СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный натуралист" рассчитана для учащихся 5-6 классов. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях, грибах и лишайниках  и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"»



















Рабочая программа

дополнительного образования

«Юный натуралист»










Возраст детей: 6 класс

Срок реализации: 1 год

Составитель: Кожевникова Н.И.

учитель биологии

Всего часов: 34


















д. Кукуи, 2018 год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный натуралист» рассчитана для учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в курсе биологии 5-6 классов по УМК авторского коллектива И.Н.Пономаревой. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях, грибах и лишайниках и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Юный натуралист» отводится 34 часа.

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по биологии растений, грибов, лишайников, обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.

Задачи курса:

  • Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме, классификации растений.

  • Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.

  • Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике.

  • Развить познавательный интерес к предмету.



Виды деятельности учащихся.

Работа с научно-популярной литературой;

Выращивание и уход за растениями;

Наблюдение и постановка опытов;

Создание фотографий, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

Сообщения о результатах своих наблюдений;

Защита презентаций, проектов;

Викторины;

Конкурсы;

Оформление наглядных пособий.
















Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса по внеурочной деятельности «Юный натуралист»


Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

Метапредметными результатами являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем или самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)



Предметными результатамиявляются следующие умения:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведениедоказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснениероли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнениебиологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявлениеприспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладениеметодами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знаниеосновных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдениеправил работы с биологическими приборами и инструментами;

формированиенавыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоениеприемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


В результате изучения курса "Юный натуралист" Выпускник научится

  • Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования

  • Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники

  • Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения

  • Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения

  • Создавать условия, необходимые для роста и развития растений

  • Размножать растения вегетативным способом

  • Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание

получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



















































Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Тема

Планируемые предметные

Результаты

Основные виды деятельности

Практическая часть

Дата

Наука о растениях – ботаника.

Знать Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.




Многообразие мира растений. Жизненные формы растений.

Многообразие мира растений. Жизненные формы растений.

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания

Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас»


Общие признаки растений.


Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле.

Характеризовать внешнее строение растений. Установить отличие споровых растений от семенных
Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.


Пр.р. «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.


Клетка – основная структурная единица организма растения.


Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения.

Различать органоиды клеток растений

Пр. работа «Многообразие клеток растительного организма»


Понятие о тканях.



Понятие о тканях.

Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток.

Различать виды тканей растений, устанавливать взаимосвязь строения и функций.

Пр. работа «Многообразие тканей растений»


Внешнее и внутреннее строение семян.


Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений

Описывать и зарисовывать строение семени однодольных и двудольных растений

Пр.р. Строение семян фасоли, гороха, подсолнуха, пшеницы.


Разнообразие семян.


Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.

Находить и объяснять взаимосвязь глубины заделки семян и прорастания.

Проект "Глубина заделки семян".


Виды корней.

Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль.

Раличать типы корневых систем, Виды корней, называть и различать зоны корня.

Пр.р. Корневые системы растений. Строение корневых волосков и корневого чехлика.


Строение и значение побегов для растений.

Строение и значение побегов для растений.

Сравнивать побеги разных растений, делать рисунки

Пр.р. Разнообразие побегов


Почка – зачаточный побег растения.


Почка – зачаточный побег растения.

Почки вегетативные и генеративные.

Изучить строение почекна натуральных объектах.

Пр.р. Строение почек, расположение их на стебле древесных растений


Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.


Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.

Определять части листа. Различать простые и сложные листья. Рассмотреть и зарисовать кожицу листа под микроскопом. Устанавливать взаимосвязь стоения и функций листа.

Пр.р. Строение кожицы листа, основной и проводящей тканей листа


Стебель как осевая часть побега.


Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.

Рост стебля в толщину

На натуральных объектах находить части стебля, по годичным кольцам определять возраст ветки

Пр.р. Строение стебля. Определение возраста ветки по годичным кольцам


Многообразие побегов.


Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов.


Изучить строени видоизмененных побегов.

Пр.р Строение корневища, клубня и луковицы»


Цветок, его значение и строение.


Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение.


Различать и называть типы соцветий на рисунках и гербариях

Практическая работа. "Соцветия"


Плод и его значение.


Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.


На основе наблюдений, используя информационные ресурсы, и используя натуральные объекты, создать коллекцию плодов и семян с разными способами распространения.

Работа над проектом "Распространение плодов и семян"


Корневое питание растений.

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения.

Сравнивать и различать минеральные и органические удобрения. На опыте изучить влияние минеральных удобрений на рост и развитие комнатного растения.

Пр.р «Удобрения и их влияние на рост и развитие растений»


Воздушное питание растений.

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов.

Находить на опыте доказательства существования фотосинтеза.

Пр р. "Процесс фотосинтеза"


Дыхание растений.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Характеризовать сущность дыхания

Пр.р "Дыхание различных частей растений"


Роль воды в жизнедеятельности растений.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Характеризовать роль воды в жизни растений.

Проект "Вода в жизни растений"


Размножение растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение



Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.


Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями.


Проводить черенкование комнатных растений

Пр.р

« Черенкование комнатных растений


Рост и развитие растений.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

Характеризовать этапы индивидуального развития растений



Понятие о систематике растений.

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды

Систематизировать комнатные растения, растения в гербариях.



Водоросли.

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве

Характеризовать главные черты водорослей. Делать рисунки.

Пр.р.Строение многоклеточных водорослей


Моховидные.

Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов.

Находить особенности строения мхов. Объяснять поглощение сфагнумом воды.

Пр.р. Строение зеленого мха кукушкина льна, мха сфагнума. Поглощение сфагнумом воды


Папоротникообразные.

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов.

Находить на рисунках и гербариях особенности строения папоротникообразных

Пр.р. Особенности строения папоротникообразных


Голосеменные растения.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов.

Находить на гербариях женскую и мужскую шишки сосны. Изучить строени шишек хвойных.Сравнивать строение споры и семени

Пр.р. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.


Покрытосеменные.

Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные

Работа с карточками- определителями семейств.

Моделирование цветов растений различных семейств.



Многообразие и происхождение культурных растений.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Находить на карте родину комнатных растений, называть отряд, класс, семейство.

Исследовательская работа «Родина комнатных растений"

Систематика комнатных растений"


Бактерии как древнейшая группа живых организмов

Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Находить отличие бактериальной клетки от клеток растений



Распространение бактерий.

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Характеризовать значение бактерий в природе и жизни человека

Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии»


Грибы- особое царство живой природы.

.


Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Многообразие грибов. Пластинчатые и трубчатые грибы. Строение плесневых грибов.

Описывать внешнее строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых грибов.

Пр.р «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»

Пр.р«Изучение строения плесневых грибов»


Лишайники.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение лишайников. Индикаторная роль.


Находить изучаемые виды лишайников. Делать фотографии и описания.

Экскурсия «Лишайники нашей местности»


Жизнь растений в природе.


Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений. Определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе.

Экскурсия "Биоценозы нашего села"




































Литература.

  1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.-М.:Педагогика-Пресс, 1995.192с.

  2. Биология: 5-11 классы: программы./ И.Н. Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова и др. -М.: Вентана-Граф,2015.-400с.

  3. Гесдерфер, М. Комнатное садоводство / М.Гесдерфер. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 512 с.

  4. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций/ И.П.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под ред. И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф,2016.-128с.

  5. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.:"Паритет",2002.-256с.

  6. Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю.В.Сергиенко. - М.: АСТ, 2004. - 319 с.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Гербарий.

  2. Натуральные объекты: семена и плоды, шишки, спилы стволов

  3. Муляжи грибов, плодов, овощей

  4. Комплект микропрепаратов по ботанике.

  5. Лупа ручная.

  6. микроскоп школьный.

  7. Набор препаровальных инструментов.

  8. Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных опытов.

  9. Спиртовка лабораторная.

  10. Прибор для демонстрации корневого давления.

  11. Комплект демонстрационных таблиц по ботанике.