МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | |
МО учителей-предметников | Зам. директора по УВР | Директор | |
__________Волкова О.В. О.В. | ___________Воронина И.Н. | ___________Кузнецова Е.А. |
Протокол №_1_ | Протокол №_1_ | Приказ №_149_ |
от "_21_" 08.2023 г. | от "21" 08.2023 г. | от "21" 08.2023 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Медиаклуб»
для обучающихся 13-18 лет
Срок реализации – 1 год
Разработана и реализуется
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
Бодеевка, 2023
Пояснительная записка
Наименование программы – Рабочая программа курса дополнительного образования «Медиаклуб».
Вид – дополнительная общеразвивающая программа.
Направленность – социально-гуманитарная.
Тип программы – модифицированная.
Актуальность программы – обусловлена повышением интереса обучающихся к изучению журналистики и необходимостью получить разносторонние теоретические и прикладные знания в области медиаобразования для последующего практического применения при повседневном взаимодействии с медиапространством.
В результате медиаобразовательных занятий обучающиеся должны приобрести знания по теории медиа, а также научиться использовать их в повседневной практике при общении с медиа.
Отличительные особенности программы.
Основной технологией курса является развитие критического мышления для формирования критической автономии личности, что является одним из ключевых признаков медиаграмотности. Для широкого применения этой технологии конкретизировано содержание, также позволяющее реализовать задачи, направленные на развитие умения ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе. Обучение различным формам творческого самовыражения при помощи современных медиаресурсов позволяет объясняет педагогическую целесообразность программы, её своеобразие. Новизна программы состоит в постоянном обновлении содержания отдельных занятий по мере развития основных медиа и координации теоретических занятий с практическим освоением прикладных программных средств в процессе получения конкретного продукта социально значимого медиатекста и публичном его предъявлении с использованием медиаресурсов и мультимедийных технологий. B процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с особенностями традиционных и новых медиа, ключевыми понятиями медиаобразования, экономикой и историей средств массовой информации. Большое значение в процессе обучения придаётся профориентации: обучающиеся знакомятся с основными профессиями в одной из наиболее динамично развивающихся сфер - сфере медиа. Последовательность освоения содержания курса – линейно-концентрическая. Обучение по программе содействует формированию коммуникативной и медиакомпетентности, умению сотрудничать работать в группе, в процессе обучения создаются условия для формирования навыков самопрезентации и работы над групповыми и индивидуальными проектами. С целью повышения эффективности занятий воспитания интереса к профессиональной деятельности в сфере медиа обучающиеся привлекаются к творческим разработкам и проектной деятельности. Каждый раздел содержания делится на теоретический и практический, что обеспечивает поддержку творческих работ обучающихся и позволяет эффективно использовать реализовать программу для той категории детей, на которых она рассчитана.
Адресат программы – обучающиеся 7-11 классов (возраст 13 – 18 лет) без ОВЗ. Целесообразность разновозрастного состава группы обучающихся обоснована педагогикой сотрудничества и применением диалогических форм обучения, которые подразумевают творческое отношение и обмен креативной деятельностью. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между обучающимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
Уровень реализации – базовый.
Объем программы – 34 часа.
Формы обучения и виды занятий
По количеству детей, участвующих в занятии – коллективные, групповые;
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекции, семинары, практикумы, мастерские;
По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, комбинированное занятие.
Срок реализации программы: 1 год.
Общее количество часов – 34.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 часу.
Цели и задачи программы
Цель программы - дать возможность обучащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, получить разносторонние теоретические и прикладные знания, усвоить ключевые понятия медиаобразования для последующего практического применения при повседневном взаимодействии с медиа.
Задачи:
- создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Медиаклуб», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
- расширять представления учащихся в области теории и терминологии масс-медиа, языка и форм средств массовой коммуникации;
- сформировать навыки работы с информацией;
- активизировать стремление учащихся к самообразованию в данной сфере;
- развивать творческие способности, критическое, аналитическое мышление в результате проведения медиаобразовательного цикла занятий.
Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Журналистика как вид деятельности и профессия | 4 | 3 | 1 |
2. | Школьная пресса | 1 | 1 | - |
3. | Печатные издания | 3 | 1 | 2 |
4. | Методы сбора информации | 7 | 3 | 4 |
5. | Основные жанры журналистики | 19 | 8 | 11 |
| ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
Содержание программы
Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата).
Теория. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.
Практика. Сбор возможной информации для своего печатного издания.
