Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Введение | осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); | объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведения; анализировать литературные произведения разных жанров; вести учебные дискуссии; | Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. .5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | 1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. 4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). |
Древнерусская литература | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Русская литература ХVIII века | воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятльность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Из русской литературы XIX века | определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | выявлять особенности языка и стиля писателя; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана тезисного плана, доклада, написания сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; системой поиска в Интернете. |
Из русской литературы XX века | анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. | | |
Зарубежная литература | работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); воспринимать и анализировать художественный текст; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять литературные произведения; | | |
Повторение изученного | работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п. | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть. | | |
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений, названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программывключаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно- тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
| Введение (1ч) Книга в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним. | 1ч | | |
Устное народное творчество (9ч+1ч) |
| Что такое фольклор? Фольклор – коллективное устное народное творчество. Фольклорные жанры. | 1ч | | |
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. | 1ч | | |
| Русские народные сказки. "Царевна - лягушка" как волшебная сказка. | 1ч | | |
| "Царевна - лягушка". Василиса Премудрая и Иван -царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. | 1ч | | |
| "Царевна – лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1ч | | |
| "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1ч | | |
| "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки. | 1ч | | |
| Сказки о животных. "Журавль и цапля". | 1ч | | |
| Бытовые сказки. "Солдатская шинель". | 1ч | | |
| Развитие речи. Обобщение по теме "Русские народные сказки". Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос (по выбору): 1) Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2) Почему я люблю читать народные сказки? 3) Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? | 1ч | | |
Из древнерусской литературы (1ч) |
| Древнерусская литература. Русское летописание. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1ч | | |
Из русской литературы XVIII века (2ч) |
| М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя. | 1ч | | |
| М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру..." Изложение научных истин в поэтической форме. Знакомство с родами и жанрами литературы. | 1ч | | |
Из русской литературы XIX века |
| Жанр басни в мировой литературе. И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Развитие представлений о жанре басни. | 1ч | | |
| И.А. Крылов. "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | 1ч | | |
| И.А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под дубом". Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости). | 1ч | | |
| Развитие речи. И.А.Крылов. Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни "Мои любимые басни Крылова". | 1ч | | |
| В.А.Жуковский (2ч). Детство и начало литературного творчества. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна". | 1ч | | |
| Баллада В.А.Жуковского «Кубок". Благородство и жестокость. Герои баллады. Жанр баллады. | 1ч | | |
| А.С.Пушкин (7ч+1ч). Детство и начало творческого пути. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании. | 1ч | | |
| Стихотворение «Зимний вечер». Изображение конфликта темных и светлых сил. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись). | 1ч | | |
| «У лукоморья дуб зелёный…» Поэма "Руслан и Людмила". (Пролог).Собирательная картина сюжетов, образов и героев народных сказок. | 1ч | | |
| "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" – события и герои. Истоки рождения сюжета. Фольклорная основа сказки. Знакомство с содержанием. События сказки. Главные и второстепенные герои. | 1ч | | |
| "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. | 1ч | | |
| "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление "Сказки о мёртвой царевне..." А.С.Пушкина с народной сказкой, сказкой В.А.Жуковского "Спящая царевна" и сказкой братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. | 1ч | | |
| Развитие речи. Поэтичность и музыкальность сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: В чем превосходство царевны над царицей? Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? В чем общность и различия «Спящей царевны» В. А Жуковского и "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина? | 1ч | | |
| А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. | 1ч | | |
| Антоний Погорельский (2ч). «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 1ч | | |
| Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1ч | | |
| М.Ю.Лермонтов (3ч). "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Композиция. Особенности повествования. | 1ч | | |
