Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы по обществознанию с учетом авторской рабочей программы по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017 г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Обществознание: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Боголюбов Л.Н. – М.: Просвещение
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ - 1.
Рабочая программа имеет целью:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- способствовать формированию у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважению к социальным нормам;
- работать над формированием познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» в 6 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Главный принцип структурирования программы — изучения учебного материала «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету.
Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс способствует эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Промежуточная аттестация проводится в форме: проверочной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
• понимать смысл обществоведческих терминов, понятий;
• характеризовать явления общественной жизни;
• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
• понимать значение коммуникации в межличностном общении;
• анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
• уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
• осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
уважать историческое наследие народов России; воспринимать традиции исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Виды деятельности, направленные на достижение планируемого результата
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно - популярной литературе;
отбор материала из нескольких источников;
написание докладов, рефератов;
систематизация;
просмотр познавательных фильмов
анализ таблиц, графиков, схем;
анализ возникающих проблемных ситуаций.
составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д.
Система оценки достижения планируемых результатов
https://znayka.pw/uchebniki/6-klass/testy-i-otvety-po-obshhestvoznaniyu-6-klass-k-uchebniku-bogolyubova-koval-t-v/
Содержание учебного предмета «Обществознание. 6 класс»
Введение. Задачи и содержание курса «Обществознание. 6 класс». Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника. Знакомство с формами работы по предмету.
Глава 1. Загадка человека. Цели и ценности человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности отношения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами. Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Человек-личность. Человек и его деятельность. На пути к жизненному успеху.
Глава 2. Человек и его деятельность. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Труд – основа жизни. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Труд в современной экономике. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава 3. Человек среди людей. Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей». Семья и семейные отношения. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Роли в семье. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейные традиции. Семейное хозяйство. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Итоговое повторение по курсу.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Обществознание» 6 класс
№ п./п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные опыты |
| Введение | 1 | - | - | - |
1 | Глава 1. Загадка человека | 12 | - | - | - |
| Глава 2. Человек и его деятельность | 8 | - | - | - |
2 | Глава 3. Человек среди людей. | 12 | - | - | - |
3 | Итоговое повторение по курсу. | 2 | 2 | - | - |
Итого: | 35 | 2 | - | - |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Обществознание» 6 класс
| Дата | Тема урока | Количество часов |
План | Факт |
1 | | | Вводный урок "Особенности изучения курса обществознание в 6 классе" | 1 |
| | | Принадлежность двум мирам | 1 |
| | | Принадлежность двум мирам | 1 |
| | | Человек – личность. Защита информации и информационная безопасность. | 1 |
| | | Человек - личность | 1 |
| | | Отрочество - особая пара | 1 |
| | | Отрочество - особая пара | 1 |
| | | Потребности и способности человека | 1 |
| | | Потребности и способности человека | 1 |
| | | Когда возможности ограничены | 1 |
| | | Когда возможности ограничены | 1 |
| | | Мир увлечений | 1 |
| | | Мир увлечений | 1 |
| | | Деятельность человека | 1 |
| | | Деятельность человека | 1 |
| | | Труд - основа жизни | 1 |
| | | Труд - основа жизни | 1 |
| | | Учение - деятельность школьника | 1 |
| | | Учение - деятельность школьника | 1 |
| | | Познание человеком мира и себя | 1 |
| | | Познание человеком мира и себя | 1 |
| | | Отношения с окружающими | 1 |
| | | Отношения с окружающими | 1 |
| | | Общение | 1 |
| | | Общение | 1 |
| | | Человек в группе | 1 |
| | | Человек в группе | 1 |
| | | Отношения со сверстниками | 1 |
| | | Отношения со сверстниками | 1 |
| | | Конфликты в межличностностных отношениях | 1 |
| | | Конфликты в межличностностных отношениях | 1 |
| | | Семья и семейные отношения | 1 |
| | | Семья и семейные отношения | 1 |
| | | Урок повторения и обобщения знаний за курс 6 класса | 1 |
| | | Урок повторения и обобщения знаний за курс 6 класса | 1 |