Рабочая программа по литературному чтению
Учебник: Литературное чтение, 4 класс в 2 ч.
Автор: Климанова Л. Ф.
Издательство:М., Просвещение
Год издания: 2019 г.
Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю).
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературного чтения обучающийся должен
знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов.
2.Содержание учебного предмета
Летописи. Былины. Жития 6. ч/
Былина. «Ильины три поездочки». "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего". Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики /9ч./
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов . «Ашик-Кериб». Л.Н. Толстой «Детство». А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь /7ч./
К.Д.Ушинский «Четыре желания» Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».Н.А. Некрасов «Саша», И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки /10ч./
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час /5ч./
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки».В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства /5 ч./
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Природа и мы /8ч./
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». С.А. Есенин «Лебёдушка». М.М. Пришвин «Выскочка». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Родина /6ч./
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». «Песня защитников Брестской крепости»
Страна Фантазия /4ч. /
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература /8ч./
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Из них внеклассного чтения 17 часов
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов | Авторская программа | Рабочая программа | Вн. чтение | Тех. чтения | Проекты |
1 | Былины. Летописи. Жития | 12 | 6 | 1 | | 1 |
2 | Чудесный мир классики | 22 | 9 | 2 | 1 | |
3 | Поэтическая тетрадь | 12 | 7 | 2 | | |
4 | Литературные сказки | 16 | 10 | 3 | | |
5 | Делу время – потехе час | 9 | 5 | 1 | | |
6 | Страна детства | 8 | 5 | 1 | | |
7 | Поэтическая тетрадь | 5 | - | | | |
8 | Природа и мы | 12 | 8 | 2 | | |
9 | Поэтическая тетрадь | 8 | - | | | |
10 | Родина | 8 | 6 | 2 | | 1 |
11 | Страна «Фантазия» | 7 | 4 | 1 | 1 | |
12 | Зарубежная литература | 15 | 8 | 2 | | |
| Итого: | 136 ч | 68 ч. | 17ч | 2 | 2 |
В авторскую программу были внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение курса «Литературное чтение» на основании базисного учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ № 10 им.Ф.И.Антонца.
Типы и виды уроков (формы проведения)
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | лекция путешествие инсценировка проблемный урок экскурсия сказка конференция мультимедиа-урок игра уроки смешанного типа |
2. | Урок обобщения и систематизации | КВН сказка ролевая игра деловая игра комбинированный урок |
3. | Урок актуализации знания и умений (урок-повторение) | конкурс конференция экскурсия консультация урок-игра обсуждение беседа урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | письменные работы устные опросы викторина творческий отчет защита проектов тестирование конкурсы |
5 | Урок контрольного учета и оценки знаний | письменные работы устные опросы тестирование |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Элементы Дополнитель ного содержания | Домашнее задание | Дата | Дата | | | |
план | факт | | |
Летописи. Былины. Жития /6ч./ | | | | | | |
| Удивительная сила Ильи Муромца в былине «Ильины три поездочки». | 1 | | с. 6-9 выразительное чтение | | | |
| Любовь и уважение к Отечеству в былине «Три поездки Ильи Муромца» (В пересказе И.Карнауховой) | 1 | | с. 9-12 вопрос 6, 7 | | | |
| Важные события древних лет в летописях "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего". | 1 | | с.14-17 вопрос 1. | | | |
| Внеклассное чтение № 1 «В мире книг» | 1 | | чтение по выбору | | | |
| Особенность повествования жизни русских святых в «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Презентация | с.18-25 вопрос 1 , 2 по выбору | | | |
| Защита проектов «Важное историческое событие древних времён» | 1 | | подготовить проект | | | |
| Чудесный мир классики /9ч./ | | | | | |
| Воображаемый диалог в произведениях А.С. Пушкина «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». | 1 | | с.34-38 выразительное чтение | | | |
| Внеклассное чтение № 2 Тема детства в произведении Ю.Сотника «Гадюка» | 1 | | краткий пересказ | | | |
| Характеры героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | | с. 39-45 выразительное чтение | | | |
| Эпитеты в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Презентация | с.46-57 наизусть отрывок | | | |
| Тема верности в в турецкой сказке «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтова | 1 | | с. 60-65 чтение | | | |
| Внеклассное чтение № 3 Тема детства в произведении Ю.Сотника «Гадюка» | 1 | | краткий пересказ | | | |
| Главное качество героини М.Ю. Лермонтова в турецкой сказке «Ашик-Кериб» | 1 | | с. 66-71 ответить на вопрос 2, 3. | | | |
| Осмысление поступков – своих и окружающих людей в автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1 | Презентация | с.74-81 ответить на вопрос 1 | | | |
| Мечты героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики». Проверка техники чтения. | 1 | | с.84-93 краткий пересказ | | | |
