Рабочая программа элективного курса «Право знать», разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
Курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю в течение 1 полугодия. Уровень изучения
базовый.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в
современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.
Программа курса «Право знать» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
давать определения понятий;
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
характеризовать явления общественно-политической жизни;
иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
в ценностно-мотивационной сфере:
осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
в сфере трудовой деятельности:
осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества;
оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
в коммуникативной сфере:
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Требования
Обучающиеся должны знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- механизмы правового регулирования
Обучающиеся должны уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как «социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений: ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
вседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание программы элективного курса.
Роль права в жизни человека и общества (2 ч)
Введение. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Правовое государство и гражданское общество. Характеристика личных прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Права и свободы человека и гражданина, их гарантии.
2. Право на образование (2 ч)
Государственная политика.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Доступность образовательных услуг. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.
3. Семейное право (2 ч)
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Правовые основы брака. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
4.Трудовое право (2 ч)
Трудовое право. Работодатели и работники на рынке труда.
Трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Правила поведения в трудовой сфере.
5.Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика (2 ч)
Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости. Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров. Право собственности, сделки. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
6. Права потребителя: законодательство и реальная практика (3 ч)
Источники информации для потребителя. Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя».
Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
7.Уголовное право (3 ч)
Основы уголовного законодательства. Три признака преступления. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Порядок судебного разбирательства. Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства.
8. Обобщение по курсу (1 ч)
Формы контроля
Беседа.
Анализ схем
Анализ источника , работа по карточкам .
Работа с документами.
Представление презентации.
Заполнение таблицы
Написание конспекта.
Тестирование
Тематическое планирование электива по обществознанию
№/ п | Название раздела, темы урока | Количество часов |
| Тема 1. Роль права в жизни человека и общества | 2 |
1. | Роль права в жизни человека и общества. | 1 |
2. | Правовое государство и гражданское общество. | |
| Тема 2. Право на образование | 2 |
3. | Государственная политика. | 1 |
4. | Доступность образовательных услуг. | 1 |
| Тема 3. Семейное право | 2 |
5. | Правовые основы брака. | 1 |
6. | Взаимные обязанности родителей и детей. | 1 |
| Тема 4. Трудовое право | 2 |
7. | Работодатели и работники на рынке труда. | 1 |
8. | Правила поведения в трудовой сфере. | 1 |
| Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика | 2 |
9. | Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости. | 1 |
10. | Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. | 1 |
| Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика | 3 |
11. | Источники информации для потребителя. | 1 |
12. | Потребитель и его права. | 1 |
13. | Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. | 1. |
| Тема 7. Уголовное право | 3 |
14. | Основы уголовного законодательства. | 1 |
15. | Порядок судебного разбирательства. | 1 |
16. | Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства. | 1 |
| Тема 8. Обобщение по курсу | 1 |
17. | Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№/ п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
| Тема 1. Роль права в жизни человека и общества | 2 | | |
1. | Роль права в жизни человека и общества. | 1 | | |
2. | Правовое государство и гражданское общество. | | | |
| Тема 2. Право на образование | 2 | | |
3. | Государственная политика. | 1 | | |
4. | Доступность образовательных услуг. | 1 | | |
| Тема 3. Семейное право | 2 | | |
5. | Правовые основы брака. | 1 | | |
6. | Взаимные обязанности родителей и детей. | 1 | | |
| Тема 4. Трудовое право | 2 | | |
7. | Работодатели и работники на рынке труда. | 1 | | |
8. | Правила поведения в трудовой сфере. | 1 | | |
| Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика | 2 | | |
9. | Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости. | 1 | | |
10. | Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. | 1 | | |
| Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика | 3 | | |
11. | Источники информации для потребителя. | 1 | | |
12. | Потребитель и его права. | 1 | | |
13. | Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. | 1. | | |
| Тема 7. Уголовное право | 3 | | |
14. | Основы уголовного законодательства. | 1 | | |
15. | Порядок судебного разбирательства. | 1 | | |
16. | Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства. | 1 | | |
| Тема 8. Обобщение по курсу | 1 | | |
17. | Итоговое повторение и обобщение | 1 | | |
Литература:
И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 8 класс. - М.: Русское слово, 2012;
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова .Обществознание. 9 класс - М.: Русское слово», 2012.
Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2012.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2011.
Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2013.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2012.
Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 2012.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2012.
Сборник образцов гражданско-правовых документов. М., 2002 – 2011 гг.