Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приморская средняя общеобразовательная школа
Принято решением педагогического совета от «___»_________20__г .протокол №___________ | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская СОШ Утверждаю. Директор школы ________Т.В.Брацук Пр. № ________ от августа 201 г. |
Общеобразовательная программа
объединения дополнительного образования
«Юный журналист»
Направление развития личности школьника | Социальное -педагогическое |
Возраст Срок реализации | 11 – 16 лет 1 год |
Составила | педагог дополнительного образования Полухина Галина Михайловна |
П. Приморск
2018 год
Пояснительная записка
Программа ДО «Юный журналист» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - предпрофессиональной; по форме организации- индивидуально ориентированной; по времени реализации –одногодичной.
Рабочая программа является модифицированной. Создана на основе программы «Основы журналистики», которую разработала В.А.Замбржицкая, руководитель студии «Юный журналист» Московского городского дворца детского творчества, опубликованная в журнале «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007. Программа В.А.Замбржицкой, рассчитанная на 3 года обучения, мною переработана на 1 год обучения и адаптирована к региональным, социальным условиям, возрастным и педагогическим особенностям обучающихся.
Цель программы: создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, для совершенствования основных видов речевой деятельности, формирования конкретных умений и навыков работы с печатным словом.
Задачи программы:
Развивающие:
развитие образного и логического мышления;
развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности.
Программа ДО «Юный журналист» предназначена для обучающихся 11-16 лет, интересующихся журналистикой, одаренных учащихся и направлена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
В ходе освоения программы дополнительного образования обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Занятия в дополнительном образовании «Юный журналист» развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений:
приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
налаживать коммуникативные связи
уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей
уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений:
определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;
проговаривать последовательность своих действий;
учиться высказывать своё мнение в устной и письменной форме;
учиться прогнозировать результат своего труда.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется следующим умениям:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;
учиться работать в паре, группе.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию таких умений:
воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
составлять вопросы для интервью, беседы;
знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д)
давать характеристику, оценивать героев своих статей.
Планируемые результаты изучения курса «Юный журналист»
Учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
участвовать в дискуссии, обсуждении.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с диктофоном, компьютером, фотоаппаратом.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные специальные (профессиональные) знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учащиеся должны знать:
понятие макета;
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
цветовые системы;
основные термины работы со шрифтами;
основные понятия верстки.
Для достижения цели и выполнения задач программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
участие в школьных, поселковых и муниципальных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
выпуск школьной газеты;
публикации на сайте школы.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом из них ребёнок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, учился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы контроля (промежуточного): зачет (2 раза в год). Результаты анализируются и заносятся в диагностическую карту результатов (2 раза в год).
Текущий контроль включает в себя зачёт по основным тематическим блокам.
Предполагаемый результат (продукт) на конец учебного года:
1. 4 выпуска школьной газеты (1 раз в четверть), дополнительно возможен выпуск специальных тематических и экстренных номеров;
2. 1 открытое занятие «Заседание редколлегии»;
3. Публикации статей обучающихся на сайте школы, других СМИ.
Количество учащихся в учебной группе не менее 7 человек. Объем часов, отпущенных на занятия: 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут. На первом занятии предусмотрен инструктаж по ТБ при работе с техническими средствами и в компьютерном классе. Всего теоретических занятий – 26, практических – 42, зачетных – 2.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.
Учебный план курса
Содержание курса | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Контроль (зачет/незачет) |
1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | |
2.Журналистика как профессия | 5 | 1 | 3 | |
3.Функции журналистики | 2 | 1 | 1 | |
4.Требования к журналисту | 2 | 1 | 1 | |
5.Язык журналистики | 2 | 1 | 1 | |
6.Профессиональная лексика | 2 | 1 | 1 | |
7.Стилистические фигуры речи | 2 | 1 | 1 | |
8.Малые жанры журналистики (заметка, интервью, репортаж) | 9 | 3,5 | 4 | 1 |
9.Композиция материала | 2 | 1 | 1 | |
10.Основные типы построения текста | 2 | 1 | 1 | |
11.Анализ газетных и журнальных публикаций | 2 | 1 | 1 | |
12.Различные виды сбора информации | 3 | 1,5 | 1 | |
13.Статья как жанр публицистики | 3 | 1 | 1 | |
14. Интервью. Особенности жанра | 6 | 2 | 3 | |
15. Виды репортажа | 5 | 2 | 2 | |
14. Верстка газеты | 26 | 6 | 19 | 1 |
5.Заключительное занятие Проекты | 2 | - | - | |
всего | 70 | 26 | 42 | 2 |
Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка.
Инструктаж по технике безопасности труда.
Практическая работа. Встреча с редколлегией газеты «Школьный вестник».
Раздел 2. Журналистика как профессия. (5 часов)
Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики.
Экскурсия в издательство газеты «Сельская правда, встреча с редколлегией, знакомство с отделами и работниками отделов.
Экскурсия на телевидение «Сфера –ТВ», знакомство с особенностями работы корреспондента телевидения.
Контроль: тестирование.
