ПРИЛОЖЕНИЕ К НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю Директор МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева ________________ А.В. Бубнова Приказ № ___ от _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУРСу)
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«КЛАССНЫЙ ЧАС»
3 «Б» КЛАСС
НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Черепкова Оксана Анатольевна
Учитель начальных классов
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Классный час» для 3 класса составлена с учетом требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Примерной основной образовательной программы ОУ(утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Программа составлена на основе авторской программы «Классные часы. Духовно нравственное воспитание: этническая грамотность» Савельева С.С, Смирнова Е.А, Дикова Т.В./ Коломна, 2017Классные часы. 3 класс Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. 2016 Издание: 3-е изд., перераб. и доп. Издательство: Издательство "ВАКО" Максимова Г.Н. Классные часы. М. 2016 г.
Цели:
создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
формировать представления о товариществе и дружбе;
активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
Программа построена с учётом следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
Место предмета в учебном плане.
Программа для 3 класса рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю. По учебному плану школы – 34 часа. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 33 ч. Программа будет пройдена за счет уплотнения и обобщения учебного материала и часов, выделенных на повторение. Таким образом, программа будет пройдена полностью.
Результаты освоения курса.
Личностные.
Ученик научится:
ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
будет знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;
разовьёт этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Ученик получит возможность научиться:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
научиться понимать чувства других людей и сопереживание им
получить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Ученик получит возможность научиться:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
Познавательные УУД:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Ученик получит возможность научиться:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
Ученик получит возможность научиться:
иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные.
Ученик научится:
соблюдать гигиенических правил;
бережно относиться к природе;
развить чувства ответственности, самостоятельности;
сформирует стремления быть полезным окружающим;
стремления к здоровому образу жизни.
систематизировать нравственные качеств и этическое сознание;
ощущать потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Ученик получит возможность научиться:
проявлять уважение к правам и обязанностям человека;
разовьёт чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
научится бережно относиться к здоровью и здоровому образу жизни;
научится бережно относиться к природе, к окружающей среде.
Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родном городе, районе, крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.
Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем: | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме: | Плановые сроки прохождения | Скоррек тированные сроки прохождения |
1 | Здравствуй, 3 класс! | Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со шко- лой, создать настрой на учебную деятельность. Помочь быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул. | 02.09 | |
2 | Культура общения | Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, ко- торые облегчают установление контактов, сохраняют естест- венность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия. Воспитывать культуру поведения. | 09.09 | |
3 | Этика и этикет. | Создать первоначальное представление об этике и значении ее в жизни человека. Способствовать развитию интереса к проблеме «Что значит быть человеком?». | 16.09 | |
4 | Школьный этикет. Правила этикета: знакомство | Воспитывать культуру поведения. Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения. Научить детей правильно знакомиться. | 23.09 | |
5 | Правила этикета: как дарить подарки. Правила этикета: движения при общении. | Расширять представления младших школьников о правилах хорошего тона. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу. Дать учащимся знания о правильных движениях при общении. Формировать умения правильно садиться, сидеть, вставать, стоять, ходить, наклоняться и жестикулировать при деловом и личностном общении. | 30.10 | |
6 | Что может носовой платок? | Научить соблюдать нормы гигиены. Развивать творческие способности. | 07.10 | |
7 | Услышать сердце человека. | Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки. Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие». | 14.10 | |
8 | Мы – дружный класс. | Повысить уровень сплоченности класса. Пробудить у детей положительные эмоции. Воспитывать доверительное отношение к одноклассникам. | 21.10 | |
9 | Игры на доверие. Познай самого себя | Развивать умения понимать состояние другого человека, са- мому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдатель- ность, внимание, доверительность и интуицию. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений. Способствовать сплочению коллектива. Обучить основам работы с тестами. Стимулировать учащихся к познанию собственного Я. | 28.10 | |
10 | Как добиться успеха? Взаимопонимание в классе. | Познакомить учащихся с формулой успеха. Развивать уверенность в себе, в своих силах. Обучать методам самовоспитания. | 11.11 | |
11 | Справедливость к одноклассникам и к себе. | Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе). Способствовать формированию этого качества в ребенке. | 18.11 | |
