СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования детей «Перекресток»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа относится к социально-педагогической направленности и сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа предназначена для организации дополнительного образования членов отрядов ЮИД, может быть использована учителями для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы/

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования детей «Перекресток»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 24 имени Героя России Андрея Орлова»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Перекресток»




по социально-педагогическому направлению




По форме организации содержания: типовая структура

Профиль деятельности: обучение Правилам дорожного движения

Возрастной состав обучающихся: 9-15 лет

Продолжительность образовательного процесса: 1 год





Автор:

Байздренко Ирина Николаевна










Ростов-на-Дону

2018


1. Пояснительная записка


Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.


1.1 Общая характеристика программы


Образовательная программа «Перекресток» разработана в соответствии с основными положениями:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»,

  • Конвенции о правах ребенка,

  • нормативных документов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования,

  • с письмом Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. № 0618844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

  • Уставом МБОУ «Школа № 24»;

  • Правилами дорожного движения;

  • Положением об отрядах ЮИД;

  • на основании Методических рекомендаций Областного центра дополнительного образования детей Ростовской области по подготовке авторских программ дополнительного образования детей.

Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся образовательные программы:

  1. Программа «Зеленая волна». МБОУ ДОД ДДТ Первомайского района города Ростова-на-Дону. Автор: Байздренко И.Н., педагог дополнительного образования. 2006.

  2. Программа «Школа светофорных наук» МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону. Автор: Дмитрук В.П., методист ДТДМ

  3. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002

  4. Программа «Безопасность дорожного движения». Опыт организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма преподавателя – организатора ОБЖ МОУ СОШ С УИОП №1 г. Малмыжа Лаврентьева Владимира Дмитриевича.

  5. Программа «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ». Автор: Кравченко Л.А., педагог дополнительного образования Дома детского творчества Ипатовского района Ставропольского края.

Рабочая программа дополнительного образования детей «Перекресток» для обучающихся МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных ниже в программе.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках дополнительного образования детей в соответствии с поставленными целями.

Программа предназначена для организации дополнительного образования, ориентирована на воспитание культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры, на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей. Содержание материала программы распределено по разделам.

Программа может быть использована учителями для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности; может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.


1.2 Общая характеристика учебного курса


Образовательная программа «Перекрёсток» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Содержание программы соответствует действующим Правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические, возрастные особенности учащихся, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Специальной подготовки детей данная программа не требует. Каждое занятие предусматривает и индивидуальную работу, во время которой педагог помогает отстающим ребятам «догнать» остальных.

Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Программа включает основные темы:

  • ЮИД – надежный друг ГИБДД,

  • История правил дорожного движения,

  • Изучение Правил дорожного движения,

  • Вождение велосипеда.

  • Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим,

  • Традиционно-массовые мероприятия отрядов ЮИД,

Темы даются последовательно друг за другом по учебно-тематическому планированию, кроме раздела «Традиционно-массовые мероприятия отрядов ЮИД», который разбит и привязан к планам работы школьного отряда ЮИД, районным и городским мероприятиям отрядов ЮИД, т.е. дается в течение всего года внутри других разделов.

Программа является вариативной, допускает изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Возраст учащихся. Программа рассчитана на детей 9-15 лет.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В группах: Занятия проводятся группами постоянного состава из школьников по 20-25 человек.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Основные методы, используемые при реализации программы:

    • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиотеках); наглядный ( изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий -инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).

    • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Приемами наглядного метода обучения занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке. В программном материале сочетаются факты и обобщения, интересные упражнения и задачи, хорошее оформление, продуманный методический материал.

Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей. Это беседы, экскурсии к перекрестку и по улицам города, моделирование дорожных ситуаций на площадках, просмотр видеофильмов, соревнования, конкурсы, ролевые игры, видеотренинги. Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий дают возможность детям максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения.

В зависимости от способностей по итогам аттестации детям присваиваются звания: «Знаток ПДД», «Мастер фигурного вождения», «Санитар-отличник», «Лучший пропагандист».

Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес учащихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД, массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности, результативность по итогам районных, городских и областных конкурсов, проявление самостоятельности.


1.3 Цели и задачи программы


Основная цель программы: формирование ответственного отношения обучающихся к соблюдению правил дорожного движения; развитие познавательной и творческой активности воспитанников через привлечение школьников к практической пропагандистской деятельности в сфере обеспечения безопасного дорожного движения, совершенствование и улучшение работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование необходимого объема знаний по безопасному поведению на дорогах и улицах с интенсивным движением транспортных средств;

  • Формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения на дорогах;

  • Обучение формам и методам оказания практической доврачебной медицинской помощи, формирование умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

  • Формирование необходимых теоретических знаний по устройству велосипеда, других транспортных средств;

  • Обучение практическому управлению велосипедом в условиях интенсивного дорожного движения ТС.

Воспитательные:

  • Воспитание компетентности у детей и подростков, основу которой составляет главная ценность человека – жизнь;

  • Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД;

  • Профориентация на профессии водителя, работника автотранспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.,

  • Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации.

Развивающие:

  • Развитие творческих и мыслительных способностей детей.

  • Формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

    • самостоятельности в принятии правильных решений;

    • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

    • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.

    • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.


1.4 Место учебного курса в учебном плане.


В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в школе проходит с 1 сентября по 31 мая, всего 35 недель.

Данная рабочая программа реализуется в течение одного учебного года. По программе планируется проведение занятий согласно годовому календарному учебному графику и учебному расписанию МБОУ «Школа № 24» из расчета 1 внеаудиторный час 2 раза в неделю при объеме 69 академических часа в год, а также 4 часа в каникулярное время, всего 73 часа в год





1.5 Формы подведения итогов реализации программы


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в районных и городских соревнованиях, конкурсах, акциях, массовых мероприятиях (как в объединении, так и районного уровня), создании портофолио.

По окончании изучения каждой темы может проводиться контрольное тестирование.

Итоговые занятия проходят в форме соревнований, конкурсных программ, выпускных рингов с использованием творческих заданий по изученным темам, разделам, при активной поддержке родителей, друзей.

В зависимости от способностей по итогам аттестации детям присваиваются звания: «Знаток ПДД», «Мастер фигурного вождения», «Санитар-отличник», «Лучший пропагандист».


2. Планируемые результаты освоения программы.


Ожидаемые результаты в отношении к учащимся, педагогам, родителям:

  1. Вовлечённость в деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  2. Обеспечение постоянного повышения уровня поведенческой культуры детей и молодежи на дорогах через создание системы воспитания и образования безопасности дорожного движения.

  3. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении мероприятий по ПДД.

  4. Привлечение обучающихся к пропаганде соблюдения правил дорожного движения.

  5. Организация партнерских отношений между отрядами ЮИД Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

  6. Формирование активной гражданской позиции через работу отрядов ЮИД и развитие партнерских отношений.

  7. Создание новой сферы досуга, общения детей и взрослых.

  8. Развитие творческих способностей учащихся.

Освоение детьми программы «Перекресток» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Содержание программы, формы и методы работы позволят, на взгляд автора, достичь следующих результатов:

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы


Ожидаемые предметные результаты реализации программы.

Воспитанник должен знать:

  • понятия и термины ПДД;

  • историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДЦ;

  • историю развития Правил дорожного движения (о первых дорогах, светофорах, дорожных знаках, дорожной разметки легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах и др.);

  • группы дорожных знаков и их представителей;

  • виды дорожной разметки;

  • нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • обновленные Правила дорожного движения;

  • новые формы агитации и пропаганды ПДД;

  • техническое устройство велосипеда;

  • основы розыска людей, транспорта;

Воспитанник должен уметь:

  • работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • читать информацию по дорожным знакам и дорожной разметки;

  • работать по билетам, предложенными газетой «Добрая дорога детства», другими учебными пособиями, а также категории «А, В»;

  • самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;

  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;

  • водить велосипед и читать информацию по дорожным знакам в Автограде, в ситуациях, приближенных на транспортной площадке к реальным, а также при движении по дороге, если исполнилось 14 лет;

  • развивать и использовать свои лидерские качества,

  • участвовать в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, соревнованиях;

  • совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД, овладевать игровыми технологиями;

  • управлять велосипедом, производить технический осмотр.

