Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , утвержденного приказом №373 от 6 .10.2009 г.
Федерального закона № 273-ФЗ об образовании в Российской Федерации
Учебного плана МОУ- СОШ с.Комсомольское на 2020 – 2021 уч. г.
Примерной и авторской программы начального общего образования по математике, В. Н. Рудницкой.
На изучение математики во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными
задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в
повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково - символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями
вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:
натуральные числа от 20 до 100 в прямом и обратном порядке;
следующее (предыдущее) при счете число;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади;
одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
компоненты арифметических действий;
геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
числа в пределах 100;
узнавать, во сколько раз одно число больше или меньше другого;
длины отрезков;
различать:
отношения «больше в…» и «больше на…», «меньше в…» и «меньше на…»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
российские монеты, купюры разного достоинства;
прямые и непрямые углы;
периметр и площадь прямоугольника;
окружность и круг;
читать:
числа в пределах 100, записанные цифрами;
записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм.
приводить примеры:
однозначных и двузначных чисел;
числовых выражений;
моделировать:
десятичный состав двузначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
числовое выражение (название, как составлено);
многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
углы (прямые, непрямые);
числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами двузначные числа;
решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
строить окружность с помощью циркуля;
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
формулировать:
свойства умножения и деления;
определения прямоугольника и квадрата;
свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
центр и радиус окружности;
координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
луч и отрезок;
характеризовать:
расположение чисел на числовом луче;
взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки));
решать учебные и практические задачи:
выбирать единицу длины при выполнении измерений;
обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
составлять несложные числовые выражения;
выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Содержание тем учебного курса
Сложение и вычитание в пределах 100.
Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр I, II, III, IV, V.
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.
Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.
Числовой луч. Координата точки. Сравнение чисел с использованием числового луча.
Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики. Старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).
Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Х. Кюизенера.
Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора при вычислениях.
Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Периметр многоугольника и его вычисление. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.
Таблица умножения однозначных чисел.
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Практические способы нахождения площадей фигур.
Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).
Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа и числа по нескольким его долям.
Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.
Отношения «меньше в…» и «больше в…». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Выражения.
Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений.
Угол. Прямой и непрямой углы. Прямоугольник (квадрат).
Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Понятие о переменной. Выражение, содержащее переменную. Нахождение значений выражения с переменной при заданном наборе ее числовых значений. Запись решения задач, содержащих переменную.
Элементы арифметики
Сложение и вычитание в пределах 100. Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча. Практические слоя сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел). Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Таблица умножения однозначных чисел. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа. Умножение и деление с 0 и 1. Свойства умножения: умножать числа можно в любом порядке. Отношения «меньше в ...» и «больше в …». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Выражения
Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки, нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.
Величины
