Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
И.О директора МОУ СОШ №10
_______ А.В Неретин
Приказ № 172-од от 30.08.2018
Рабочая программа по технологии
(базовый уровень, ФГОС)
5 класс
Учитель: Федосеева Анастасия Васильевна
2019– 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
. Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии (авторы В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю.Семенова – издательство «Просвещение»,2018) и предусматривает базовый уровень подготовки учащихся. Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5 – 9 классов, которые подготовлены авторским коллективом (В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю.Семенова, Е.Н.Филимонова и др).
Программа рассчитана на68 часов.
Исходя из опыта работы и отсутствия материальной базы для реализации модулей «Животноводство» и «Растениеводство» ,мастерских по обработки древесины проведена корректировка часов.
Модуль «Технология» - сокращен на 2 часа.
Модуль «Техника» - добавлено 2 часа для практических занятий.
Модуль «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» - добавлено10 часов на практические работы по технологии механической обработки материалов.
Модуль «Технологии обработки пищевых продуктов» - добавлено 8 часов
Модуль Технологии получения, преобразования и использования энергии» - сокращен на 4 часа
Модуль «Технологии получения, обработки и использования информации « сокращен на 2 часа.
Модуль «Животноводство» - исключен.
Модуль «Растениеводство» - используется 2 часа.
Для резерва учебного времени отводится 6 часов ( 3 занятия)
Подробная характеристика основных видов деятельности учащихся и планируемых результатов освещена в данной программе.
Общая характеристика учебного предмета.
Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.
Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:
— ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека;
— синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно-преобразующей деятельности;
— включить учащихся в созидательную или преобразовательную дея-тельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
— сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты (модули) содержания обучения технологии:
— методы и средства творческой и проектной деятельности;
— производство;
— технология;
— техника;
— технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;
— технологии обработки текстильных материалов;
— технологии обработки пищевых продуктов;
— технологии получения, преобразования и использования энергии;
— технологии получения, обработки и использования информации;
— технологии растениеводства;
— технологии животноводства;
— социальные технологии.
Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей:с алгеброй и геометрией, биологией, химией ,физикой.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную деятельность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Общий учебный план включает учебное время для обязательного изучения предмета «Технология» из расчёта 2 ч в неделю в 5 классах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы
социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
— умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
— навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
— умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологий и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
— достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
— развитие глазомера;
— развитие осязания, вкуса, обоняния.
Содержание курса
5 класс
Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений.
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Содержание учебного предмета «Технология» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов УУД.
Тема | Количество часов | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1.Методы и средства творческой и проектной деятельности | 4 | Проектная деятельность. Что такое творчество | Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества. Определять особенности рекламы новых товаров. Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности |
2. Производство | 4 | Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства | Осваивать новые понятия: техносфера и потребительские блага. Знакомиться с производствами потребительских благ и их характеристикой. Различать объекты природы и техносферы. Собирать и анализировать дополнительную информацию о материальных благах. Наблюдать и составлять перечень необходимых потребительских благ для современного человека. Разделять потребительские блага на материальные и нематериальные. Различать виды производственных материальных и нематериальных благ. Проанализировать Собственные наблюдения и создать реферат о техносфере и производствах потребительских благ |
3. Технология | 4 | Что такое технология. Клас- сификация производств и технологий | Осознавать роль технологии в производстве потребительских благ. Знакомиться с видами технологий в разных сферах производства. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности. Собирать и анализировать дополнительную информацию о видах технологий. Участвовать в экскурсиях на производство и делать обзор своих наблюдений |
