СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для седней группы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для средней группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Солнышко»



Согласовано: Утверждаю:

Старший воспитатель Заведующий МБДОУ

_____________ Исаева О.И. Детского сада № 2 «Солнышко»

Методист ____________ Еремеева Н.П.

_____________ Лалетина С.И. Приказ № __ от ____. 2020г.





Рабочая программа

средней группы

на 2020-2021 уч. год







Составил воспитатель Унтерберг Анастасия Александровна



Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № 01 от . 08.2020г.











с. Шира

Содержание рабочей программы

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    2. Принципы и подходы к реализации Программы

    3. Планируемы результаты освоения Программы

    4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

  2. Содержательный раздел

    1. Содержание образовательной деятельности

    2. Примерное комплексное тематическое планирование образовательной деятельности

    3. Социальное партнерство с семьями воспитанников

  3. Организационный раздел

    1. Режим пребывания ребенка в детском саду

    2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

    3. Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности





































  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

Рабочая программа среднейгруппы (далее – Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности 4-5 лет МБДОУ Детского сада № 2 «Солнышко» (далее – ДОУ).

Программа разработана на основе действующего законодательства, является составным компонентом Основной образовательной программы ДОУ, разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО):

  • Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой;

  • Образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста «Из поколения в поколение» (С.И.Лалетина, Н.Я. Толмачева, Е.П. Кочнева), адаптируемой в ДОУ.




Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


Программа составлена с учетом социального запроса, мнений родителей.


Особенности состава среднейгруппы и социальный паспорт воспитанников:


Количество детей, из них:

26

Девочек

11

Мальчиков

15

Детей - 4 лет

26

Детей - 5 лет

0

Количество семей, из них:

26

Полных

24

Неполных

2

Количество детей в семье:


1 ребенок

4

2 ребенка

13

3 и более ребенка

9

Образовательный уровень родителей:


Высшее образование

27

Среднее профессиональное

24

Среднее

-

Продолжает обучение

-

Жилищное обеспечение:


Собственное жилье


24

С родителями проживание

-

Аренда

2

Общежитие

-

Сфера деятельности родителей (законных представителей)


Бюджетная сфера

14

Сфера обслуживания

11

Предприниматели

4

Военнослужащие, правоохранительные органы

9

Домохозяйки/временно не работающие

11

По найму

-

Работа вахтовым методом

-

пенсионеры

1

Педагогическая направленность:


Опекаемые дети

-


1.2.Принципы и подходы к реализации Программы

1. Поддержка разнообразия детства выраженное во многообразии социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов, ярко проявляющихся в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющая многочисленные культуры, народы, этносы; выстраивание образовательной деятельности с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка - освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия,уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является как условие для создания атмосферы в ДОУ эмоционального благополучия и полноценного развития ребенка.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношении - активное участие детей, взрослых в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество с семьей - кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе. Информированность об условиях жизни ребенка в семье, понимание проблем, уважение ценностей и традиций семей воспитанников.

7. Индивидуализация дошкольного образования -построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для него спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

8. Возрастная адекватность образования - подбор содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Использование всех специфических видов детской деятельности (игра, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность, творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребенка). Деятельность педагога - мотивирующая и соответствующая психологическим законам развития ребенка, учитывающая его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование - образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей - всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования специфика дошкольного и с особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности.


Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы кпяти годам:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность в игре, общении, в видах детской активности. Способен выбирать себе участников по совместной деятельности;

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания,у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности группы, ДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

  • не подлежат непосредственной оценке;

  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.


При реализации Программы предусмотрена оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга) - (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика основана на методе наблюдения и включает:

– педагогические наблюдения, встроенные в образовательную деятельность; педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.


Программа предоставляет педагогу право самостоятельного выбора инструментов педагогической диагностики развития детей. Педагогическая диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май).


  1. Содержательный раздел

    1. Содержание образовательной деятельности

Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется преимущественно в формах:

- непрерывной непосредственно образовательной деятельности (НОД),(занятия);

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- совместной деятельности взрослых и детей;

- самостоятельной деятельности детей;


Кроме этого, может быть использован ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Любые формы, виды детской деятельности, способы, методы и средства реализации Программы должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.

Образовательная нагрузка в Программе представлена в виде учебного плана и рассчитана исходя из максимально допустимого объема образовательной нагрузки, соответствующейсанитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".