Единица длины метр и ее обозначение. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд). Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2 , см2 , м2 ).
Геометрические понятия
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости. Угол. Прямой и непрямой углы. Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Повторение
Календарно- тематическое планирование по математике - 2 класс
№ п/п | Наименование разделов. Тема урока | к/ч | Дата |
план | факт |
Числа 10, 20, 30,40…100 | 2 | | 1 чет |
1 | Числа 10, 20, 30, …, 100 | 1 | 2.09 | |
2 | Чтение и запись чисел | 1 | 3.09 | |
Двузначные числа и их запись | 4 | | |
3 | Двузначные числа и их запись. | 1 | 7.09 | |
4 | Диагностическое обследование (начало года) | 1 | 8.09 | |
5 | Работа над ошибками. Десятичный состав двузначного числа. | 1 | 9.09 | |
6 | Контрольная работа по теме «Запись и сравнение двузначных чисел») | 1 | 10.09 | |
Луч и его обозначение | 3 | | |
7 | Анализ самостоятельной работы. Геометрическая фигура- луч. | 1 | 14.09 | |
8 | Луч и его обозначение. | 1 | 15.09 | |
9 | Обозначение луча буквами латинского алфавита. | 1 | 16.09 | |
Числовой луч. | 3 | | |
10 | Числовой луч. | 1 | 17.09 | |
11 | Единичные отрезки числового луча | 1 | 21.09 | |
12 | Построение числового луча. | 1 | 22.09 | |
Метр. Соотношения между единицами длины. | 3 | | |
13 | Метр. | 1 | 23.09 | |
14 | Самостоятельная работа по теме «Соотношения между единицами длины.» | 1 | 24.09 | |
15 | Анализ самостоятельной работы. Практические измерения с помощью инструментов. Действия с величинами. | 1 | 28.09 | |
Многоугольник и его элементы. | 3 | | |
16 | Многоугольник и его элементы. | 1 | 29.09 | |
17 | Свойство числа сторон, вершин и углов | 1 | 30.09 | |
18 | Многоугольник. Обозначение многоугольника. | 1 | 1.10 | |
Частные случаи сложения и вычитания | 3 | | |
19 | Устные приемы сложения и вычитания | 1 | 5.10 | |
20 | Сложение и вычитание вида 26±2. | 1 | 6.10 | |
21 | Сложение и вычитание вида 26±10 | 1 | 7.10 | |
Запись сложения столбиком | 3 | | |
22 | Запись сложения столбиком без перехода через разряд | 1 | 8.10 | |
23 | Запись сложения столбиком | 1 | 12.10 | |
24 | Сложение двузначных чисел без перехода через разряд | 1 | 13.10 | |
Запись вычитания столбиком | 4 | | |
25 | Запись вычитания столбиком без перехода через разряд | 1 | 14.10 | |
26 | Запись вычитания столбиком | 1 | 15.10 | |
27 | Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд | 1 | 19.10 | |
28 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 20.10 | |
Сложение двузначных чисел | 3 | | |
29 | Работа над ошибками. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд | 1 | 21.10 | |
30 | Отработка вычислительных навыков. | 1 | 22.10 | |
31 | Сложение двухзначных чисел. Решение задач. | 1 | 5.11 | 2 чет |
Вычитание двузначных чисел | 3 | | |
32 | Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд | 1 | 9.11 | |
33 | Поразрядное вычитание натуральных чисел в пределах 100. | 1 | 10.11 | |
34 | Отработка вычислительных навыков. | 1 | 11.11 | |
Периметр многоугольника. | 3 | | |
35 | Периметр многоугольника. | 1 | 12.11 | |
36 | Вычисление периметра многоугольника | 1 | 16.11 | |
37 | Самостоятельная работа «Периметр многоугольника.» | 1 | 17.11 | |
Окружность, её центр и радиус | 2 | | |
38 | Анализ самостоятельной работы. Геометрическая фигура-окружность | 1 | 18.11 | |
39 | Окружность, её центр и радиус. | 1 | 19.11 | |
Взаимное расположение фигур на плоскости. | 2 | | |
40 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 1 | 23.11 | |
41 | Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры | 1 | 24.11 | |
| Умножение числа 2. | 3 | | |
42 | Умножение числа 2. | 1 | 25.11 | |
43 | Деление числа на 2 | 1 | 26.11 | |
44 | Половина числа. | 1 | 30.11 | |
Умножение числа 3 | 4 | | |
45 | Умножение числа 3. | 1 | 1.12 | |
46 | Деление числа на 3 | 1 | 2.12 | |
47 | Треть числа. | 1 | 3.12 | |
48 | Таблица умножения на 3. Деление на 3. | 1 | 7.12 | |
Умножение числа 4 | 4 | | |
49 | Умножение числа 4. | 1 | 8.12 | |
50 | Диагностическое обследование (середина года) | 1 | 9.12 | |
51 | Работа над ошибками. Деление числа на 4. Четверть числа. | 1 | 10.12 | |
52 | Умножение числа 4. Решение задач | 1 | 14.12 | |
Умножение числа 5 | 6 | | |
53 | Умножение числа 5. | 1 | 15.12 | |
54 | Деление числа на 5. Пятая часть числа. | 1 | 16.12 | |
55 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 17.12 | |
56 | Работа над ошибками. Нахождение пятой части числа действием деления | 1 | 21.12 | |
57 | Таблица деления на 5. | 1 | 22.12 | |
58 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | 1 | 23.12 | |
Умножение числа 6 | 5 | | |
59 | Умножение числа 6 | 1 | 24.12 | |
60 | Деление числа на 6. | 1 | 11.01 | 3 чет |
61 | Шестая часть числа. | 1 | 12.01 | |
62 | Табличные случаи умножения и деления с числами 4,5 и 6. | 1 | 13.01 | |
