Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
_________________Н.П. Новикова
Приказ № «77» от 29.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КРУЖКУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТАНЦЫ»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил Непомящев А.А.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы» является модифицированной и составлена на основе методического пособия «Фольклор как основа народного танца» (Е.П. Шевченко:, 2016) и на основе учебно-методического пособия «Методика преподавания бального танца» (С.В. Сабирзянова, 2018). Уровень сложности: стартовый – 1 год обучения.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и обеспечения духовно-нравственного развития, а также формирования культуры здорового образа жизни.
Программа «Танцы» - художественной направленности.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»;
- Локальными нормативными актами ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат».
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает обучающихся к творчеству. Программа востребована обучающимися и их родителями.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, эстетический вкус, нравственность, а так же приобщение к физической культуре и здоровому образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство с танцевальной культурой, развитие образного мышления и воображения.
Новизна программы «Танцы» заключается в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что в ней использованы особые формы организации образовательного процесса: игра, групповая работа, импровизация.
В процессе обучения значимое место уделяется методу интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов: музыки, театра, гимнастики, что способствует рождению качественно новых практических знаний и умений.
Обучающиеся могут начать обучение по программе «Танцы» согласно своему возрасту и при прохождении мониторинга знаний, умений и навыков.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы» предназначена для детей в возрасте от 6 до 13 лет. Численность в группе до 15 человек.
Программа доступна для детей с ОВЗ из многодетных и малообеспеченных семей и для детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, а также для одаренных детей и детей, проявляющих выдающиеся способности.
Объем программы
Объем данной программы составляет 170 часов.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проходят в очной форме.
Основные формы занятий: тематические, комбинированные, репетиционные занятия, концерты, игровые занятия, конкурсы, мастер-классы, праздники, видео занятия.
Учебный процесс проводится с использованием различных видов занятий:
групповые, массовые.
Формы организации учебной деятельности: учебные и практические
Виды занятий
Виды занятий: изучение новой информации, занятия по формированию
новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия (теория + практика), контрольно-проверочные занятия.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательной деятельности
Особенностями в организации и проведении занятий являются: партнерские отношения между педагогом и ребенком, отсутствие критики результатов творческого труда, игровая форма проведения занятия, благоприятный эмоционально-психологический климат на каждом занятии.
Режим занятий
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 45 минут.
Уровень сложности программы.
Программа рассчитана на обучение обучающихся 5-13 лет на основе разноуровневого подхода в соответствии с содержанием программы.
- стартовый – основными задачами данного уровня являются: знакомство детей с миром танца, выявление и развитие танцевальных способностей детей, формирование интереса и мотивации детей к занятиям хореографией.
В ходе освоения данного уровня развивается интерес к предметному содержанию образовательного процесса, формируются ценностные ориентации, ярче проявляются его общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям хореографией.
Цель программы: развитие творческих способностей, танцевальной культуры и эстетического восприятия обучающихся средствами хореографии.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- приобрести знания в области хореографического искусства, изучить
историю танцевальной культуры;
- освоить исполнительские навыки основ эстрадной, народной и современной хореографии;
- изучить народные традиции и региональные особенности хореографической культуры народов мира.
Развивающие:
- развить творческое мышление;
- сформировать у обучающихся приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;
- развить эмоционально-ценностный и коммуникативный опыт;
- способствовать развитию толерантности общения, активной созидательной жизни, развитию культурного уровня детей.
Воспитательные:
- сформировать общую культуру личности ребенка, способность
адаптироваться в современном обществе;
- воспитать у детей активность и самостоятельность общения;
- воспитать умение контролировать своѐ поведение, рефлексию своих
действий;
- привить сценическую культуру и художественный вкус;
- способствовать естественному преодолению всевозможных
психофизиологических барьеров.