Учебный план



Образовательные области

Возрастная группа

Средняя группа


Обязательная часть (по программе «От рождения до школы»)


Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД/занятий) в неделю

Физическое развитие:


Физическая культура в помещении

2


Социально-коммуникативное развитие

1


Речевое развитие

Познавательное развитие

1


Художественно-эстетическое развитие:


Рисование

1

Лепка

1раз в 2 недели

Аппликация

1раз в 2 недели

Конструктивно-модельнаядеятельность

1


Музыка

2


Всего:

9

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (по программе «Из поколения в поколение»)

Физическое развитие:

Физическая культура на прогулке

1


Социально-коммуникативное развитие

1

Речевое развитие

Познавательное развитие

1

Художественно-эстетическое развитие

Всего

3

Итого

12











2.2. Примерное комплексное тематическое планирование образовательной деятельности

Месяц

Тема

Период проведения

Содержание образовательной деятельности в интеграции образовательных областей

Сентябрь

Природа и человек

Грибы

Цветы


Первая неделя

Создать условия дляформирования эстетического отношения к окружающему миру; умения детей видеть изменения в природе, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
   Формировать гуманное отношение к природе, детей старшего возраста знакомить с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.), с понятием грибы съедобные, ядовитые.
Расширить представление детей о цветах – луговых (ромашка, василек и т.д.), садовых (георгин, астра…), комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Труд человека в природе

Овощи

Фрукты

Ягоды


Вторая неделя

  Дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.
 Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, персик и т.д.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, чеснок, кабачок, баклажан) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, арбуз, др.), их полезными свойствами, характерными отличиями. Развивать логическое мышление через игру «Почему так называется»

Времена года

Ранняя осень

Флора

Хлеб всему голова


Третья неделя

 Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
   Привлекать к участию в сборе семян растений.
 Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. Проектная деятельность «Трудный хлеб»

Природа Хакасии

Живая и неживая природа

Искусство

Четвертая неделя

Формироватьпатриотические чувства, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Расширить представления о природе Хакасии – животном и растительном мире.

Дать детям понятие о живой и неживой природе, что природа - это наш общий дом, различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, развивать логическое мышление устанавливать причинно - следственные связи.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Познакомить детей с разными видами искусства: живопись, скульптура, музыка, театр, народно-прикладное искусство.

Формировать у детей  эстетическое отношение к красоте, воспитывать эмоциональную отзывчивость и развивать художественно-творческие способности в искусствечерез ознакомление с хохломской, городецкой, дымковской росписями.

октябрь

Человек и общество: труд людей в природе, в обществе.
Уважение старших

Первая неделя

Воспитание уважения к труду взрослых, познакомить детей с понятиями «герой» и « ветеранами труда»,воспитывать уважение к ним. Познакомить с портретной живописью, с репродукциями художников –портретистов Хакасии . Развивать речь через беседу о полезности труда человека, о том, что «Всякий труд почетен», пояснить кто такой мастер труда, Кто такой виртуоз, что надо делать, каким быть, чтобы стать мастером своего дела. Воспитывать уважение к старшим через беседы, чтение художественной литературы, приготовление подарков к праздникам.

Природа Хакасии
Птицы
Мир в капле воды
Искусство

Вторая неделя

Дать детям элементарные представления о природных климатических особенностях Хакасии – край тайги, пещер, озер.

Объяснить почему так называется – растения, животные.
Познакомить с художественной литературой о птицах.

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц.

Воспитание бережного отношения к воде и водным ресурсам.

Дать представление детям жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), о графике, скульптуре монументальной и скульптуре малых форм, о барельефе, театре, кино, музыке как искусстве, о других видах искусства по выбору (о народно-прикладном искусстве)

Культура, быт, традиции
Гостевой этикет
Традиционная пища народов

Третья неделя

Дать преставление о том, как между собой люди умели дружно жить, культурно вести общий быт.

Формировать уважительное отношение к традиционным ценностям в прежние времена, в современное время.

Познакомить детей какой народ как принимает гостей, что особенно характерно для хакасов, русских, других национальностей во времягостевания и приема гостей.

Рассказать детям какая пища считается традиционной у хакасов, русских и других народов.

Прикладное творчество
Одежда
Семантика
Посуда

Четвертая неделя

Формировать представление о прикладном творчестве, как люди передавали мастерство из поколения в поколение, как обменивались секретами мастерства, как раньше организовывали мастерские по изготовлению сувениров.

Создание условий для понимания как изготавливалась одежда в прежние времена и как она создается сейчас в современном мире. Познакомить с профессиями: портниха, швея, ткачиха.