Раздел 3. Функции журналистики. (2 часа)
Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения.
Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты.
Раздел 4. Требования к журналисту. (2 часа)
Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком.
Практика. Тестирование на профпригодность.
Раздел 5. Язык журналистики. (2 часа)
Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Практика. Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Новоспасское».
Раздел 6. Профессиональная лексика. (2 часа)
Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова.
Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями.
Раздел 7. Стилистические фигуры речи. (2 часа)
Теория. Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Практика. Написание зарисовки с использованием определённых стилистических фигур.
Раздел 8. Малые жанры журналистики (заметка, интервью, репортаж). (9 часов)
Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера.
Практика. Написание заметок «Из школьной жизни».
Контроль: анализ заметок.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.
Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.
Теория. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,
политематические, хроникальные подборки. Заметка информационного характера.
Практика. Написание и взаимное обсуждение заметок.
Контроль: Рецензирование заметок из периодической печати.
Раздел 9. Композиция материала. (2 часа)
Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение.
Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями.
Раздел 10. Основные типы построения текста. (2 часа)
Теория. Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод.
Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста.
Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций. (2 часа)
Теория. Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста.
Практика. Комплексный анализ текста.
Раздел 12. Различные виды сбора информации. (3 часа)
Теория. Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. Сбор информации в форме беседы. Подготовка вопросов.
Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере.
Контроль: составление вопросов для беседы.
Раздел 13. Статья как жанр публицистики. (3 часа)
Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные.
Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей.
Раздел 14. Интервью. Особенности жанра. (6 часов)
Теория.. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью, анкета Логика интервью. Моделирование
Практика. Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.
Раздел 15. Виды репортажа. (5 часов)
Теория. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный
Практика. Репортаж «Моя малая Родина»
Создание газеты. (26 часов).
Основы работы в программе Scribus 1.4.6. Создание эскиза макетов страниц. Редактирование эскизов. Компьютерная верстка газеты.
Раздел 17. Заключительное занятие. (2 часа).
Контроль: Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание занятия |
Раздел 1 Введение (2 часа) |
1 | 06.09 | | Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. | 1 | Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка. |
2 | 06.09 | | Встреча с редколлегией школьной газеты. | 1 | |
Раздел 2. Журналистика как профессия (5 часов)+ 2 часа верстка газеты |
3 | 13.09 | | Учебные заведения, готовящие журнал. Особенности профессии. Журналистика в сфере других профессий. Общественная значимость журналистики. | 1 | Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики. |
4 5 6 7 | 20.09 20.09 20.09 20.09 | | Практическое занятие – экскурсия в редакцию газеты «Сельская правда». | 3 | Экскурсия в издательство газеты «Сельская новь», встреча с редколлегией, знакомство с отделами и работниками отделов. Экскурсия на телевидение «Сфера –ТВ», знакомство с особенностями работы корреспондента телевидения |
8 9 | 27.09 27.09 | | Начинаем работу с программой Scribus 1.4.6. | 1 1 | Интерфейс. Принцип работы |
Раздел 3. Функции журналистики (2 часа)+ 4 часа верстка газеты |
10 | 04.10 | | Функции журналистики: информационная, коммуникативная | 1 | Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения. |
11 | 04.10 | | Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты | 1 | Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. |
12 | 11.10 | | Понятие макета | 1 | |
13 | 11.10 | | Работа в программе Scribus 1.4.6. Работа с текстом. Подготовка и ввод текста | 1 | |
14 | 18.10 | | Работа в программе Scribus 1.4.6. Работа с текстом: оформление текстовых блоков, колонки, переносы, текст по контуру | 1 | |
15 | 18.10 | | Верстка газеты: общие правила набора текста | 1 | |
Раздел 4. Требования к журналисту 2часа+ 2 часа верстка газеты |
16 | 25.10 | | Профессиональные требования к журналисту | 1 | Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком. |
17 | 25.10 | | Практическое занятие. Подготовка макета газеты №1 | 1 | |
18 19 | 01.11 01.11 | | Выпуск газеты № 1 | 2 | |
Раздел 5. Язык журналистики 2 часа |
20 | 15.11 | | Репортаж «Моя малая родина – Приморск» | 1 | Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Приморск». |
21. | 15.11 | | Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц | 1 | Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. |
Раздел 6. Профессиональная лексика 2 часа + верстка газеты |
22 | 22.11 | | Основные особенности публицистической речи | 1 | Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова. |
23 | 22.11 | | Практическое занятие – работа с газетными и журнальными публикациями | 1 | Работа с газетными и журнальными публикациями. |
24 25 | 29.11 29.11 | | Форматы графических файлов | 2 | |
Раздел 7. Стилистические фигуры речи 2 |
26. | 06.12 | | Понятие о тропах. | 1 | Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. |
