СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для театральных объединений ( начальная школа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на возраст детей 1-4 классы. Ребята получают основные навыки  и умения актерского мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для театральных объединений ( начальная школа).»

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию администрации Топчихинского района

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»



Принята на заседании

педагогического совета

от «__»______ ____ г.,

протокол № ___

Утверждаю:

Директор МКУ ДО

«Топчихинский ДЮЦ»

_______________Е.В. Башлыкова

«__» _______ ____ г.








Рабочая дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

«МаскаРАД+»



Возраст обучащихся: 7- 11лет

Срок реализации: 1 года


Автор - составитель:

Ткаченко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования












с. Топчиха, 2023г.

Оглавление

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы


3

1.1.

Пояснительная записка


3

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты


5-6

1.3.

Содержание программы


6-10


1.4.

Планируемые результаты


20

2.

Комплекс организационно педагогических условий


21-24

2.1.

Календарный учебный график


25

2.2.

Условия реализации программы


25

2.3.

Формы аттестации


41

2.4.

Оценочные материалы


41-49

2.5.

Методические материалы


5-56

2.6.

Список литературы


24





















1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1. Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.


Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. В процессе репетиций, занятий, театральных игр и упражнений приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Во время занятий дети учатся использовать все возможности своего тела, голоса, воображения, максимально приближаясь к своему неповторимому Я, к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.


Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные виды театральной деятельности.

Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.

Детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Все это есть в программе «МаскаРАД+».


Целесообразность программы заключается в том, что она способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально - психологический, компоненты, заложенные в программе, способствуют адаптации и социализации, как в детском коллективе, так и в жизни каждого обучающегося.

Полученные знания по программе «Саквояж» позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, сформировать умения: сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.


Вид программы: модифицированная.

Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.


Направленность программы: художественная.


Обучение включает в себя следующие основные предметы:

основы театрального искусства.


Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.


Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, становления самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. В это время некоторые дети очень подвижны, невнимательны, другие, наоборот, зажаты, робки. Но их объединяет желание играть в театр.

В среднем и старшем школьном возрасте дети начинают ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Если в младшем школьном возрасте школа социальных чувств – игра, то в среднем и старшем школьном возрасте – общение. Детский театр дает эту возможность почувствовать и познать свою личность, обрести себя.


Срок и объем освоения программы: 1 год, 144 педагогических часа, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;


Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:

  • обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

  • дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.


Режим занятий: занятия проводятся 2 раза неделю по 2 часа.

Цель и задачи программы



Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.



Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить с историей театрального искусства.

  • Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:
  • Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.

  • Воспитать эстетический вкус.

  • Сформировать у учащихся и подростков нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.

  • Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:
  • Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

  • Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

  • Развить творческие и организаторские способности.

  • Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«МаскаРАД+»,

1 год обучения

Цель: формирование у обучающихся интереса к театральной деятельности, желание участвовать в общем действии.


Задачи:

Предметные:

формировать теоретические знания, характерные для театрального творчества.

  • воспитывать культуру речи, способствовать приобретению навыков дикции;

  • способствовать развитию у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно;



Личностные:

  • формировать потребность в сотрудничестве со сверстниками, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению ровесников;

  • формировать этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • сформировать значимость занятий театральным искусством для личного развития;

  • развивать познавательный интерес, способности и задатки обучающегося.

  • развивать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение, память.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над постановкой, ролью;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха;

  • осваивать с помощью педагога позитивные установки "У меня все получится", "Я еще многое могу";

  • развивать познавательный интерес к чему-либо, приобретать определенные знания, умения, навыки, компетенции и т.п.;




Календарный учебный график

«МаскаРАД+»





п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации и/

контроля


Дата



Всего

Теория

Практика


Группа№2

1

Вводное занятие.

2


2

Опрос, Игра

«Продолжи...»


19.09

I

Основы театральной культуры.

12

6

6



2

Зарождение искусства.

2

1

1

Театр-экспромт

«Перед охотой на динозавра», наблюдение.

21.09

3

Театр как вид искусства.

2

1

1

Кроссворд «Виды искусства». Игра

«Соедини картинки».

26.09

4

Театр Древней Греции.

2

1

1

Викторина «Театр в Древней Греции». Тест

«Театр Древней Греции».

28.09

5

Русский народный

2

1

1

Инсценировка,

03.10



театр.




викторина

«Русский народный театр».


05.10


6

Театр и зритель.

2

1

1

Викторина (тест)

«Этикет в театре».


10.10

7

Театральное закулисье.

2

1

1

Загадки, творческое

задание «Эскиз костюма сказочного героя».

12.10

III

Техника и культура

речи.

32

4

28



8

Речевой тренинг.





2


2

Речевые упражнения.

.

17.10

9

Рождение звука.

2

1

1


19.10

10

Строение речевого аппарата. Упражнения.

2

1

1


24.10

11

Дыхание и голос. Дыхательная гимнастика

2


1


26.10

12

Артикуляция и дикция. Артикуляционная гимнастика.

2

1

1


31.10

13

Свойства голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.

2


2


02.11

14

Чистоговорки, скороговорки. Упражнения на чистоту звука.


2

1

1


07.11

15

Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.

2


2


09.11

16

Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.

2


2


14.11

17

Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.

