СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования детей научного общества обучающихся "Эврика" (география)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования детей научного общества обучающихся "Эврика". Возраст обучающихся 14-16 лет, срок реаклизации -1 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования детей научного общества обучающихся "Эврика" (география)»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МОАУ "Первомайская СОШ"

Протокол №01

от «_30__» __08___ 2018г

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МОАУ «Первомайская СОШ»

________________ Н.Г.Заляев

Приказ № __233-п__

от «___31__» __августа 2018г.













Рабочая программа

дополнительного образования детей

научного общества обучающихся

"Эврика"

возраст обучающихся 14-16 лет

срок реализации - 1 год





Автор:

педагог дополнительного образования

Соломонова Т.В..









с. Первомайское

2018 г.



Пояснительная записка.


Исходными документами для разработки программы являются следующие нормативные акты и учебно-методические документы:


1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ статья 28 п.3.6;

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 г. Москва « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МОАУ «Первомайская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

5. Учебный план дополнительного образования МОАУ « Первомайская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях« с изменениями 2013 г.

7. Авторская программа элективных курсов «География. 9 класс. Предпрофильная подготовка», автор-составитель Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2006 г.


Направленность программы

Программа дополнительного образования НОУ «Эврика» имеет естественнонаучную направленность.


Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.


Актуальность программы

Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.



Педагогическая целесообразность программы

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Курс данной программы призван раскрыть экологическую значимость географических знаний и в целом их практическую направленность. Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны проникнуться пониманием экологической значимости географических знаний.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 8-10-х классов на принципах доступности и результативности.


Цель программы:

углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности, развитие и поддержка одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, а так же создание условий для поддержания интереса к учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности обучающихся


Задачи:

Обучающие:

  • получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);

  • знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;

  • развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;

  • активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету

  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой, научно-исследовательской, проектной, учебной деятельности;

Развивающие:

  • личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных действий.

  • формирование системного экологического мышления

Воспитательные:

  • воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;

  • формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.

  • совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной


Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором география рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.


Возраст детей, участвующих в реализации

данной программы дополнительного образования

Программа предназначена для учеников 8-10 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Объём программы составляет 210 часов и рассчитан на 1 год.

Начало 2018-2019 учебного года – 3 сентября 2018 года.

Окончание учебного года – 31 мая 2019 года.


Продолжительность учебных периодов


Начало четверти

Окончание четверти

I четверть

3 сентября 2018г.

30 октября  2018г.

II четверть

06 ноября 2018г.

29 декабря 2018г.

III четверть

14 января 2019г.

22 марта 2019г.

IV четверть

01 апреля 2019г.

31 мая 2019г.


Формы и режим занятий

Формы занятий – групповая, индивидуальная практическая работа на пришкольной территории, экскурсии, походы, научно- исследовательская деятельность, практические работы в природе, выступление лекторских групп, проектная деятельность, фестивали

Программа реализуется во внеурочное время 2 раза в неделю по 3 часа.

Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, с обязательным перерывом между занятиями не менее 10 минут.



Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.



Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;

  • следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;

- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;

- предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;

- решать комбинированные контрольные работы;

-представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.


Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы, тестовые задания, анализ и работа со схемами, таблицами.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.


Методы работы

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.

























Учебно-тематический план

из расчета 6 часов в неделю, 35 учебных недель- всего 210 часов.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Введение в научно-исследовательскую деятельность

8

4

12

План и карта

14

28

42

Природа Земли

13

26

39

Материки, океаны, народы и страны

11

22

33

География России

17

33

50

Природопользование и экология

1

2

3

География в названиях и символах

4

8

12

Работа над проектами и исследовательскими работами

6

13

19

Итого

74

136

210







Содержание программы

1. Введение в научно-исследовательскую деятельность (12 часов)

Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.  Как написать и оформить реферат, исследовательскую работу, проект. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Этапы работы, требования к оформлению работ, критерии оценки. Методы исследования. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогом. Правила оформления библиографических ссылок.