| М.Ю.Лермонтов. "Бородино": проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках и патриотический пафос стихотворения. Художественный анализ текста. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, метафора, гипербола, звукопись). | 1ч | | |
| М.Ю.Лермонтов. «Ашик –Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | 1ч | | |
| Н.В.Гоголь (2ч). Краткий рассказ о писателе. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место". Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. | 1ч | | |
| Н.В.Гоголь. "Заколдованное место": реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике, юморе. | 1ч | | |
| Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки": «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. | 1ч | | |
| Н.А.Некрасов (4ч). Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности. «Мороз, Красный нос»: отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Развитие представлений об эпитете. | 1ч | | |
| Н.А.Некрасов «Несжатая полоса». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. | 1ч | | |
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей. Раздумья поэта о судьбе народа. Картины вольной жизни крестьянских детей. | 1ч | | |
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети". Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Авторская речь. Анализ языка произведения. | 1ч | | |
| И.С.Тургенев (3ч +1ч). "Муму" как повесть о крепостном праве. Краткий рассказ о писателе. Детство писателя. Начало творческой деятельности. Реальная основа повести. Знакомство с героями. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. | 1ч | | |
| "Муму" как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста против крепостного рабства. | 1ч | | |
| «Муму»: система образов. Развитие представления о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. | 1ч | | |
| Развитие речи. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Развитие представлений о портрете и пейзаже. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима? Каковы друзья и враги Герасима? В чем вина и в чем беда барыни? | 1ч | | |
| Русские поэты о Родине и родной природе. А.А.Фет (1ч). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». | 1ч | | |
| Л.Н.Толстой (2ч+1ч). Рассказ "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1ч | | |
| "Кавказский пленник": Жилин и Костылин. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Смысл названия рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. | 1ч | | |
| Развитие речи. "Кавказский пленник". Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: "Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?", «Каковы друзья и враги пленного Жилина?», «Какие мысли Л.Н.Толстого в рассказе мы считаем гуманистическими?». | 1ч | | |
| А.П.Чехов (3ч). Краткий рассказ о писателе. Рассказ "Хирургия" - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь персонажей как средство создания комической ситуации. | 1ч | | |
| А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". Составление киносценария по рассказу. | 1ч | | |
| Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах А.П.Чехова. | 1ч | | |
| Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. | 1ч | | |
| А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок), И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З.Суриков «Зима» (отрывок). Обсуждение стихотворений. | 1ч | | |
Из русской литературы ХХ века |
| И.А.Бунин (1ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Человек и природа в рассказе "Косцы". Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. | 1ч | | |
| И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Смысл названия рассказа. | 1ч | | |
| В.Г.Короленко (3ч +1ч). «В дурном обществе»: судья и его дети. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Знакомство с Валеком и Марусей. | 1ч | | |
| «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Портрет как средство характеристики героев. | 1ч | | |
| «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого, сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Понятие о повести. | 1ч | | |
| Развитие речи. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Почему у Маруси и Сони два разных детства?», «Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?», «Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?» | 1ч | | |
| С.А.Есенин (1ч). Тема родного дома в стихотворениях "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями..." Краткий рассказ о поэте (детство, юность и начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. | 1ч | | |
| П. П. Бажов (2ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Образ Хозяйки Медной горы. | 1ч | | |
| «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонация сказа. Сказ и сказка. | 1ч | | |
| К.Г.Паустовский (3ч). "Тёплый хлеб": герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Филька и бабушка. Черты народной сказки в произведении. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда. | 1ч | | |
| "Тёплый хлеб": язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятие о пейзаже. | 1ч | | |
| К.Г.Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы". Природа и человек в сказках и рассказах К.Г.Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. | 1ч | | |
| С.Я.Маршак (2ч+1ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Пьеса - сказка "Двенадцать месяцев": проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки. Нравственные проблемы в сказке: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. | 1ч | | |