4. Техника | 8 | Что такое техника. Инструменты, механизмы И технические устройства | Осознавать и понимать роль техники. Знакомиться с разновидностями техники и её классификацией. Пользоваться простыми ручными инструментами. Управлять простыми механизмами и машинами. Составлять иллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства |
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 18 | Виды материалов. Нату- ральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные матери- алы. Текстильные материа- лы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из нату- ральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета | Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Формировать представление о получении различных видов сырья и материалов. Знакомиться с понятием «конструкционные материалы». Формировать представление о технологии получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализировать свойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке конструкционных материалов. Овладевать средствами и формами графического отображения объектов. Знакомиться с особенностями технологий обработки текстильных материалов. Проводить лабораторные исследования свойств различных материалов. Составлять коллекции сырья и материалов. Осваивать умение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей. Изготавливать простые изделия из конструкционных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке текстильных мате- риалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Создавать проекты изделий из текстильных материалов |
6. Технологии обработки пи- щевых продуктов | 12 | Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей | Осваивать новые понятия: рациональное питание, пищевой рацион, режим питания. Знакомиться с особенностями механической кулинарной об- работки овощей и видами их нарезки. Получать представление об основных и вспомогательных видах тепловой обработки продуктов (варка, жарка, тушение, запекание, припускание; пассерование, бланширование). Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Пользоваться пирамидой питания при составлении рациона питания. Проводить опыты и анализировать способы определения качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Осваивать способы определения доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом хи- мического анализа. Приготавливать и украшать блюда из овощей. Заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и замораживания. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов. |
7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии | 2 | Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии. | Осваивать новые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представление о механической энергии, методах и средствах её получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии. Знакомиться с применением кинетической и потенциальной энергии на практике. Проводить опыты по преобразованию механической энергии. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомиться с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. |
8. Технологии получения, обработки и использования информации. | 4 | Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации | Осознавать и понимать значение информации и её видов. Усваивать понятия объективной и субъективной информа- ции. Получать представление о зависимости видов информации от органов чувств. Сравнивать скорость и качество восприятия информации раз- личными органами чувств. Оценивать эффективность восприятия и усвоения информа- ции по разным каналам её получения. |
9. Технологии растениеводства | 2 | . Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений | Осваивать новые понятия: культурные растения, растениеводст- во Осознавать значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Знакомиться с классификацией культурных растений. |
11. Социальные технологии | 6 | Человек как объект техно- логии. Потребности людей. Содержание социальных технологий | Получать представление о сущности социальных технологий, о человеке как об объекте социальных технологий, об основных свойствах личности человека. Выполнять тест по оценке свойств личности. Разбираться в том, как свойства личности влияют на поступки человека. |
Календарно - тематическое планирование
5 класс (ФГОС)
Количество часов: 70 часов; в неделю 2 часа (из расчета 35 недель)
Количество часов 70 (из расчета 35 учебных недель по 2 часа в неделю)
№№ урока | Тема урока | Сроки прохождения | Скорректированные сроки |
Производство (4 часа) |
1. | Что такое техносфера. | 02.09-06.09 | |
2. | Производство потребительских благ. | 02.09-06.09 | |
3. | Общая характеристика производства. | 09.09-13.09 | |
4. | Общая характеристика производства. | 09.09-13.09 | |
Методы и средства творческой и проектной деятельности.(4 часа) |
5. | Проектная деятельность. | 16.09-20.09 | |
6. | Проектная деятельность. | 16.09-20.09 | |
