СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для углубленного изучения биологии в 11 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана с учетом регионального компонента и подготовки  к экзамену 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для углубленного изучения биологии в 11 классе»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (углубленный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часов, в том числе в 10 классе -102 часов, в 11 классе - 102 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.

Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.


В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости со­хранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде);

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук;

  • выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 часов, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1

Учение об эволюции органического мира

(45 часов)

Глава 1. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (19 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга).Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Глава 2. Макроэволюция . Биологические последствия приобретения приспособлений. (9 часов)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Глава 3. Развитие жизни на земле. (8 часов) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Глава 4. Происхождение человека (9 часов) Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

РАЗДЕЛ I I

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (57 часов)

Глава 5. Биосфера, её структура и функции. (5 часов) Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. (24 часа)История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля­ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера. (9 часов)Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Глава 8. Бионика (5 часа) Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Повторение. (14 часов) Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

ч

1.

Раздел 1. Учение об эволюции органического мира.

45

2.

Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.

43

3.

Повторение

14

4.

Итого

102











Перечень лабораторных работ


Тема лабораторной работы

1

Лабораторная работа № 1 по теме: «Выявление изменчивости у особей одного вида».

2

Лабораторная работа № 2 по теме: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

3

Лабораторная работа № 3 по теме: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».

4

Лабораторная работа № 4 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у растений».

5

Лабораторная работа № 5 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у животных».

6

Лабораторная работа № 6 по теме: «Описание экосистемы нашей местности» (естесвенной).

7

Лабораторная работа № 7 по теме: «Изучение экосистемы нашей местности» (искусственной).

8

Лабораторная работа № 8 по теме: «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности».













Календарно – тематическое планирование

по общей биологии 11класс,

3 часа в неделю -102 часа

Итого по курсу 102 часа



Тема урока.

Тип урока.

Основные элементы содержания

Вид контроля

Дата

Примечание


Глава 1. Эволюционное учение.

1

Инструктаж по ТБ.

Введение. История представлений о развитии жизни на Земле.

Урок формирования знаний.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.


















Глава 2. . Макроэволюция . Биологические последствия приобретения приспособлений.


Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Текущий



2

Входная контрольная работа

Урок контроля

Контрольный



3

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Урок формирования знаний.

Текущий



4


Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Урок формирования знаний.

Текущий



5

Изучение результатов искусственного отбора.

Урок формирования знаний.

Текущий



6

Борьба за существование и естественный отбор.

Урок формирования знаний.

Текущий



7

Лабораторная работа № 1 по теме: «Выявление изменчивости у особей одного вида, на примере животных и растений РА».

Комбинированный урок.

Текущий



8

Микроэволюция.

Урок формирования знаний.

Текущий



9

Вид. Критерии и структура. Лабораторная работа № 2 по теме: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию, на примере животных и растений РА».

Комбинированный урок

Текущий



10


Эволюционная роль мутаций Урок формирования знаний

Текущий



11

Генетическая стабильность популяций. Закон Харди-Вайнберга .

Урок формирования знаний.

Текущий



12

Генетические процессы в популяциях

Урок формирования знаний.

Текущий



13

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий, на примере животных и растений РА .

Урок формирования знаний.

Текущий



14

Формы естественного отбора.

Урок формирования знаний.

Текущий



15

Приспособленность организмов к условиям внешней среды, на примере животных и растений РА

Урок формирования знаний.

Текущий



16

Относительный характер приспособленности

Урок формирования знаний.

Текущий



17

Лабораторная работа № 3 по теме: «Выявление приспособлений организмов к среде обитания у животных и растений Адыгеи».

Комбинированный урок.

Текущий








18

Микроэволюция.

Комбинированный урок.

Текущий



19

Микроэволюция

Урок контроля знаний.

Контрольный



20

Макроэволюция.

Комбинированный урок

Текущий



21

Пути достижения биологического прогресса. Лабораторная работа № 4 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у растений Адыгеи».

Урок формирования знаний.

Текущий



22

Аллогенез Лабораторная работа № 5 по теме: «Выявление ароморфозов и идиодаптаций у животных Адыгеи».

Урок формирования знаний.

Текущий



23

Катагенез

Комбинированный урок.

Текущий



24

Основные закономерности биологической эволюции.

Урок формирования знаний.

Текущий



25

Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

Урок формирования знаний.

Текущий



26

Результаты эволюции.

Урок формирования знаний.

Текущий



27

Эволюция. Закрепление знаний

Обобщающий урок

Текущий



28

Эволюционное учение

Урок контроля знаний

Контрольный



Глава 3. Развитие органического мира.

29

Геохронологическая история Земли.

Урок формирования знаний.

Отличительные признаки живых существ в геохронологическом порядке. Происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Текущий



30

Развитие жизни в архейской эре

Комбинированный урок

Текущий



31

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

Комбинированный урок

Текущий



32

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах

Урок формирования знаний.

Текущий



33

Развитие жизни в мезозойской эре, на примере территории Республики Адыгея.

Урок формирования знаний.

Текущий



34

Развитие жизни в мезозойской эре, на примере территории Республики Адыгея.

Комбинированный урок

Текущий



35

Развитие жизни в кайнозойской эре, на примере территории Республики Адыгея.

Комбинированный урок

Текущий




36

Развитие жизни на Земле.

Урок контроля знаний

Контрольный



Глава 4. Происхождение человека.

