Рабочая программа
(базовый уровень)
учебного предмета «Родная (русская) литература»
5 класс
Срок реализации 2017 – 2018 учебный год
Программу составил(а) Вотинцева Екатерина Виктороовна,
учитель русского языка и литературы
г. Уфа, 2017
Пояснительная записка
В учебном плане МБОУ Школа №119 на изучение курса отводится 18 часов.
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 29.12.2014 № 1644)
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» № 696-з от 01.07.2013 г.,
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области «Родная литература» должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области «Родная литература» должны отражать:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Обучающиеся 5-9 классов по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:
1. Жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;
2. Основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (М.Гафури, М.Карим, З.Биишева, Р.Нигмати, Ф.Исянгулов, Д.Юлтый), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
3. Знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
Требования к уровню усвоения предмета
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Основное содержание учебного предмета
5 класс
Башкирский фольклор. Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни.
Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей.
Волшебные сказки, роль вымысла в них.
Бытовые сказки, их тематика
Богатырская сказка «Урал батыр»
Богатырская сказка «Акъял батыр».
Шуточные сказки, кулямасы. Отражение находчивости и остроумия в кулямасах.
Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана.
М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе.
Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества.
Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери».
М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества.
М. Карим. «Притча о трех братьях» отрывок из повести.
З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».
Ф. Исянгулов. Краткая биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита».
6 класс
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века
Легенды о небесных светилах и явлениях природы
Топонимические легенды.
Г. Хусаинов «Семь родов».
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.
А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей
7 класс
Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе, искусстве.
Биография батыра. Песни и легенды о герое и его семье.
Стихи Салавата Юлаева.
Образ Салавата в литературе.
Образ С. Юлаева в живописи, скульптуре, кино, балете.
Башкортостан в произведениях художественной литературы.
С.Т.Аксаков. Башкортостан в его творчестве.
С.Злобин. «Салават Юлаев» - отрывки из романа.
Н.Асанбаев. Драма «Красный паша».
Гали Ибрагимов. Отрывки из романа «Кинзя».
Галимжан Ибрагимов «Дети природы».
8 класс
Башкирские исторические песни и предания.
Песни и предания о войне 1812 года.
Бунтарские песни.
Песни о военной службе и походах.
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора.
Башкирская литература на рубеже 19-20веков.
Этапы развития башкирской литературы. М.Акмулла. Его творчество.
Мухаметсалим Уметбаев как поэт и учёный.
МажитГафури – классик башкирской литературы.
Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество.
9 класс
Произведения М.Карима, Х.Давлетшиной
Д.Юлтый. Жизнь и творчество.
Р.Гарипов, Р.Бикбаев. Жизнь и творчество.
З.Биишева. Национальный колорит и сочность языка.
Календарно-тематический план «Родная литература». 18 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы работы | Домашнее задание |
1 | Башкирский фольклор. Народное творчество. Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. | 1 | Знакомство с народным творчеством башкир. Составление таблицы «Башкирский фольклор» | Добавить в таблицу свои примеры. |
2 | Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. | 1 | Знакомство со сказками о животных. Чтение и анализ. | Ответить на вопросы в тетради. |
3 | Волшебные сказки, роль вымысла в них. | 1 | Знакомство с волшебными сказками. Чтение и анализ. | Ответить на вопросы в тетради. |
4 | Бытовые сказки, их тематика. | 1 | Знакомство с бытовыми сказками. Чтение и анализ. | Составить кроссворд «Башкирские сказки» |
5 | Богатырская сказка «Урал батыр». | 1 | Знакомство с богатырской сказкой. Чтение отрывков. Анализ. | Нарисовать иллюстрацию к сказке «Урал батыр». |
6 | Богатырская сказка «Акъял батыр». | 1 | Знакомство с богатырской сказкой. Чтение отрывков. Анализ. | Нарисовать иллюстрацию к сказке «Акъял батыр». |
7 | Шуточные сказки, кулямасы. Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. | 1 | Знакомство с шуточными сказками. | Выписать в тетрадь 5 кулямасов. |
8 | Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками и загадками. Запись примеров. Чтение отрывков легенд и преданий. | Подготовиться к контрольной работе. |
9 | Контрольная работа по теме «Башкирский фольклор» | 1 | Выполнение контрольной работы. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве М. Гафури. |
10 | М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. | 1 | Знакомство с биографией и творчеством М. Гафури. | Составить тест по биографии и творчеству М. Гафури (10 вопросов). |
11 | М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. | 1 | Чтение басен. Анализ. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве Д. Юлтыя. |
12 | Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. | 1 | Знакомство с биографией и творчеством Д. Юлтыя. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве Р. Нигмати. |
13 | Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». | 1 | Знакомство с биографией и творчеством Р. Нигмати. Чтение отрывков из поэмы. Анализ. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве М. Карима. |
14 | М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. | 1 | Знакомство с биографией и творчеством М. Карима. | Составить тест по биографии и творчеству М. Карима (10 вопросов). |
15 | М. Карим. «Притча о трех братьях»: отрывок из повести. | 1 | Чтение отрывка из повести, анализ. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве З. Биишевой. |
16 | З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье». | 1 | Знакомство с биографией и творчеством З. Биишевой. Чтение рассказа и анализ. | Подготовить сообщение о биографии и творчестве Ф. Исянгулова. |
17 | Ф. Исянгулов. Краткая биография и краткая характеристика его творчества. Рассказ «Мост Хамита». | 1 | Знакомство с биографией и творчеством Ф. Исянгулова. Чтение рассказа и анализ. | Подготовиться к тестированию. |
18 | Тест. Классики Башкирской литературы детям. | 1 | Выполнение теста. | |