Рабочая программа элективного курса по выбору «Задачи с параметром» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Авторской программой: Математика 10-11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами: элективный курс / автор-составитель Д.Ф. Айвазян. – Волгоград: Учитель, 2009;
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005 г., - 328 с.;
- Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников. – Учебно-дидактический комплекс. – Новосибирск: Сиб.Универ.Издательство,2003,с.138-152.
Планируемые результаты освоения элективного курса по выбору «Задачи с параметром»
В результате усвоения программы элективного курса «Задачи с параметром» обучающиеся должны иметь представление:
О линейных уравнениях и неравенствах с параметрами;
О квадратных уравнениях и неравенствах с параметрами;
О показательных, логарифмических, рациональных, иррациональных уравнениях и неравенствах с параметрами;
О тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами;
О выражениях с модулями и параметрами.
Обучающиеся должны знать:
Аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
Графические методы решения;
Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.
Обучающиеся должны уметь:
Решать линейные, квадратные, рациональные, иррациональные, тригонометрические, логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметрами;
Пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с параметрами.
Обучающиеся должны владеть:
Алгоритмами решения уравнений и неравенств с параметрами;
Полным параметрическим анализом многочленов;
Полным параметрическим анализом соотношений с модулем;
Методами условного параметрического анализа.
Содержание элективного курса по выбору «Задачи с параметром»
Тема 1. Вводное занятие – знакомство с параметром – 1 час.
Теоретические сведения о задачах с параметрами, классификация, основные методы и приемы решения.
Первое занятие предполагает актуализацию известных фактов. Здесь, помимо знакомства с основными теоретическими положениями, ведётся разговор о возможностях применения знаний из данной темы.
Тема 2. Линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр – 2 часа.
Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение линейных неравенств с параметром.
Тема 3. Обзор основных свойств квадратного трехчлена: дискриминант и его корни, теорема Виета и обратная к ней; разложение квадратного трехчлена на множители, квадратичные неравенства и методы их решения – 2 часа.
Свойство квадратного трехчлена. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметрами. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Квадратичные неравенства и методы их решения.
Тема 4. Решение параметрических задач на квадратный трехчлен и задач, сводящихся к ним – 4 часа.
Решение параметрических задач на квадратный трехчлен.
Тема 5. Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел – 2 часа.
Теоретические сведения о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел. Решение задач.
Тема 6. Уравнения и неравенства с параметрами, в которых выражаются заданные условия – 2 часа.
Решение типовых уравнений и неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия.
Тема 7. Рациональные уравнения и неравенства – 7 часов.
Решение рациональных уравнений и неравенств методом интервалов и графически.
Тема 8. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами – 4 часа.
Алгоритм решения иррациональных уравнений и неравенств с параметрами.
Тема 9. Тригонометрические уравнения – 8 часов.
Обзор формул для корней простейших уравнений, классификация тригонометрических уравнений и методов их решения. Решение тригонометрических уравнений с параметрами.
Тема 10. Уравнения с параметрами, содержащие знак модуля – 2 часа.
Понятие модуля. Решение уравнений с параметрами, содержащих знак модуля.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ темы | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие – знакомство с параметром | 1 |
2 | Линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр | 2 |
3 | Обзор основных свойств квадратного трехчлена: дискриминант и его корни, теорема Виета и обратная к ней; разложение квадратного трехчлена на множители, квадратичные неравенства и методы их решения | 2 |
4 | Решение параметрических задач на квадратный трехчлен и задач, сводящихся к ним | 4 |
5 | Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел | 2 |
6 | Уравнения и неравенства с параметрами, в которых выражаются заданные условия | 2 |
7 | Рациональные уравнения и неравенства | 7 |
8 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | 4 |
9 | Тригонометрические уравнения | 8 |
10 | Уравнения с параметрами, содержащие знак модуля | 2 |