Дать элементарные представления о том, что обозначает на одежде, посуде, других предметах быта семантические знаки: точки, круги, волнистые линии, полосы и т.д., цветы, листья. Дать понимание того, что у каждого народа свои символы-обереги. (По одежде раньше могли узнать национальность человека или место его проживания – в разной местности существовали свои символы-обереги.)

какой посудой люди в разные времена пользовались – в праздники, в быту, в полевых условиях, в военных действиях. Поведать о чем может рассказать посуда, о народно-прикладном творчестве, об умельцах по изготовлению посуды из дерева.

ноябрь

Профессии
Транспорт
Человек в истории

Первая неделя

Дать детям элементарные представления о разных профессиях, их основных характерных особенностях: что делают, как трудятся, какие результаты труда.
Понимание, что любой труд требует вложение сил, знаний, умений.

Расширить представление детей о том, как люди, работающие на разных видах транспорта помогают другим людям.
Развивать интерес к культуре предков, дать детям возможность увидеть, потрогать своими руками (Знакомство с традициями чаепития; Знакомство с темой «как наши предки хлеб выращивали).


Природа
Водоемы
Искусство
Как жили раньше люди

Вторая неделя

Формировать представления об экологической грамотности, привитие гуманного отношения в природе.

Формировать гуманное отношение к водным ресурсам. Учить бережному отношению к воде. Познакомить с профессией – водолаз.

Формировать уважительное отношение детей к искусству, как ценному духовному богатству.

Показать как изменилась жизнь людей в сравнении с прошлым и настоящим, как жили между собой люди, дорожили дружбой, взаимовыручкой.

Времена года
Поздняя осень

Третья неделя

Формировать общие представления о смене сезонов. Связь времен года с деятельностью людей, с образом жизни.

Рассказать о деятельности людей поздней осенью.

Расширить представление о том, чем занимается человек в природе поздней осенью.

Природа Хакасии
Фауна
Природные пояса

Четвертая неделя

Привлекать к работе с художественной литературой о природе Хакасии. Проводить беседы в форме диалога об особенностях природы Хакасии.

Формировать бережное отношение к животному миру. Дать понимание того, что животные – помощники человека. Познакомить детей с красной книгой природы.
Пояснить о такой профессии как - ветеринар.

Формировать элементарные представления о природных поясах: степь, лесостепь, подтаежный пояс, таежный пояс, высокогорье. Расширение кругозора детей об особенностях горного ландшафта – происхождение водопадов, горных рек, пещер. Развитие представлений о том, кто из животных живет в каких условиях, как приспосабливаются, какая характерная растительность произрастает в разных природных условиях

декабрь

Времена года
Зима
Домашние птицы и животные

Первая неделя

Провести занятие-путешествие «Прогулка в зимний лес», учиться делиться полученными впечатлениями.

Наблюдения в природе

Рассказать о пословицах, поговорках, загадках, образных выражениях и народных приметах зимы.

характерные особенности зимы.

Формировать представление о жизни птиц, животных, растений зимой.

Провести экспериментирование с водой, продолжать учить делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Привлекать к участию к занятию-путешествию «В гости к бабушке Арине».

С чего начинается Родина
Искусство

Вторая неделя

Поведать детям, что у каждого народа есть своя малая родина – край, где он живет. Прививать любовь, гордость за свой край.

Провести сюжетное занятие «Театр сказок».

Прикладное творчество
Рукоделие
Семейные ценности
Искусство

Третья неделя

Формировать представление о прикладном творчестве: дымке, хохломе, жостове, гжели, о гончарном мастерстве, резьбе по дереву, бересте. Исследовательская деятельность – какие предметы из чего сделаны. Проектная деятельность «Народные умельцы».

Показать как изменились отношения к семейным ценностям в отличии от современного уклада жизни.

Познакомить с разными видами музыкальных произведений, классической музыкой.

Слушание и пение песен, колыбельных, совместное творчество в театрализованных постановках сказок


Праздники
Традиции
Гостевой этикет

Четвертая неделя

Работа с художественной литературой с сюжетами об общественных праздниках, народных праздниках.

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением бытовых сцен, народных и национальных праздников, беседа об уважительном отношении к национальным традициям и культуре разных народов.

Занятие-путешествие «В гости к дедушке Арчолу».

Сформировать понимание того, что у людей разных национальностей существует свой порядок принятия гостей. Проектная деятельность «К нам гости пришли».

