Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной МО РФ, 2004г., Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом и авторской программы «Обществознание. 9 класс» под. ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др. (Просвещение, 2017 г.).
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект.
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2017.
2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2018.
3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ПРОГРАММА
9 класс (34 ч.)
Глава 1. Политика и социальное управление (10 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценно- сти. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования граж- данского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь обще- ства. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава 2. Право (21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Право
й статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права.
Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Итоговое повторение (2 часа)
Резерв (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Политика и социальное управление (10 часов) |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | | |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | | |
3 | Политический режим. | 1 | | |
4 | Правовое государство | 1 | | |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 | | |
6 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | | |
7 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 | | |
8 | Средства массовой информации | 1 | | |
9 | Роль СМИ в предвыборной борьбе | 1 | | |
10 | Гражданское общество | 1 | | |
Право (21 час) |
11 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 | | |
12 | Понятие правоотношения | 1 | | |
13 | Понятие правонарушения | 1 | | |
14 | Правоохранительные органы | 1 | | |
15 | Конституция - основной закон РФ | 1 | | |
16 | Основы конституционного строя РФ | 1 | | |
17 | Конституция РФ | 1 | | |
18 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | | |
19 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | | |
20 | Права и свободы граждан | 1 | | |
21 | Гражданские правоотношения | 1 | | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | | |
23 | Семейные правоотношения | 1 | | |
24 | Административные правоотношения | 1 | | |
25 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | | |
26-27 | Социальные права | 2 | | |
28 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | | |
29 | Международная правовая защита | 1 | | |
30 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | | |
31 | «Закон об Образовании» | 1 | | |
32-33 | Итоговое повторение | 2 | | |
34 | Резерв | 1 | | |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
учителей гуманитарного цик ___________________ Г.С.Биленко
Руководитель ШМО « » августа 2017 г.
____________ Г.С.Биленко
Протокол № ________
« » августа 2017 г.
15