РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с РАС, вариант 8.4
«Математические представления»
1 дополнительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в
повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС
нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.
Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями, без
специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические
представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в
неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о
дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об
изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3)использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Планируемые результаты изучения курса:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-
4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого
модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида.)
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два
предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки —
большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида».
Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию:
Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мяг-
ких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Количественные представления»
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»
- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение
различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и
прослеживать последовательность событий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов ,тем программ | Кол-во часов |
1 2 | Формирование временных представлений «День- вечер-ночь» | 2 |
3 4 | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 2 |
5 6 | «Режим дня» | 3 |
8 9 | «Ночной режим» | 2 |
10 11 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи, что ты делал ночью» | 2 |
12 13 | «Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 |
14 15 | «Один-много» «Цифра 1» | 2 |
16 17 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 |
18 19 | «Мои игрушки» | 2 |
20 21 | «В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 2 |
22 23 | «Формирование представлений о величине» «Большой - маленький» «Длинный- короткий» | 2 |
24 25 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 |
26 27 | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 |
28 29 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» | 2 |
30 31 32 | Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 3 |
33 34 | «Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 |
35 36 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 |
37 38 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 2 |
39 40 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 |
41 42 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 2 |
43 44 | «Штриховка круга, квадрата» | 2 |
45 46 | «Формирование пространственных представлений» «Вверху – середина - внизу» | 2 |
47 48 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 |
49 50 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 |
51 52 53 | «Ориентация на листе бумаги» «Вверх - середина» «Середина –низ» | 3 |
54 55 56 | «Ориентация в классе» «Середина класса» | 3 |
57 58 | «Формирование пространственных представлений» «Поровну - больше» | 2 |
59 60 | «Разложи игрушки» | 2 |
61 62 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к,от.» | 2 |
63 64 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 2 |
65 66 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 2 |
67 68 | Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху - середина - внизу» «поровну - больше» | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты |
| | | Личностные | Коррекционные задачи | Базовые учебные действия |
| | | Группа | Группа | Группа |
1 четверть (16 часов) |
1 2 | Формирование временных представлений «День , вечер, ночь» | 2 | Принимает участие В коллективных делах и играх | Сформированы знания о частях Суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей ,взрослых, объективных условий при роды).Умеет имитировать действия | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса |
3 4 | «Части суток» День, вечер, ночь. | 2 | Выражает интерес и желание к познанию окружающего мира | Определяет части суток По признакам: деятельность человека | Понимает инструкцию По пиктограммам |
5 6 7 | «Режим дня» | 3 | Имеет представления о правилах режима дня | Выполняет Действия по опорным картинкам (читает книгу, пинает мяч, рисует, прыгает, бегает) | Наблюдает за окружающими предметами |
8 9 | «Ночной режим» | 2 | Соблюдает правила режима в ночное время (ночью дети должны спать, а игрушки отдохнуть у себя на полочке | Умеет выбирать соответствующую картинку ,где нарисована ночь .Ночью спать ложатся книжка и тетрадь, куклы и игрушки тоже будут спать. | Наблюдает за Окружающими предметами. |
10 11 | Закрепление по теме «Покажи ,что ты делал днём, вечером» «Покажи ,что ты делал ночью» | 2 | Сформирован навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии | Находить картинки по частям суток(Маша гуляла на улице. Каталась на карусели. Обедала.) Когда это было? -днём Показывает картинку, где Маша гуляет и т.д. Играет с бусами разной величины. | Наблюдает за Окружающими предметами |
12 13 | «Формирование количественных представлений» «Один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 | Выражает желания работать в паре | Умеет соотносить количество (один стул - сядет один мальчик. Много стульев - сядут много мальчиков | Понимает Инструкцию по пиктограммам |
14 15 | «Один- много» «Цифра 1» | 2 | Проявляет доверительный Контакт между детьми | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами ,прикасается к предмету пальцем- Пересчитывает количество (Один зайчик, один мишка ,одна белочка и т.д. | Понимает Инструкцию пиктограмм |
16 17 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 1 | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами прикасаться к предмету пальцем - много. Умеет показывать жестом (разводит руки широко в стороны - много листьев) | Наблюдает за окружающими предметами |
2 четверть(16 часов) |
18 19 | «Мои игрушки» «Цифра 1» | 2 | Умеет Сосредоточиться на слуховой информации | Сформированы понятия «правая» и «левая »рука .Играет со сборно-разборным детским материалом и игрушками. Участвует в играх с пальчиками и на соотнесение количества: много, один пальчик. | Подражает действиям, выполняемых педагогом |
20 21 | «В гостях у лесовичка в лесу» «Посчитаем сколько шишек и найдём цифру 1» | 2 | Проявляет желание помочь герою сказки | Умеет раскладывать по коробкам шишки с шишками, листья с листьями(классификация предметов).Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много ,один пальчик | Понимает Инструкцию по пиктограммам |
