аннотации.

Знать основные сведения о художнике И.И. Левитане композицию и основное на­строение картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Уметь определять композиционные формы речи, в том числе разновидность

рассуждения – сравнение, описывать по воображению и памяти, по картине.

Уметь составлять мини-рассказ, аннотацию. Уметь самостоятельно давать оценку изученным произведениям искусства и литературы.








Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».


Изложение, близкое к тексту

«Первая вилка в Англии».


Повторение.


Текст.

Типы речи.

Стили речи.

Резервный урок.



Итоговый урок.


7








1


Знать отличительные признаки текста.

Знать типы и стили речи.

Указывать признаки текста;

уметь практически определять принадлежность текста к тому или иному типу, стилю.














Список литературы

Для учителя

  1. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений /Текст/. Зикеев А. Г. - М.: Академия, 2000.

  2. Никитина, Е. И. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русский язык» 8 класс /Текст/ Никитина Е. И. - М.: «Дрофа», 2008.

  3. Никитина, Е. И. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русский язык» 9 класс /Текст/ Никитина Е. И. - М.: «Дрофа», 2008.


Для обучающихся


  1. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка /Текст/ Авторы – составители: Жуков В. П., Жуков А. В. – М.: Просвещение, 1999.

  2. Крысин, Л. П. Школьный словарь иностранных слов / Автор – составитель Крысин Л. П. – М.: 1997.

  3. Лапатухин, М.С. Школьный толковый словарь русского языка / Авторы – составители: Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В. – М.: Просвещение, 1999.

  4. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / Автор - составитель Львов М. Р. – М.: Просвещение, 1999.

  5. Никитина, Е. И. «Русский язык. Развитие речи. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Автор - составитель Никитина Е. И. – М.: «Дрофа», 2008.

  6. Никитина, Е.И. «Русский язык. Развитие речи. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Автор - составитель Никитина Е. И. – М.: «Дрофа», 2008.

  7. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс /Авторы – составители: Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – М.: «Дрофа», 2004.















10

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!