СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "В мире биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "В мире биологии" направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии, формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие интереса к медицинским наукам, повышение образовательного уровня. Программа дает возможность учащимся выбрать свой «биологический путь», и повысить уровень подготовки к экзаменам.  Новизна  образовательной программы в том, что данная программа  носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Занятия  разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "В мире биологии"»


РАССМОТРЕНО

на заседании МСШ,

ШМО учителей

естественно - научных

предметов

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора

по УВР

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от 30. 08. 2022 г.

Протокол № 15

УТВЕРЖДЕНО

протокол № 01

от 30.08.2022

Руководитель ШМО

Фролова А.М.__________

_______________________

С.Т.Халилова


«_____»____________2022 г

приказом по школе

от 30.08.2022 № 196

Директор _______________

О.В.Черник




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В мире биологии»

(с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей центра

«Точка роста»)


Образовательная организация:

МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района Республики Крым

Класс 5 класс

Возраст обучающихся 10-12 лет

Направленность: естественно – научная

Образовательный стандарт ФГОС


Учитель Фролова Алла Михайловна

Квалификационная категория специалист

Уровень общего образования: основное общее образование

Количество часов по учебному плану: 68 ч в учебный год;









Дата _________________/__________________________/ Фролова А.М.









  1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка

Программа «В мире биологии» (далее – Программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

  • Национальный проект «Образование» – ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» – ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования детей МБОУ «Марьяновская школа».

Направленность программы

По содержанию является естественно-научной, по функциональному предназначению– учебно-познавательной; по времени реализации – годичной подготовки.

Актуальность программы. Отличительные особенности программы. Программа направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии, формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие интереса к медицинским наукам, повышение образовательного уровня. Программа дает возможность учащимся выбрать свой «биологический путь», и повысить уровень подготовки к экзаменам.

Новизна данной образовательной программы в том, что данная программа носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Занятия разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы: способствовать систематизации биологических знаний, полученных во время обучения в общеобразовательной школе, восполнить пробелы, полученные при изучении предмета биологии, расширить имеющиеся у учащихся программные биологические знания с целью подготовки к экзаменам, к поступлению в учебные заведения, а также к биологическим олимпиадам.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 10 до 12 лет.

Объём и срок освоения программы: программа предусматривает 1 учебный год реализации, в объеме 68 часов.

Уровень программы: ознакомительный (стартовый).

Форма обучения: очная, при необходимости заочная (с применением дистанционных, информационных технологий).

Особенности организации образовательного процесса: важно, что образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, активизации познавательной и исследовательской деятельности, раскрытие творческих возможностей школьника. Обучающийся становится активным субъектом деятельности, активно решает образовательные задачи: объясняет смысл и причины наблюдаемых явлений, определяет способ выполнения деятельности, исследует зависимости между объектами наблюдения и др.

Режим занятий. При определении режима знаний учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы. Во время перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления глаз и т.д. выполняются комплексы упражнений.

Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски/ проектора/ компьютера составляет не более 30 минут.


    1. Цель и задачи программы


Цель программы: создание условий для успешного освоения учащимися практической состав-ляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Предметные:

1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явле-ниях, закономерностях;

Метапредметные:

1. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

2. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

Личностные:

1. подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

2. формирование основ экологической грамотности.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

• иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке ин-формации, составлении доклада, публичном выступлении;

• знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

• уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследо-вания, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выво-ды;

• уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, от-стаивать собственную точку зрения;

• владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

• Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

• эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, в лаборатории;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

На занятиях учащиеся опираются на полученные знания по биологии, что позволяет быстро и легко овладевать новыми знаниями, правильно и качественно выполнять практические задания.

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Воспитательный потенциал программы: предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к естественным наукам, уровня личностных достижений учащихся, участие в исследовательских проектах и конкурсах. Приоритетным направлением является воспитание бережного отношения к объектам природы, формирование элементов экологической культуры.


1.4. Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ


Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Растения

12

6

6

Практическая работа.

Наблюдение. Сообщения учащихся. Анализ продуктов деятельности обучающихся.

2

От микроскопа до микробиологии

10

4

6

Устный опрос, самостоятельная работа

Практическая работа.

Наблюдение. Сообщения учащихся.

3

Бактерии

8

4

4

Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения.

4

Грибы

10

5

5

Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения.

5

Водоросли

8

4

4

Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения.

6

Лаборатория Левенгука

4

1

3

Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения.

7

Практическая ботаника

8

4

4

Устный опрос, самостоятельная работа

Практическая работа.

Наблюдение. Сообщения учащихся.

8

Практическая зоология

8

4

4

Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения.


Итого

68 ч

32 ч

36 ч





1.5. Cодержание учебного плана


Раздел 1. Растения (12 ч). Строение растительной клетки. Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня. Побег. Строение побега. Строение почек. Видоизменения побеговЛист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением. Листопад. Стебель. Строение стебля. Функции стебля. Цветок. Строение и значение цветка. Плоды. Строение и значение. Способы распространения. Семя. Строение и состав семян

Практика Лабораторная работа «Строение кожицы лука».