Воспитанник должен иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;

  • безопасного движения как любого участника дорожного движения (пешехода, пассажира, водителя);

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;

  • фигурного вождения велосипеда;

  • взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий и в совместной деятельности;


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ с указанием основных видов деятельности


Наименование раздела

(количество часов)


Содержание учебного курса



Основные виды учебной деятельности

1. Введение

(2 часа)

Введение. Особенности курса ПДД. Основные требования к изучению курса ПДД.

Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в общественном месте, транспорте. Безопасный путь движения на занятия и обратно домой.

Правила дорожного движения - единый нормативный акт. Назначение ПДД.

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса. Знакомство с библиотечкой кабинета БДД, электронными средствами обучения. Усвоение основных определений и понятий по теме.

2. «ЮИД – надежный друг ГИБДД»

(8 часов)

Отряды юных инспекторов движения. Положение о ЮИД.

Направления работы. Штаб, распределение групп ЮИД. Дневник и паспорт отряда. Марш ЮИД.

Формы и методы пропаганды правил дорожного движения.

Разучивание марша ЮИД. Составление плана работы.

Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Психологический тренинг на общение. Проведение бесед, игр, соревнований, зачетных занятия в младших параллелях образовательного учреждения. «Посвящение в пешеходы».

Создание социальных проектов по безопасности дорожного движения. Изготовление наглядной агитации (листовок, писем-обращений к водителям, пешеходам, велосипедистам)

Патрулирование перекрёстков. Просмотр и анализ видеороликов.

Отработка навыков проезда перекрестков на макете

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций, видеороликов по темам раздела и их анализ. Участие в ролевых играх. Участие в викторинах, конкурсах загадок. Практическая работа по карточкам, решение тематических задач. Экскурсии.

Патрулирование перекрёстков.

Просмотр и анализ видеороликов.

Отработка навыков проезда перекрестков на макете

3. История правил дорожного движения

(7 часов)

История возникновения и развития ПДД. Первые правила в России. Первые советские правила дорожного движения. Единые ПДД на территории СССР. Ныне действующие ПДД РФ, дополнения и изменения ПДД.

История регулирования дорожного движения. Информация о первых дорогах, первом светофоре, автотранспорте - легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в мире, в России, в городе Ростове-на-Дону. Первые дорожные знаки, жезлы, разметки.

Деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности движения.

Общие положения ПДД – понятия и термины.

Анализ ДТП за прошедший год. Причины дорожно-транспортных происшествий.

ДТП: по вине пешеходов, водителей, велосипедистов; состояния дороги и погодных условий. Мероприятия, проводимые по их устранению.

Ответственность за несоблюдение ПДД. ГИБДД – гарант обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов.

Поведение свидетелей ДТП.

Практика:

Викторина «Что? Где? Когда?» по истории регулирования дорожного движения. Викторина «Эрудит» по истории развития ПДД. Изготовление макетов светофора, автомобиля, знаков

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций, видеороликов по темам раздела и их анализ. Участие в ролевых играх. Участие в викторинах, конкурсах загадок. Практическая работа по карточкам, решение тематических задач.

Изготовление макетов

4. Изучение Правил дорожного движения

(27)

Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей.

Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте.

Сигналы светофора и регулировщика. Их истории. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика.

Дорожные знаки. Их истории. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков.

Дорожная разметка. Назначение и роль разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки.

Начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой. Перестроение транспортных средств. Расположение их на проезжей части;

Скорость движения. Ограничение скорости. Обгон, встречный разъезд

Правила дорожного движения для велосипедистов.

Общие обязанности водителей. Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель. Правила передачи ТС.

Общие правила проезда перекрёстков. Пользование ремнями безопасности. Порядок проезда регулируемых перекрестков. Порядок проезда нерегулируемых перекрестков. Правило помехи справа. Движение по знакам приоритета.

