Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Ульяновска»
«Утверждено» Директор МБОУ Гимназия №1 _____________/_ А.А.Клоков ФИО Приказ № ___ от «__»_____________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Гимназия №1 _____________/О.Ю.Лебедева ФИО «__»____________2015г. | Программа рассмотрена на заседании МО Руководитель МО _____________/ Л.П.Касатка ФИО Протокол № ___ от «__»____________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель математики Луценко Т.Б.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по алгебре в 7 классе
Пояснительная записка
Овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при изучении математики способствует усвоению и предметов естественнонаучного цикла, и предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, математика развивает нравственные черты личности и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение математики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. Учащиеся должны научиться излагать свои мысли ясно, лаконично, емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнении математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию. Тем самым математика занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Данная рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича к учебнику А.Г. Мордковича и др.
( – М.: Мнемозина.2012).
на основании:
- Сборника нормативных документов. Математика. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г. №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г. №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального закона»
- Письма Министерства образования Российской Федерации «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ» от 18 июля 1997 года № 974/14-12.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/(сост. Е.С.Савинов) М.: Просвещение, 2011.-342с.- ( Стандарты второго поколения)
-Программы. Математика.5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.- сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 3-е изд. Стер. – М.: Мнемозина.2011.
- С учетом учебников: Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 19-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014.
- Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / ( А. Г. Мордкович и др.); под ред. А. Г. Мордковича. - 19-е изд. стер. - М.: Мнемозина, 2014.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальных образовательных траекторий с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать уравнения, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Обучающие цели:
- Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
- Организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы;
- Выявить степень готовности учащихся к освоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося;
Обеспечить:
- освоение знаний в системе, овладение УУД (предметными, метапредметными) и способами познавательной, коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемой теме ;
Организовать деятельность учащихся:
- по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях;
- по коррекции знаний и способов действий;
- по обобщению и систематизации знаний и способов действий;
Обеспечить формирование (продолжить формирование, закрепить):
- предметных УУД,
- метапредметных УУД,
- личностных УУД;
- способов деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной).
Личностные УУД формируются в процессе реализации развивающего и воспитывающего компонента:
- развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-развитие различных качеств личности;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
- осознание учащимися необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
- формирование готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.
При этом акцент ставится именно на формирование способности анализировать информацию.
Содержание программы
Повторение 4ч
Основная цель – дать возможность вспомнить ранее приобретенные умения выполнять действия с рациональными числами и простейшие преобразования выражений, решать несложные уравнения, использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач.
1 блок — Математический язык. Математическая модель.
(16 часов)
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5-6 классов. Ознакомить учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом.
Данная тема является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры 7 класса. Её изучение рекомендуется использовать для закрепления ранее приобретенных умений выполнять действия с рациональными числами и простейшие преобразования выражений, решать несложные уравнения, использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач. Учащиеся получают первое представление о ряде данных, объеме, размахе, моде, медиане как статистической характеристики.
2 блок — Линейная функция. (16часов)
Основная цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=kх+b ( b не равно 0), у=kх.
Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Вводятся такие понятия, как «функция», «аргумент», «область определения функции», «график функции». Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме формируются умения находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять то же задание по графику и решать по графику обратную задачу. Учащиеся знакомятся с влиянием знака коэффициента на расположение в координатной плоскости графика прямой пропорциональности, с зависимостью от значений k и b взаимного расположения графиков двух линейных функций. Учащиеся получают первое представление о упорядоченных рядах данных, о таблице распределения данных.
3 блок — Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
(16 часов)
Основная цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изложение начинается с введением понятия «линейное уравнение с двумя переменными». Формируется умение строить график уравнения ax+by=c, где а не равно 0 или b не равно 0, при различных значениях a, b, c.Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритма решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Познакомить с нечисловыми рядами данных.
4 блок — Степень с натуральным показателем и ее свойства
(13часов)
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. При вычислении значений выражений, содержащих степени, необходимо обратить внимание на порядок действий. Составление таблиц распределения без употребления данных.
5 блок — Одночлены. Арифметические операции над одночленами
(9 часов)
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение в степень одночленов и деление одночлена на одночлен.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Ее изучение начинается с введения понятий одночлена, стандартного вида одночлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с одночленами – сложение, вычитание, умножение, возведение в степень, деление. Частота результата. Таблица распределения частот.
6 блок — Многочлены. Арифметические операции над многочленами
(19 часов )
Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Ее изучение начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание, умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность и произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена.
Учащиеся должны усвоить формулы сокращенного умножения, знать их словесные формулировки и уметь применять эти формулы для преобразования произведения в многочлен. Процентные частоты. Таблица распределения частот.
7 блок — Разложение многочленов на множители (23 час )
Основная цель – выработать умение выполнять разложение многочленов на множители, применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Серьёзное внимание в этой теме следует уделить разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения для разложения многочленов на множители.
8 блок — Функция y=x² (10 часов )
Основная цель — познакомить учащихся со свойствами квадратичной функции, особенностями расположения графика функции в координатной плоскости.
Учащиеся должны уметь строить график квадратичной функции ,определять ее свойства.
Основная цель – ознакомить учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом.
Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
9 блок — Повторение (10 часов )
Линейная функция. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Степень. Одночлены. Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители
Формы организации образовательного процесса,
технологии обучения, формы контроля
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
дифференцированное обучение;
технологии обучения на основе решения задач;
методы индивидуального обучения;
Изучение учебного курса заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Всего 10 контрольных работ. Перечень контрольных работ
Вводная контрольная работа
К-1 Математический язык. Математическая модель
К-2 Линейная функция
Промежуточная контрольная работа
К-3 Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
К-4 Степень с натуральным показателем и ее свойства
К-5 Арифметические операции над одночленами
К-6 Арифметические операции над многочленами
К-7 Разложение многочленов на множители
К-8 Функция y=x²
К-9 Итоговая контрольная работа
Учебно-тематический план
Глава | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы |
| Повторение курса 6 класса. | 4 | 1 |
1 | Математический язык. Математическая модель. | 16 | 1 |
2 | Линейная функция | 16 | 1 |
3 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 17 | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем и её свойства | 13 | 1 |
5 | Одночлены. Операции над одночленами. | 9 | 1 |
6 | Многочлены. Операции над многочленами. | 19 | 1 |
7 | Разложение многочленов на множители. | 23 | 1 |
8 | Функция y = x2. | 10 | 1 |
10 | Обобщающее повторение | 10 | 1 |
| ИТОГО | 140 | 10 |
Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
излагать материал логично и последовательно;
отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Текущий контроль осуществляется в форме контрольных, самостоятельных работ; промежуточный контроль - в виде административной контрольной работы.
3. Критерии оценки проектной работы
Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету.
Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта рекомендуется участие в школьной конференции «Шаг в будущее».
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
Базовый | Повышенный |
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
| некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никативные действия | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст (сообщение) хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Каждый ученик ведет свой портфель достижений.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.
В состав портфеля достижений могут включаться:
результаты, достигнутые обучающимися в ходе учебной деятельности;
работы по индивидуальной траектории обучения;
учебные проекты;
результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
различные творческие работы;
медиапроекты.
Отбор работ для портфолио достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса.
В результате изучения математики ученик должен
Знать\понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную дробь в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы в более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и котрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форму монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.
Учебно-методический комплекс
1. Сборник нормативных документов. Математика. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г. №21/12,утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г. №21/12,утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального
- Письма Министерства образования Российской Федерации «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ» от 18 июля 1997 года № 974/14-12;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию от 31 марта 2014года № 253.
3. Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.:Дрофа, 2007.
4. Учебники: Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 19-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014.
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / ( А. Г. Мордкович и др.); под ред. А. Г. Мордковича. - 19-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014
5. Видео уроки
Литература
1. Учебник: Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 19-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014.
2. Учебник: Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / ( А. Г. Мордкович и др.); под ред. А. Г. Мордковича. - 19-е изд.., стер. - М.: Мнемозина, 2014.
3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по математике для 7 класса.- М.: Илекса, 2009.
5. Дидактические материалы по алгебре: 7 класс: к учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра. 7 класс» / М. А. Попов, - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
6. Мордкович А. Г. Алгебра. 7-9 классы: тесты / А. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. - М.: Мнемозина, 2011.
7. Дидактический материал Математика, Таблицы-тренажеры 5-7 классы-изд. «Учитель» Волгоград
8. Г.Г.Левитас Математические диктанты Алгебра и начала анализа 7-11 классы .- М.:Илекса, 2014
9. В.И.Панарина,Алгебра, ГИА 7 класс экспресс- диагностика, НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Москва 2014
10. ФГОС Е.М.Ключникова, И.В. Комиссарова, Промежуточное тестирование Алгебра 7класс М.: Издательство «Экзамен», 2015
11. С.Г.Журавлев, и др. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии 7 класс М.: Издательство «Экзамен», 2014( ФГОС,УМК)
12. | Методический журнал для учителей математики «Математика», ИД «Первое сентября» |
13. | Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/ Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/ Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
|
Приложения
Перечень самостоятельных работ
Математический язык. Математическая модель
С-1 Числовые и алгебраические выражения
С-2 Математический язык. Математическая модель
С-3 Линейное уравнение с одной переменной
С-4 Координатная прямая
Линейная функция
С-5 Координатная плоскость
С-6 Линейное уравнение с двумя переменными и его график
С-7 Линейная функция и ее график
С-8 Линейная функция y= kx
С-9 Взаимное расположение графиков линейных функций
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
С-10 Основные понятия
С-11 Метод подстановки
С-12 Метод алгебраического сложения
С-13 Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Степень с натуральным показателем и ее свойства
С-14 Что такое степень с натуральным показателем
С-15 Таблица основных степеней
С-16 Свойства степени с натуральными показателями
С-17 Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
С-18 Степень с нулевым показателем
Одночлены. Арифметические операции над одночленами
С-19 Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.
С-20 Сложение и вычитание одночленов
С-21 Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.
С-22 Деление одночлена на одночлен
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
С-23 Основные понятия
С-24 Сложение и вычитание многочленов
С-25 Умножение многочлена на одночлен
С-26 Умножение многочлена на многочлен
С-27 Формулы сокращенного умножения
С-28 Деление многочлена на одночлен
Разложение многочленов на множители
С-29 Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно
С-30 Вынесение общего множителя за скобки
С-31 Способ группировки
С-32 Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
С-33 Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
С-35 Сокращение алгебраических дробей
Функция y=x²
С-36 Функция y=x²и ее график
С-38 Графическое решение уравнений
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ учащихся
Оценка «5» ставится, если
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если
Оценка «2» ставится, если
Оценка «1» ставится, если
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренным программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик дал ответ, который в основном удовлетворяет требованиям на оценку «5», но при этом
допустил при изложении небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;
допустил один-два недочета при освещении основного содержания ответа, которые исправил после замечания учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик
неполно раскрыл содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
испытывал затруднения или допустил ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, чертежей;
исправил свои ошибки только после наводящих вопросов учителя;
не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня по данной теме;
проявил недостаточное понимание основных умений и навыков.
Оценка «2» ставится, если ученик
не раскрыл основного содержания учебного материала;
обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках или чертежах, графиках, которые не смог исправить после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаружил полное незнание и непонимание учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.