январь

Прикладное творчество
Прошлое предметов
Искусство

Вторая неделя

Провести занятие-путешествие «В гости к бабушке Арине».

Формировать представление о прошлом предметов быта: как выглядели предметы обихода в прежние времена: утюги, посуда и т.д.

Рисование, аппликация элементов дымковской хохломской, жостовской, гжельской, городецкой росписи на стилизованных образцах.

Природа Хакасии
Флора
Фауна
Водоемы

Третья неделя

Рассказать как люди, жившие ранее в Хакасии, бережно относились к природе.
Формировать уважительное отношение к растительному миру. Рассказать о том, как использует человек растения. Какие бывают растения (лекарственные, ядовитые). Как человек заботится о растениях.

Рассказать о животном мире Хакасии.

Рисование водоемов с использованием нетрадиционных техник.

Широкая страна моя родная
Государственные символы
Геральдика

Четвертая неделя

Дать понимание того, что в России много народов, много национальностей, но всех объединяет любовь к Родине.

Рисование флага России, Хакасии.

Рассказать, что такое государственные символы (герб, флаг, гимн), какое имеют значение.

февраль

Культура, быт, традиции
Семейные ценности
Генеалогическое древо

Первая неделя

Расширить представление об отношение к культуре, быту, традициям людей старших поколений и современных людей.

Рассказать, что относится к семейным ценностям (семейные торжества, выезды в природу, путешествия, поездки в гости, приглашение гостей, воскресные чаепития, посиделки и т.д.).

Формировать понимание того, что такое генеалогическое древо. Проектная деятельность – «Генеалогическое древо моей семьи», «Мои родственники»

Военные профессии
Транспорт
Защитники Отечества

Вторая неделя

Рассказать о того, какое значение для общества имеют военные профессии. Как военные помогали раньше отстоять мир и как в мирное время помогают военные выживать людям.

Сформировать понимание того, кто такие защитники Отечества. Поведать что было бы, если не было защитников Отечества. Какие праздники посвящены защитникам Отечества.

Прикладное искусство
Прошлое игрушек
Искусство

Третья неделя

Дать представление о первых игрушках – скрутках, тряпичных куклах, деревянных и глиняных игрушках.

Рассматривание иллюстраций прикладного творчества, картинки с изображением людей, изготавливающих предметы творчества.

Общечеловеческие ценности
Общественные места
Гостевой этикет

Четвертая неделя

Формировать ценности, которыми должен обладать человек: честность, доброта, отзывчивость, скромность.

Дать понимание того, что такое общественное место, какие правила поведения есть в общественных местах. Проектная деятельность «Знаки поведения в общественных местах».

Работа с художественной литературой с сюжетами о гостевом этикете хакасского, русского народа, народов других национальностей.

март

Времена года
Ранняя весна
Флора
Человек в природе
Экологические катастрофы

Первая неделя

Формировать общие представления о смене сезонов и характерных особенностях разных времен.
Дать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Учить называть и различать признаки весны.

Рассказать о народных приметах в природе.

Расширять представление о жизни птиц, насекомых, животных и растений в зависимости от времен года.

Занятие-путешествие «По лугам, по полям».

Знакомство с портретной живописью, с репродукциями художников –портретистов Хакасии.

Дать понимание того, что такое экологическая катастрофа, природная стихия. Что является причиной экологической катастрофы, природной стихии. Последствия.

Природа Хакасии
Природа – наш общий дом
Фауна

Вторая неделя

Рассказать о заповедных и уникальных местах Хакасии.

Формирование представлений об экологической грамотности, привитие гуманного отношения в природе.

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением животных.

Культура, быт, традиции
Общечеловеческие ценности

Третья неделя

Дать понимание, что такое традиции, культура. Какие традиционные ритуалы и обрядовые действия существуют у народов, поверье. Культура, быт, традиции хакасов и русских – общие черты. Проектная деятельность «История праздника»

Работа с художественной литературой о добре, взаимовыручке, дружбе…

Этическая беседа о дружбе, товариществе….

Семейные ценности
Правила поведения
Общественный труд

Четвертая неделя

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением бытовых сцен в кругу семьи, составление творческих рассказов.

Формировать понимание о том, что такое хорошо и что такое плохо. Объяснить детям кто такой воспитанный человек.

Воспитание уважения к труду взрослых. Пояснить кто такие герои и ветераны труда.

апрель

Птицы
Рыбы
Водоемы
Безопасность жизни

Первая неделя

Воспитание гуманного отношения к птицам.

