Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию администрации Топчихинского района
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Топчихинский Детско – юношеский центр»
Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор МКУ ДО «Топчихинский ДЮЦ» _______________Е.В. Башлыкова «__» _______ ____ г. |
Рабочая дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«МаскаРАД+»
Возраст обучащихся: 7- 11лет
Срок реализации: 1 года
Автор - составитель:
Ткаченко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования
с. Топчиха, 2023г.
Оглавление
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5-6 |
1.3. | Содержание программы | 6-10 |
1.4. | Планируемые результаты | 20 |
2. | Комплекс организационно педагогических условий | 21-24 |
2.1. | Календарный учебный график | 25 |
2.2. | Условия реализации программы | 25 |
2.3. | Формы аттестации | 41 |
2.4. | Оценочные материалы | 41-49 |
2.5. | Методические материалы | 5-56 |
2.6. | Список литературы | 24 |
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. В процессе репетиций, занятий, театральных игр и упражнений приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Во время занятий дети учатся использовать все возможности своего тела, голоса, воображения, максимально приближаясь к своему неповторимому Я, к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.
Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные виды театральной деятельности.
Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.
Детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Все это есть в программе «МаскаРАД+».
Целесообразность программы заключается в том, что она способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально - психологический, компоненты, заложенные в программе, способствуют адаптации и социализации, как в детском коллективе, так и в жизни каждого обучающегося.
Полученные знания по программе «Саквояж» позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, сформировать умения: сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Вид программы: модифицированная.
Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.
Направленность программы: художественная.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
основы театрального искусства.
Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, становления самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. В это время некоторые дети очень подвижны, невнимательны, другие, наоборот, зажаты, робки. Но их объединяет желание играть в театр.
В среднем и старшем школьном возрасте дети начинают ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Если в младшем школьном возрасте школа социальных чувств – игра, то в среднем и старшем школьном возрасте – общение. Детский театр дает эту возможность почувствовать и познать свою личность, обрести себя.
Срок и объем освоения программы: 1 год, 144 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:
обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;
дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза неделю по 2 часа.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить с историей театрального искусства.
Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.
Воспитательные:
Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.
Воспитать эстетический вкус.
Сформировать у учащихся и подростков нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.
Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.
Развивающие:
Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.
Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
Развить творческие и организаторские способности.
Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«МаскаРАД+»,
1 год обучения
Цель: формирование у обучающихся интереса к театральной деятельности, желание участвовать в общем действии.
Задачи:
Предметные:
• формировать теоретические знания, характерные для театрального творчества.
воспитывать культуру речи, способствовать приобретению навыков дикции;
способствовать развитию у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно;
Личностные:
формировать потребность в сотрудничестве со сверстниками, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению ровесников;
формировать этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
сформировать значимость занятий театральным искусством для личного развития;
развивать познавательный интерес, способности и задатки обучающегося.
развивать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение, память.