Проезд железнодорожных переездов. Движение через охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде.

10 основных маневров, которые выполняет водитель во время движения, правила их выполнения.

Скорость движения: в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах и дворовых территориях. Приоритет пешеходов.

Обгон. Маневры опережения ТС. Регламент действий при совершении обгона. Места, где запрещен обгон. Встречный разъезд.

Остановка и стоянка. Места, где разрешены остановка и стоянка. Вынужденная остановка. Места, где запрещается остановка. Места, где запрещена стоянка.

Тормозной и остановочный путь. Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Формула остановочного и тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути от состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения, массы ТС.

Требования по расположению ТС на проезжей части. Факторы, осуществляющие количество полос. Запрет на движение по обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам.

Начало движения. Маневрирование. Ограничения на движения.

Приоритет маршрутных транспортных средств.

Применение специальных сигналов. Условия получения преимущества в движении при использовании специальных световых и звуковых сигналов. Порядок взаимодействия водителей. Предупредительные сигналы, которые подает водитель при движении, остановке и иных действиях.

Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в городе и вне населенного пункта. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам города. Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.

Регистрационные знаки ТС юридических лиц и граждан РФ, транспорта войсковых частей и соединений, юридических лиц и граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспорта, временно допущенного к участию в дорожном движении.

Опознавательные знаки ТС: шины, перевозка детей, глухой водитель, учебные ТС, ограничение скорости, опасный груз и др. Надписи на транспортных средствах.

Буксировка механических транспортных средств. Перевозка грузов.

Классификация дорожных знаков. Характеристика дорожной разметки. Исторические факты. Повторение групп дорожных знаков.

Практика:

Учебная игра «Мы пешеходы» на улице. Тестирование по теме «Обязанности пешеходов». Учебная игра «Мы пассажиры». Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Движение на перекрестке (занятие с использованием макета). Учебные игры «Узнай знак», «Найди ошибку» и др. Решение тематических задач по билетам. Отработка навыков проезда перекрестков на макете. Экскурсия «Перекресток» с выходом на ближайший перекресток. Экскурсия «Мой микрорайон» с практическим изучением ПДД на местности.

Учебная игра «Мы водители». Проезд перекрестков. Решение тематических задач. Викторины. Решение тестов.

Решение задач на расчет тормозного и остановочного пути. Викторины, конкурсы (по выбору). Подготовка к районной викторине «АВС»

Отработка практических навыков на макете, планшете или на местности.

Изучение опознавательных знаков и надписей на ТС с выходом на ближайшие перекрестки.

Просмотр и разбор презентаций по ПДД.

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций, видеороликов по темам раздела и их анализ. Участие в ролевых играх. Участие в викторинах, конкурсах загадок. Практическая работа по карточкам, решение тематических задач.

Решение тематических задач по билетам. Отработка навыков проезда перекрестков на макете.

5. Велосипед. Обязанности велосипедиста.

Велосипед. Исторические сведения. Велосипедный спорт.

Устройство велосипеда. Сборка и разборка велосипеда. Инструмент. Уход за велосипедом и мелкий ремонт. Меры безопасности.

Обязанности велосипедистов. Требования к движению велосипедистов. Правила проезда проезжей части дороги.

Учебная езда на велосипеде. Фигурное вождение. Упражнения согласно положению о соревнованиях юных велосипедистов.

Практика:

Сборка и разборка велосипеда.

Учебная езда на велосипеде. Фигурное вождение. Упражнения согласно положению о соревнованиях юных велосипедистов.

Решение тематических задач с использованием ТСО.

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций, видеороликов по темам раздела и их анализ. Участие в ролевых играх. Участие в викторинах, конкурсах загадок. Практическая работа по карточкам, решение тематических задач.

Решение тематических задач по билетам.

Сборка и разборка велосипеда.

Учебная езда на велосипеде

6. Традиционно-массовые мероприятия отрядов ЮИД.

