Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Принято: На заседании МО Протокол №1 От 31.08.2023 г. | Согласовано: зам.директора по УР _________ | Утверждено Директор _______. |
Рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
по моторной алалии
5 класс
на 2023- 2024 учебный год
Составитель: Островская Т.П.
учитель-логопед
с. Турунтаево
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Алалии» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год.
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
5..Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой; 8-е издание.– М.: Просвещение, 2013.
Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа логопедических занятий для детей 4 класса с моторной алалией разработана в соответствии с рекомендациями Е.В. Кирилловой «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Н.И. Кузьминой «Воспитание речи у детей с моторной алалией».
Алалия - органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов. При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга
Цель коррекционной работы: развитие речевой инициативы у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (моторной алалией), создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (поначалу примитивного).
Задачи:
-
Стимуляция речевой и психической активности.
-
Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.
-
Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).
-
Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия.
-
Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
-
Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
-
Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Личностные результаты:
- уметь управлять собой;
-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
-соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- внимательно слушать и слышать собеседника;
- понимать и принимать задачу, оставленную в вербальной форме;
- планировать предстоящую деятельность и контролировать её ход;
- применять знания в новых ситуациях;
- соблюдать речевой этикет при общении.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- правильно писать все буквы алфавита;
- дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное, кинетическое сходство; различать буквы, сходные по начертанию;
-
с помощью учителя анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
-
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
-
составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста;
-
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-
писать под диктовку предложения;
- читать вслух целыми словами, слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов;
- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
- с помощью учителя составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень
- дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное, кинетическое сходство; различать буквы, сходные по начертанию;
- правильно писать все буквы алфавита;
-
проводить слоговой анализ слов;
-
активно пользоваться различными способами словообразования;
-
знать значение и правильно употреблять в речи обобщающие слова, слова-антонимы, слова– синонимы;
-
правильно согласовывать слова в предложениях, различных синтаксических конструкциях;
-
правильно подбирать родственные слова;
- знать и уметь определять главные и второстепенные члены предложения;
-
знать правила написания приставок и предлогов;
-
передавать суть выполняемых упражнений, последовательно производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;
-
правильно читать вслух целыми словами с соблюдением пауз и интонаций;
-
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
-
пересказывать тексты выборочно, кратко (сжато), составлять творческие пересказы (коллективно) с последующей записью в тетрадь;
-
писать под диктовку предложения и тексты;
Календарно- тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 | Развитие фонематического слуха (выделение ударного гласного из начала слова, из конца слова, из середины двухсложного слова) | | | |
2 | Развитие фонематического слуха ( выделение гласного в ряду других гласных; выделение согласного звука в ряду согласных). | | | |
3 | Ориентировка в пространстве, во временах года. | | | |
4 | Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия. | | | |
5 | Образование существительных с помощью суффиксов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрослости. | | | |
6 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | | | |
7 | Глаголы с наиболее распространёнными приставками. | | | |
8 | Расширение активного словаря (предметного, глагольного, словаря признаков предмета) по лексическим темам. | | | |
9 | Закрепление морфологических обобщений. | | | |
10 | Дифференциация звуков в произношении. | | | |
11 | Формирование навыка слогового анализа слова. | | | |
12 | Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов. | | | |
13 | Освоение категории рода и числа существительных. | | | |
14 | Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени. | | | |
15 | Предупреждение и исправление ошибок словоизменения. | | | |
16 | Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных. | | | |
17 | Обучение пониманию сложных предложений | | | |
18 | Обучение пересказу простого текста | | | |
19 | Обучение рассказыванию с опорой на восприятие. | | | |
20 | Обучение рассказыванию с опорой на память. | | | |
21 | Формирование разговорной речи в беседе. | | | |
Список литературы:
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
-
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
-
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
-
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
-
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
-
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
-
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
-
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
-
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
-
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.