СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса по ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Настоящая рабочая программа   разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО и составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разрабатывается на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС);

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020);

  • Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения "Лицей физики, математики, информатики №40" при Ульяновском государственном университете

  • Положением о рабочей программе учебных курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности МБОУ "Лицей физики, математики, информатики № 40" при УлГУ (протокол педагогического совета № 14 от 07.07.2016г.)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО и составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. – 2-е издание. Москва: Просвещение, 2010г. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о тепловых, электрических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В основу курса физики положен ряд идей, кото­рые можно рассматривать как принципы его постро­ения.

  • Идея целостности. В соответствии с ней курс яв­ляется логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы клас­сической, так и современной физики; уровень пред­ставления материала учитывает познавательные воз­можности учащихся.

  • Идея преемственности. Содержание курса учиты­вает подготовку, полученную учащимися при изуче­нии естествознания.

  • Идея генерализации. В соответствии с ней выде­лены такие стержневые понятия, как энергия, взаи­модействие, вещество, поле. Ведущим в курсе являет­ся и представление о структурных уровнях материи.

  • Идея гуманитаризации. Ее реализация предпо­лагает использование гуманитарного потенциала фи­зической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравст­венных, экологических проблем.

  • Идея спирального построения курса. Ее выделе­ние обусловлено необходимостью учета математиче­ской подготовки и познавательных возможностей учащихся.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методиче­ского комплект:


  1. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Физика . 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.

  2. В.И. Лукашик, Е. В. Иванова Сборник задач для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2010.

  4. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы. Физика 8. –М.: ДРОФА, 2010.

  5. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  6. А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике» 7-9 класс. Учебное пособие. . – М.: Дрофа, 2012.

  7. Рабочая тетрадь к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е Важеевской. Физика. 8 класс. – М. ДРОФА, 2016.

  8. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: «ВАКО», 2010.

  9. Лабораторные работы по физике 8 классы. Электронное учебное издание.

  10. Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С.Пурышева., О.В.Лебедева – М.: Дрофа, 2012.

  11. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Методическое пособие к учебнику Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской. Физика 8 класс. . – М.: Дрофа, 2013.


Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа в 8-х классах предполагает обучение в объеме 70 часов (2 часа в неделю) и предусматривает базовый уровень изучения физики.

Из них:

контрольных работ – 5;

лабораторных работ – 10.



Планируемые результаты освоения курса физики


Предметные результаты обучения


 Тема «Первоначальные сведения о строении вещества».

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);

  • единицы физических величин: °С;

  • физические приборы: термометр;

  • порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.

Воспроизводить:

  • исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;

  • определения понятий: молекула, атом, диффузия;

  • основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Описывать:

  • явление диффузии;

  • характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;

  • взаимодействие молекул вещества;

  • явление смачивания;

  • капиллярные явления;

  • строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

II уровень

Воспроизводить:

примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;

  • идею опыта Штерна.

Описывать:

  • способы измерения массы и размеров молекул;

  • опыт Штерна.


На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  • явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;

  • явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.

Объяснять:

  • результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;

  • результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);

  • броуновское движение;

  • диффузию;

  • зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;

  • явления смачивания и капиллярности.

II уровень

Объяснять:

  • отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости механического движения материальной точки;

  • результаты опыта Штерна;

  • зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от ее плотности и от диаметра капилляра.


На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия;

  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

  • применять полученные знания к решению качественных задач.

II уровень

Уметь:

  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  • полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Уметь:

  • выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).


Тема «Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел»

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: манометр, барометр;

  • значение нормального атмосферного давления.

Воспроизводить:

  • определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация;

  • формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы;

  • законы: Паскаля, Архимеда;

  • условия плавания тел.

Описывать:

  • опыт Торричелли по измерению атмосферного давления;

  • опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Распознавать:

  • различные виды деформации твердых тел.

II уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (Q), модуль Юнга (E), относительное удлинение (Δl);

  • единицы перечисленных выше физических величин.