7. | Что такое творчество. | 23.09-27.09 | |
8. | Что такое творчество. | 23.09-27.09 | |
Технология (4 часа). |
9. | Что такое технология. | 30.09-04.10 | |
10. | Что такое технология. | 30.09-04.10 | |
11. | Классификация производств и технологий. | 07.10- 11.10 | |
12. | Классификация производств и технологий. | 07.10 – 11.10 | |
Технологии растениеводства.(2 часа) |
13. | Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. | 14.10 – 18.10 | |
14. | Общая характеристика и классификация культурных растений. | 14.10 – 18.10 | |
Технологии обработки пищевых продуктов (12 часов) |
15. | Основы рационального питания. | 21.10 – 25.10 | |
16. | Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. | 21.10 – 25.10 | |
17. | Овощи в питании человека. | 05.11 – 08.11 | |
18. | Овощи в питании человека. | 05.11 – 08.11 | |
19. | Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. | 11.11 – 15.11 | |
20. | Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. | 11.11 – 15.11 | |
21. | Практическая работа «Приготовление блюд из сырых овощей» | 18.11 – 22.11 | |
22. | Практическая работа «Приготовление блюд из сырых овощей» | 18.11 – 22.11 | |
23. | Технологии тепловой обработки овощей. | 25.11 – 29.11 | |
24. | Технологии тепловой обработки овощей. | 25.11 – 29.11 | |
25. | Практическая работа «Приготовление блюд из овощей с применением тепловой обработки» . | 02.12 – 06.12 | |
26. | Практическая работа «Приготовление блюд из овощей с применением тепловой обработки» . | 02.12 – 06.12 | |
Техника (8 часов) |
27. | Что такое техника. | 09.12 – 13.12 | |
28. | Инструмента, механизмы и технические устройства. | 09.12 – 13.12 | |
29. | Швейная машина. | 16.12 – 20.12 | |
30. | Правила безопасной работы на швейной машине. | 16.12 – 20.12 | |
31. | Практическая работа «Подготовка швейной машины к работе» | 23.12 – 27.12 | |
32. | Практическая работа «Подготовка швейной машины к работе» | 23.12 – 27.12 | |
33. | Практическая работа «Приемы работы на швейной машине». | 09.01 – 10.01 | |
34. | Практическая работа «Приемы работы на швейной машине». | 09.01 – 10.01 | |
Технологии получения, обработки преобразования и использования материалов.(18 часов) |
35. | Виды материалов. | 13.01 – 17.01 | |
36. | Натуральные, искусственные и синтетические материалы. | 13.01 – 17.01 | |
37. | Конструкционные материалы и их механические свойства. | 20.01 – 24.01 | |
38. | Конструкционные материалы и их механические свойства. | 20.01 – 24.01 | |
39. | Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. | 27.01--31.01 | |
40. | Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. | 27.01--31.01 | |
41. | Лабораторная работа» Определение свойств тканей из натуральных волокон». | 03.02-07.02 | |
42 | Лабораторная работа» Определение свойств тканей из натуральных волокон». | 03.02-07.02 | |
43. | Технология механической обработки материалов. | 10.02 – 14.02 | |
44. | Технология механической обработки материалов. | 10.02 – 14 02 | |
45. | Графическое отображение формы предмета. | 17.02 – 21.02 | |
46. | Графическое отображение формы предмета. | 17.02 – 21.02 | |
47. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 25.02 – 28.02 | |
48. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 25.02 – 28.02 | |
49. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 02.03 – 06.03 | |
50. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 02.03 – 06.03 | |
51. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 10.03 – 13.03 | |
52. | Практическая работа «Технология механической обработки текстильных материалов». | 10.03 – 13.03 | |
Технологии получения, преобразования и использования энергии. (2 часа) |
53. | Что такое энергия. Виды энергии. | 16.03-20.03 | |
54. | Накопление механической энергии. | 16.03-20.03 | |
Технологии получения, обработки и использования информации.(4 часа) |
55. | Информация. Каналы восприятия информации человеком. | 30.03 – 03.04 | |
56. | Информация. Каналы восприятия информации человеком. | 30.03 – 03.04 | |
57. | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 06.04 – 10.04 | |
58. | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 06.04 – 10.04 | |
Социальные технологии (6 часов) |
59. | Человек, как объект технологии. | 13.04 – 17.04 | |
60. | Человек, как объект технологии. | 13.04 – 17.04 | |
61. | Потребности людей. | 20.04 – 24.04 | |
62. | Потребности людей. | 20.04 – 24.04 | |
63. | Содержание социальных технологий. | 27.04 – 30.04 | |
64. | Содержание социальных технологий. | 27.04 – 30.04 | |
65. | Резерв учебного времени. | 06. 05 – 08.05 | |
66. | Резерв учебного времени. | 06. 05 – 08.05 | |
67. | Резерв учебного времени. | 12.05 – 15.05 | |
68. | Резерв учебного времени. | 12.05 – 15.05 | |
69. | Резерв учебного времени. | 18.05- 29.05 | |
70. | Резерв учебного времени. | 18.05- 29.05 | |
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 28 августа 2019 Председатель МО _________Н.Н.Робкина | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР __________ Н.В.Каминская 29 августа 2019 г. |