22 23 | «Формирование представлений о величине» «Большой- маленький» «Длинный- короткий» | 2 | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Умеет выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения ,умеет выделять, группировать предметы по величине длинный - короткий | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога |
24 25 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 | Проявляет бережное отношение к наглядным пособиям | Умеет показать жестом большие и маленькие предметы, длинный - короткий Играет со сборно- разборным детским строительным материалом | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
26 27 | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 | Осознание своей принадлеж ности к определен ному полу | Умеет видеть разницу в росте, сопровождает свою речь с жестами | Подражает действиям, выполняемых педагогом |
28 29 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» | 2 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Умеет соотносить одежду с ростом Одевает на куклу кофту, штаны | Понимает жестовую инструкцию |
30 31 32 | «Постройка башни» «Выделение«больших - маленьких «предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост, короткий мостик» | 4 | Осознает бережное отношение к раздаточному материалу (не брать в рот, не грызть, не рвать, не ломать) | Умеет выбирать из общих кубиков большие кубики, оречевляя речью- большие, жестом- разводит в разные стороны руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую с маленькой башней | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
3 четверть(18часов) |
33 34 | «Формиро вание представле ний о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Осознание своей принадлежности к определен ному полу | Умеет работать с деревянными пазлами, вставляет в отверстие формы из круга, квадрата | Принимать цели и произвольно включатся в деятельность |
35 36 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Умеет дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку | Подражает действиям, выполняемых педагогом |
37 38 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 2 | Проявляет интерес окружающим предметам | Умеет соотносить и дифференцировать квадрат методом наложения. Называет большой квадрат, маленький квадрат | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
39 40 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 | Проявляет терпение, доводить начатое дело до конца Проявляет интерес, усидчивость | Умеет правильно держать карандаш, расскрашивает не выходя за контур. Рассматривает объемную фигуру — куб. | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики |
41 42 | «Обведение квадрата по контуру» | 2 | Проявляет интерес, усидчивость | Обводить форму квадрата по контуру. Рассматривает объемную фигуру — куб | Выполняет действие способом рука – в - руке; |
43 44 | «Штриховка квадрата» | 2 | Проявляет интерес к занятию Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Выполняет штриховку геометрических фигур в разных направлениях, разноцветными карандашами. | Выполняет последовательно организованные движения |
45 46 | «Формирование пространственных представлений» «Вверху- середина- внизу» | 2 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Сформированы понятия «вверху» «внизу « и сравнивает предметы по признакам сходство различие (маленький, большой). Знает геометрические фигуры круг (круг, квадрат) | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин |
47 48 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 | Проявляет интерес к математике посредством игр | Умеет раскладывать маленькие игрушки на верхнюю полку, большие игрушки на нижнюю полку Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, за- лезла под стол и т. п | Подражает действиям, выполняемые педагогом |
49 50 | «Разложи одежду по полкам» | 2 | Воспитывать взаимоотношения между сверстниками Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Складывает вещи по полкам. Показывает верх-низ | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
4 четверть (16 часов) |
51 52 53 | «Ориентация на листе бумаги» | 3 | Проявляет дружеские взаимоотношения Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Сформированы навыка ориентации на листе бумаги. Выполняет последовательно организованные движения | Понимает жестовую инструкцию |
54 55 56 | «Ориентация в классе» | 3 | Проявляет доброе, уважительное отношение друг к другу | Умеет находить по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой учителя, где он находится) | Выполняет действие способом рука - в- руке; |
57 58 | «Формирование пространственных представлений» «Поровну - больше» | 2 | Пользуется речевыми и жестовым и формами взаимодействия для установления контактов | Умеет раскладывать предметы от себя далеко, близко. Воспроизводит комбинации из двух- трех элементов полифункцио- нального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин |
59 60 | «Разложи игрушки» | 2 | Проявляет взаимоотношения между сверстниками | Сформирован навык ориентировки в пространстве (далеко - близко)Игра «Далеко - близко». Умеет использовать пространственные понятия в отношении собственного тела | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики |
61 62 | Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от.» | 2 | Выражает любознательность | Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи. Дид. игра «Накроем стол» Выполняет последовательно организованные движения | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
63 64 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 1 | Проявляет коммуникативные навыки | Умеет определять расположение других детей(далеко и близко по отношению от себя). Выполняет последовательно организованные движения | Подражает действиям, выполняемые педагогом |
65 66 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну- больше» | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Подбирает картинки на определенные пространственные представления поровну- больше Перемещается в классе с предметам и по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п. | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
67 68 | Закрепление тем «Короткий - длинный» «вверху - внизу по середине» «поровну – больше» | 2 | Умеет поддерживать контакты | Сформированы понятия : «короткий - длинный» «вверху - внизу по середине» «поровну- больше» | Подражает действиям, выполняемые педагогом |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО -
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных
математических представлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука – в - руке;
- подражает действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-
4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.