СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по моторной алалии 5 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по моторной алалии 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


Принято:

На заседании МО

Протокол №1

От 31.08.2023 г.

Согласовано:

зам.директора по УР

_________


Утверждено

Директор

_______.




Рабочая программа

для обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

по моторной алалии

5 класс

на 2023- 2024 учебный год





Составитель: Островская Т.П.

учитель-логопед















с. Турунтаево

2023 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по «Алалии» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год.

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

5..Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой; 8-е издание.– М.: Просвещение, 2013.

Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.


Программа логопедических занятий для детей 4 класса с моторной алалией разработана в соответствии с рекомендациями Е.В. Кирилловой «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Н.И. Кузьминой «Воспитание речи у детей с моторной алалией».

Алалия - органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов. При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга

Цель коррекционной работы: развитие речевой инициативы у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (моторной алалией), создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (поначалу примитивного).

Задачи:

  1. Стимуляция речевой и психической активности.

  2. Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым.

  3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).

  4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия.

  5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

  6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

  7. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.



Личностные результаты:

- уметь управлять собой;

-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-соблюдать ритуалы школьного поведения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- внимательно слушать и слышать собеседника;

- понимать и принимать задачу, оставленную в вербальной форме;

- планировать предстоящую деятельность и контролировать её ход;

- применять знания в новых ситуациях;

- соблюдать речевой этикет при общении.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- правильно писать все буквы алфавита;

  • проводить слоговой анализ слов;

- дифференцировать фонемы, имеющие акустико-­артикуляционное, кинетическое сходство; различать буквы, сходные по начертанию;

  • с помощью учителя анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста;

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения;

- читать вслух целыми словами, слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов;

- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

- с помощью учителя составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

















Достаточный уровень

- дифференцировать фонемы, имеющие акустико­-артикуляционное, кинетическое сходство; различать буквы, сходные по начертанию;

- правильно писать все буквы алфавита;

  • проводить слоговой анализ слов;

  • активно пользоваться различными способами словообразования;

  • знать значение и правильно употреблять в речи обобщающие слова, слова-антонимы, слова– синонимы;

  • правильно согласовывать слова в предложениях, различных синтаксических конструкциях;

  • правильно подбирать родственные слова;

- знать и уметь определять главные и второстепенные члены предложения;

  • знать правила написания приставок и предлогов;

  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательно производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;

  • правильно читать вслух целыми словами с соблюдением пауз и интонаций;

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;

  • пересказывать тексты выборочно, кратко (сжато), составлять творческие пересказы (коллективно) с последующей записью в тетрадь;

  • писать под диктовку предложения и тексты;




















Календарно- тематическое планирование 5 класс


Тема

Кол-во

часов

По

плану

По

факту

1

Развитие фонематического слуха (выделение ударного гласного из начала слова, из конца слова, из середины двухсложного слова)




2

Развитие фонематического слуха ( выделение гласного в ряду других гласных; выделение согласного звука в ряду согласных).




3

Ориентировка в пространстве, во временах года.




4

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.




5

Образование существительных с помощью суффиксов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрослости.




6

Глаголы совершенного и несовершенного вида.




7

Глаголы с наиболее распространёнными приставками.




8

Расширение активного словаря (предметного, глагольного, словаря признаков предмета) по лексическим темам.




9

Закрепление морфологических обобщений.




10

Дифференциация звуков в произношении.




11

Формирование навыка слогового анализа слова.




12

Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов.




13

Освоение категории рода и числа существительных.




14

Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени.




15

Предупреждение и исправление ошибок словоизменения.




16

Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных.




17

Обучение пониманию сложных предложений




18

Обучение пересказу простого текста




19

Обучение рассказыванию с опорой на восприятие.




20

Обучение рассказыванию с опорой на память.




21

Формирование разговорной речи в беседе.














Список литературы:

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

  3. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

  4. Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  5. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

  6. Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.

  8. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

  9. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

  10. Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

  11. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс