Рабочая программа
дополнительного образования
«Юный натуралист»
Возраст детей: 6 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель: Кожевникова Н.И.
учитель биологии
Всего часов: 34
д. Кукуи, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный натуралист» рассчитана для учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в курсе биологии 5-6 классов по УМК авторского коллектива И.Н.Пономаревой. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях, грибах и лишайниках и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Юный натуралист» отводится 34 часа.
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по биологии растений, грибов, лишайников, обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме, классификации растений.
Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.
Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.
Развить познавательный интерес к предмету.
Виды деятельности учащихся.
Работа с научно-популярной литературой;
Выращивание и уход за растениями;
Наблюдение и постановка опытов;
Создание фотографий, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
Сообщения о результатах своих наблюдений;
Защита презентаций, проектов;
Викторины;
Конкурсы;
Оформление наглядных пособий.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса по внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем или самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатамиявляются следующие умения:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;
приведениедоказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснениероли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнениебиологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявлениеприспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладениеметодами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знаниеосновных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдениеправил работы с биологическими приборами и инструментами;
формированиенавыков ухода за комнатными растениями.
освоениеприемов рациональной организации труда и отдыха.
овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения курса "Юный натуралист" Выпускник научится
Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования
Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники
Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения
Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения
Создавать условия, необходимые для роста и развития растений
Размножать растения вегетативным способом
Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание
получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема | Планируемые предметные Результаты | Основные виды деятельности | Практическая часть | Дата |
| Наука о растениях – ботаника. | Знать Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний. | Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. | | |
| Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. | Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. | Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания | Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | |
| Общие признаки растений. | Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле. | Характеризовать внешнее строение растений. Установить отличие споровых растений от семенных Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. | Пр.р. «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. | |
| Клетка – основная структурная единица организма растения. | Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. | Различать органоиды клеток растений | Пр. работа «Многообразие клеток растительного организма» | |
| Понятие о тканях. | Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток. | Различать виды тканей растений, устанавливать взаимосвязь строения и функций. | Пр. работа «Многообразие тканей растений» | |
| Внешнее и внутреннее строение семян. | Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений | Описывать и зарисовывать строение семени однодольных и двудольных растений | Пр.р. Строение семян фасоли, гороха, подсолнуха, пшеницы. | |
| Разнообразие семян. | Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. | Находить и объяснять взаимосвязь глубины заделки семян и прорастания. | Проект "Глубина заделки семян". | |
| Виды корней. | Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль. | Раличать типы корневых систем, Виды корней, называть и различать зоны корня. | Пр.р. Корневые системы растений. Строение корневых волосков и корневого чехлика. | |
| Строение и значение побегов для растений. | Строение и значение побегов для растений. | Сравнивать побеги разных растений, делать рисунки | Пр.р. Разнообразие побегов | |
| Почка – зачаточный побег растения. | Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. | Изучить строение почекна натуральных объектах. | Пр.р. Строение почек, расположение их на стебле древесных растений | |
| Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. | Определять части листа. Различать простые и сложные листья. Рассмотреть и зарисовать кожицу листа под микроскопом. Устанавливать взаимосвязь стоения и функций листа. | Пр.р. Строение кожицы листа, основной и проводящей тканей листа | |
| Стебель как осевая часть побега. | Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в толщину | На натуральных объектах находить части стебля, по годичным кольцам определять возраст ветки | Пр.р. Строение стебля. Определение возраста ветки по годичным кольцам | |
| Многообразие побегов. | Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов. | Изучить строени видоизмененных побегов. | Пр.р Строение корневища, клубня и луковицы» | |