  • Воспроизводить:

  • определения понятий: механическое напряжение, предел прочности;

  • формулы: соотношения работ малого и большого поршней гидравлической машины, КПД гидравлической машины, механического напряжения, относительного удлинения, закона Гука;

  • «золотое правило» механики;

  • закон Гука.


На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  • опытов, иллюстрирующих закон Паскаля;

  • опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности;

  • сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах;

  • различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.

Объяснять:

  • природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения;

  • независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;

  • закон сообщающихся сосудов;

  • принцип действия гидравлической машины;

  • устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида;

  • природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости;

  • плавание тел;

  • отличие кристаллических твердых тел от аморфных.

Выводить:

  • формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.


II уровень

Объяснять:

  • анизотропию свойств монокристаллов;

  • характер зависимости механического напряжения от относительного удлинения.

Выводить:

  • используя метод моделирования, формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы;

  • соотношение работ, совершаемых поршнями гидравлической машины.


На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

  • экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.

Применять:

  • закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами;

  • формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.

II уровень

Уметь:

  • выращивать кристаллы из насыщенного раствора солей.

Применять:

  • соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;

  • «золотое правило» механики и формулу КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  • «золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).

Применять:

  • метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.

Исследовать:

  • условия плавания тел.


Тема «Тепловые явления»

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: температура (t, T), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: термометр, калориметр.

Использовать:

  • при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.

Воспроизводить:

  • определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива;

  • формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;

  • формулировку и формулу первого закона термодинамики.

Описывать:

  • опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения;

  • опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.

Различать:

  • способы теплопередачи.

II уровень

Воспроизводить:

  • определения понятий: система, состояние системы, параметры состояния, абсолютная (термодинамическая) температура, абсолютный нуль температур.

Описывать:

  • принцип построения шкал Фаренгейта и Реомюра.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  • изменения внутренней энергии тела при совершении работы;

  • изменения внутренней энергии путем теплопередачи;

  • теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.

Объяснять:

  • особенность температуры как параметра состояния системы;

  • недостатки температурных шкал;

  • принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур;

  • механизм теплопроводности и конвекции;

  • физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива;

  • причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой;

  • причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.

Доказывать:

  • что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.

II уровень

Выводить:

  • формулу работы газа в термодинамике.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;

  • пользоваться термометром;

  • экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.

Применять:

  • знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии;

  • формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.

II уровень

Уметь:

  • вычислять погрешность косвенных измерений на примере измерения удельной теплоемкости вещества.

Применять:

  • формулу работы газа в термодинамике к решению тренировочных задач;

  • уравнение теплового баланса при решении задач на теплообмен;

  • первый закон термодинамики к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей);

  • выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.

Обобщать:

  • знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.

Сравнивать:

  • способы изменения внутренней энергии;

  • виды теплопередачи.

II уровень

Уметь:

  • выполнять исследования при проведении лабораторных работ.


Тема « Изменение агрегатных состояний вещества»

I уровень

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления (#l), удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (#r), относительная влажность воздуха (#j);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • физические приборы: термометр, гигрометр.

Воспроизводить:

  • определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;

  • формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха;

  • графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).

Описывать:

  • наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

II уровень

Воспроизводить:

  • понятие динамического равновесия между жидкостью и ее паром.


На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

  • агрегатных превращений вещества.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:

  • процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации;

  • понижение температуры жидкости при испарении.

Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:

  • зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;

  • образование насыщенного пара в закрытом сосуде;

  • зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Объяснять:

  • графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;

  • физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).

II уровень

Объяснять:

  • зависимость температуры кипения от давления;

  • зависимость относительной влажности воздуха от температуры.

Понимать:

  • что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;

  • находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;

  • определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.

Применять:

  • формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.

II уровень

Применять:

  • уравнение теплового баланса при расчете значений величин, характеризующих процессы плавления (кристаллизации), кипения (конденсации).

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

  • знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания;

  • знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).