27. | 06.12 | | Практическое занятие – написание зарисовки. | 1 | Написание зарисовки с использованием определённых стилистических фигур. |
Раздел 8. Малые жанры журналистики 9 часов + верстка газеты 2 часа |
28 | 13.12 | | Заметка. Разновидности заметок. | 1 | Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера. |
29. | 13.12 | | Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» | 1 | Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. |
30. | 20.12 | | Интервью | 1 | Понятие об интервью. Отличительные особенности |
31. | 20.12 | | Практикум+Контроль: анализ заметок и интервью | 1 | Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. Зачет № 1 |
32 | 27.12 | | Создание макета газеты № 2 | 1 | |
33 | 27.12 | | Выпуск газеты № 2 | 1 | |
34 | 10.01 | | Что такое заметка. Разновидности заметок. | 1 | Заметка как простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. |
35 | 10.01 | | Заметка информационного характера. | 1 | Заметка информационного характера. Композиционные особенности и художественные особенности. |
36 | 17.01 | | Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» | 1 | Написание и взаимное обсуждение заметок. |
37 | 17.01 | | Практическое занятие – работа над № 3 | 1 | Подбор материалов под основные рубрики. |
38 | 24.01 | | Контроль: заметки разных видов. | 1 | Рецензирование заметок из периодической печати. |
Раздел 9. Композиция материала 2 часа+ верстка газеты 2 часа |
39 | 24.01 | | Основные типы построения текстов Вступление, основная часть, заключение | 1 | Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение. |
40 | 31.01 | | Практическое занятие – создание текстов | 1 | Создание текстов в соответствии с требованиями |
41 | 31.01 | | Основные понятия верстки | 1 | |
42 | 07.02 | | Цветовые системы. Основные термины работы со шрифтами | 1 | |
Раздел 10. Основные типы построения текста 2 часа |
43 | 07.02 | | Прямая и обратная хронология | 1 | Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод. |
44 | 14.02 | | Практическое занятие – создание рассказа. | 1 | Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста. |
Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций 2 часа |
45 | 14.02 | | Основные пункты анализа. Комплексный анализ текста | 1 | Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста. |
46 | 21.02 | | Практическая работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Комплексный анализ текста. |
Раздел 13. Различные виды сбора информации 3 |
47 | 21.02 | | Сбор информации. Работа в библиотеке | 1 | Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. |
48 | 28.02 | | Практическое занятие. Работа с каталогом | 1 | Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере. |
49 | 28.02 | | Сбор информации в форме беседы Контроль. | 1 | Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы. |
Раздел 14. Статья как жанр публицистики 3 часа + 2 часа верстка газеты |
50 | 07.03 | | Роль статьи. Виды статей. | | Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные. |
51 52. | 07.03 14.03 | | Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. | | Создание статей на основе сформулированной проблемы. Контроль: анализ статей |
53 54 | 14.03 21.03 | | Выпуск газеты № 3 | | |
Раздел 15. Интервью. Особенности жанра 6 часов |
55 | 21.03 | | Что такое интервью. Интервью – монолог, интервью-диалог | 1 | Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог. Интервью-зарисовка. |
56 | 04.04 | | Практическое занятие. | 1 | Составление вопросов для интервью |
57. | 04.04 | | Практическое занятие | 1 | Анализ материала. Набор в печать. |
58 | 11.04 | | Анкета как разновидность интервью. | 1 | Коллективное интервью, анкета. |
59 | 11.04 | | Практическое занятие – интервью у одноклассников или учителей | 1 | Подбор и обсуждение вопросов. работа в группах |
60 | 18.04 | | Контроль | 1 | Рецензирование интервью |
Раздел 16. Виды репортажа 5 часов |
61 | 18.04 | | Что такое репортаж Жанровое своеобразие репортажа | 1 | Понятие «репортаж» Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. |
62. | 25.04 | | Виды репортажа. | 1 | Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. |
63 | 25.04 | | Создание макета газеты. Цветовые системы. | | |
64. 65 | 16.05 16.05 | | Практическое занятие. Выпуск №4. | 2 | Подбор материалов под основные рубрики. |
66 | 23.05 | | Контроль: Репортаж «Моя малая родина –Приморск» | 1 | Работа в парах. Коллективное обсуждение репортажей. |
Раздел 17. Заключительное занятие. 2 часа |
67 | 23.05 | | Подведение итогов. Зачет № 2 | 1 | |
68 | 30.05 | | Проекты и презентации | 1 | Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят. Коллективная оценка проектов и презентаций. |
69 70 | | | Резервные (на каникулах) | | |
Методическое обеспечение
Цифровые ресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org/
2.http://www/solnet.ee
3.http://www.km.ru
4.http://vschool.km/ru
5.http://www.skazochki.narod.ru/index
6.http://www.obruch.msk.ru
Оборудование:
Кабинет русского языка и литературы (№ 33).
Компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, диктофон (каб. № 33).
Ноутбук (1 шт., кабинет русского языка №33).
Компьютерные программы: Microsoft Word, Scribus 1.4.6.
ЛИТЕРАТУРА
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей. М.,Просвещение, 1977.
Замбржицкая В.А., Программа студии «Юный журналист». В ж. «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007.
Ковалёва. Л.Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М., Просвещение, 1974.
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Сост.:Ладыженская Т.А. и др. М., Просвещение,1974.
Преображенский Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. М.,Просвещение, 1966.
Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1974