СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 5 класса по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В. П., Коровина В.И. в соответствии с ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю рабочую программу по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. в соответствии с ФГОС ООО. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5 класса по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В. П., Коровина В.И. в соответствии с ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Принято

педагогическим советом».

Протокол от 29августа 2019г. № 1


Введено приказом №213

от 29 августа 2019г.


Директор МБОУ «СОШ №32»

_____________ Рагузина В.И.

ПодписьФ.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ литература

ДЛЯ КЛАССА (3 часа в неделю, в год – 102 часа)


Уровень обучения (базовый, профильный)

Составитель: Алексеева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


«Согласовано».

Зам. директора ____________

подпись Ф.И.О.


«Рассмотрено на заседании МО», протокол от 29августа 2019 г. № 1

Руководитель МО ___________

подпись Ф.И.О.



Набережные Челны


2019 год


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведения;

анализировать литературные произведения разных жанров;

вести учебные дискуссии;


Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

.5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию..

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России).

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).


Древнерусская литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Русская литература ХVIII века

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятльность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Из русской литературы XIX века

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


выявлять особенности языка и стиля писателя;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана

тезисного плана, доклада, написания сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

системой поиска в Интернете.

Из русской литературы XX века


  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,

тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.



Зарубежная литература

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

воспринимать и анализировать художественный текст;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;




Повторение изученного


работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть.











Содержание учебного предмета «Литература»

5 класс

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Литература: 5кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.


Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений, названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программывключаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно- тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Обязательное содержание


А

В

С

Русская литература

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Н.А.Некрасов. Стихотворения

«Крестьянские дети»,

«Несжатая полоса»


И.А. Крылов –басни по выбору:

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

В.А. Жуковскийбаллада «Кубок»

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Ф.И. Тютчевстихотворения по выбору:

«Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

И.С. Тургенев. Повесть «Муму»

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

Н.С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны»

С.А. Есенин. Стихотворения "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями..."

А.Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Русский фольклор:

сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Загадки

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Поэзия 2-й половины XIX века: А.Н. Майков «Ласточки»

Поэзия конца XIX – начала XX вв.:

И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер»

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Проза о детях: В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Зарубежная литература


Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

Зарубежный фольклор:

баллада «Вересковый мёд»

Зарубежная сказочная и фантастическая проза:

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»

Д. Родари «Сказки по телефону»

Зарубежная проза о детях и подростках:

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы:

Дж. Лондон «Сказание о Кише»















Календарно-тематическое планирование ФГОС ООО

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Введение (1ч)

Книга в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним.





Устное народное творчество (9ч+1ч)

Что такое фольклор? Фольклор – коллективное устное народное творчество. Фольклорные жанры.




Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.



Русские народные сказки. "Царевна - лягушка" как волшебная сказка.



"Царевна - лягушка". Василиса Премудрая и Иван -царевич. Народная мораль в характере и поступках героев.



"Царевна – лягушка». Поэтика волшебной сказки.



"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная богатырская сказка героического содержания.



"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки.



Сказки о животных. "Журавль и цапля".



Бытовые сказки. "Солдатская шинель".



Развитие речи. Обобщение по теме "Русские народные сказки". Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос (по выбору):

1) Каков мой любимый герой русской народной сказки?

2) Почему я люблю читать народные сказки?

3) Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?



Из древнерусской литературы (1ч)

Древнерусская литература. Русское летописание. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.



Из русской литературы XVIII века (2ч)

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя.




М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру..." Изложение научных истин в поэтической форме. Знакомство с родами и жанрами литературы.




Из русской литературы XIX века

Жанр басни в мировой литературе. И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Развитие представлений о жанре басни.



И.А. Крылов. "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.




И.А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под дубом". Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости).




Развитие речи. И.А.Крылов. Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни "Мои любимые басни Крылова".




В.А.Жуковский (2ч). Детство и начало литературного творчества. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна".



Баллада В.А.Жуковского «Кубок". Благородство и жестокость. Герои баллады.