Сравнивать:

  • удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;

  • процессы испарения и кипения.


Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), температура (T, t);

  • единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С;

  • основные части любого теплового двигателя;

  • примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Воспроизводить:

  • формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя;

  • определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.

Описывать:

  • опыты, позволяющие установить законы идеального газа;

  • устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

II уровень

Называть:

  • физическую величину и ее условное обозначение: температурный коэффициент объемного расширения (β);

  • единицы физических величин: град-1 или К-1.

Воспроизводить:

  • определения понятий: абсолютный нуль температуры.

На уровне понимания I уровень

Приводить примеры:

  • опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме;

  • учета в технике теплового расширения твердых тел;

  • теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.

Объяснять:

  • газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Понимать:

  • границы применимости газовых законов;

  • почему и как учитывают тепловое расширение в технике;

  • необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе;

  • зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.

II уровень

Объяснять:

  • связь между средней кинетической энергией теплового движения молекул и абсолютной температурой;

  • физический смысл абсолютного нуля температуры.

Понимать:

  • смысл понятий: температурный коэффициент расширения (объемного и линейного);

  • причину различия теплового расширения монокристаллов и поликристаллов.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • строить и читать графики изопроцессов в координатах p, V; V, T и p, T.

Применять:

  • формулы газовых законов к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать знания:

  • о газовых законах;

  • о тепловом расширении газов, жидкостей твердых тел;

  • о границах применимости физических законов;

  • о роли физической теории.

Сравнивать:

  • по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.


 Электрические явления


На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (E);

  • единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл;

  • понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;

  • физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.

Воспроизводить:

  • определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля;

  • закон сохранения электрического заряда.

Описывать:

  • наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел;

  • модели строения простейших атомов.

II уровень

Воспроизводить:

  • определение понятия точечного заряда;

  • закон Кулона.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации;

  • модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей;

  • принцип действия электроскопа и электрометра;

  • электрические особенности проводников и диэлектриков;

  • природу электрического заряда.

Понимать:

существование в природе противоположных электрических зарядов;

дискретность электрического заряда;

смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер;

объективность существования электрического поля;

векторный характер напряженности электрического поля (E).

II уровень

Объяснять:

  • принцип действия крутильных весов;

  • возникновение электрического поля в проводниках и диэлектриках;

  • явления: электризации через влияние, электростатической защиты.

Понимать:

  • относительный характер результатов наблюдений и экспериментов;

  • экспериментальный характер закона Кулона;

  • существование границ применимости закона Кулона;

  • роль моделей в процессе физического познания (на примере линий напряженности электрического поля и моделей строения атомов).

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения;

  • определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля;

  • анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;

  • анализировать и строить модели атомов и ионов.

Применять:

  • знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.

II уровень

Уметь:

  • выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты по электризации тел, анализировать и оценивать их результаты.

Применять:

  • полученные знания к решению комбинированных задач по электростатике.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • анализировать неизвестные ранее электрические явления;

  • применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Обобщать:

  • результаты наблюдений и теоретических построений.

II уровень

Устанавливать аналогию:

  • между законом Кулона и законом всемирного тяготения.

Использовать:

  • методы познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении электрических явлений.


Электрический ток

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (U), электрическое сопротивление (R), удельное сопротивление (#r);

  • единицы перечисленных выше физических величин;

  • понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное);

  • физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.

Воспроизводить:

  • определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока;

  • формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока;

  • законы: Ома для участка цепи. Джоуля-Ленца.

Описывать:

  • наблюдаемые действия электрического тока.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

  • условия существования электрического тока;

  • природу электрического тока в металлах;

  • явления, иллюстрирующие действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое);

  • последовательное и параллельное соединение проводников;

  • графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника;

  • механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.

Понимать:

  • превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока;

  • природу химического действия электрического тока;

  • физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления;

  • способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь.

II уровень

Объяснять:

  • устройство и работу элемента Вольта и сухого гальванического элемента;

  • принцип работы аккумулятора.

