СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по предмету "Биология" 6-9 классы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по предмету "Биология" 6-9 классы.Программа разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по предмету "Биология" 6-9 классы.»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт специального (коррекционного) образования VIII вида утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.

  2. Закон «Об образовании в РФ» (статья 48, п.1.1)

  3. Письмо Министерства образования Иркутской области №55-37-7751\16 от 01.08.2016 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2017-2018 г. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  4. Учебный план МОУ «Новоигирменская СОШ №3» на 2019-2020 учебный год

  5. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, специального (коррекционного) образования МОУ «Новоигирменская СОШ №3» на 2014-2020 учебный годы.

  6. Примерная (авторская) программа специального (коррекционного) образования под редакцией В.В. Воронковой, 2011, допущенной министерством образования РФ.

  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/11

Данная рабочая программа по биологии для учащихся 6-9 классов разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М .: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011. автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой.


Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.


Основными задачами преподавания биологии являются:


  1. сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

  2. формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

  3. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

  4. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

  5. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.






Место учебного предмета в учебном плане

Программой отводится на изучение биологии 280 часов, которые распределены по классам следующим образом:

6 класс – 70 часов, 2 час в неделю;

7 класс – 70 часов, 2 час в неделю;

8 класс – 70 часов, 2 часа в неделю;

9 класс – 70часов, 2 часа в неделю;


Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

1.А.И.Никишов Биология. Неживая природа, 6 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М: Просвещение.
2. З.А.Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы, 7 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – Москва: Просвещение.
3.А.И.Никишов, А.В.Теремов Биология Животные, 8 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение.
4. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева Биология. Человек, 9 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение.


Требования к уровню подготовки учащихся


Классы

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

  1. класс

Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


  1. класс

Названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать органы у цветкового растения; различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; выращивать некоторые цветочно-декоративные растения; различать грибы и растения.

  1. класс

Основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а  также в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;


  1. класс

Названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов них систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организма; основные санитарно-гигиенические правила.

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческогоорганизма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.




Содержание программы

Неживая природа 6 класс, 70 часов (2 ч в неделю)

Введение (3ч). Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи, смена времён года.

Вода (17 ч).

Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1.Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2.Расширение при замерзании. 3.Растворение соли, сахара в воде.

4.Очистка мутной воды.

5.Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы.

1.Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. 2.Наблюдения за расходом воды и электроэнергии.

Воздух (15).

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий.. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).

  2. Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.

  3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы.

1.Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

2.Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч).

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

. .Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов.

(железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

Практическая работа.

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Почва(11 ч.).

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почв, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.

  2. Обнаружение в почве песка и глины.

3.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4.Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа.

  1. Различие песчаных и глинистых почв.

  2. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание лопатой и боронование граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

  3. Определение типа почвы на школьном участке.

Резерв времени 4 часа

7 класс

Растения, грибы и бактерии

70 часов (2 ч в неделю)

Введение (3 ч.)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений и их охрана.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (26 ч.).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений. Значение листьев в жизни растения.

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

1.Органы цветкового растения.

2.Строение цветка. 3.Строение семени с двумя семядолями (фасоль).

4.Строение семени с одной семядолей (пшеница).

5.Определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

Условия, необходимые для прорастания семян.

Испарение воды листьями.

Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Образование крахмала в листьях на свету.

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян.

Многообразие цветковых растений (32 ч.)

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные, или цветковые.

Особенности строения (наличие цветков, плодов и семян)

Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторные работы

1.Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторные работы.

Строение клубня картофеля.

Бактерии (3 ч.).

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

Грибы (3 ч.) Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы (1 ч.)

1.Пересадка комнатных растений.

Резерв времени 2 часа






8 класс Животные

70ч,  2 ч в неделю.

Введение (2ч)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные (11ч)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого дождевого червя.

Круглые черви - паразиты (глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям.

фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (54ч)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы (8ч)  Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная системаорганы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные (4ч) Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся (5ч)  Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы (13ч) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери (18ч)

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих. Значение.

Внутреннее строение млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные.

Растительноядные животные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие всеядные животные - дикие свиньи.

Непарнокопытные животные: лошади, зебры, ослы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид и образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие (6ч)

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Резерв времени 3ч


9 класс Человек

70ч (2ч в неделю)


Введение (1ч)

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

Общий обзор организма человека (2ч)

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение (13ч)

Скелет (8ч)

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Лабораторные работы

1.Изучение внешнего вида позвонков.

2. Изучение внешнего вида отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног.

3. Наложение шин, повязок.

Мышцы (5ч) Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

.Демонстрация скелета человека, позвонков.

Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы;

свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Лабораторные работы

1.Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

2.Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

3.Утомление мышц при удержании груза при вытянутой руке.

4. Определение правильной осанки. Кровь и кровообращение (9ч) Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

3. Измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

4. Обработка царапин йодом, наложение повязок на раны.

Дыхание (6ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение (10ч)

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле;

обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке;

действие слюны на крахмал;

действие желудочного сока на белки.

Выделение (2ч)

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.

Лабораторные работы

1.Зарисовка почки в разрезе.

2. Простейшее чтение анализа мочи.

Покровы тела (6ч)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Лабораторные работы

1. Приёмы наложения повязок на условно поражённый участок кожи.

Нервная система (6ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств (6ч)

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (4ч)

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и др. Меры профилактики.

Повторение (2ч)

Резерв времени 3ч


Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

6 класс – 70 часов

1.Введение.

3

2.Вода.

17

3.Воздух.

15

4.Полезные ископаемые.

20

5.Почва.

11

6.Резервное время.

4



7 класс – 70 часов

1.Введение.

3

2.Общее знакомство с цветковыми растениями.

26

3.Многообразие цветковых растений.

32

4.Грибы.

3

5.Бактерии.

3

6.Практическая работа.

1

7.Резервное время.

2

8 класс – 70 часов

1.Введение.

2

2.Беспозвоночные.

11

Позвоночные животные:

3.Рыбы.

54

8

4.Земноводные.

4

5.Пресмыкающиеся.

5

6.Птицы.

13

7.Млекопитающие, или звери.

18

8.Сельскохозяйственные млекопитающие.

6

9.Резервное время.

3

9 класс – 70часов

1.Введение.

1

2.Общее знакомство с организмом человека.

2

3.Опора и движение.

13

4.Кровообращение.

9

5.Дыхание.

6

6.Питание и пищеварение.

10

7.Выделение.

2

8.Покровы тела.

6

9.Нервная система.

6

10. Органы чувств.

6

11.Нервная система.

5

12.Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

4

13.Повторение.

2

14. Резерв времени.

2




Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Отметка «5» ставится, если:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определение понятий недостаточно четкие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,     допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

самостоятельно не определена цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении


Формы обучения:


а) урок изучение нового материала (ОНМ)

б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)

в) комбинированный урок (КОМБ)

д) контрольный урок

е) экскурсия

ж) Урок – игра


Технологии образования:


а) индивидуальная работа с учащимся;

б) технология развивающего обучения;

в) личностно-ориентированные технологии обучения;


Методы обучения:


а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);

б) наглядный (демонстрация, наблюдения);

в) практический (тесты, практические работы);

Формы контроля

- тест - проверочная работа


Учебно – методический комплекс.


1.А.И.Никишов Биология. Неживая природа, 6 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М: Просвещение.
2. З.А.Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы, 7 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – Москва: Просвещение.
3.А.И.Никишов, А.В.Теремов Биология Животные, 8 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение.
4. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева Биология.Человек, 9 класс учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение.

5. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред.Воронковой.
6. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, – 352 с. Агеева И.Д.
7. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России. – 360 с. Миронов А.В.
8. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение. – 224 с.
9. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение – 271 с.











16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!