2


2


16.11

18

Работа над литературно- художественным

произведением.

2

1

2

Творческая работа.


21.11

19

Говорим правильно. Работа над текстом (стихотворением, произведением фольклора)

2


2


23.11

20

Нормы произношения.

Интонации, паузы, логические ударения.

2


2


28.11

21

Индивидуальная работа над выбранным материалом.

2


2

Конкурс чтецов.

30.11

22

Групповая работа над выбранным материалом.

2


2

Творческая работа.

05.12

IV

Ритмопластика.

24

2

22



23

Пластический тренинг. Упражнения под музыку.

2


1

2

Контрольные

упражнения.

07.12


24

Пластический тренинг. Упражнения под музыку.

2



2


12.12

25

Темп и ритм. Упражнения на пластическую, эмоциональную выразительность под музыку.

2



2


14.12

26

Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов.

2


2


19.12

27

Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов.

2


2


21.12

28

Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения.

2

1

1


26.12

29

Пластический образ персонажа.

2


2




Творческие задания-

пластические импровизации.

28.12

30

Упражнения под музыку. Пластический образ живой природы.

2


2



09.01

31

Упражнения под музыку. Пластический образ неживой природы.

2


2



11.01

32

Пластические импровизации на передачу образа животных.

2


2


16.01

33

Пластические импровизации на передачу образа животных.

2


2



18.01

34

Импровизации на передачу образа сказочных персонажей, в мини группе.

2


2


23.01

V

Актерское

мастерство.

38

4

34



35

Организация внимания, воображения, памяти.

Упражнения.

2

2

2

Творческая работа.

25.01

36

Упражнения на снятие зажимов и комплексов.

2


2



30.01

37

Упражнения на развитие фантазии и воображения.

2


2


01.02

38

Театральные игры.

2


2


06.02

39

Упражнения на коллективность творчества.

2


2


08.02

40

Сценическое действие.

2

1

1

Этюд, миниатюра.

13.02

41


42

Действие –язык театрального искусства.


Упражнения на логику действий.



2



2


2



2


15.02


20.02

43

Действия в предлагаемых обстоятельствах. Виды этюдов.

2

1

1


22.02

44

Этюд «Я в предлагаемых обстоятельствах».

2



2


27.02

45

Практическое овладение логикой действия.

2


2


29.02

46

Творческая мастерская. Работа над новогодним сценарием.

2






2


05.03

47

Читка сценария по ролям.

2


2


07.03

48

Работа над созданием образа сказочных персонажей.

2


2


12.03

49

Отработка характерных персонажу походки, речи, характера.

2


2


14.03

50

Костюм, грим.

2


2


19.03

51

Работа со зрителем: проведение игр, конкурсов и т.д.,

2


2


21.03

52

Творческий показ. Анализ дела.

2


2

Сценическое выступление,

игровая программа

26.03

IV

Работа над пьесой и спектаклем.

26

2

24



53

Выбор пьесы.

2

1

1

Опрос.

28.03

54

Тема, сверхзадача,

событийный ряд.

2

1

1

Творческое задание.

02.04

55

Анализ пьесы по

2


2

Опрос.

04.04



событиям.






56

Работа над отдельными

эпизодами.

2



2

Отрывки из спектакля, показ.

09.04

57

Застольный период чтения сценария.

2


2


11.04

58

Выразительность речи, мимики, жестов.

2




2

Педагогическое наблюдение,

анализ.

16.04

59

Репетиции сценария (пьесы)

2


2


18.04

60

Изготовление

реквизита, декораций.

2




2

Творческое задание.

23.04

61

Работа над отдельными сценами.

2


2


25.04

62

Прогонные и сводные

репетиции.


2


2

02.05

63

Сводная репетиция.

2




07.05

64

Репетиция с музыкальным сопровождением.

2




14.05

65

Прогонные и сводные

репетиции.


2


2


16.05

66

Генеральная

репетиция.


2


2

Прогон спектакля,

педагогическое наблюдение.

21.05

67

Показ спектакля. Анализ дела.

2


2

Показ спектакля

23.05

VII

Итоговое занятие.

2


2

Творческие задания.

28.05

68

Умные каникулы

8


8



69

Театрализованная программа

«Светофорчик».

2


2

Организация и проведение мероприятия по правилам

дорожного движения.

29.05

70

Театрализовая

программа «Киндер сюрприз».

2


2

Организация и проведения мероприятия том чему учат в

школе.

30.05

71

Театрализованная программа

«Каникуляндия»..

2


2

Организация и проведение программы с играми и

конкурсами

31.05

72

Театрализованная программа «Летний бум».

2


2

Организация и проведение познавательной

программы про лето.

01.06


ИТОГО

144ч

18ч

126ч




Предметные результаты первого года обучения



К концу первого года

обучения обучащиеся будут знать:

  • Историю возникновения театрального искусства.

  • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер»,

  • «Режиссер», «Бутафор», «Гример».

  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

  • Правила зрительского этикета.



  • обчащиеся будут уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).

  • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.

  • Определять замысел, сценическую задачу этюда.

  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

  • Коллективно выполнять задания.










Список литературы


1.   Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5.  Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19.  Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21.  Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.


Определять замысел, сценическую задачу этюда.

      • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

      • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

      • Коллективно выполнять задания.