Евдокимова В.В.
Рабочая программа по музыке для 5а, 5б класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьской СОШ (утверждена приказом директора от 21.09.2015 №01-10/210);
Учебный план МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/199 от 30.08.2019);
Календарный учебный график МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/203 от 30.08.2019);
«Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования» (утв. приказом директора № 01-10/214 от 25.09.2015г., с изменениями Приказ № 01-10/345 от 26.11.2018г.);
Методическое письмо ГОАУ ИРО о преподавании учебных предметов предметной области «Музыка» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 учебном году;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Утв. Министерством Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018г.;
Приказ Министерства Просвещения РФ №233 от 08.05.2019г. «О внесение изменений в ФПУ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утв. МП РФ № 345 от 28.12.2018г.;
Программа основного общего образования авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской // программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы. – Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника из федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год:
В 2019-2020 учебном году в 5а и в 5б общеобразовательных классах обучается 3 учащихся, имеющие рекомендации ППМК. Элементы дополнительного содержания в поурочном планировании для них даются для ознакомления. Освободившееся время на уроке используется для повторения и закрепления основных вопросов. Особое внимание обращается на развитие речи, навыков чтения, логического мышления, развитие восприятия музыки, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. При работе обязательно использование алгоритмов, наглядности.
Количество заданий уменьшается. Особенности организации учебной деятельности указаны в графе.V. «Организация учебной деятельности учащихся с ОВЗ»
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Современная популярная музыка: авторская песня.
Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический, камерный, народных инструментов.
Содержание в соответствии с ФГОС (ООП) | Характеристика основных видов учебной деятельности (с авторской программы) |
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Современная популярная музыка: авторская песня. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой как различными способами художественного познания мира. П Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. Л, К Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных и обрядах. П Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края. Л, К Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Л, П, Р Понимать особенности воплощения стихотворных текстов. П Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Л, К, Р Импровизировать в пении, игре, пластике. Л, Р Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. П Размышлять о знакомом произведении. Л, К Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Л, К Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. П Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Л, К, П Определять характерные признаки музыки и литературы. П Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. П Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке Л, П, Р Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове. Л, К Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Л, К Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Л, К Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.д. К, Л Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы П, Л, Р |
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных и музыкальных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический, камерный, народных инструментов. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. П, Л Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. П Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. П Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов. П Распознавать художественный смысл различных форм построения. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. П Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Л, П, Р Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. П Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Л, Исполнять темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Л Различать виды оркестра и группы музыкальных произведений. П Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. П Воплощать художественно - образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Л, Р, К, Импровизировать в пении, игре, пластике. Л, К, Р Формировать личную фонотеку, видеотеку и т.д. Л, П, Р Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы. П, Л, Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Р, К, |
| № Дата 5а | Тема урока | Основное содержание урока (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности обучающихся УУД | |
№ Дата 5б | Организация учащихся с ОВЗ |
1. 05.09 | 1. 06.09 | Что роднит музыку с литературой. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с литературой | Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой Исследовать значение литературы в музыкальном искусстве. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Работа с учебником Исполнение песни по тексту |
2. 12.09 | 2. 13.09 | Вокальная музыка. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народный хор. Музыкальная культура своего региона | Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен. Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины. Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации). Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
3. 19.09 | 3. 20.09 | Вокальная музыка. Романс. Родство музыкальных и литературных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства | Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете». Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного». | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации). Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
4. 26.09 | 4. 27.09 | Вокальная музыка. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Пение: хор; аккомпанемент, a capella | Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов. Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста». | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. | Музыкальная викторина по карточкам Исполнение песни |
5. 03.10 | 5. 04.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. | Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произве-дения. Предугадывание му-ыкальных характе-ристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музы-кальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки. Изобразительные импровизации главных персонажей сказания. | Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации). Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, иллюстрации) к изучаемой музыке. | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) |
6. 10.10 | 6. 11.10 | Сказка в программной музыке русских композиторов. Интонационно-образная основа музыки. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. | Характерные особенности программной музыки. Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения. Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады. Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады». | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
7. 17.10 | 7. 18.10 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор. | Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста». Сравнить стихотворения «Венецианская ночь» И.Козлова и «Из Гёте» М.Лермонтова. Что в них общего, что отличает их друг от друга? | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, инструментальной). Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | Анализ музыкального произведения по карточкам Исполнение песни по тексту |
8. 24.10 | 8. 25.10 | Вторая жизнь песни Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества | Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора. Джазовые обработки классической музыки. | Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | Исполнение песни по тексту |
9. 07.11 | 9. 08.11 | Обобщающий урок по теме «Музыка и литература». Композитор — поэт — художник; родство музыкальных и литературных образов | Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной музыки. Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем». | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). | Работа с учебником Исполнение песни |
10. 14.11 | 10. 15.11 | Всю жизнь мою несу родину в душе… Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв.: | Определение кантаты. Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста». Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений. Интонационно-образный анализ по вопросам учебника. | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Игра на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик) |
11. 21.11 | 11. 22.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Интонационное развитие музыкальных образов на примере зарубежных опер. Академический хор. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль | Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема». Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста». Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена». | Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и музыки. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
