Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО МАОУ СОШ №15 ___________А.Р. Колупаева «____» ____________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №15 п. Карпушиха _____________ А.А. Чухланцева «____» _______________ 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный географ-исследователь»
(Естественнонаучной направленности)
Возраст детей: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Голицына Ирина Владимировна,
учитель географии, высшая категория
п. Карпушиха, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе люди много путешествуют, знакомятся с культурой, природой нашей страны, но не всегда обладают достаточным багажом знаний. Картографическая грамотность необходима в современном обществе. Интерес к школьному предмету география часто у детей не сформирован, так как экзамен не обязателен. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах общеобразовательного курса по географии представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
В отличие от школьного предмета, на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Юный географ - исследователь», имеющей естественнонаучную направленность, можно проводить в основном занятия практического характера, реализовывать различные проекты. Программа «Юный географ-исследователь» предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой и другими источниками информации, помогает освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, расширяет представления учащихся о природе нашей Родины, что предаёт занятиям более конкретный характер и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников.
Нормативно-правовая и документальная основа
• Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3;
• Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг, утвержденный Президентом РФ от 01.06.2012 г. № 7614
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Мво образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011;
• Данилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.: Просвещение, 2010;
• Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования», от 17.11.2010., №1897.
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189;
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.);
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Правительством РФ от 22.11.2012 г. №2148-р; • Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г.№1493;
• Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Правительством РФ, Указом Президента РФ от 1.06.2015 г.;
• Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» от 04.10.2000г., №751
Актуальность программы
Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепляет в качестве важного принципа государственной политики в области образования воспитание любви к окружающей природе. Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства. Формирование географической компетентности детей и молодежи является приоритетным направлением в обучении. В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны. Программа ДООП по географии «Юный географ - исследователь» отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа внеурочной деятельности даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный географ-исследователь» способствует не только получению знаний, умений и навыков в рамках изучения географии, но и нацелена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий, что и является новизной данной программы для образовательной организации.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 10-11 лет. Программа предполагает высокий уровень заинтересованности учащихся в усвоении и расширении географических знаний.
Объем общеразвивающей программы и режим занятий: 34 часа, 1 час в неделю
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения
Уровневость общеразвивающей программы: Базовый
Используются следующие формы проведения занятий
● Лекция ● Семинар ● Практические занятия ● Тестирование ● Опрос ● Игры ● Конференции
Формы организации деятельности учащихся на занятии
групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Материально-техническое оснащение занятий
Оборудование: ● глобус; ● карты; ● компьютер, принтер; ● проектор, экран; ● калькулятор.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Изучение направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
7) расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Деятельность по данной программе осуществляется в форме школьного научного общества «Клуб географов – исследователей». Данная программа реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 1 | 1 | | Опрос |
| Земля — планета Солнечной системы | 3 | 1,5 | 1,5 | Опрос, тестирование |
| Географ – путешественник. История географических открытий | 4 | 2 | 2 | Опрос, совместная деятельность |
| Географ – топограф. Изображение земной поверхности на плане | 7 | 3 | 4 | Опрос, совместная деятельность |
| Географ-картограф. Географическая карта | 6 | 3 | 3 | Опрос, совместная деятельность |
| Природа Земли | 13 | 6,5 | 6,5 | Опрос, совместная деятельность |
| | 34 | 18 | 16 | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение - 1 ч
Введение. Школа юного географа - исследователя. Географические исследования – приемы, модели, приборы от древности до наших дней. Методы географии и значение науки в жизни людей.
Земля — планета Солнечной системы - 3 ч
Земля — планета Солнечной системы. Наблюдения за положением и высотой Солнца. Годовое движение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг своей оси. Определение последствий вращения Земли. Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны (решение задач).
Географ – путешественник. История географических открытий – 4 ч
Почувствуем себя древними путешественниками. Основные этапы познания поверхности планеты. Географические путешествия и открытия. Сравниваем маршруты путешествий.
Современная география. Составление справочника «Великие путешественники».
Географ – топограф. Изображение земной поверхности на плане - 7 ч
Изображение местности первыми людьми. Понятие о плане местности. Топографические карты. Условные знаки плана. Создаём игру «Топографическое домино». Мини-проект: «Необитаемый остров в подарок».
Масштабы плана. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Определение расстояний на плане. Определение средней дины своего шага.
Стороны горизонта на местности и на плане. Ориентирование в пространстве и на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений. Азимут. Компас. Осваиваем моделирование! Создаём модель компаса.
Почувствуйте себя геодезистами. Относительная и абсолютная высота точки местности
Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Построение холма.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Полярная и маршрутная съемки. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Географ-картограф. Географическая карта – 6 ч
Глобус - модель Земли. Сравнение формы глобуса и Земли. Измерение окружности по глобусу.
Многообразие географических карт. Легенда карты. Картография. Значение карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Материки и океаны.
Определение объектов по их географическим координатам. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Политическая карта мира. Государства на карте мира. Учимся работать со статистическими данными. Достопримечательности отдельных стран мира. Групповой проект «Путешествие по странам мира» (создание презентации).
Природа Земли - 13 ч
Географ-геолог. Путешествие к центру Земли. Ядро, мантия, земная кора. Строим свою модель Земли (практическое занятие).
Географ - минералог. Коллекционирование. Коллекция горных пород и минералов (практическое занятие). Горные породы своей местности. Создание презентации «Человек и мир камня».
Географ – сейсмолог. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит.
Огненное кольцо. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. Осваиваем метод моделирования. Изготовление модели вулкана.
Географ – синоптик. Воздушная одежда Земли.
Атмосферное давление, опыты по определению и измерению атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра (моделирование).
Суточный и годовой ход температуры воздуха. Анализ графика хода температур.
Ветер. Построение и анализ «розы ветров». Определение направление ветра.
Наблюдения за погодой. Читаем карту погоды. Народные приметы о погоде.
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. Изготовление «Календаря погоды».
Географ-гидролог. Исследования глубин океана. Создание шкалы «Глубины Океана».
Природные зоны Земли. Описание природных зон. Создание коллажа каждой природной зоны.
Итоговый проект «Географические рекорды Земли».
Формы подведения итогов и реализации программы:
занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление географических карт);
индивидуальное моделирование и конструирование;
анализ источников информации;
подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение данного курса в 5 классе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; — оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору; — показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания)
Список используемой литературы:
1. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М., 2010.
2. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М., 2010.
3. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2010.
4. Уроки географии «Кирилла и Мефодия» 6-9 классы. М.: 2006.
5. Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география. Саратовский университет, 2010.
6. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
7. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба. М., 2010.
8. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2010
9. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999.
10. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996.
11. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. - 1991. - № 9. с. 20-24. 15. География: "Раннее развитие детей" - География детям.