СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (Вариант 8.4) учебного предмета МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программой с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения. Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (Вариант 8.4) учебного предмета МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛНОВАХСКАЯ ШКОЛА №6»

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА

Рассмотрено


На заседании педагогического совета

протокол № ___от ___09.2023


Согласовано


Заместитель директора по УВР

______Соколова Я.Л.

___.09.2023

Утверждено

И.о.директора

_________Михеева Е.В.

Приказом№________

От _______.2023














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР

(Вариант 8.4)

учебного предмета

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



















Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программой с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения. Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности. Данная программа направлена на формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Цель обучения

-Формирование элементарных математических представлений и умений, применение их в повседневнойжизни.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Основные задачи:

Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете; формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности; формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении.

развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

формирование общеучебных умений;

овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.

развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально-организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,

«Пространственные представления», «Временные представления». Задачи и направления

Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;

Формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;

Формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.

Формирование интереса к счету.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

ВФедеральномкомпонентегосударственногостандартаматематическиепредставленияобозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, из них 1 час на самостоятельное изучение, 34 учебные недели.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностныерезультаты:

Понимание обращенной речи смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений).

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Использование доступных жестов для передачи сообщения.

Понимание слов, обозначающие объекты и явления.

Предметные результаты:

-Выполнение конкретного действия по инструкции взрослого.

Проявление интереса к математическим знаниям.

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –много).

Умение различать части суток, времена года.

Умение соотносить число с соответствующим количеством, обозначать его цифрой.

Умение совершать арифметические действия в доступных ребенку пределах.

Методы контроля за эфективностью учебно-познавательной деятельности

Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Метод мониторингов;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

-Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Направления коррекционной работы:

налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого в последствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

Постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социальноокружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

развитие мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.

2класс





Наименование блока

Основное содержание

Формирование представлен й о величине, массе

Упражнения на сопоставление двух объектов по величине (большой—маленький),по массе (Тяжелый–легкий)



Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам(вместе с учителем и самостоятельно).

Пространственные представления

Упражнения на закрепление у учащихся навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела. Использование наглядных и словесных пространственных ориентировок.

Использование в играх пространства класса.

Временные представления

Совместное с учащимися наблюдение за погодными явлениями (тает снег, бегут ручейки, распускаются листья и т.п.).

Соотнесение времен

года, частей суток с изображением.

Отношение порядка следования

Первый– последний(крайний)

Нумерация

Нумерация

Повторение и закрепление

Пройденного материала








3класс







Наименованиеблока

Основноесодержание

Кол-во

часов

1

Пространственные представления, геометрические фигуры

Практические действия, упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве.

Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений.

Распознавание и называние

геометрических фигур.

12

2

Числа и величины

Порядок следования чисел. Числовой ряд. Обводка чисел.

Сравнение и упорядочение предметов по массе.

12

3

Отношения порядка следования

Первый–

последний (крайний)

8

4

Элементарные арифметические действия

Сложение, вычитание. Связь между сложением и вычитанием.

Нахождение неизвестного компонента арифметического

действия.

16

5

Работа с элементарными

задачами

Рушение наглядных задач

10

6

Геометрический материал

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Использование линейки

10

7

Повторение и закрепление


4


пройденного




Всего


68



4класс



Наименование блока

Основное содержание

Кол-во

часов

1

Величины

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм),вместимости (литр), времени (час).

Сравнение и упорядочение однородных величин

12

2

Числа

Счёт предметов. Чтение и запись чисел. Сравнение и упорядочение чисел.

12

3

Отношения порядка следования

Первый–последний (крайний). Место числа в ряду, число последующее, число предыдущее.

8

4

Арифметические действия

Сложение, вычитание.Связьмеждусложениеми вычитанием.

Нахождениенеизвестногокомпонентаарифметическогодействия.

10

5

Работа с элементарными текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом.