Понимать:

  • основное отличие гальванического элемента от аккумулятора.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля-Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников;

  • собирать электрические цепи;

  • пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;

  • чертить схемы электрических цепей;

  • читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника и силы тока от сопротивления проводника.

II уровень

Уметь:

  • выполнять самостоятельно наблюдения и эксперименты;

  • анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Уметь:

  • применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.

Обобщать:

  • результаты наблюдений и теоретических построений.

Применять:

  • полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.


Личностные результаты


у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;

  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;

  • формирование способности к эмоциональному вос­приятию физических задач, решений, рассуж­дений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;


у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.


регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;


познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетент­ности);

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;


коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.





СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 8 класс.


РАЗДЕЛ I Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)


Строение вещества (5 часов)

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размер молекул.

Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела.

Взаимодействие частиц вещества.

Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетических представлений.


Внеурочная деятельность

- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла

- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние

- выращивание кристаллов соли или сахара (проект).


РАЗДЕЛ II Механические свойства жидкостей и газов

(гидро- и аэростатика) и твердых тел (12 часов)


Давление в жидкости и газе (4 часа)

Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетических представлений.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Манометры.

Атмосферное давление (1час)

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.

Действие жидкости и газа на погруженное них тело (6 часов)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Лабораторные работы.

Л/р№1 Измерение выталкивающей силы.

Л/р№2 Изучение плавания тел.

Контрольные работы.

К/р №1 по т. « Архимедова сила. Плавание тел».

Строение твердых тел (1 часа)

Строение твердых тел Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость.


РАЗДЕЛ III Тепловые явления (11 часов)

Тепловые явления (11часов)

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.

Лабораторные работы.

Л/р№3 Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

Л/р№4 Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Контрольные работы.

К/р №2 по т. « Тепловые явления».

Демонстрации

- принцип действия термометра

- теплопроводность различных материалов

- конвекция в жидкостях и газах.

- теплопередача путем излучения

Эксперименты

- исследование изменения со временем температуры остывания воды

- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды

Внеурочная деятельность 

    - объяснить, что такое инфра, экзотермический, сублимация, аморфный, изотропия, дисстилят. Перпетуум - мобиле?

    -   исследование изменения температуры воды, если в ней растворить соль

   -  исследование теплопроводности алюминиевой железной и латунной кастрюли одинаковых размеров с одинаковым количеством воды на одинаковом огне за одно время. Выяснить какая кастрюля обладает большей теплопроводностью.

    - исследование и объяснение вращения и ускорения вращения бумажной змейки над включенной электрической лампой. Объяснение данного явления.

    - исследование двух кусочков льда обернутых в белую и черную ткань под действием включенной электрической лампочки.

    - построение классификационной схемы, выделяя основанием деления способы изменения внутренней энергии ( мех. работа, хим. реакции,  взаимодействие вещества с электромагнитным полем , теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.

    - исследовать термос и сделать чертеж, показывающий его устройство. Налить в термос горячей воды и найти ее температуру . определить какое количество теплоты теряет термос в час. Повторить то же с холодной водой и определить какое количество теплоты термос приобретает в час. Сравнить и почему термос сохраняет вещество холодным лучше , чем теплым?

    - сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости

    - экспериментальным путем проверить какая вода быстрее замерзнет, горячая или холодная? Построить  график зависимости температуры от времени, измеряя через одинаковые промежутки времени   температуру воды, пока на поверхности одной из них не появится лед.  

    - изготовление парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.  



РАЗДЕЛ IV Изменение агрегатных состояний вещества (8 часов)

Изменение агрегатных состояний вещества (8часов)

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота преобразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

Контрольные работы.

К/р №3 по т. «Изменение агрегатных состояний вещества».

Демонстрации

- явление испарения

- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении

- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления

- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом

Эксперименты

- измерение влажности воздуха


РАЗДЕЛ V Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 часов)

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (2часа)

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).

Применение газов в технике.

Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.

Тепловое расширение твердых тел (качественно).