| Пьеса - сказка "Двенадцать месяцев" и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы – сказки. Художественные особенности пьесы-сказки. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки. | 1ч | | |
| Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?», «Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло?», «Чем похожа пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?». | 1ч | | |
| А.П.Платонов (2ч). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ "Никита": человек и природа. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1ч | | |
| Рассказ "Никита": быль и фантастика. Развитие представлений о фантастике в литературном произведении. | 1ч | | |
| Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: М.М. Пришвин. Рассказ «Лисичкин хлеб» | 1ч | | |
| В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. | 1ч | | |
| В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Герой и автор. | 1ч | | |
| Развитие речи. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1ч | | |
| Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какой изображена русская природа в творчестве С.Есенина, П. Бажова, К. Паустовского, В.Астафьева (по одному произведению)? Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по одному - двум произведениям А. Платонова, К. Паустовского, В.Астафьева)? | 1ч | | |
| " Ради жизни на земле" (Поэты о Великой Отечественной войне) (2ч). А.Твардовский. "Рассказ танкиста". Стихотворные произведения о войне. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Характеристика героев стихотворения. | 1ч | | |
| К.Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете..." Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети — трагическая тема многих произведений о Великой Отечественной войне. | 1ч | | |
| Русские поэты ХХ века о Родине и о родной природе. И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер», Дон – Аминадо «Города и годы». Стихотворные произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. | 1ч | | |
| Н.С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны». Краткий рассказ о поэте. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя. | 1ч | | |
| Д.Б.Кедрин «Аленушка», А.А.Прокофьев «Аленушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе. Сближение образов героев волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 1ч | | |
| Саша Чёрный. Краткий рассказ о писателе (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе "Кавказский пленник". Развитие понятия о юморе. | 1ч | | |
| Саша Чёрный. Рассказ " Игорь - Робинзон". Образы и сюжеты литературной классики. Юмор в рассказе. | 1ч | | |
| Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о поэте, его биографии и о его песнях. Особенности ритма, рифмы песни, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания. | 1ч | | |
Зарубежная литература |
| Роберт Льюис Стивенсон (1ч). Баллада "Вересковый мёд": верность традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Развитие понятия о балладе. | 1ч | | |
| Даниель Дефо (3ч). "Робинзон Крузо" - гимн необычайным возможностям человека. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1ч | | |
| Даниель Дефо. "Робинзон Крузо": характер героя. Смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами. Иллюстрации к роману. | 1ч | | |
| Даниель Дефо. "Робинзон Крузо": произведение о силе человеческого духа. Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робизонада в литературе и искусстве (Саша Чёрный " Игорь - Робинзон", В.П.Астафьев. "Васюткино озеро). | 1ч | | |
| Ханс Кристиан Андерсен (3ч+1ч). "Снежная королева": реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Прославление внешней и внутренней красоты героев. Кай и Герда: что их связывает и в чём они противостоят друг другу? Понятие о художественной детали. | 1ч | | |
| Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева": сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Мужественное сердце Герды. | 1ч | | |
| Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева": «что есть красота»? Снежная королева и Герда - противопоставление внешней красоты и внутренней. Победа добра, любви и дружбы. | 1ч | | |
| Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. Презентация сказок Андерсена («Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Гадкий утенок» и др.) | 1ч | | |
| Развитие речи. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1ч | | |
| Эрнест Теодор Амадей Гофман (1ч). «Щелкунчик и мышиный король». Реальное и фантастическое в сказке. | 1ч | | |
| Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Д. Родари «Сказки по телефону» (1ч) Краткий рассказ о писателе. | 1ч | | |
| Годовая контрольная работа по литературе. | 1ч | | |
| Марк Твен (2ч+1ч). "Приключения Тома Сойера": неповторимый мир детства. Краткий рассказ о писателе. Черты характера главного героя. | 1ч | | |
| Марк Твен. "Приключения Тома Сойера": дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена. | 1ч | | |
| Развитие речи. Марк Твен. "Приключения Тома Сойера" – любимая книга многих поколений читателей. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1ч | | |
| Джек Лондон (2ч). "Сказание о Кише": что значит быть взрослым? Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | 1ч | | |
| Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя. Джек Лондон – мастер изображения экстремальных жизненных ситуаций. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике. | 1ч | | |
| Юрий Яковлев (1ч). Рассказ «Рыцарь Вася». Сопоставление героя писателя с Кишем. | 1ч | | |
Повторение (2ч) |
| Праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1ч | | |
| Повторительно-обобщающий урок. Рекомендация литературы на лето. | 1ч | | |