| Поэтическая тетрадь /7ч./ | | | | | |
| Внеклассное чтение № 4 Фантазия и любознательность в произведении А.Платонова «Никита» | 1 | | | | | |
| Смена времен года в рассказе К.Ушинского «Четыре желания» | 1 | | | | | |
| Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».А. Фета «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | Презентация | | | | |
| Особенности лирики Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…», И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение №5 Описание семейных ценностей в произведении А.Платонова «Никита» | 1 | | | | | |
| Тема детства в произведении Н.А. Некрасова «Саша» | 1 | | | | | |
| Особенности лирики И.А. Бунина «Листопад». | 1 | Презентация | | | | |
| Литературные сказки /10 ч./ | | |
| Необычайные приключения в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | Презентация | | | | |
| Внеклассное чтение №6 Любовь к животным в рассказе М.Пришвина «Изобретатель» | 1 | | | | | |
| Необычайные приключения в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | | | | | |
| Мелодичность сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 | | | | | |
| Чудо, произошедшее с героями сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 | Презентация | | | | |
| Внеклассное чтение № 7 Любовь к животным в рассказе М.Пришвина «Изобретатель» | 1 | | | | | |
| Поступки героинь сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Презентация | | | | |
| Устаревшие слова в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | | | | | |
| Поговорим о самом главном. Проверим себя. | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение №8 «Путешествие в Страну Литературных сказок» | 1 | | | | | |
| Делу время – потехе час /5ч./ | | |
| Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. | 1 | | | | | |
| Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. | 1 | Презентация | | | | |
| Любовь к природе в произведениях В.Ю. Драгунского «Главные реки». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 9 Любовь к животным в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | | | | | |
| Тема школьного детства в рассказе В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». | 1 | | | | | |
| Страна детства /5 ч./ | | |
| Приключения героя рассказа Б.С. Житкова «Как я ловил человечков» | 1 | | | | | |
| Поэтичность рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 10 Любовь к животным в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | | | | | |
| Взаимоотношения в семье в произведении М.М. Зощенко «Ёлка». | 1 | Презентация | | | | |
| Тема детства в произведениях М.Цветаевой , С Есенина | 1 | | | | | |
| Природа и мы /8 ч./ | | |
| Любовь к природе в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 11 Тема любви к животным в произведениях детских авторов. | 1 | | | | | |
| Любовь к природе в произведениях. С. А. Есенина «Лебёдушка». | 1 | | | | | |
| Любовь к животным в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка». | 1 | | | | | |
| Любовь к животным в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 12 Взаимоотношения в семье в произведении К.Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | Презентация | | | | |
| Любовь к животным в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1 | | | | | |
| Любовь к животным в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1 | Презентация | | | | |
| Родина /6 ч./ | | |
| Любовь к Родине в произведениях И.С. Никитина «Русь». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 13Тема любви к животным в произведении К.Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | | | | | |
| Любовь к Родине в произведениях С.Д. Дрожжина «Родине», А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | | | | | |
| Подвиг воинов в «Песне защитников Брестской крепости» | 1 | | | | | |
| Обобщение по разделу: «Родина» Защита проекта по теме « Родина» | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 14 Мечты героев рассказа М.Зощенко «Великие путешественники» | 1 | | | | | |
| Страна Фантазия /4 ч. / | | |
| Невероятные приключения героев Е.С. Велтиста «Приключения Электроника». | 1 | Презентация | | | | |
| Невероятные приключения героев произведений Кира Булычёва «Путешествие Алисы». | 1 | | | | | |
| Обобщение по разделу: «Страна Фантазия» Проверка техники чтения. | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 15 Взаимоотношения в семье в произведении М.Зощенко «Великие путешественники» | 1 | | | | | |
| Зарубежная литература /8 ч./ | | |
| Невероятные приключения Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | | | | | |
| Грусть в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | Презентация | | | | |
| Тема любви в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 16 Тема детства в призведении В.Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» | 1 | | | | | |
| Невероятные приключения в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». | 1 | Презентация | | | | |
| Обобщение по разделу: «Зарубежная Литература» | 1 | | | | | |
| Внеклассное чтение № 17 Юмор и фантазия в призведении В.Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» | 1 | | | | | |
| «В мире литературы» КВН | 1 | | | | | |