2. План и карта (42 часа)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов - Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Географические закрытия на карте

3.Природа Земли (39 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров». Решение задач на определение атмосферного давления. Высота Солнца над горизонтом. Изменение высоты Солнца в течение года. Световой день. Климатические пояса и области Земли. Работа по климатическим картам и климатограмме. Карты погоды. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты. Воды суши: состав, свойства, происхождение. Режим реки Крупнейшие реки и озера Земли. Природные зоны мира

4. Материки, океаны, народы и страны (33 часа)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. География России (50 часов)

Особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории РФ. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию. Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.

Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.

6. Природопользование и экология (3 часа)

Рациональное природопользование. Эффективное использование природных ресурсов, экологические методы предотвращения или ликвидации загрязнения природной среды. Проблемы экологии в РФ и в мире.


7. География в названиях и символах (12 часов)

Топонимика крупных географических объектов в РФ и Амурской области.

Геральдика городов России и Амурской области.


8.Работа над проектами и исследовательскими работами (19 часов)

Подготовка к участию в работе школьной научно-исследовательской конференции «Эрудит» Оформление электронной презентации. Подготовка публичного выступления Презентация (защита) результатов Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Результаты выступлений.







Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

Всего

План

Факт

Введение в научно-исследовательскую деятельность (12 часов)



1

Вводное занятие. Этапы научно-исследовательской работы

2

1

3

03.09.18


2

Отчетность об исследовательской работе

2

1

3

06.09.18


3

Практикум по формированию исследовательских навыков. Выбор тем проектов, исследовательских работ.

4

2

6

10.09.18

13.09.18


План и карта (42 часа)



4

Источники географической информации.

1

2

3

17.09.18


5

План и карта. Условные знаки. Изолинии.

1

2

3

20.09.18


6

Масштаб. Определение расстояний на карте и плане.

1

2

3

24.09.18


7

Ориентирование на местности и по компасу. Стороны горизонта.


1

2

3

27.09.18


8

Азимут. Определение прямого и обратного азимута.

1

2

3

01.10.18



9

Горизонтали. Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

2

4

6

04.10.18

08.10.18


10

План местности. Съемка местности. Составление топографического плана.

1

2

3

11.10.18



11

Координатная сетка. Широта. Долгота.

2

4

6

15.10.18

18.10.18


12

Путешествия и географические открытия

1

2

3

22.10.18


13

Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.


1

2

3

25.10.18


14

Решение задач по разделу

1

2

3

29.10.18


15

Подготовка к олимпиадам по географии. Выполнение олимпиадных заданий школьной и муниципальной олимпиады. Анализ выполнения.

1

2

3

08.11.18


Природа Земли (39 часов)



16

Развитие земной коры. Движение литосферных плит.

Карта «Строение земной коры».

1

2

3

12.11.18


17

Геологическая карта. Возраст горных пород

1

2

3

15.11.18


18

Рельеф Земли. Крупнейшие горы и равнины мира.

1

2

3

19.11.18


19

Атмосфера. Температура воздуха. Изменение температуры с высотой.

Решение задач.


1

2

3

22.11.18


20

Ветер. «Роза ветров». Виды ветров.

1

2

3

26.11.18



21

Высота Солнца над горизонтом. Изменение высоты Солнца в течение года. Световой день.

2

4

6

29.11.18

03.12.18


22

Атмосферное давление. Изменение давления с высотой. Решение задач

1

2

3

06.12.18


23

Климатические пояса и области Земли. Работа по климатическим картам и климатограммам.

1

2

3

10.12.18


24

Карты погоды. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты.

1

2

3

13.12.18


25

Воды суши: состав, свойства, происхождение. Режим реки

1

2

3

17.12.18


26

Крупнейшие реки и озера Земли.

1

2

3

20.12.18


27

Природные зоны мира

1

2

3

24.12.18


Материки, океаны, народы и страны (33 часа)




28

Физико-географический обзор южных материков.

1

2

3

27.12.18


29

Особенности природы Африки.

1

2

3

14.01.19


30

Особенности природы Южной Америки

1

2

3

17.01.19


31

Особенности природы Австралии

1

2

3

21.01.19


32

Особенности природы Антарктиды.

1

2

3

24.01.19


33

Физико-географический обзор северных материков.

1

2

3

28.01.19


34

Особенности природы Евразии

1

2

3

31.01.19


35

Особенности природы Северной Америки.

