СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 5 класса по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой, Критской.( с заданиями для ОВЗ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5 класса по музыке»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Октябрьской СОШ

________________ Н.В.Смолина

Приказ по школе

№ 01-10 /199 от 30.08 2019 г.



Рабочая программа

по музыке

для 5а,5б класса










Составитель программы

Евдокимова В.В.

учитель музыки












2019 - 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 5а, 5б класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. N 1577);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьской СОШ (утверждена приказом директора от 21.09.2015 №01-10/210);

  • Учебный план МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/199 от 30.08.2019);

  • Календарный учебный график МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/203 от 30.08.2019);

  • «Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования» (утв. приказом директора № 01-10/214 от 25.09.2015г., с изменениями Приказ № 01-10/345 от 26.11.2018г.);

  • Методическое письмо ГОАУ ИРО о преподавании учебных предметов предметной области «Музыка» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 учебном году;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Утв. Министерством Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018г.;

  • Приказ Министерства Просвещения РФ №233 от 08.05.2019г. «О внесение изменений в ФПУ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утв. МП РФ № 345 от 28.12.2018г.;


Рабочая программа составлена на основе:

Программа основного общего образования авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской // программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы. – Просвещение.

1 час в неделю/34 часа в год





Рабочая программа ориентирована на использование учебника из федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год:


Номер

Наименование

Издатель

Автор/авторский коллектив

Класс


Музыка.

Просвещение

2018

Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

5






Адаптированная рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ


В 2019-2020 учебном году в 5а и в 5б общеобразовательных классах обучается 3 учащихся, имеющие рекомендации ППМК. Элементы дополнительного содержания в поурочном планировании для них даются для ознакомления. Освободившееся время на уроке используется для повторения и закрепления основных вопросов. Особое внимание обращается на развитие речи, навыков чтения, логического мышления, развитие восприятия музыки, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. При работе обязательно использование алгоритмов, наглядности.

Количество заданий уменьшается. Особенности организации учебной деятельности указаны в графе.V. «Организация учебной деятельности учащихся с ОВЗ»


  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета музыка


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.


Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки


Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.


Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки





Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)







Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.




Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.



Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)





Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.






Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

  1. Содержание и форма организаций учебных занятий предмета «Музыка» по классам

5 класс

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Современная популярная музыка: авторская песня.

Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический, камерный, народных инструментов.









  1. Тематическое планирование в 5 классе по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка»
    (в соответствии с требованиями ФГОС)


Содержание в соответствии с ФГОС (ООП)

Характеристика основных видов учебной
деятельности (с авторской программы)

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая.

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.








Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.





Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Современная популярная музыка: авторская песня. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой как различными способами художественного познания мира. П

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. Л, К

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных и обрядах. П

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края. Л, К

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Л, П, Р

Понимать особенности воплощения стихотворных текстов. П

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Л, К, Р

Импровизировать в пении, игре, пластике. Л, Р

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. П

Размышлять о знакомом произведении. Л, К

Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Л, К

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. П

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Л, К, П

Определять характерные признаки музыки и литературы. П

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. П

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке Л, П, Р

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове. Л, К

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Л, К

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Л, К

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.д. К, Л

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы П, Л, Р

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных и музыкальных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.





Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.











Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический, камерный, народных инструментов.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. П, Л

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. П

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. П

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов. П

Распознавать художественный смысл различных форм построения.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. П

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Л, П, Р

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. П

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Л,

Исполнять темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Л

Различать виды оркестра и группы музыкальных произведений. П

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. П

Воплощать художественно - образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Л, Р, К,

Импровизировать в пении, игре, пластике. Л, К, Р

Формировать личную фонотеку, видеотеку и т.д. Л, П, Р

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы. П, Л,

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Р, К,


Поурочное планирование учебного предмета «Музыка» в 5 классе

I полугодия «Музыка и литература»






Дата

Тема урока

Основное содержание урока

(в соответствии с ФГОС)


Характеристика деятельности обучающихся

УУД




Дата

Организация учащихся с ОВЗ

1.

05.09

1.

06.09



Что роднит музыку с литературой. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с литературой

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Воспринимать и выявлять внут­ренние связи между музыкой и литературой

Исследовать значение литературы в музыкальном искусстве.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Работа с учебником

Исполнение песни по тексту

2.


