СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 5-9 классов по родной (русской) литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5-9 классов по родной (русской) литературе»






Рабочая программа

(базовый уровень)

учебного предмета «Родная (русская) литература»

5 класс

Срок реализации 2017 – 2018 учебный год

Программу составил(а) Вотинцева Екатерина Виктороовна,

учитель русского языка и литературы






г. Уфа, 2017


Пояснительная записка

В учебном плане МБОУ Школа №119 на изучение курса отводится 18 часов.

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 29.12.2014 № 1644)

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» № 696-з от 01.07.2013 г.,


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предметной области «Родная литература» должно обеспечить:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области «Родная литература» должны отражать:

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Обучающиеся 5-9 классов по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

1. Жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

2. Основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим, З.Биишева, Р.Нигмати, Ф.Исянгулов, Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

3. Знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.


Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Основное содержание учебного предмета

5 класс

Башкирский фольклор. Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни.

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей.

Волшебные сказки, роль вымысла в них.

Бытовые сказки, их тематика

Богатырская сказка «Урал батыр»

Богатырская сказка «Акъял батыр».

Шуточные сказки, кулямасы. Отражение находчивости и остроумия в кулямасах.

Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана.

М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.

Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества.

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери».

М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества.

М. Карим. «Притча о трех братьях» отрывок из повести.

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

Ф. Исянгулов. Краткая биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита».


6 класс

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

Топонимические легенды.

Г. Хусаинов «Семь родов».

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей


7 класс

Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе, искусстве.

Биография батыра. Песни и легенды о герое и его семье.

Стихи Салавата Юлаева.

Образ Салавата в литературе.

Образ С. Юлаева в живописи, скульптуре, кино, балете.

Башкортостан в произведениях художественной литературы.

С.Т.Аксаков. Башкортостан в его творчестве.

С.Злобин. «Салават Юлаев» - отрывки из романа.

Н.Асанбаев. Драма «Красный паша».

Гали Ибрагимов. Отрывки из романа «Кинзя».

Галимжан Ибрагимов «Дети природы».


8 класс

Башкирские исторические песни и предания.

Песни и предания о войне 1812 года.

Бунтарские песни.

Песни о военной службе и походах.

Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора.

Башкирская литература на рубеже 19-20веков.

Этапы развития башкирской литературы. М.Акмулла. Его творчество.

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и учёный.

МажитГафури – классик башкирской литературы.

Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество.


9 класс

Произведения М.Карима, Х.Давлетшиной

Д.Юлтый. Жизнь и творчество.

Р.Гарипов, Р.Бикбаев. Жизнь и творчество.

З.Биишева. Национальный колорит и сочность языка.









Календарно-тематический план «Родная литература». 18 часов.


п/п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

Домашнее задание

1

Башкирский фольклор. Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни.

1

Знакомство с народным творчеством башкир. Составление таблицы «Башкирский фольклор»

Добавить в таблицу свои примеры.

2

Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей.

1

Знакомство со сказками о животных. Чтение и анализ.

Ответить на вопросы в тетради.

3

Волшебные сказки, роль вымысла в них.

1

Знакомство с волшебными сказками. Чтение и анализ.

Ответить на вопросы в тетради.

4

Бытовые сказки, их тематика.

1

Знакомство с бытовыми сказками. Чтение и анализ.

Составить кроссворд «Башкирские сказки»

5

Богатырская сказка «Урал батыр».

1

Знакомство с богатырской сказкой. Чтение отрывков. Анализ.

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Урал батыр».

6

Богатырская сказка «Акъял батыр».

1

Знакомство с богатырской сказкой. Чтение отрывков. Анализ.

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Акъял батыр».

7

Шуточные сказки, кулямасы. Отражение находчивости и остроумия в кулямасах.

1

Знакомство с шуточными сказками.

Выписать в тетрадь 5 кулямасов.

8

Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания

1

Знакомство с пословицами, поговорками и загадками. Запись примеров. Чтение отрывков легенд и преданий.

Подготовиться к контрольной работе.

9

Контрольная работа по теме «Башкирский фольклор»

1

Выполнение контрольной работы.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве М. Гафури.

10

М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана.

1

Знакомство с биографией и творчеством М. Гафури.

Составить тест по биографии и творчеству М. Гафури (10 вопросов).

11

М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.

1

Чтение басен. Анализ.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве Д. Юлтыя.

12

Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества.

1

Знакомство с биографией и творчеством Д. Юлтыя.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве Р. Нигмати.

13

Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери».

1

Знакомство с биографией и творчеством Р. Нигмати. Чтение отрывков из поэмы. Анализ.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве М. Карима.

14

М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества.

1

Знакомство с биографией и творчеством М. Карима.

Составить тест по биографии и творчеству М. Карима (10 вопросов).

15

М. Карим. «Притча о трех братьях»: отрывок из повести.

1

Чтение отрывка из повести, анализ.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве З. Биишевой.

16

З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».

1

Знакомство с биографией и творчеством З. Биишевой. Чтение рассказа и анализ.

Подготовить сообщение о биографии и творчестве Ф. Исянгулова.

17

Ф. Исянгулов. Краткая биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита».

1

Знакомство с биографией и творчеством Ф. Исянгулова. Чтение рассказа и анализ.

Подготовиться к тестированию.

18

Тест. Классики Башкирской литературы детям.

1

Выполнение теста.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!