12. 28.11 | 12. 29.11 | .Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Интонационное развитие музыкальных образов на примере русских опер. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. | Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев. Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин. Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». | Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов) Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). | Работа с учебником Анализ музыкального произведения по таблицам Исполнение песни |
13. 05.12 | 13. 06.12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XIX в | Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами. Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке. | Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов) Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). | Работа с учебником Анализ музыкального произведения по таблицам Исполнение песни |
14. 12.12 | 14. 13.12 | Музыка в театре, в кино, на телевидении. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Современная популярная музыка: авторская песня. | Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Исполнение песни |
15. 19.12 | 15. 20.12 | Третье путешествие в музыкальный театр. М Мюзикл. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). | Знакомство с либретто мюзикла. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов) Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Инсценированные и исполнение песни |
16. 26.12 | 16. 27.12 | Мир композитора. Композитор — поэт — художник; родство музыкальных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона | Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров. Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем». | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл | Работа с учебником |
№ 5б | № | Тема урока | Основное содержание урока (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности обучающихся УУД | |
5а | Организация учащихся с ОВЗ |
17. 09.01 | 17. 10.01 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (изобразительное искусство). | Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика. Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В. | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства | Работа с учебником Исполнение песни по тексту |
18. 16.01 | 18. 17.01 | Небесное и земное в звуках и красках. Духовная музыка (знаменный распев). | Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа. Сопоставление музыкальных и художественных образов. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
19-20 23.01 30.01 | 19-20 24.01 31.01 | Звать через прошлое к настоящему. Кантата Прокофьева «Александр Невский».Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. | Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы. Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты. Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции. Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем. Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?» | Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
21-22 06.02 13.02 | 21-22 07.02 14.02 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Композитор — поэт — художник; родство зрительных и музыкальных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства в музыке С.В Рахманинова и Ф. Шуберта | Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников? Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам. Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения. Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В. Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения. Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер». Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы. | Исследовать разнообразие и специфику музыки (вокальной, инструмен-тальной). Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. | Работа с учебником Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
23. 20.02 | 23. 21.02 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв.: | Определение жанра концертной симфонии. Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов. Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента. Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке. Колокольные звоны Ростовской земли. Процесс литья коло-колов на Тутаевском колокольном заводе. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). | Выразительно прочитать стихотворение о родном крае Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
24. 27.02 | 24. 28.02 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (инструментальной). | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки. Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия». Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка. Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению? В какой форме написаны произведения? Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини? | Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической). Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства. | Работа с учебником Анализ музыкального произведения по таблицам Исполнение песни |
25. 05.03 | 25. 06.03 | Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных дирижеров. Виды оркестра: симфонический. | Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов. Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности. Интонационно-образный анализ произведений. Дирижеры Ярославской области. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства(живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства. | Работа с учебником Анализ музыкального произведения по таблицам Роль дирижёра Исполнение песни |
26-27 12.03 19.03 | 26-27 13.03 20.03 | Образы борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. | Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки. Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобр-азительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Исполнение песни по тексту |
28 02.04 | 28. 03.04 | Застывшая музыка. Западноевропейская музыка XVII в.в. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха | Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произ-ведений с произве-дениями других видов искусств. Что объединяет произ-ведения музыкального искусства и архи-тектуры? Какие музы-кальные понятия и термины можно применить, описывая архитектурные памятники? Подбор музыкальных произведений, созвуч-ных образному строю репродукций. Определение харак-терных особенностей музыкального языка И.С.Баха | Принимать участие в коллектив ной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства). Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Работа в группах Исполнение песни по тексту |
29. 09.04 | 29. 10.04 | Полифония в музыке и живописи. Вокально-инструментальная и камерно-инструментальная музыка | Определение «полифония», «токката», «фуга». Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств. Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Работа в группах Исполнение песни по тексту |
30 16.04 | 30 17.04 | Музыка на мольберте. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством в творчестве Чюрлениса. | Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы. Определение образов и жанровой основы народной музыки. | Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое). Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). | Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности ) Работа с учебником Исполнение песни по тексту |
31. 23.04 | 31. 24.04 | Импрессионизм в музыке и живописи. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки XX вв.: | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи. Анализ цветового колорита, композиции. Сравнение выразитель-ных средств музыки на основе метода «тождества и конт-раста». Сравнение, определение образов, жанровых особенностей Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства | Исполнение песни по тексту |
32 30.04 | 32 08.05 | О подвигах, о доблести, о славе… Жанр реквиема в музыке | Знакомство с жанром реквиема. Интона-ционно-образный анализ. Анализ композиции, образов, формулировка основной идеи. Сравнить фрагменты из «Реквиема» Р. Рождественского, что их роднит? Песни военной тематики Ярославских композиторов | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое). | Исполнение песни по тексту |
33 07.05 | 33. 15.05 | В каждой мимолетности вижу я миры… Интонационное развитие музыкальных образов в произведениях Прокофьева С.С. | Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева. Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла. Сравнение различных исполнительских трактовок. | . Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое). | Исполнение песни по тексту |
34 14.05 | 34 22.05 | Обобщающий урок. Мир композитора. С веком наравне. Композитор — поэт — художник; родство музыкальных, изобразительных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона | Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия. Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римский-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси. Культурные традиции Ярославского края | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.). музыку, передавая ее общий художественный смысл Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов | Музыкальная викторина по карточкам |
| | Урок-концерт по теме «Музыка и изобразительное искусство». | Урок-концерт по заявкам учащихся. | | |