Работа с художественной литературой о подводном мире и рыбах.

Занятие-путешествие «Рыболовы», занятие на подвижных играх.

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на безопасную тематику, ситуаций безопасного поведения во время опасности в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве.

Покорители космоса
Космическое пространство
Воздушный транспорт
Профессии

Вторая неделя

Познакомить детей с солнцем и луной (месяцем), временем их появления на небе и природными явлениями, связанными с их восходом и заходом. Дать представления о профессии космонавта. Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями космоса. Расширить и углубить знания детей о космосе, о животных-космонавтах, дате первого полета Юрия Гагарина в космос; Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Познакомить с планетами солнечной системы. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Сформировать представление о воздушном транспорте.

Сюжетное занятие «Все работы хороши».


Здания
Спорт
Профессии
Искусство

Третья неделя

Знакомить детей со зданиями поселка, их назначением. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами подвижных игр. Формировать интерес детей к спортивным играм. Развивать у детей быстроту, ловкость, координацию движения, пространственную координацию, внимание.

Организовать встречу с ветеранами труда, заинтересовать детей в этой встрече.

Моделирование из пластилина, соленого теста, других пластичных материалов предметов прикладного творчества (матрешки, дымковские и богородские игрушки, др.).


Семейные ценности
Культура, быт, традиции

Четвертая неделя

Слушание и пение песен, колыбельных, игры разных народностей, театрализованные, танцевально-ритмические постановки о добре, дружбе, семейных ценностях.
Работа с художественной литературой с сюжетами о культуре, быте хакасского, русского народа, других национальностей.

май

Мир, труд, май
Победа
Человек и общество

Первая неделя

Уточнить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Рассказать детям о великом событии в истории России – Дне Победы. Осуществлять патриотическое воспитание детей, воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, воспитывать уважение к ветеранам войны.

Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.

Природа Хакасии
Ископаемые
Природные пояса






Вторая неделя

Учить безопасному поведению в природе: на водоемах, в горной местности, в тайге. Правилам взаимовыручки.

Дать первоначальные представления о полезных ископаемых (глине, соли, меле). Рассказать, что полезные ископаемые образовывались на протяжении долгого времени. Продолжать формировать умения исследовать природу и делать элементарные выводы.

Занятие-путешествие по степи.

Природа Хакасии
Насекомые
Земноводные
Пресмыкающиеся

Третья неделя

Познакомить с красной книгой природы Хакасии.

Формировать бережное отношение детей к насекомым.

Рассказать кто такие земноводные. Об особенности жизнедеятельности земноводных.

Моделирование образа доброй змейки из пластилина или материала.

Времена года
Родина
Человек в труде
Культура и быт
Общечеловеческие ценности

Четвертая неделя

Проводить дидактические игры, загадки, упражнения на определение времен года.

Дать понятие Родина – большая страна, малая родина- край, где мы живем.

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением бытовых сцен, народных и национальных праздников, беседа об уважительном отношении к национальным традициям и культуре разных народов.

Рассказать как раньше жили в обществе люди – коммунально, как относились друг к другу, как дорожили дружбой, взаимовыручкой.



2.3 Социальное партнерство с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьей осуществляется в духе партнерства. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Через активные методы и формы взаимодействия с семьей нужно стимулировать их стремление деятельно участвовать в жизни группы и детского учреждения, привносить свой собственный опыт и жизненные ценности.

Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.Диалог с родителями(законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Родители (законные представители) могут быть приглашены к участию в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители(законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. В социальном партнерстве с семьей воспитанников ДОУ поощряется обмен мнениями между родителями(законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников направлено на решение следующих задач:

1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;

2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3) оказание помощи семьям воспитанников в развитиивоспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников включает в себя:

• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка; участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.


  1. Организационный раздел

    1. Режим пребывания ребенка в детском саду

Примерное распределение детской деятельности в течение дня

7-30 – 8-00

Приём детей, индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность детей, трудовая деятельность

8-00 – 9-00

Общее приветствие, коммуникативная деятельность, утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак, игровая деятельность

С 9-00

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность: двигательная деятельность, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная; совместная , самостоятельная деятельность

10-35 – 12-20

Совместная, самостоятельная деятельность, второй завтрак, прогулка: двигательная деятельность, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская деятельность

12-20 – 13-00

Коммуникативная деятельность, подготовка к обеду, обед

13-00 – 15-00

Подготовка ко сну, сон, гимнастика после сна

15-00 – 18-00

Полдник, совместная деятельность педагога с детьми: продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская, досуговая, коммуникативная деятельность, прогулка

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности - не более 20 мин в первой половине дня.

На самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей 4-5 лет – не должно превышать 30 и 40 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность (занятия), проводится физминутка. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики переутомления проводятся физкультурные, музыкальные занятия.



3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2) Имеется обеспеченность трансформируемости пространства предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предоставляет:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

- наличие в группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды представлена:

- наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодической сменяемости игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды обеспечивает:

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды: все элементы развивающей среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Создание условий для всестороннего развития детей в группе:

  • Уголок для сюжетных игр:атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Дом», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Гараж»

  • Музыкальный уголок: музыкальные инструменты для утренней гимнастики (погремушки, бубны, трещотки)

  • Уголок игровой деятельности: настольные игры -лото, домино, д/и «Часть - целое», «Чей домик», др., куклы, машины, строительный материал, пазлы, конструкторы, детская посуда, муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий.

  • Природный уголок:комнатные растения, средства ухода за ними: лейка, опрыскиватель, пластмассовые палочки для рыхления, салфетки.

  • Уголок дежурства: фартуки, колпаки, косынки.

  • Уголок продуктивной творческой деятельности: пластилин, салфетки, клей, перышки, ватные диски, ватные палочки, зубные щетки, пластмассовые вилки; обводки домашних животных, овощей; образец рисования человека, животных; штампы, трафареты; раскраски; цветные карандаши, краски, гуашь, восковые карандаши, фломастеры.

  • Уголок художественно-речевой деятельности, в том числе театральной деятельности, книжный уголок:энциклопедии, сказки народов мира и русские народные; стихи, рассказы по сезонам и общественным праздникам; тематические альбомы: «Домашние и дикие животные», «Мебель», «Транспорт», «Животные Хакасии», «Красная книга Хакасии», «Профессии», «Портреты поэтов, писателей», «Времена года», «Космос» и др. в зависимости от сезона, событийности; обводки домашних животных, овощей; пальчиковый, рукавичковые виды театра, шапочковые, элементы костюмов.

  • Уголок познавательно-исследовательской деятельности:предметы для проведения экспериментов – песок, камни, уголь, вода, глина. Разные виды ткани, бумага, картон, лупа, стаканчики, ложка, компас, емкости.

  • Уголок психологической разгрузки: кубик-рубик, мягкие подушки, клубочки.

  • Спортивный уголок:мячи разного размера, флажки разного цвета, платочки, кегли, скакалки, обручи, массажные коврики для ног.

  • Уголок безопасности: макет дорожного движения, домино со знаками дорожного движения, дорожка – зебра, регулировочный жезл, светофор.







3.3.Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности


Список литературы:



  1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 96с.

  2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 64с.

  3. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 48с.

  4. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – Синтез, 2017. – 80 с.: цв. вкл.

  5. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет». М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 128с.

  6. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой; - М: Мозаика-Синтез 2020.

  7. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 4 – 5 лет. Сценарии занятий». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.: цв. вкл.

  8. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4 – 5 лет. Сценарии занятий». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.: цв. вкл.

  9. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4 – 5 лет. Сценарии занятий». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 64 с.: цв. вкл.

  10. Колесникова Е. В. «Математика для детей 4 – 5 лет: Учеб. – метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти». – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2017. – 80с. (Математические ступеньки).

  11. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 96 с.: цв. вкл.

  12. Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4 – 5 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 144с.

  13. Лалетина С.И., Ломкина Л.А., Ильина Л.А., Ботандаева Н.Н. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания. Абакан, 2007; переработанный вариант программы, адаптируемый в ДОУ: Лалетина С.И., Толмачева Н.Я., Кочнева Е.П. Образовательная программа для детей раннего и дошкольного возраста «Из поколения в поколение».

  14. Мамаева О. А. «Мастерим с детьми 3 – 4 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 48 с.: цв. вкл.

  15. Лычагина И. А. «Лепка из солёного теста: 4 – 5 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.: цв. вкл.

  16. Николаева С. Н. «Парциальна программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 176 с.: цв. вкл.

  17. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4 – 5 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 40с.

  18. Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

  19. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 64с.

  20. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2 – 7 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 144с.

  21. Федорова С. Ю. « Планы физкультурных занятий с детьми 4 – 5 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 96с.

  22. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 3 – 5 лет». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

  23. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – 2-е изд. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 320 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!