| Цветок, его значение и строение. | Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение. | Различать и называть типы соцветий на рисунках и гербариях | Практическая работа. "Соцветия" | |
| Плод и его значение. | Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. | На основе наблюдений, используя информационные ресурсы, и используя натуральные объекты, создать коллекцию плодов и семян с разными способами распространения. | Работа над проектом "Распространение плодов и семян" | |
| Корневое питание растений. | Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения. | Сравнивать и различать минеральные и органические удобрения. На опыте изучить влияние минеральных удобрений на рост и развитие комнатного растения. | Пр.р «Удобрения и их влияние на рост и развитие растений» | |
| Воздушное питание растений. | Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов. | Находить на опыте доказательства существования фотосинтеза. | Пр р. "Процесс фотосинтеза" | |
| Дыхание растений. | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | Характеризовать сущность дыхания | Пр.р "Дыхание различных частей растений" | |
| Роль воды в жизнедеятельности растений. | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. | Характеризовать роль воды в жизни растений. | Проект "Вода в жизни растений" | |
| Размножение растений. | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения. | Сравнивать половое и бесполое размножение | | |
| Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями. | Проводить черенкование комнатных растений | Пр.р « Черенкование комнатных растений | |
| Рост и развитие растений. | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. | Характеризовать этапы индивидуального развития растений | | |
| Понятие о систематике растений. | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды | Систематизировать комнатные растения, растения в гербариях. | | |
| Водоросли. | Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве | Характеризовать главные черты водорослей. Делать рисунки. | Пр.р.Строение многоклеточных водорослей | |
| Моховидные. | Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов. | Находить особенности строения мхов. Объяснять поглощение сфагнумом воды. | Пр.р. Строение зеленого мха кукушкина льна, мха сфагнума. Поглощение сфагнумом воды | |
| Папоротникообразные. | Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов. | Находить на рисунках и гербариях особенности строения папоротникообразных | Пр.р. Особенности строения папоротникообразных | |
| Голосеменные растения. | Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов. | Находить на гербариях женскую и мужскую шишки сосны. Изучить строени шишек хвойных.Сравнивать строение споры и семени | Пр.р. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны. | |
| Покрытосеменные. | Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные | Работа с карточками- определителями семейств. Моделирование цветов растений различных семейств. | | |
| Многообразие и происхождение культурных растений. | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова. | Находить на карте родину комнатных растений, называть отряд, класс, семейство. | Исследовательская работа «Родина комнатных растений" Систематика комнатных растений" | |
| Бактерии как древнейшая группа живых организмов | Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. | Находить отличие бактериальной клетки от клеток растений | | |
| Распространение бактерий. | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | Характеризовать значение бактерий в природе и жизни человека | Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии» | |
| Грибы- особое царство живой природы. . | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Многообразие грибов. Пластинчатые и трубчатые грибы. Строение плесневых грибов. | Описывать внешнее строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых грибов. | Пр.р «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов» Пр.р«Изучение строения плесневых грибов» | |
| Лишайники. | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение лишайников. Индикаторная роль. | Находить изучаемые виды лишайников. Делать фотографии и описания. | Экскурсия «Лишайники нашей местности» | |
| Жизнь растений в природе. | Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме. | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений. Определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе. | Экскурсия "Биоценозы нашего села" | |
Литература.
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.-М.:Педагогика-Пресс, 1995.192с.
Биология: 5-11 классы: программы./ И.Н. Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова и др. -М.: Вентана-Граф,2015.-400с.
Гесдерфер, М. Комнатное садоводство / М.Гесдерфер. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 512 с.
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций/ И.П.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под ред. И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф,2016.-128с.
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.:"Паритет",2002.-256с.
Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю.В.Сергиенко. - М.: АСТ, 2004. - 319 с.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Гербарий.
Натуральные объекты: семена и плоды, шишки, спилы стволов
Муляжи грибов, плодов, овощей
Комплект микропрепаратов по ботанике.
Лупа ручная.
микроскоп школьный.
Набор препаровальных инструментов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных опытов.
Спиртовка лабораторная.
Прибор для демонстрации корневого давления.
Комплект демонстрационных таблиц по ботанике.