Планируемые результаты
Предметные результаты: следить за правильным положением рук, корпуса, ног и головы во время движения; уметь слушать музыку, понимать еѐ характер и настроение; знать правила постановки корпуса в танце; уметь исполнять простые движения народно-сценического танца. Личностные результаты: сформированы навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и отстаивания своей жизненной позиции. Метапредметные результаты: приобретены навыки аналитического мышления, умения характеризовать явления, события, давать им и собственным действиям, результатам своего труда объективную оценку на основе полученных знаний и опыта.
Формы контроля Текущий контроль на каждом занятии; блиц-опрос; выступления на мероприятиях
Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
текущий контроль успеваемости (проводится в середине учебного года)
цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов за полугодие;
формы аттестации: итоговые тестовые задания, концерты, фестивали и т.д.).
цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов за год;
формы аттестации: итоговые тестовые задания, концерты, фестивали и т.д.).
цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов по всей программе.
формы аттестации: итоговые тестовые задания, концерты, фестивали и т.д.).
Формы контроля
цель: диагностика имеющихся знаний;
формы оценки: наблюдение, анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование и др.;
цель: оценки качества усвоенного материала на каждом занятии;
формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, наблюдение, опрос, карточки-задания, самостоятельная работа и др.;
цель: оценка качества усвоения материала и выявление трудностей по темам изучаемого материала;
формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, устный и письменный опрос и др.
Оценочные материалы:
В течение всего периода обучения ведётся диагностическая карта мониторинга результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы, портфолио обучающихся, достигших значимых результатов в конкурсном движении (см. приложение).
Целесообразность использования диагностического инструментария.
Диагностические методики (опросники, анкеты, тесты, творческие и практические задания, карточки- задания и др.), используемые педагогом, соответствуют возрастным особенностям детей и позволяют оценить степень освоения программы и уровень достижения планируемых результатов.
Учебный план |
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие | 4 | 1 | 3 | диагностика, наблюдение |
2. | Эстрадный танец | 54 | 4 | 50 | отчетный концерт, наблюдение |
3. | Народно-сценический танец | 40 | 4 | 36 | отчетный концерт, наблюдение |
4. | Работа над репертуаром | 51 | 4 | 47 | наблюдение |
5. | Сценическая практика | 18 | 2 | 16 | отчетный концерт, наблюдение |
6. | Итоговая аттестация | 3 | - | 3 | отчетный концерт, мониторинг творческих способностей |
Итого: | 170 | 15 | 155 | |
Содержание учебного плана.
Вводное занятие
Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и
требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
Эстрадный танец
Теория: понятие о графическом рисунке данного танца; особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер.
Практика: разогрев и стрейчинг; положение головы, рук, корпуса и ног, характерное эстрадному танцу; развитие изоляции частей тела в ходе выполнения комбинаций; развитие координации тела в ходе выполнения комбинаций; дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения; стилевые упражнения на развитие темпоритмических рисунков; образно-стилевые хореографические этюды;
Народно-сценический танец
Теория: значимость народно-сценического танца; особенности эмоциональной окраски при исполнении народного танца; блиц-опрос о народно-сценическом танце.
Практика: основы экзерсиса комбинации и основные элементы русского танца, эмоциональная окраска данного танца; переходы и рисунки; народно-сценический танец – массовый танец; развитие пластики тела: наклоны, прогибы, выпады; ритмические рисунки ногами на смену музыки; этюд, основанный на комбинациях русского танца.
Работа над репертуаром
Практика: разогрев, стрейчинг. Работа над постановками хореографических композиций. Отработка данных постановок.
Сценическая практика
Культура поведения за кулисами и на сценической площадке. Выступление на мероприятиях.
Итоговая аттестация
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где обучающиеся демонстрируют умения и навыки по итогам учебного года.