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над постановкой, ролью;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха;
осваивать с помощью педагога позитивные установки "У меня все получится", "Я еще многое могу";
развивать познавательный интерес к чему-либо, приобретать определенные знания, умения, навыки, компетенции и т.п.;
Календарный учебный график
«МаскаРАД+»
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации и/ контроля | Дата |
| | Всего | Теория | Практика | | Группа№2 |
1 | Вводное занятие. | 2 | | 2 | Опрос, Игра «Продолжи...» | 19.09 |
I | Основы театральной культуры. | 12 | 6 | 6 | | |
2 | Зарождение искусства. | 2 | 1 | 1 | Театр-экспромт «Перед охотой на динозавра», наблюдение. | 21.09 |
3 | Театр как вид искусства. | 2 | 1 | 1 | Кроссворд «Виды искусства». Игра «Соедини картинки». | 26.09 |
4 | Театр Древней Греции. | 2 | 1 | 1 | Викторина «Театр в Древней Греции». Тест «Театр Древней Греции». | 28.09 |
5 | Русский народный | 2 | 1 | 1 | Инсценировка, | 03.10 |
| театр. | | | | викторина «Русский народный театр». | 05.10 |
6 | Театр и зритель. | 2 | 1 | 1 | Викторина (тест) «Этикет в театре». | 10.10 |
7 | Театральное закулисье. | 2 | 1 | 1 | Загадки, творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя». | 12.10 |
III | Техника и культура речи. | 32 | 4 | 28 | | |
8 | Речевой тренинг. | 2 | | 2 | Речевые упражнения. . | 17.10 |
9 | Рождение звука. | 2 | 1 | 1 | | 19.10 |
10 | Строение речевого аппарата. Упражнения. | 2 | 1 | 1 | | 24.10 |
11 | Дыхание и голос. Дыхательная гимнастика | 2 | | 1 | | 26.10 |
12 | Артикуляция и дикция. Артикуляционная гимнастика. | 2 | 1 | 1 | | 31.10 |
13 | Свойства голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. | 2 | | 2 | | 02.11 |
14 | Чистоговорки, скороговорки. Упражнения на чистоту звука. | 2 | 1 | 1 | | 07.11 |
15 | Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. | 2 | | 2 | | 09.11 |
16 | Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. | 2 | | 2 | | 14.11 |
17 | Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. | 2 | | 2 | | 16.11 |
18 | Работа над литературно- художественным произведением. | 2 | 1 | 2 | Творческая работа. | 21.11 |
19 | Говорим правильно. Работа над текстом (стихотворением, произведением фольклора) | 2 | | 2 | | 23.11 |
20 | Нормы произношения. Интонации, паузы, логические ударения. | 2 | | 2 | | 28.11 |
21 | Индивидуальная работа над выбранным материалом. | 2 | | 2 | Конкурс чтецов. | 30.11 |
22 | Групповая работа над выбранным материалом. | 2 | | 2 | Творческая работа. | 05.12 |
IV | Ритмопластика. | 24 | 2 | 22 | | |
23 | Пластический тренинг. Упражнения под музыку. | 2 | 1 | 2 | Контрольные упражнения. | 07.12 |
24 | Пластический тренинг. Упражнения под музыку. | 2 | | 2 | | 12.12 |
25 | Темп и ритм. Упражнения на пластическую, эмоциональную выразительность под музыку. | 2 | | 2 | | 14.12 |
26 | Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов. | 2 | | 2 | | 19.12 |
27 | Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов. | 2 | | 2 | | 21.12 |
28 | Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения. | 2 | 1 | 1 | | 26.12 |
29 | Пластический образ персонажа. | 2 | | 2 | Творческие задания- пластические импровизации. | 28.12 |
30 | Упражнения под музыку. Пластический образ живой природы. | 2 | | 2 | | 09.01 |
31 | Упражнения под музыку. Пластический образ неживой природы. | 2 | | 2 | | 11.01 |
32 | Пластические импровизации на передачу образа животных. | 2 | | 2 | | 16.01 |
33 | Пластические импровизации на передачу образа животных. | 2 | | 2 | | 18.01 |
34 | Импровизации на передачу образа сказочных персонажей, в мини группе. | 2 | | 2 | | 23.01 |
V | Актерское мастерство. | 38 | 4 | 34 | | |