37

Происхождение человека. Положение

человека в системе органического мира

Комбинированный урок

Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Текущий



38

Эволюция приматов.

Комбинированный урок

Текущий



39

Стадии эволюции человека.

Древнейшие люди.

Урок формирования знаний.

Текущий



40

Древние люди

Урок формирования знаний.

Текущий



41

Первые современные люди

Урок формирования знаний.

Текущий



42

Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.

Урок формирования знаний.

Текущий



43

Происхождение человека.

Обобщающий урок.

Текущий



44

Обобщение. Развитие органического мира.

Обобщающий урок.

Текущий



45

Контрольная работа. Эволюционное

учение. Развитие органического мира.

Урок контроля

Контрольный



Глава 5- 6 Биосфера, её структура и функции. Жизнь в сообществах. Основы экологии.

46

Биосфера. Структура биосферы.

Комбинированный урок

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.

Текущий



47

Живое вещество биосферы

Комбинированный урок

Текущий



48

Круговорот веществ в природе

Урок формирования знаний.


Текущий



49

Экскурсия по школьному двору «Природные сообщества».

Урок- экскурсия.

Текущий




50

Понятие о биосфере

Урок контроля знаний.

Контрольный



51

Жизнь в сообществах.

Комбинированный урок

Текущий



52

Биогеография. Основные биомы суши

Урок формирования знаний.

Текущий



53

Неарктическая область. Палеарктическая область.

Урок формирования знаний.

Текущий



54

Восточная область. Неотропическая область

Урок формирования знаний.

Текущий



55

Эфиопская область. Австралийская область.

Урок формирования знаний.

Текущий



56

Взаимоотношения организма и среды.

Естественные сообщества живых организмов.

Урок формирования знаний.

Текущий



57

Абиотические факторы среды. Температура

Урок формирования знаний.

Текущий



58

Абиотические факторы среды. Влажность, ионизирующее излучение

Урок формирования знаний.

Текущий



59

Интенсивность действия факторов среды.

Урок формирования знаний.

Текущий



60

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

Урок формирования знаний.

Текущий



61

Биотические факторы среды.

Урок формирования знаний.

Текущий



62

Экскурсия по школьному двору « Влияние факторов среды на природу»

Текущий



63

Смена биоценозов. Лабораторная работа № 6 по теме: «Описание экосистемы нашей местности» (естесвенной). Лабораторная работа № 7 по теме: «Изучение экосистемы нашей местности» (искусственной).

Комбинированный урок





64

Взаимоотношения организма и среды.

Урок контроля знаний

Контрольный



65

Взаимоотношения между организмами. Симбиоз, на примере растений и животных Адыгеи.

Урок изучения нового материала

Текущий



66

Кооперация, на примере растений и животных Адыгеи.

Урок изучения нового материала

Текущий




67

Мутуализм, на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок


Текущий




68

Комменсализм, на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок

Текущий



69

Антибиотические отношения. Хищничество, на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок

Текущий



70

Паразитизм, на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок

Текущий



71

Паразитические отношения у растений.

Комбинированный урок

Текущий



72

Конкуренция на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок

Текущий



73

Нейтрализм на примере растений и животных Адыгеи.

Комбинированный урок

Текущий



74

Обобщение. Взаимоотношения между организмами

Комбинированный урок

Текущий



Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера

75

Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества

Комбинированный урок

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.


Текущий



76

Природные ресурсы и их использование

Комбинированный урок

Текущий



77

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Комбинированный урок

Текущий



78

Загрязнение пресных вод и Мирового океана. Загрязнение реки Шунтук.

Комбинированный урок

Текущий



79

Антропогенные изменения почвы

Комбинированный урок

Текущий



80

Влияние человека на растительный и животный мир. Лабораторная работа № 8 по теме: «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности».

Комбинированный урок

Текущий



81

Радиоактивное загрязнение биосферы

Комбинированный урок

Текущий



82

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Комбинированный урок

Текущий



83

Обобщение. Взаимодействие человека на природу

Обобщающий урок.

Текущий



Глава 8. Бионика

84

Бионика

Урок изучения нового материала

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).


Текущий



85

Использование человеком принципов организации растений и животных.

Урок изучения нового материала

Текущий



86

Формы живого в природе и их промышленные аналоги

Урок изучения нового материала

Текущий



87

Обобщение. Ноосфера

Обобщающий урок.

Текущий



88

Годовая Контрольная работа.

Урок контроля знаний.


Контрольный



89

Анализ контрольной работы.

Обобщающий урок.


Текущий



90

Клетка - структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





91

Метаболизм – основа существования живых организмов. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





92

Автотрофный тип обмена веществ. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





93

Строение и функции клеток. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





94

Размножение организмов. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





95

Индивидуальное развитие организмов. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





96

Основы генетики. Закономерности наследования признаков. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





97

Закономерности изменчивости. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





98

Основы селекции. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





99

Учение об эволюции органического мира. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





100

Взаимоотношения организма и среды. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





101

Уровни организации живой материи. Подготовка к ЕГЭ

Урок-повторение





102

Резерв. Подготовка к ЕГЭ






Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч.

2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2011;

а также методических пособий для учителя:

1. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд.

«Учитель», 2014г.

2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.

М. «Эксмо», 2015г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11

классы. - М.: Дрофа, 2015. - 138 с;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2014;

  2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2015;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2012;

  4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2014;

  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 2015;