Теория. Печатные издания . Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление печатной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в печатном издании. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов.
Практика. Самостоятельное оформление своей статьи для печатного издания.
Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.
Практика. Подготовка материала для печатного издания на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания.
Практика. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.
Теория. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания.
Практика. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для печатного издания.
Практика. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). Оформление полученных результатов для печатного издания.
Практика. Самостоятельный выпуск видеорепортажа на тему школьной жизни.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Извлечение информации из различных источников, умение работать с текстом.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
Овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты.
В результате прохождения курса «Медиаклуб» обучающиеся получат следующие знания и умения.
Ученик познакомится и получит представление:
об особенностях профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
об основных жанрах журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
о принципах оформления газеты, журнала;
о методах сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
о структуре текста (заголовок, смысловые части).
О программах по монтажу видео.
Обучающийся научится:
Работать с медиатекстами, форматировать, составлять публикацию;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
Снимать и монтировать видеорепортажи.
Обучающийся сможет научиться:
Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами.
Анализировать источники информации.
Писать газетную заметку.
Составлять фоторепортаж.
Снимать рекламные ролики и социальные видеоролики
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия |
Дата начала учебного года – 01.09.2023. Дата окончания учебного года – 24.05.2023. |
1 | 05.09. | Журналистика как вид деятельности и профессия |
2 | 12.09. | Профессия – журналист. Этика поведения журналиста |
3 | 19.09. | Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации |
4 | 26.09. | Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером |
5 | 03.10. | Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати |
6 | 10.10. | Сбор возможной информации для своего печатного издания. |
7 | 17.10. | Сбор возможной информации для своего печатного издания. |
8 | 24.10. | Формат и объем издания. Название и его оформление. |
Осенние каникулы с 28.10.2023г. по 05.11.2023г. (9 дней) |
9 | 07.11. | Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. |
10 | 14.11. | Размещение материала в печатном издании. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли) |
11 | 21.11. | Оформление заголовка статьи. Подбор иллюстраций к статье. |
12 | 28.11. | Размещение материала в печатном издании. Оформление полученных результатов. |
13 | 05.12. | Самостоятельное оформление своей статьи. |
14 | 12.12. | Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. |
15 | 19.12. | Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. |
16 | 26.12. | Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. |
Зимние каникулы с 30.12.2023г. по 07.12.2024г. (9 дней) |
17 | 09.01. | Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. |
18 | 16.01. | Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания. |
19 | 23.01. | Самостоятельный сбор и обработка информации на выбранную тему (по выбору обучающегося) |
20 | 30.01. | Обработка информации, оформление статьи. Тест «Речевая грамотность». |
21 | 06.02. | Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. |
22 | 13.02. | Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания. |
23 | 20.02. | Анализ заметок, репортажей, периодической печати. |
24 | 27.02. | Фоторепортаж, его особенности. |
25 | 05.03. | Составление своей заметки, репортажа. |
26 | 12.03. | Составление своей заметки, репортажа. Презентация материала. |
27 | 19.03. | Фоторепортаж на заданную тему. |
Весенние каникулы с 23.03.2024г. по 31.03.2024г. (9 дней) |
28 | 02.04. | Оформление полученных результатов для печатного издания. |
29 | 09.04. | Оформление полученных результатов для печатного издания. |
30 | 16.04. | Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). |
31 | 23.04. | Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). |
32 | 7.05 | Самостоятельный выпуск видеорепортажа на тему школьной жизни. |
33 | 14.05. | Самостоятельный выпуск видеорепортажа на тему школьной жизни. |
34 | 21.05 | Отчет. Представление портфолио. |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: учитель русского языка и литературы;
Материально-техническое обеспечение: учебный класс, доска, компьютеры с выходом в Интернет, принтер, фотоаппарат, видеокамера, канцелярские материалы.
Формы аттестации – представление портфолио.
Оценочные материалы – см. в приложении к программе.
Методическое обеспечение программы:
При организации образовательного процесса используются различные формы и методы работы.
Познавательно-информационное изложение материала осуществляется, прежде всего, через систему бесед, тренингов, упражнений, игровых и творческих заданий, разбора работ, анализа текстов СМИ и т.д.
Аналитические и исследовательские задачи реализуются преимущественно через активные и исследовательские методы – дискуссионные обсуждения, семинары с использованием иллюстративных материалов, групповые обсуждения, деловые игры, творческие лаборатории, анализ материалов СМИ, обзорные беседы, решение проблемных ситуаций и т.д.