№п/п | Дата проведения плановая | Дата проведения фактическая | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма аттестации/ контроля |
| Вводное занятие (4 часа) |
1. | Сентябрь 2/09, 3/09, 4/09, 5/09 | | Вводное занятие | 4 | Правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности | Игровая комната | Наблюдение, беседа |
| Эстрадный танец (54 часа) |
2. | Сентябрь 6/09, 9/09 | | Теоретическое занятие | 2 | Беседа-диалог об истории появления и особенностях эстрадного танца | Игровая комната | Теоретическое занятие |
3. | Сентябрь 10/09, 11/09, 12/09, 13/09, 16/09, 17/09 | | Практическое занятие | 6 | Знакомство с основами эстрадного танца: положения головы, рук, корпуса и ног | Игровая комната | Практическое занятие |
4. | Сентябрь 18/09, 19/09, 20/09, 23/09, 24/09, 25/09, 26/09, 27/09 | | Практическое занятие | 8 | Изучение составляющих элементов комбинации: шаги и подскоки | Игровая комната | Наблюдение |
5. | Сентябрь-октябрь 30/09, 1/10, 2/10, 3/10,4/10, 7/10, 8/10, 9/10 | | Практическое занятие | 8 | Разучивание комбинаций, направленных на развитие координации тела | Игровая комната | Практическое занятие |
6. | Октябрь 10/10, 11/10, 14/10, 15/10, 16/10, 17/10 | | Практическое занятие | 6 | Знакомство с переходами, перестроениями и рисунками, свойственными эстрадному танцу | Игровая комната | Соревнование |
7. | Октябрь 18/10, 21/10, 22/10, 23/10 | | Импровизация, практическое занятие | 4 | Разучивание наиболее сложных комбинаций. Подготовка к этюдам | Актовый зал | Мини-концерт |
8. | Октябрь-ноябрь 24/10, 25/10, 5/11, 6/11 | | Практическое занятие | 4 | Разучивание этюда в стиле хип-хоп | Актовый зал | Открытый урок |
9. | Ноябрь 7/11, 8/11, 11/11, 12/11, 13/11, 14/11 | | Практическое занятие | 6 | Выполнение упражнений, способствующих развитию равновесия тела | Актовый зал | Концерт |
10. | Ноябрь 15/11, 18/11, 19/11, 20/11 | | Занятие-игра | 4 | Знакомство с понятиями: такт и затакт. Логика поворотов вправо и влево | Игровая комната | Практическая работа |
| Народно-сценический танец (40 часов) |
11. | Ноябрь 21/11, 22/11, 25/11, 26/11 | | Теоретическое занятие | 4 | Беседа-диалог об истории появления и значимости народного танца | Игровая комната | Практическое занятие |
12. | Ноябрь-декабрь 27/11, 28/11, 29/11, 2/12, 3/12, 4/12 | | Практическое занятие | 6 | Знакомство с основами русского народного танца: положения головы, рук, корпуса и ног | Игровая комната | Наблюдение |
13. | Декабрь 5/12, 6/12, 9/12, 10/12 | | Практическое занятие | 4 | Знакомство с характерными положениями рук в парном русском народном танце | Игровая комната | Соревнование |
14. | Декабрь 11/12, 12/12, 13/12, 16/12 | | Практическое занятие | 4 | Изучение рисунков хороводов, специфики их построения | Игровая комната | Наблюдение |
15. | Декабрь 17/12, 18/12, 19/12, 20/12, 23/12, 24/12 | | Мастер-класс | 6 | Разучивание основных шагов и переходов русского народного танца | Игровая комната | Наблюдение |
16. | Декабрь-январь 25/12, 26/12, 27/12, 13/01, 14/01, 15/01 | | Практическое занятие | 6 | Разучивание элементов русского танца: дробная дорожка, «моталочка» | Игровая комната | Соревнование |
17. | Январь 16/01, 17/01, 20/01, 21/01 | | Практическое занятие | 4 | Разучивание этюда на тему русского народного танца «Русские Матрешки» | Игровая комната | Наблюдение |
18. | Январь 22/01, 23/01, 24/01, 27/01 | | Практическое занятие | 4 | Отработка синхронности исполнения изученного этюда «Русские матрешки» | Игровая комната | Практическое занятие |
19. | Январь 28/01, 29/01 | | Занятие-игра | 2 | Проведение тренингов: эмоции, как одна из основных составляющих танцевальной композиции | Игровая комната | Наблюдение |
| Работа над репертуаром (51 час) |
110. | Январь-февраль-март 30/01, 31/01, 3/02, 4/02, 5/02, 6/02, 7/02, 10/02, 11/02, 12/02, 13/02, 14/02, 17/02, 18/02, 19/02, 20/02, 21/02, 25/02, 26/02, 27/02, 28/02, 3/03, 4/03 | | Практическое занятие | 23 | Разучивание танцевальной композиции: «Я рисую», «Нано-техно» | Актовый зал | Концерт |
211. | Март 5/03, 6/03, 7/03, 11/03, 12/03, 13/03, 14/03, 17/03, 18/03, 19/03 20/03, 21/03 | | Практическое занятие | 12 | Отработка танцевальной композиции: «Нано-техно», «Я рисую» | Игровая комната | Соревнование |