63 | Таблица умножения на 6. | 1 | 14.01 | |
Площадь фигуры Единицы площади. | 4 | | |
64 | Площадь фигуры. | 1 | 18.01 | |
65 | Единицы площади и их обозначения | 1 | 19.01 | |
66 | Нахождение площади фигур с помощью палетки. | 1 | 20.01 | |
67 | Самостоятельная работа по теме «Табличные случаи умножения и деления на 4,5 и 6» | 1 | 21.01 | |
Умножение и деление числа на 7 | 5 | | |
68 | Анализ самостоятельной работы. Умножение числа на 7.. | 1 | 25.01 | |
69 | Деление числа на 7 | 1 | 26.01 | |
70 | Седьмая часть числа | 1 | 27.01 | |
71 | Нахождение седьмой части числа действием деления | 1 | 28.01 | |
72 | Случаи деления на 7 . | 1 | 1.02 | |
Умножение числа 8 Деление числа на 8 | 5 | | |
73 | Умножение числа 8 | 1 | 2.02 | |
74 | Деление числа на 8 | 1 | 3.02 | |
75 | Восьмая часть числа. | 1 | 4.02 | |
76 | Нахождение восьмой части числа действием деления | 1 | 8.02 | |
77 | Случаи деления на 8. | 1 | 9.02 | |
Умножение числа 9 Деление числа на 9 | 6 | | |
78 | Умножение числа 9 | 1 | 10.02 | |
79 | Деление числа на 9 | 1 | 11.02 | |
80 | Девятая часть числа. | 1 | 15.02 | |
81 | Нахождение девятой части числа действием деления | 1 | 16.02 | |
82 | Случаи деления на 9. | 1 | 17.02 | |
83 | Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление с числами 6, 7,8 и 9» | 1 | 18.02 | |
Во сколько раз больше или меньше? | 5 | | |
84 | Анализ самостоятельной работы. Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? | 1 | 22.02 | |
85 | Взаимосвязь понятий «больше в…», «меньше в…» | 1 | 24.02 | |
86 | Взаимосвязь понятий «больше в…», «меньше в…». Закрепление | 1 | 25.02 | |
87 | Кратное сравнение чисел. | 1 | 1.03 | |
88 | Кратное сравнение. Решение задач. | 1 | 2.03 | |
Решение задач | 8 | | |
89 | Решение задач на увеличение в несколько раз с опорой на фишки. | 1 | 3.03 | |
90 | Решение задач на увеличение в несколько раз. | 1 | 4.03 | |
91 | Решение задач на уменьшение в несколько раз с опорой на фишки. | 1 | 9.03 | |
92 | Решение задач на уменьшение в несколько раз. | 1 | 10.03 | |
93 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | 11.03 | |
94 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Оформление в тетради. | 1 | 15.03 | |
95 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | 16.03 | |
96 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть | 1 | 17.03 | |
Нахождение нескольких долей числа. | 6 | | |
97 | Работа над ошибками. Нахождение нескольких долей числа. | 1 | 18.03 | |
98 | Нахождение нескольких частей числа | 1 | 22.03 | |
99 | Вычисления с помощью действий умножения и деления | 1 | 23.03 | |
100 | Решение арифметических задач | 1 | 1.04 | 4 чет |
101 | Нахождение числа по нескольким его долям. | 1 | 5.04 | |
102 | Нахождение нескольких долей числа. Решение задач. | 1 | 6.04 | |
Названия чисел в записях действий | 4 | | |
103 | Название компонентов арифметических действий (сложение, вычитание) | 1 | 7.04 | |
104 | Название компонентов арифметических действий (умножение ) | 1 | 8.04 | |
105 | Название компонентов арифметических действий (деление). | 1 | 12.04 | |
106 | Доля числа. Название чисел в записях действий. | 1 | 13.04 | |
Числовые выражения | 7 | | |
107 | Работа над ошибками Числовые выражения. | 1 | 14.04 | |
108 | Значение числового выражения | 1 | 15.04 | |
109 | Числовые выражения. | 1 | 19.04 | |
110 | Составление числовых выражений. | 1 | 20.04 | |
111 | Вычисление значений числовых выражений, содержащих скобки | 1 | 21.04 | |
112 | Способы чтения числовых выражений. | 1 | 22.04 | |
113 | Контрольная работа по теме «Числовые выражения» (с.46) | 1 | 26.04 | |
Угол | 3 | | |
114 | Работа над ошибками. Геометрическая фигура -угол. | 1 | 27.04 | |
115 | Прямой угол. | 1 | 28.04 | |
116 | Переменная. | 1 | 29.04 | |
Прямоугольник. Квадрат | 9 | | |
117 | Прямоугольник. Квадрат | 1 | 3.05 | |
118 | Распознавание прямоугольника (квадрата) на чертеже на глаз и с помощью измерений | 1 | 4.05 | |
119 | Свойства прямоугольника. Решение текстовых задач. | 1 | 5.05 | |
120 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | 6.05 | |
121 | Диагонали прямоугольника | 1 | 10.05 | |
122 | Диагностическое обследование №3(конец года) | 1 | 11.05 | |
123 | Работа над ошибками. Свойства прямоугольника. | 1 | 12.05 | |
124 | Площадь прямоугольника. Правила вычисления площади прямоугольника | 1 | 13.05 | |
125 | Итоговая контрольная работа за курс 2 класса. | 1 | 17.05 | |
Повторение | 5 | | |
126 | Работа над ошибками. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100 | 1 | 18.05 | |
127 | Табличные случаи умножения и деления с числами 2,3,4,5,6,7,8 и 9 | 1 | 19.05 | |
128 | Повторение по теме «Арифметические задачи» | 1 | 20.05 | |
129 | Повторение. Площадь фигур. | 1 | 24.05 | |
130 | Обобщающий урок. | 1 | 25.05 | |