Творческо-практическая работа – через проектный метод, в частности творческие медиапроекты, где комплексно сочетаются различные методы и приемы практической и творческой деятельности.
Диагностика освоения программы и индивидуального продвижения учащихся предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений, фиксации индивидуальной работы учащихся, анализа творческих продуктов (выполнение творческих заданий, участие в разработке и самостоятельная разработка медиапроектов, публикации и пр.).
Для диагностики состояния детского творческого объединения проводятся социометрические исследования, опросы с использованием методики незаконченных предложений, анкетирование и т.д.
Дидактическое оснащение программы:
карточки с заданиями;
наборы раздаточного материала;
записи телепередач и кинофильмов,
подборки материалов прессы,
литература по темам.
Список литературы:
1. Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие [Текст] / Е.А. Баранова. – М.: Издательский центр «Юрайт- восток», 2017. – 272 с.
3. Бобровницкая, В.Ю., Интерактивные технологии при определении результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы [Текст] / В.Ю. Бобровницкая // Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе: материалы II Международного форума педагогов-инноваторов. 25 ноября 2014 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. – С. 435-438.
4. Бобровницкая, В.Ю., Медиаобразование в учреждении дополнительного образования – зона ближайшего развития [Текст] / В.Ю. Бобровницкая // Знак: проблемное поле медиаобразования. Научный журнал. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2017. – № 1 (23). – 188с. – С. 35 – 40.
5. Журналист в поисках информации Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов [Текст] / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004. – 180 с.
6. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие [Текст] / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
7. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
8. Ковган Т.В. Журналистика для начинающих. 8-9 классы. Учебное пособие [Текст] / Т.В. Ковган. – М. Просвещение, 2019. – 128 с.
9. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие [Текст]
/ А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
10. Стечкин, И. В. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал [Текст] // И.В. Стечкин, Д. А.Олеринская, Л. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
11. Телевизионная журналистика / Под. ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А.А. Тертычный.
– М., 2000. – 144 с.
13. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
14. Тулупов В.В. Уроки журналистики: учебное пособие [Текст] / В.В. Тулупов. – М.: Издательский центр «Юрайт-восток», 2020. – 106 с.
15. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
16. ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) [Электронный ресурс] // http://www.ynpress.ru
17. Юровский, А.Ю. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://kgu- journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezhurnalisti ki/6-1-0-167
Приложение
1. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет проверить знания в форме онлайн-тестирования.
2. Оценка портфолио.
Действия: устное представление Медиа-портфолио ученика/ученицы
Условия: ученик /ученица подтверждает наличие портфолио в бумажном или цифровом формате
Предварительные условия: структура и форма составления портфолио выполняется на усмотрение ученика /ученицы
Время для представления: 3 минуты
Время для анализа и самооценивания: 2 минуты
Форма представления: устная
Цель оценивания: ученик/ученица сможет показать, что он/она сознаёт положительное влияние изучения медиа на формирование своей личности.
№ п/п | ДЕСКРИПТОРЫ ДОСТИЖЕНИЙ | ПОКАЗАТЕЛИ | КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
1 | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО | Соответствие словарного запаса специфике курса по медиаобразованию (минимум 3 термина) | 3 |
Корректность представления (грамматическая, стилистическая, орфоэпическая, интонационная) | 5 |
Беглость и убедительность речи | 5 |
Поддержание зрительного контакта со слушателями | 4 |
2 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОДУКТА | Указание составных частей портфолио | 5 |
Иллюстрация двух продуктов по выбору в контексте пройденных тем | 5 + 5 |
Отчёт о практической значимости, которую определил учащийся, создавая продукты в контексте системы ценностей и установок, сформированных в рамках дисциплины Медиаобразование. | 10 |
3 | ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОДУКТА | Эстетическое исполнение портфолио в бумажном или цифровом формате, наличие рисунков и изображений, аккуратность оформления и т.д. | 5 |
4 | ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА/ УЧЕНИЦЫ | Аргументация необходимости медиаобразования | 5 |
Демонстрация желания формировать свои навыки в качестве ответственного создателя и потребителя медиапродукции | 5 |
5 | УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ | Соблюдение регламента – 3 минуты Примечание: каждая минута сверх или меньше указанного времени добавляет один штрафной балл | 3 |
Общие показатели |
| Комментарии/предложения преподавателя | |
| Комментарии/предложения других обучающихся | |
| Личные комментарии ученика/ученицы | |