212. | Март-апрель 31/03, 1/04, 2/04, 3/04, 4/04, 7/04 | | Занятие-игра | 6 | Изучение танца «Восточные сказки» | Игровая комната | Практическая работа |
213. | Апрель 8/04, 9/04, 10/04, 11/04, 14/04, 15/04, 16/04, 17/04, 18/04, 21/04 | | Практическое занятие | 10 | Работа над образами и эмоциями танцевальной композиции: «Нано-техно», «Я рисую», «Восточные сказки» | Игровая комната | Наблюдение |
| Сценическая практика (18 часов) |
214. | Апрель-май 22/04, 23/04, 24/04, 25/04, 28/04, 29/04, 30/04, 5/05, 6/05, 7/05, 8/05, 12/05, 13/05, 14/05, 15/05, 16/05, 19/05, 20/05 | | Занятия-репетиции | 18 | Репетиции на сцене. Подготовка к выступлению | Актовый зал | Практическое занятие |
| Итоговая аттестация (3 часа) |
21. | Май 21/05, 22/05, 23/05 | | Итоговое занятие | 3 | Итоговая аттестация. | Актовый зал | Отчетный Концерт, Наблюдение, тест |
| Итого: | | | 170 | | | |
Календарный учебный график
III.Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение
Методы, применяемые для реализации программы в работе с обучающимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения-образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и т.д.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Формы организации учебного занятия
Для достижения оптимального результата на занятиях используются различные формы работы с обучающимися:
• Фронтальная
• Работа в парах, тройках, малых группах
• Индивидуальная
И такие формы деятельности как:
• Круговая тренировка
• Эстафеты
• Подвижные игры
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения, воспитания и развития личности обучающихся.
При реализации программы «Танцы» используются следующие педагогические технологии воспитания и обучения детей:
технология группового обучения,
технология дифференцированного обучения,
технология развивающего обучения,
технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения,
здоровьесберегающая технология и др.
Эффект использования технологий:
улучшение процесса запоминания и освоения упражнений;
повышение эмоционального фона занятий;
развитие умений и навыков посредством хореографии;
умение самостоятельно использовать знания, полученные на занятиях;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование коммуникативных качеств, социализация ребенка в коллективе;
знакомство с основами здорового образа жизни;
профилактика вредных привычек;
повышение мотивации к ЗОЖ.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы условия
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная аппаратура;
- коврики;
- комплекты костюмов (в соответствии с тематикой постановки).
IV.Список используемой литературы
Литература, используемая педагогом
1. Алекс Мур «Техника латиноамериканских танцев», 2015 г.
2. Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2016 г.
3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2015 г.
4. Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2017 г.
5. Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2019 г.
6. Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
7. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2018 г.
8. Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу
дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2017 г.
9. Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». С-Петербург 2016 г.
10. https://dancehelp.ru/payto/ Мастер-классы для хореографов.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. –
Ростов-на-Дону 2017
2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2019
3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические
основы воспитания детей. – М., 1987
4. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997
5. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997
6. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992
7. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985
8. Танцы для детей. – М., 2015
9. Танцы – начальный курс. – М., 2015
10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2019
11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2016
12. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976
13. Школа танцев для юных. – СПб., 2018
20