Лабораторная работа «Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа «Определение зоны роста корня»

Лабораторная работа «Строение почек»

Опыт «Выделение кислорода растением».

Опыт «Испарение воды листьями»

Практическая работа «Определение возраста ствола по спилу».

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю» Лабораторная работа «Движение органических веществ по стеблю» Лабораторная работа «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа «Строение семени пшеницы».

Лабораторная работа «Состав семян».

Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков.

Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка. Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян. Как двигается растение? Движение стебля и листьев. Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.

Практика. Практическая работа «Образование органических веществ на свету»

Практическая работа «Влияние удобрений на рост растения» Практическая работа «Прищипка главного корня» Практическая работа «Развитие боковых побегов»

Практическая работа «Влияние фитогормонов на рост и развитие растений»

Лабораторная работа «Развитие проростков»

Опыт «Значение воздуха для роста и развития корней»

Опыт «Дыхание листьев»

Опыт «Дыхание семян»

Практическая работа «Движение стебля растения» Практическая работа «Движение листьев»

Практическая работа «Влияние различных условий на прорастание семян» Практическая работа «Определение всхожести семян».

Применение полученных знаний на практике. Озеленение школьных клумб. Посадка и уход за растениями.

Практика. Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт» Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур» Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт» Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»

Раздел 2. От микроскопа до микробиологии (10 ч). Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление препаратов История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов.

Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох (1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про - и эукариотической клетки. Деление клетки.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.

Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей.

Демонстрации: Коллекция готовых микропрепаратов.

Практика. Практическая работа. Устройство микроскопа. Приготовление и изучение микропрепаратов. Правила работы с цифровым микроскопом.

Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника и др.

Работа с готовыми препаратами тканей.

Творческая мастерская «Создание модели клетки».

Раздел 3. Бактерии (8 ч). Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.

Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

Практика. Практическая работа. Посев и наблюдение за ростом бактерий.

Раздел 4. Грибы (10 ч). Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.

Практика. Практическая работа. Выращивание и исследование плесени. Мукор, Пеницилл. Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов.

Раздел 5. Водоросли (8 ч). Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Практика. Практическая работа. Изучение одноклеточных водорослей по готовым микропрепаратам препаратам. Водоросли – обитатели аквариума.

Раздел 6. «Лаборатория Левенгука» (4 ч). Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические лабораторные работы:

- Устройство микроскопа

- Приготовление и рассматривание микропрепаратов

- Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность: Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 7. Практическая ботаника (8 ч). Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Крыма.

Практика. Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений

  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

  • Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

  • Проект «Редкие растения Крыма»

Раздел 8. Практическая зоология (8 ч). Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных. Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практика. Практические и лабораторные работы:

  • Работа по определению животных

  • Составление пищевых цепочек

  • Определение экологической группы животных по внешнему виду

  • Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность: Мини – исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга»


1.6. Планируемые результаты

Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

• Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

• эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, в лаборатории;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

На занятиях учащиеся опираются на полученные знания по биологии, что позволяет быстро и легко овладевать новыми знаниями, правильно и качественно выполнять практические задания.



  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями, использовать диагностику интересов и мотивации учащихся, основываться на социальном заказе общества, отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «В мире биологии» осуществляется педагогом дополнительного образования, стаж работы педагога 9 лет.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеется светлое просторное помещение–кабинет, оснащенный наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью. Имеющееся и требуемое материально-техническое обеспечение.

Методическое обеспечение образовательной программы

Для успешной реализации программы разработаны и применяются

следующие материалы:

- цифровое оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей центра «Точка роста»

- набор лабораторного оборудования

- натуральные биологические объекты

- карточки индивидуальных заданий

Материалы для проверки освоения программы:

- опросники по разделам программы;

- диагностические карты.


2.2. Формы аттестации

Формы аттестации: для выяснения   результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на:

  1. Входной контроль 

  2. Промежуточный  контроль 

  3. Итоговый мониторинг

По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль знаний.

Формы проведения аттестации: соревнования; анкетирование;       тестирование.

Уровни результативности и их характеристики:

Оптимальный уровень – у обучающегося присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое воображение, он способен к рождению новых идей, легко и быстро увлекается новым делом.

Достаточный уровень – обучающийся испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога, может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

Средний уровень – обучающийся проявляет стремление к познанию нового, но не всегда. Может проявлять активность в эмоционально-выразительной форме, однако, четко выразить эмоции в виде проникновения в образ, не может. Умеет точно и уверенно выполнять задания педагога, однако сложные комбинации заданий требуют помощи педагога.

Низкий уровень – обучающийся интереса к творчеству не проявляет, не испытывает радости открытия, отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем, не проявляет интерес к демонстрации результатов деятельности.


2.3.Список литературы

1. 5 класс линейный курс В. В. Пасечник, Вертикаль - Москва «Дрофа»-2020г

2.Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.