1

2

3

04.02.19


36

Население мира.

1

2

3

07.02.19


37

Страны мира. Классификация стран. Многообразие стран современного мира.

1

2

3

11.02.19


38

Океаны Земли, их особенности.





1

2

3

14.02.19




География России (50 часов)



41


ГП России. Границы. Крайние точки. Моря

3

3

6

18.02.19

21.02.19


42

Рельеф России

1

2

3

25.02.19


43

Климат России

1

2

3

28.02.19


44

Внутренние воды России

1

2

3

04.03.19


45

Природные зоны и природные районы

1

2

3

07.03.19


46

Административно-территориальное устройство РФ. Определение региона по описанию.

2

4

6

11.03.19

14.03.19


47


Экономические районы России.

1

2

3

18.03.19


48

Часовые пояса. Поясное время.

Решение задач на определение поясного времени.

1

2

3

21.03.19


49

Народы, населяющие Россию, их география. Традиционные занятия.

1

2

3

01.04.19.


50

Демографическая ситуация в России. Миграции населения. Естественный прирост. Решение задач.

1

2

3

04.04.19.


51

Города России

1

2

3

08.04.19.


52

Регионы России. Хозяйство Европейской части

1

2

3

11.04.19.


53

Регионы России. Хозяйство Западной Сибири.

1

2

3

15.04.19.


54

Регионы России. Хозяйство Восточной Сибири.

1

2

3

18.04.19.


55

Регионы России. Хозяйство Дальнего Востока.

1

2

3

22.04.19.


Природопользование и экология ( 3 часа)




56

Человек и природа.

1

2

3

25.04.19


География в названиях и символах (12 часов)



58

Топонимика

2

4

6

29.04.19

02.05.19


59

Геральдика

2

4

6

06.05.19

10.05.19


Работа над проектами и исследовательскими работами (19 часов)




60

Правила оформления списка использованной литературы. Электронных источников. Оформление результатов

1

2

3

13.05.19


61

Составление анкет, опросов Проведение интервью в группах

1

2

3

16.05.19


62

Схема, рисунок, график. Изображение информации графически и схематически

1

2

3

20.05.19


63

Оформление электронной презентации

1

2

3

23.05.19


64

Подготовка публичного выступления

1

2

3

27.05.19


65

Презентация (защита) результатов

1

3

4

30.05.19



Итого часов

74

135

210










Методическое обеспечение программы.

Для реализации данной программы созданы следующие материально-­технические условия. Занятия по программе дополнительного образования НОУ «Эврика» проводятся в помещении учебного кабинета. В кабинете имеются технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная установка, сканер. Оборудование кабинета позволяет использовать разнообразные приемы и методы обучения в ходе проведения занятий.

Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

Моделями (глобусы);

Приборами (барометр);

Коллекциями (горных пород и минералов, полезных ископаемых, растений); гербариями; картами; таблицами.

В кабинете имеется литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно­-методические пособия; реферативные и исследовательские работы учащихся; подборки олимпиадных заданий, комплект видеофильмов, мультимедийных презентаций и т.д.

Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.







































Список использованной литературы.

Литература для разработки программы и организации образовательного процесса.

  1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с.

  2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.

  3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

  4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

  5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

  6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

  7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с

  8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Литература, рекомендуемая для учеников по данной программе.

  1. Страны мира. Статистический справочник ООН. - М. Весь мир. 2008, 2009.

  2. Географические энциклопедии.

  3. Географические атласы для средней школы.

  4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. -СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

  5. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.


Интернет-ресурсы

http:// rgo.ru - географический портал Планета Земля. http:// geo2000.nm.ru - занимательная география. http:// geoport.ru - Страноведческий портал. http:// geo.1september.ru/ urok - сайт "Я иду на урок географии"

http:// georus.by.ru - Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.

http:// wgeo.ru - "WGEO Всемирная география" основные сведения как по отдельным странам, так и общие.

http:// geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира» http:// ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия http:// adventure.hut.ru - "Мир путешествий и приключений. Планета Земля" http:// geo-tur.narod.ru - "Гео-Тур" Сайт посвящен географии. На сайте представлены географические карты материков, стран, статистические данные.

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!