12.09

2.


13.09

Вокальная музыка. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народный хор. Музыкальная культура своего региона

Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе»


Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные ин­тонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные лите­ратурные произведения к изучае­мой музыке.

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл


Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту

3.


19.09

3.


20.09

Вокальная музыка. Романс. Родство музыкальных и литературных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».

Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».

Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные ин­тонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные лите­ратурные произведения к изучае­мой музыке.

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту

4.


26.09

4.


27.09

Вокальная музыка. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Пение: хор; аккомпанемент, a capella

Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в кол­лективной музыкально-творческой деятельности.


Музыкальная викторина по карточкам

Исполнение песни

5.

03.10

5.

04.10

Фольклор в музыке русских композиторов. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа.

Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произве-дения.

Предугадывание му-ыкальных характе-ристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музы-кальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки.

Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные ин­тонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного ис­кусства (живописи, иллюстрации) к изучаемой музыке.


Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )




6.

10.10

6.

11.10

Сказка в программной музыке русских композиторов. Интонационно-образная основа музыки. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.

Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.

Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.

Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады».

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкаль­ные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).


Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту

7.

17.10

7.

18.10

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Сравнить стихотворения «Венецианская ночь» И.Козлова и «Из Гёте» М.Лермонтова. Что в них общего, что отличает их друг от друга?


Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исследовать разнообразие и спе­цифику современной музыки (вокальной, инструментальной).

Самостоятельно определять ха­рактерные свойства вокально-инс­трументальной и камерно-инстру­ментальной музыки.


Анализ музыкального произведения по карточкам

Исполнение песни по тексту

8.


24.10

8.


25.10

Вторая жизнь песни Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества


Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.

Самостоятельно определять ха­рактерные свойства вокально-инс­трументальной и камерно-инстру­ментальной музыки.





Исполнение песни по тексту

9.


07.11

9.


08.11

Обобщающий урок по теме «Музыка и литература». Композитор — поэт — художник; родство музыкальных и литературных образов

Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной музыки.

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные лите­ратурные произведения к изучае­мой музыке.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).


Работа с учебником

Исполнение песни

10.


14.11

10.


15.11

Всю жизнь мою несу родину в душе… Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв.:

Определение кантаты.

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.


Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Игра на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик)

11.


21.11

11.


22.11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Интонационное развитие музыкальных образов на примере зарубежных опер. Академический хор. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».

Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска
произведений литературы и музыки.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.


Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


12.


28.11

12.


29.11

.Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Интонационное развитие музыкальных образов на примере русских опер. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.

Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Инсценировать песни (фрагмен­ты детских опер, спектаклей, мю­зиклов)

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.).


Работа с учебником

Анализ музыкального произведения по таблицам

Исполнение песни

13.


05.12

13.


06.12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XIX в

Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.





Инсценировать песни (фрагмен­ты детских опер, спектаклей, мю­зиклов)

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.).


Работа с учебником

Анализ музыкального произведения по таблицам

Исполнение песни

14.


12.12

14.


13.12

Музыка в театре, в кино, на телевидении. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Современная популярная музыка: авторская песня.

Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Исполнение песни

15.


19.12

15.


20.12

Третье путешествие в музыкальный театр. М Мюзикл. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства

Инсценировать песни (фрагмен­ты детских опер, спектаклей, мю­зиклов)

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл


Инсценированные и исполнение песни

16.


26.12

16.


27.12

Мир композитора. Композитор — поэт — художник; родство музыкальных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона

Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров.

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Работа с учебником

II полугодие «Музыка и изобразительное искусство»


Тема урока

Основное содержание урока

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности обучающихся

УУД



Организация учащихся с ОВЗ


17.


09.01


17.


10.01

Что роднит музыку с изобразительным искусством. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (изобразительное искусство).

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.

Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства


Работа с учебником


Исполнение песни по тексту


18.

16.01

18.

17.01

Небесное и земное в звуках и красках. Духовная музыка (знаменный распев).

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.


Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного ис­кусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкаль­ные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).


Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


19-20


23.01

30.01

19-20


24.01

31.01

Звать через прошлое к настоящему. Кантата Прокофьева «Александр Невский».Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»

Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства

Передавать в разнообразной му­зыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.).

Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


21-22


06.02

13.02

21-22


07.02

14.02

Музыкальная живопись и живописная музыка. Композитор — поэт — художник; родство зрительных и музыкальных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства в музыке С.В Рахманинова и Ф. Шуберта

Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.

Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.


Исследовать разнообразие и спе­цифику музыки (во­кальной, инструмен-тальной).

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства.







Работа с учебником

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


23.


20.02

23.


21.02

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв.:

Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.

Колокольные звоны Ростовской земли. Процесс литья коло-колов на Тутаевском колокольном заводе.

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкаль­ные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).


Выразительно прочитать стихотворение о родном крае


Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


24.


27.02

24.


28.02

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (инструментальной).

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.

Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».

Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению?

В какой форме написаны произведения?

Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

Передавать в разнообразной му­зыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Исследовать разнообразие и спе­цифику современной музыки (вокальной, театральной, симфони­ческой).

Самостоятельно определять ха­рактерные свойства вокально-инс­трументальной и камерно-инстру­ментальной музыки.

Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
произведений литературы и изоб­разительного искусства.

Работа с учебником

Анализ музыкального произведения по таблицам

Исполнение песни

25.

05.03

25.

06.03

Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных дирижеров. Виды оркестра: симфонический.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений.

Дирижеры Ярославской области.

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного ис­кусства(живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкаль­ные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).

Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
произведений литературы и изобразительного искусства.

Работа с учебником

Анализ музыкального произведения по таблицам

Роль дирижёра

Исполнение песни

26-27



12.03

19.03

26-27



13.03

20.03

Образы борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные.

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобр-азительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Исполнение песни по тексту


28

02.04

28.

03.04

Застывшая музыка. Западноевропейская музыка XVII в.в. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произ-ведений с произве-дениями других видов искусств.

Что объединяет произ-ведения музыкального искусства и архи-тектуры? Какие музы-кальные понятия и термины можно применить, описывая архитектурные памятники?

Подбор музыкальных произведений, созвуч-ных образному строю репродукций. Определение харак-терных особенностей музыкального языка И.С.Баха

Принимать участие в коллектив ной деятельности при подготовке и проведении литературно-музы­кальных композиций.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зри­тельным образом (произведением изобразительного искусства).

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства.

Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Работа в группах

Исполнение песни по тексту


29.

09.04

29.

10.04

Полифония в музыке и живописи. Вокально-инструментальная и камерно-инструментальная музыка

Определение «полифония», «токката», «фуга».

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников

Осознавать и рассказывать

о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Оценивать музыкальные произ­ведения с позиции красоты и правды.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.


Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Работа в группах

Исполнение песни по тексту


30

16.04

30

17.04

Музыка на мольберте. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством в творчестве Чюрлениса.

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Определение образов и жанровой основы народной музыки.


Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных и т. д.).


Работа с таблицами (определить средства музыкальной выразительности )

Работа с учебником

Исполнение песни по тексту


31.

23.04

31.

24.04

Импрессионизм в музыке и живописи. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки XX вв.:

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Анализ цветового колорита, композиции.

Сравнение выразитель-ных средств музыки на основе метода «тождества и конт-раста». Сравнение, определение образов, жанровых особенностей Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

Самостоятельно подбирать

сходные и/или контрастные про­изведения изобразительного ис­кусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства

Исполнение песни по тексту

32

30.04

32

08.05

О подвигах, о доблести, о славе… Жанр реквиема в музыке

Знакомство с жанром реквиема. Интона-ционно-образный анализ. Анализ композиции, образов, формулировка основной идеи. Сравнить фрагменты из «Реквиема» Р. Рождественского, что их роднит?

Песни военной тематики Ярославских композиторов

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).


Исполнение песни по тексту

33

07.05

33.

15.05

В каждой мимолетности вижу я миры… Интонационное развитие музыкальных образов в произведениях Прокофьева С.С.

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.

Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.

Сравнение различных исполнительских трактовок.

. Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).


Исполнение песни по тексту

34

14.05

34

22.05

Обобщающий урок. Мир композитора. С веком наравне. Композитор — поэт — художник; родство музыкальных, изобразительных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римский-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.

Культурные традиции Ярославского края

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных и т. д.).

музыку, передавая ее общий художественный смысл


Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

Музыкальная викторина по карточкам



Урок-концерт по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Урок-концерт по заявкам учащихся.