3.Интернет ресурсы:

http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

http://school.bakai.ru/?id=newpb041220101544

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

http://www.petslife.narod.ru/


  1. Приложения

    1. Методические материалы

Методы, применяемые при подготовке к занятиям: словесный; наглядный; практический; объяснительно-иллюстративный; проблемно –поисковый; игровой.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и

групповая. Большую часть программы занимает практическая часть.

Педагогические технологии в программе: коммуникативная технология обучения, технология проблемного обучения.

Организация образовательного процесса направлена на здоровьесберегающие технологии. Педагогом проводятся физкультурные

минутки.







4.2.Календарно-тематическое планирование объединения

Календарно-тематическое планирование

урока


Тема урока

Даты

проведения

Кол-во часов

Виды контролей

Примечание

план

факт

Раздел 1. Растения (12 ч)

1

Строение растительной клетки. Ткани растений.




Лабораторная работа «Строение кожицы лука».

Лабораторная работа «Движение цитоплазмы»


2

Органы растений. Корень. Виды корней




Лабораторная работа «Определение зоны роста корня»


3

Побег. Строение почек. Видоизменения побегов.




Лабораторная работа «Строение почек»



4

Лист. Строение и функции




Опыт «Испарение воды листьями»


5

Стебель. Строение и стебля




Лабораторная работа «Определение возраста ствола по спилу». «Движение органических веществ по стеблю»


6

Цветы и плоды






7

Семя. Строение и состав семян





Лабораторная работа «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа «Строение семени пшеницы».


8

Воздушное питание растений




Опыт «Выделение кислорода растением»


9

Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений.




Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю»


10

Воздействие человека на корневые системы культурных растений




Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»


11

Полив и осушение почвы.




Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»


12

Озеленение школьных клумб. Посадка и уход за растениями.




Практическая работа Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт» Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»


Раздел 2. От микроскопа до микробиологии (10 ч)

13

Устройство микроскопа





Устройство микроскопа


14

Правила работы с микроскопом






15

Приготовление препаратов





Приготовление и изучение микропрепаратов


16

История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов






17

Основные направления современной микробиологии





Правила работы с цифровым микроскопом


18

Устройство микроскопа и правила работы с ним






19

Правила обращения с лабораторным оборудованием






20

Химия и биология. Химический состав живой клетки






21

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов




Творческая мастерская «Создание модели клетки»


22

Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей.




Работа с готовыми препаратами тканей


Раздел 3. Бактерии (8 ч).

23

Условия жизни бактерий




Практическая работа. Посев и наблюдение за ростом бактерий


24

Форма и строение бактериальных клеток






25

Внешние и внутренние структуры






26

Особенности жизнедеятельности бактерий






27

Распространение и значение бактерий






28

Роль бактерий в биосфере






29

Значение бактерий в жизни человека






30

Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция






Раздел 4. Грибы (10 ч)

31

Грибы представители особого царства живой природы.






32

Признаки грибов






33

Классификация грибов






34

Съедобные и ядовитые грибы






35

Особенности плесневых грибов






36

Изучение строения плесневых грибов




Практическая работа. Выращивание и исследование плесени. Мукор, Пеницилл.


37

Значение плесневых грибов






38

Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека




Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов


39

Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств






40

Лишайники






Раздел 5. Водоросли (8 ч)

41

Водоросли






42

Микроскопические водоросли – группа низших растений.






43

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли.






44

Особенности строения и жизнедеятельности






45

Значение водорослей в природе и жизни человека.






46

Изучение одноклеточных водорослей по готовым микропрепаратам препаратам.




Практическая работа


47

Водоросли – обитатели аквариума.





Практическая работа


48

Разнообразие водорослей






Раздел 6. «Лаборатория Левенгука» (4 ч)

49

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований.





Проектно-исследовательская деятельность: Мини – исследование «Микромир»


50

История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы




Устройство микроскопа



51

Техника приготовления временного микропрепарата





Приготовление и рассматривание микропрепаратов


52

Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.





Зарисовка биологических объектов


Раздел 7. Практическая ботаника (8 ч)

53

Фенологические наблюдения






54

Ведение дневника наблюдений






55

Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки




Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии. Монтировка гербария


56

Правила работа с определителями




Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».


57

Морфологическое описание растений по плану




Морфологическое описание растений


58

Редкие и исчезающие растения Крыма






59

Проект «Редкие растения Крыма»





Проект


60

Защита проекта «Редкие растения Крымы»






Раздел 8. Практическая зоология (8 ч)

61

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов






62

Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп




Работа по определению животных



63

Жизнь животных






64

Описание внешнего вида животных по плану




Определение экологической группы животных по внешнему виду


65

О чем рассказывают скелеты животных




Проект «Красная книга»


66

Пищевые цепочки




Составление пищевых цепочек



67

Жизнь животных зимой. Подкормка птиц




Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность: Мини – исследование «Птицы на кормушке»


68

Итоговое занятие





Итого -

68


68 ч.

_____ часов

68 ч.