Жанр баллады.




А.С.Пушкин (7ч+1ч). Детство и начало творческого пути. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании.




Стихотворение «Зимний вечер». Изображение конфликта темных и светлых сил. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись).



«У лукоморья дуб зелёный…» Поэма "Руслан и Людмила". (Пролог).Собирательная картина сюжетов, образов и героев народных сказок.




"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" – события и герои. Истоки рождения сюжета. Фольклорная основа сказки. Знакомство с содержанием. События сказки. Главные и второстепенные герои.




"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил.




"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление "Сказки о мёртвой царевне..." А.С.Пушкина с народной сказкой, сказкой В.А.Жуковского "Спящая царевна" и сказкой братьев Гримм, «бродячие сюжеты».

Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.




Развитие речи. Поэтичность и музыкальность сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. В чем превосходство царевны над царицей?

  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

  3. В чем общность и различия «Спящей царевны» В. А Жуковского и "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина?





А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность.



Антоний Погорельский (2ч). «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.



Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.



М.Ю.Лермонтов (3ч). "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Композиция. Особенности повествования.




М.Ю.Лермонтов. "Бородино": проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках и патриотический пафос стихотворения. Художественный анализ текста. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, метафора, гипербола, звукопись).



М.Ю.Лермонтов. «Ашик –Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.



Н.В.Гоголь (2ч). Краткий рассказ о писателе. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место". Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического.



Н.В.Гоголь. "Заколдованное место": реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике, юморе.



Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки": «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.



Н.А.Некрасов (4ч). Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности. «Мороз, Красный нос»: отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Развитие представлений об эпитете.



Н.А.Некрасов «Несжатая полоса». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость.



Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей. Раздумья поэта о судьбе народа. Картины вольной жизни крестьянских детей.



Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети". Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Авторская речь. Анализ языка произведения.



И.С.Тургенев (3ч +1ч). "Муму" как повесть о крепостном праве. Краткий рассказ о писателе. Детство писателя. Начало творческой деятельности. Реальная основа повести. Знакомство с героями. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.



"Муму" как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста против крепостного рабства.



«Муму»: система образов. Развитие представления о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.



Развитие речи. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Развитие представлений о портрете и пейзаже. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?

  2. Каковы друзья и враги Герасима?

  3. В чем вина и в чем беда барыни?



Русские поэты о Родине и родной природе. А.А.Фет (1ч). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «теплого гнездышка».



Л.Н.Толстой (2ч+1ч). Рассказ "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.



"Кавказский пленник": Жилин и Костылин. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Смысл названия рассказа. Утверждение гуманистических идеалов.



Развитие речи. "Кавказский пленник". Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: "Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?", «Каковы друзья и враги пленного Жилина?», «Какие мысли Л.Н.Толстого в рассказе мы считаем гуманистическими?».



А.П.Чехов (3ч). Краткий рассказ о писателе. Рассказ "Хирургия" - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь персонажей как средство создания комической ситуации.



А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". Составление киносценария по рассказу.



Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах А.П.Чехова.



Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.



А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок), И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З.Суриков «Зима» (отрывок). Обсуждение стихотворений.



Из русской литературы ХХ века

И.А.Бунин (1ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Человек и природа в рассказе "Косцы". Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.

Поэтическое воспоминание о родине.



И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Смысл названия рассказа.



В.Г.Короленко (3ч +1ч). «В дурном обществе»: судья и его дети. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Знакомство с Валеком и Марусей.



«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Портрет как средство характеристики героев.



«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого, сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Понятие о повести.



Развитие речи. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов:

«Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Почему у Маруси и Сони два разных детства?», «Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?», «Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?»



С.А.Есенин (1ч). Тема родного дома в стихотворениях "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями..." Краткий рассказ о поэте (детство, юность и начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина.



П. П. Бажов (2ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Образ Хозяйки Медной горы.



«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонация сказа. Сказ и сказка.



К.Г.Паустовский (3ч). "Тёплый хлеб": герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Филька и бабушка. Черты народной сказки в произведении. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда.