35 | Организация внимания, воображения, памяти. Упражнения. | 2 | 2 | 2 | Творческая работа. | 25.01 |
36 | Упражнения на снятие зажимов и комплексов. | 2 | | 2 | | 30.01 |
37 | Упражнения на развитие фантазии и воображения. | 2 | | 2 | | 01.02 |
38 | Театральные игры. | 2 | | 2 | | 06.02 |
39 | Упражнения на коллективность творчества. | 2 | | 2 | | 08.02 |
40 | Сценическое действие. | 2 | 1 | 1 | Этюд, миниатюра. | 13.02 |
41 42 | Действие –язык театрального искусства. Упражнения на логику действий. | 2 2 | | 2 2 | | 15.02 20.02 |
43 | Действия в предлагаемых обстоятельствах. Виды этюдов. | 2 | 1 | 1 | | 22.02 |
44 | Этюд «Я в предлагаемых обстоятельствах». | 2 | | 2 | | 27.02 |
45 | Практическое овладение логикой действия. | 2 | | 2 | | 29.02 |
46 | Творческая мастерская. Работа над новогодним сценарием. | 2 | | 2 | | 05.03 |
47 | Читка сценария по ролям. | 2 | | 2 | | 07.03 |
48 | Работа над созданием образа сказочных персонажей. | 2 | | 2 | | 12.03 |
49 | Отработка характерных персонажу походки, речи, характера. | 2 | | 2 | | 14.03 |
50 | Костюм, грим. | 2 | | 2 | | 19.03 |
51 | Работа со зрителем: проведение игр, конкурсов и т.д., | 2 | | 2 | | 21.03 |
52 | Творческий показ. Анализ дела. | 2 | | 2 | Сценическое выступление, игровая программа | 26.03 |
IV | Работа над пьесой и спектаклем. | 26 | 2 | 24 | | |
53 | Выбор пьесы. | 2 | 1 | 1 | Опрос. | 28.03 |
54 | Тема, сверхзадача, событийный ряд. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание. | 02.04 |
55 | Анализ пьесы по | 2 | | 2 | Опрос. | 04.04 |
| событиям. | | | | | |
56 | Работа над отдельными эпизодами. | 2 | | 2 | Отрывки из спектакля, показ. | 09.04 |
57 | Застольный период чтения сценария. | 2 | | 2 | | 11.04 |
58 | Выразительность речи, мимики, жестов. | 2 | | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ. | 16.04 |
59 | Репетиции сценария (пьесы) | 2 | | 2 | | 18.04 |
60 | Изготовление реквизита, декораций. | 2 | | 2 | Творческое задание. | 23.04 |
61 | Работа над отдельными сценами. | 2 | | 2 | | 25.04 |
62 | Прогонные и сводные репетиции. | 2 | | 2 | | 02.05 |
63 | Сводная репетиция. | 2 | | | | 07.05 |
64 | Репетиция с музыкальным сопровождением. | 2 | | | | 14.05 |
65 | Прогонные и сводные репетиции. | 2 | | 2 | | 16.05 |
66 | Генеральная репетиция. | 2 | | 2 | Прогон спектакля, педагогическое наблюдение. | 21.05 |
67 | Показ спектакля. Анализ дела. | 2 | | 2 | Показ спектакля | 23.05 |
VII | Итоговое занятие. | 2 | | 2 | Творческие задания. | 28.05 |
68 | Умные каникулы | 8 | | 8 | | |
69 | Театрализованная программа «Светофорчик». | 2 | | 2 | Организация и проведение мероприятия по правилам дорожного движения. | 29.05 |
70 | Театрализовая программа «Киндер сюрприз». | 2 | | 2 | Организация и проведения мероприятия том чему учат в школе. | 30.05 |
71 | Театрализованная программа «Каникуляндия».. | 2 | | 2 | Организация и проведение программы с играми и конкурсами | 31.05 |
72 | Театрализованная программа «Летний бум». | 2 | | 2 | Организация и проведение познавательной программы про лето. | 01.06 |
| ИТОГО | 144ч | 18ч | 126ч | | |
Предметные результаты первого года обучения
К концу первого года
обучения обучащиеся будут знать:
Историю возникновения театрального искусства.
Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер»,
«Режиссер», «Бутафор», «Гример».
Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Правила зрительского этикета.
обчащиеся будут уметь:
Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
Определять замысел, сценическую задачу этюда.
Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
Коллективно выполнять задания.
Список литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
Определять замысел, сценическую задачу этюда.
Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
Коллективно выполнять задания.