12 | Я и мои друзья. | На примере прочитанных рассказов, стихов составить у уча- щихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе. Воспитывать взаимоуважение, обучать вежливому обраще- нию ребят друг с другом. | 25.12 | |
13 | Что такое ответственность? | на основе анализа знакомых литературных произве- дений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки. | 02.12 | |
14 | Энергосбережение. | Формировать основы экологического сознания детей. Способствовать воспитанию навыков экологически устойчи- вого и безопасного стиля жизни. Привлечь внимание учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов. Вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению. Стимулировать интерес к научным исследованиям и практи- ческому применению знаний, полученных в школе. | 09.12 | |
15 | Терпение и труд все перетрут. | На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд. Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам. | 16.12 | |
16 | Зимние каникулы | Привлекать школьников к занятиям спортом, развивать силу, ловкость, смекалку. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу. | 23.12 | |
17 | Вперед, мальчишки! | Расширять кругозор учащихся. Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение. Развивать смекалку. | 30.12 | |
18 | Государственная символика | Вспомнить о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика – это общечеловеческая, госу- дарственная ценность. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран. | 13.01 | |
19 | Рыцарский герб. | 20.01 | |
20 | Права ребенка в новом веке. | Познакомить с основным законом – Конституцией России, дать представления о правах ребенка, объяснить детям, что означает понятие «право», где отражены права. Формировать представление о правах и обязанностях школьника. | 27.01 | |
21 | На что имеем право (продолжение). | Дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны. Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни. | 03.02 | |
22 | Конвенция о правах ребенка. | Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Дать представление о правах ребенка. | 10.02 | |
23 | Началось все с колеса… | Познакомить детей с историей создания автомобиля. Развивать у них смекалку, внимание, память, мышление. | 17.03 | |
24 | «Видимое» искусство. | Развивать смекалку, фантазию, наблюдательность. Расширять знания детей. Воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников ду- мать об окружающем мире, заботиться о природе и беречь ее. | 02.03 | |
25 | Кто хочет на загадки находить отгадки? | Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кру- гозор, обогащать речь детей. Способствовать активизации познавательной деятельности. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творче- ства. | 16.03 | |
26 | Словесные головоломки.. | Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. Развивать лингвистические способности детей, умение акти- визировать лексический запас. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг. | 23.03 | |
27 | Шарик-смешарик | Способствовать сплочению детского коллектива. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, находчи- вость, творческие способности детей.. Расширить представления детей об освоении космического пространства. Развивать умения сотрудничать друг с другом, работать в группах. | 30.03 | |
28 | Космические дали. | 06.04 | |
29 | Твое здоровье. | Способствовать воспитанию здорового образа жизни, береж- ного и вдумчивого отношения к своему здоровью. Обучить несложным упражнениям, тренирующим зрение. | 13.04 | |
30 | Киндер-шоу В стране мульти-пульти. | Развивать у детей наглядно-образное и словесно-логическое мышление, познавательную активность, творческую фанта- зию, внимание. Воспитывать чувство товарищества. Способствовать сплочению детского коллектива. Развивать память, мышление, внимание детей. Расширять их кругозор. | 20.04 | |
31 | Следствие ведут знатоки. Опасные и безопасные ситуации. | Развивать речь, логическое мышление, творческие способ- ности детей. Воспитывать коллективистские качества: взаимопомощь, взаимовыручку, взаимодоверие. Показать, какие опасности подстерегают детей в повседнев- ной жизни. Обсудить с ними опасные и безопасные ситуации. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения. | 27.04 | |
32 | Помни Правила дорожного движения. | Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обра- тить внимание на необходимость их соблюдения. Способствовать формированию у детей стереотипа безопас- ного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. Повторить и закрепить знания о том, как правильно перехо- дить улицы и дороги. | 18.05 | |
33-34 | Повторение. Земля – наш дом. Правила поведения в лесу. | Формировать у детей экологические знания, нравственно- ценностное отношение к природе. Включать учащихся в разноплановую творческую деятель- ность экологического содержания. Воспитывать любовь к Родине. Повторить правила поведения в лесу. Обучить навыкам безопасного поведения. | 25.05 | |
Материально-техническое обеспечение:
Литература для учителя:
Максимова Т.Н. Классные часы: 3 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. / Авт.-сост. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2016. 256 с. – (Учебный год).
Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме. М.:2015.
Е.М.Аджиева, Л.А.Байкова 50 сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск»,2013.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы-М.: Глобус, 2012.
Джежелей О.В. Читаем и играем: пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. – М.: «Просвещение», 2015.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: - М.: «Просвещение», 2015.
Технические средства обучения:
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Колонки.
Принтер.
Слайды, картинки со сказочными героями, плакаты с пословицами, муляжи овощей и фруктов.
СД– диски;
Аудио и видео кассеты;
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Учитель МОУ школы №5 Заместитель директора по УВР
_______________________ _________________________________
«______» _____________ «_____»___________________________