МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛНОВАХСКАЯ ШКОЛА №6»
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено На заседании педагогического совета протокол № ___от ___09.2023 | Согласовано Заместитель директора по УВР ______Соколова Я.Л. ___.09.2023 | Утверждено И.о.директора _________Михеева Е.В. Приказом№________ От _______.2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(Вариант 8.4)
учебного предмета
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программой с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения. Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности. Данная программа направлена на формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Цель обучения
-Формирование элементарных математических представлений и умений, применение их в повседневнойжизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи:
Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете; формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности; формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении.
развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
формирование общеучебных умений;
овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально-организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления». Задачи и направления
Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;
Формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;
Формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
Формирование интереса к счету.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
ВФедеральномкомпонентегосударственногостандартаматематическиепредставленияобозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, из них 1 час на самостоятельное изучение, 34 учебные недели.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностныерезультаты:
Понимание обращенной речи смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений).
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Использование доступных жестов для передачи сообщения.
Понимание слов, обозначающие объекты и явления.
Предметные результаты:
-Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого.
Проявление интереса к математическим знаниям.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –много).
Умение различать части суток, времена года.
Умение соотносить число с соответствующим количеством, обозначать его цифрой.
Умение совершать арифметические действия в доступных ребенку пределах.
Методы контроля за эфективностью учебно-познавательной деятельности
Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Метод мониторингов;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого в последствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
Постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социальноокружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
развитие мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
2класс
Наименование блока | Основное содержание |
Формирование представлен й о величине, массе | Упражнения на сопоставление двух объектов по величине (большой—маленький),по массе (Тяжелый–легкий) Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам(вместе с учителем и самостоятельно). |
Пространственные представления | Упражнения на закрепление у учащихся навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела. Использование наглядных и словесных пространственных ориентировок. Использование в играх пространства класса. |
Временные представления | Совместное с учащимися наблюдение за погодными явлениями (тает снег, бегут ручейки, распускаются листья и т.п.). Соотнесение времен года, частей суток с изображением. |
Отношение порядка следования | Первый– последний(крайний) |
Нумерация | Нумерация |
Повторение и закрепление Пройденного материала | |
3класс
№ | Наименованиеблока | Основноесодержание | Кол-во часов |
1 | Пространственные представления, геометрические фигуры | Практические действия, упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений. Распознавание и называние геометрических фигур. | 12 |
2 | Числа и величины | Порядок следования чисел. Числовой ряд. Обводка чисел. Сравнение и упорядочение предметов по массе. | 12 |
3 | Отношения порядка следования | Первый– последний (крайний) | 8 |
4 | Элементарные арифметические действия | Сложение, вычитание. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. | 16 |
5 | Работа с элементарными задачами | Рушение наглядных задач | 10 |
6 | Геометрический материал | Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки | 10 |
7 | Повторение и закрепление | | 4 |
4класс
№ | Наименование блока | Основное содержание | Кол-во часов |
1 | Величины | Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм),вместимости (литр), времени (час). Сравнение и упорядочение однородных величин | 12 |
2 | Числа | Счёт предметов. Чтение и запись чисел. Сравнение и упорядочение чисел. | 12 |