"Тёплый хлеб": язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятие о пейзаже.



К.Г.Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы". Природа и человек в сказках и рассказах К.Г.Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных.



С.Я.Маршак (2ч+1ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Пьеса - сказка "Двенадцать месяцев": проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки. Нравственные проблемы в сказке: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие.



Пьеса - сказка "Двенадцать месяцев" и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы – сказки. Художественные особенности пьесы-сказки. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки.



Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

«Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?», «Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло?», «Чем похожа пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?».



А.П.Платонов (2ч). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ "Никита": человек и природа. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.



Рассказ "Никита": быль и фантастика. Развитие представлений о фантастике в литературном произведении.



Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: М.М. Пришвин. Рассказ «Лисичкин хлеб»



В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.



В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Герой и автор.



Развитие речи. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.



Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве С.Есенина, П. Бажова, К. Паустовского, В.Астафьева (по одному произведению)?

  2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по одному - двум произведениям А. Платонова, К. Паустовского, В.Астафьева)?



" Ради жизни на земле" (Поэты о Великой Отечественной войне) (2ч). А.Твардовский. "Рассказ танкиста". Стихотворные произведения о войне. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Характеристика героев стихотворения.



К.Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете..." Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети — трагическая тема многих произведений о Великой Отечественной войне.



Русские поэты ХХ века о Родине и о родной природе. И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер», Дон – Аминадо «Города и годы». Стихотворные произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.



Н.С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны». Краткий рассказ о поэте. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.



Д.Б.Кедрин «Аленушка», А.А.Прокофьев «Аленушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе. Сближение образов героев волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.



Саша Чёрный. Краткий рассказ о писателе (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе "Кавказский пленник". Развитие понятия о юморе.



Саша Чёрный. Рассказ " Игорь - Робинзон". Образы и сюжеты литературной классики. Юмор в рассказе.



Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о поэте, его биографии и о его песнях. Особенности ритма, рифмы песни, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания.



Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон (1ч). Баллада "Вересковый мёд": верность традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Развитие понятия о балладе.



Даниель Дефо (3ч). "Робинзон Крузо" - гимн необычайным возможностям человека. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.



Даниель Дефо. "Робинзон Крузо": характер героя. Смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами. Иллюстрации к роману.



Даниель Дефо. "Робинзон Крузо": произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робизонада в литературе и искусстве (Саша Чёрный " Игорь - Робинзон", В.П.Астафьев. "Васюткино озеро).



Ханс Кристиан Андерсен (3ч+1ч). "Снежная королева": реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Прославление внешней и внутренней красоты героев. Кай и Герда: что их связывает и в чём они противостоят друг другу? Понятие о художественной детали.



Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева": сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Мужественное сердце Герды.



Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева": «что есть красота»? Снежная королева и Герда - противопоставление внешней красоты и внутренней. Победа добра, любви и дружбы.



Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. Презентация сказок Андерсена («Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Гадкий утенок» и др.)



Развитие речи. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.



Эрнест Теодор Амадей Гофман (1ч). «Щелкунчик и мышиный король». Реальное и фантастическое в сказке.



Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Д. Родари «Сказки по телефону» (1ч) Краткий рассказ о писателе.



Годовая контрольная работа по литературе.



Марк Твен (2ч+1ч). "Приключения Тома Сойера": неповторимый мир детства. Краткий рассказ о писателе. Черты характера главного героя.



Марк Твен. "Приключения Тома Сойера": дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена.



Развитие речи. Марк Твен. "Приключения Тома Сойера" – любимая книга многих поколений читателей. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.



Джек Лондон (2ч). "Сказание о Кише": что значит быть взрослым? Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.



Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя. Джек Лондон – мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.



Юрий Яковлев (1ч). Рассказ «Рыцарь Вася». Сопоставление героя писателя с Кишем.



Повторение (2ч)

Праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».



Повторительно-обобщающий урок. Рекомендация литературы на лето.