6

6

Геометрическийматериал

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Использование линейки

8

7

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины(сантиметр)

8

7

Повторение и закрепление

пройденного


4


Всего


68

Материально-техническое обеспечение
  • Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.природного);

  • набноры предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори – материал и др.);

  • пазлы;

  • пазлы вкладыши;

-мозаики;

  • сухой бассейн;

  • игрушки разных размеров;

  • шнуровки;

-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.событий;

  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

-счетный материал;

  • цветные карандаши;

  • листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

  • презентации по темам;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;

























Календарно-тематическое планирование

по предмету «Математические представления»

2 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Средства обучения

Дата

план

факт


I четверть

1.

Понятия « большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру». Понятия «длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине».

1

игрушки, школьные принадлежности



2.

Понятия «широкий – узкий, шире – уже, одинаковой ширины». Понятия «высокий – низкий, выше – ниже, равной высоты».

1

предметные картинки



3.

Количественные понятия: много-мало, столько же, поровну. Пространственные понятия: в центре, в середине, между.

1

презентация

кубики



4.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

1

предметные картинки



5.

Объединение предметов по цвету, по форме, по величине.

1

презентация



6.

Число и цифра 1. Соотношение количества предметов с цифрой 1. Понятия: перед, около.

1

презентация



7.

Число и цифра 2. Соотношение количества предметов с цифрой.

1

презентация



8.

Образование числа 2. Понятие «впереди - позади».

1

презентация




Итого:

8 ч.





II четверть

9.

Знакомство с понятиями «первый – последний».

1

презентация



10.

Знакомство со знаком « +». Порядковый счёт до 2. Запись и чтение примера 1+1=2.

1

презентация



11.

Объединение одинаковых по цвету предметов в различные множества. Различение цифр 1, 2.

1

презентация

набор геометрических фигур



12.

Соотнесение с количеством предметов. Состав числа 2.

1

презентация



13.

Знакомство со знаком «-». Запись и чтение примера 2-1=1

1

презентация



14.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Ориентировка в пространстве. Расположение предметов: впереди, сзади, вверху, внизу.

1




15.

Знакомство с понятием «пара»

1

предметные картинки



16.

Порядковые числительные: первый, второй.

1





Итого:

8 ч.





IIIчетверть

17.

Число и цифра 3. Образование числа 3. Счёт прямой и обратный в пределах 3.

1

презентация



18.

Состав числа 3. Соотношение количества предметов с цифрой 3. Числовой ряд. Выкладывание числового ряда.

1

презентация



19.

Нахождение большого и маленького количества предметов путём сравнения.

1

предметные картинки



20.

Решение примеров на наглядном материале в пределах 3.

1

предметные картинки



21.

Сравнение и различение геометрических фигур: квадрат и треугольник.

1

геометрический материал



22.

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

предметные картинки



23.

Решение задач в пределах 3.

1

предметные картинки



24.

Геометрическая фигура – круг. Ориентация на плоскости. Рисование треугольника, круга, квадрата.

1

геометрический материал



25.

Число и цифра 4. Соотношение количества предметов с цифрой 4.

1

презентация



26.

Повторение. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине.

1





Итого

10 ч.





IV четверть

27.

Счёт предметов в пределах 4. Цифровой ряд. Место цифры 4 в ряду.

1

игрушки

набор цифр



28.

Понятие сутки: утро, день, вечер, ночь. Определение порядка следования частей суток, сезонов в году.

1




29.

Решение примеров в пределах 4.

1

предметные картинки



30.

Решение примеров и задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4. Сравнение чисел в пределах 4.

1

сюжетные картинки



31.

Число и цифра 5. Выкладывание ряда. Место цифры 5 в числовом ряду.

1

игрушки

набор цифр



32.

Образование числа 5. Соотнесение количества предметов с цифрами до 5.

1

презентация



33.

Знакомство с линейкой. Построение отрезков разной длины по образцу.

1




34.

Решение примеров на наглядном материале в пределах 5. Решение задач в пределах 5.

1

предметные картинки




Итого:

8 ч.





Итого за год:

34ч.