3 | Отношения порядка следования | Первый–последний (крайний). Место числа в ряду, число последующее, число предыдущее. | 8 |
4 | Арифметические действия | Сложение, вычитание.Связьмеждусложениеми вычитанием. Нахождениенеизвестногокомпонентаарифметическогодействия. | 10 |
5 | Работа с элементарными текстовыми задачами | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 6 |
6 | Геометрическийматериал | Распознавание и изображение геометрических фигур. Использование линейки | 8 |
7 | Геометрические величины | Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины(сантиметр) | 8 |
7 | Повторение и закрепление пройденного | | 4 |
| Всего | | 68 |
Материально-техническое обеспечение Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.природного);
набноры предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори – материал и др.);
пазлы;
пазлы вкладыши;
-мозаики;
сухой бассейн;
игрушки разных размеров;
шнуровки;
-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.событий;
-счетный материал;
цветные карандаши;
листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
презентации по темам;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Средства обучения | Дата |
план | факт |
| I четверть |
1. | Понятия « большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру». Понятия «длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине». | 1 | игрушки, школьные принадлежности | | |
2. | Понятия «широкий – узкий, шире – уже, одинаковой ширины». Понятия «высокий – низкий, выше – ниже, равной высоты». | 1 | предметные картинки | | |
3. | Количественные понятия: много-мало, столько же, поровну. Пространственные понятия: в центре, в середине, между. | 1 | презентация кубики | | |
4. | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | 1 | предметные картинки | | |
5. | Объединение предметов по цвету, по форме, по величине. | 1 | презентация | | |
6. | Число и цифра 1. Соотношение количества предметов с цифрой 1. Понятия: перед, около. | 1 | презентация | | |
7. | Число и цифра 2. Соотношение количества предметов с цифрой. | 1 | презентация | | |
8. | Образование числа 2. Понятие «впереди - позади». | 1 | презентация | | |
| Итого: | 8 ч. | | | |
| II четверть |
9. | Знакомство с понятиями «первый – последний». | 1 | презентация | | |
10. | Знакомство со знаком « +». Порядковый счёт до 2. Запись и чтение примера 1+1=2. | 1 | презентация | | |
11. | Объединение одинаковых по цвету предметов в различные множества. Различение цифр 1, 2. | 1 | презентация набор геометрических фигур | | |
12. | Соотнесение с количеством предметов. Состав числа 2. | 1 | презентация | | |
13. | Знакомство со знаком «-». Запись и чтение примера 2-1=1 | 1 | презентация | | |
14. | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Ориентировка в пространстве. Расположение предметов: впереди, сзади, вверху, внизу. | 1 | | | |
15. | Знакомство с понятием «пара» | 1 | предметные картинки | | |
16. | Порядковые числительные: первый, второй. | 1 | | | |
| Итого: | 8 ч. | | | |
| IIIчетверть |
17. | Число и цифра 3. Образование числа 3. Счёт прямой и обратный в пределах 3. | 1 | презентация | | |
18. | Состав числа 3. Соотношение количества предметов с цифрой 3. Числовой ряд. Выкладывание числового ряда. | 1 | презентация | | |
19. | Нахождение большого и маленького количества предметов путём сравнения. | 1 | предметные картинки | | |
20. | Решение примеров на наглядном материале в пределах 3. | 1 | предметные картинки | | |
21. | Сравнение и различение геометрических фигур: квадрат и треугольник. | 1 | геометрический материал | | |
22. | Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 | предметные картинки | | |
23. | Решение задач в пределах 3. | 1 | предметные картинки | | |
24. | Геометрическая фигура – круг. Ориентация на плоскости. Рисование треугольника, круга, квадрата. | 1 | геометрический материал | | |
25. | Число и цифра 4. Соотношение количества предметов с цифрой 4. | 1 | презентация | | |
26. | Повторение. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. | 1 | | | |
| Итого | 10 ч. | | | |
| IV четверть |
27. | Счёт предметов в пределах 4. Цифровой ряд. Место цифры 4 в ряду. | 1 | игрушки набор цифр | | |
28. | Понятие сутки: утро, день, вечер, ночь. Определение порядка следования частей суток, сезонов в году. | 1 | | | |
29. | Решение примеров в пределах 4. | 1 | предметные картинки | | |
30. | Решение примеров и задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4. Сравнение чисел в пределах 4. | 1 | сюжетные картинки | | |
31. | Число и цифра 5. Выкладывание ряда. Место цифры 5 в числовом ряду. | 1 | игрушки набор цифр | | |
32. | Образование числа 5. Соотнесение количества предметов с цифрами до 5. | 1 | презентация | | |
33. | Знакомство с линейкой. Построение отрезков разной длины по образцу. | 1 | | | |
34. | Решение примеров на наглядном материале в пределах 5. Решение задач в пределах 5. | 1 | предметные картинки | | |
| Итого: | 8 ч. | | | |
| Итого за год: | 34ч. | | | |