Тепловые машины (4часа)

Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.



РАЗДЕЛ VI Электрические явления (5 часов)

Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Электроскоп, его устройство и принцип действия. Два рода электрических зарядов.

Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического

поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин

Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их появление в природе.

Контрольные работы.

К/р №4 «Электрические явления».


РАЗДЕЛ VII Электрический ток (18 часов)

Электрический ток (10часов)

Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического ток

Носители свободных Электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.

Действие электрического тока: тепловое, химическое и магнитное.

Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.

Напряжение. Измерение напряжения.

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.

Закон Ома для участка цепи.

Лабораторные работы.

Л/р №5 Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.

Л/р №6 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Л/р №7 Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Л/р №8 Регулирование силы тока в цепи при помощи реостата.

Последовательное и параллельное соединение проводников ( 3 часа)

Последовательное и параллельное соединение проводников.


Лабораторные работы.

Л/р №9 Изучение последовательного соединения проводников.

Работа и мощность (5 часов)

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля -Ленца. Счетчик электроэнергии.

Использование электрической энергии в быту и технике.

Лабораторные работы.

Л/р№10 Измерение мощности и работы тока в электрической цепи.

Контрольные работы.

К/р №5 «Электрический ток».

По теме « Электричество»:

Демонстрации

- электризация тел

- два рода электрических зарядов

- устройство и действие электроскопа

- закон сохранения электрических зарядов

- проводники и изоляторы

- источники постоянного тока

- измерение силы тока амперметром

- измерение напряжения вольтметром

- реостат и магазин сопротивлений

- свойства полупроводников

Эксперименты

- объяснить , что это? ( нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал, манганин.

- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения

- изучение последовательного соединения проводников

- изучение параллельного соединения проводников

- регулирование силы тока реостатом

- измерение электрического сопротивления проводника

- измерение мощности электрического тока


Внеурочная деятельность  по теме «Электричество»

   -  изготовление простейшего электроскопа ( Бутылка с пробкой , гвоздь длиной 10 – 15 см,  тонкая бумага. В пробку вбить гвоздь так, чтобы он торчал из нее на 2 – 3 см. Шляпка гвоздя будет «шариком» электроскопа. Полоску тонкой бумаги наколоть на заостренный кончик гвоздя, это лепестки электроскопа.

   -  измерение КПД кипятильника

   - изготовление из картофелины или яблока источника тока ( взять любое это вещество и воткнуть в него медную и цинковую пластинку. Подсоединить к этим пластинкам 1,5 В лампочку.

   - найти дома приборы , в которых можно наблюдать тепловое. Химическое и электромагнитное действие эл. тока. Описать их.

   -  Изготовление электромагнита ( намотать на гвоздь немного проволоки и подключить эту проволоку к батарейке, проверить действие на мелких железных предметах)

   -  сравнить амперметр и вольтметр, используя знания, полученные из учебника и инструкции к приборам, работу оформить в виде таблицы.

   - работа с инструкцией к сетевому фильтру, заполняя таблицу по вопросам.

   -  заполнить таблицу по инструкциям домашних электроприборов.



Подготовка сообщений по заданной теме: Единицы температуры, используемые в других странах. Температурные шкалы. Учет и использование разных видов теплопередачи в быту. Дизельный двигатель, свеча Яблочкова, лампа накаливания А.Н. Лодыгина, лампа с угольной нитью Эдисона.

Влияние солнечной активности на живую и неживую природу. Полярные сияния. Магнитное поле планет Солнечной системы. Полиморфизм.

Роберт Вуд – выдающейся ученый, человек и экспериментатор. Сергей Иванович Вавилов и его вклад в историю развития учения о свете.


Возможные исследовательские проекты: Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в кристаллографии. Исследование процесса кипения и замерзания пресной и соленой воды. Исследование процесса плавления гипосульфита. Экологические проблемы « глобального потепления» . Экспериментальное исследование полного отражения света. Физика в человеческом теле. Групповой проект «Физика в загадках»

Повторение (1час)

Резерв времени (5 часов)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!