Знакомство с положениями районных, городских, областных и российских соревнований. Подготовка и участие в районном слёте отрядов ЮИД. Оформление собранного материала на стенде «ЮИД в действии», в дневнике отряда. Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий, конкурсных встреч отрядов ЮИД.

Знакомство с положением краевых и российских соревнований «Безопасное колесо». Теоретические и практические знания велосипедистов. Просмотр и разбор презентаций по ПДД.

Практика:

Подготовка и оформление материала для выступления в традиционных городских мероприятиях, соревнованиях и акциях. Оформление площадок для проведения мероприятия. Подготовка приветствий, визитных карточек, театрализованных выступлений с отражением тем конкурсов; оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневника отряда и др.

Соревнования «Безопасное колесо». Теоретическая часть: ПДД, медицина, эрудит, страхование. Практическая часть: автогородок, фигурное вождение. Конкурс на присвоение звания «Мастер фигурного вождения». Подведение итогов соревнований.

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий, конкурсных встреч отрядов ЮИД.

Участие в конкурсах и мероприятиях ЮИД.

7. Первая доврачебная помощь

Раны. Понятие о ране, травме. Типы ран. Кровотечения. Типы кровотечений. Остановка кровотечения. Состав автомобильной аптечки (повторение).

Ушибы и переломы. Растяжения и разрывы связок. Вывих. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при вывихах и переломах. Повреждение черепа. Травмы позвоночника.

Поражение электрическим током. Освобождение пострадавшего от воздействия электротоком. Спасение утопающего.

Действия в различных ситуациях при участии в оказании помощи пострадавшим в ДТП.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах и действиях электротока.

Практика:

Просмотр видеороликов по теме «Первая медицинская помощь».

Отработка практических навыков:

-Наложение жгута и повязок при ранах и травмах; - наложение шин при растяжениях и переломах; - Оказание первой доврачебной помощи при травмах черепа, позвоночника;

- Способы искусственного дыхания; - оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, действием электротоком.

- действий в различных ситуациях при участии в оказании помощи пострадавшим в ДТП.

Решение тестовых задач по теме. Конкурс на присвоение звания «Санитар-отличник».

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций, видеороликов по теме раздела

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

8. Итоговое повторение

Повторение основных вопросов, изученных в курсе.

Просмотр и анализ видеороликов.

Отработка навыков проезда перекрестков на макете

Посещение Автограда.

Конкурс на присвоение звания «Знаток ПДД». Награждение по итогам конкурса «Знаток ПДД»

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Повторение основных определений и понятий по теме.

Участие в ролевых играх. Участие в конкурсе. Участие в экскурсиях





4. Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год


Раздел программы

Номер занятия

Тема занятия

Коли-чество часов

Дата

по плану

по факту

1. Введение

(2 часа)

1

Введение. История ЮИД. Основные требования к изучению курса ПДД. Т.Б.

1



2

Правила дорожного движения - единый нормативный акт. Назначение ПДД

1



2. «ЮИД – надежный друг ГИБДД»

(8 час)

3

Развитие детского движения ЮИД в России и в Ростове-на-Дону.

1



4

Знакомство с положением об отрядах ЮИД. Направления работы.

1



5

Дневник и паспорт отряда. Марш ЮИД.

1



6

Составление сценарных планов мероприятий. «Посвящение в пешеходы».

1



Раздел 6

7

Знакомство с положением районного и городского конкурса- смотра готовности отрядов ЮИД

1



8

Подготовка к конкурсу-смотру готовности отрядов ЮИД

1



«ЮИД – надежный друг ГИБДД»

9

Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД

1



10

Проведение бесед, игр в младших параллелях ОУ.

1



11

Изготовление наглядной агитации: писем-обращений к водителям, памяток

1



12

Патрулирование перекрёстков

1



3. История правил дорожного движения

(7 часов)

13

История развития автотранспорта в мире. История развития ПДД.

1



14

Первые правила в России. Ныне действующие ПДД РФ, дополнения и изменения ПДД.

1



15

Анализ ДТП за прошедший год. Причины ДТП.

1



16

Ответственность за несоблюдение ПДД.

1



17

Первые дорожные знаки, жезлы, разметки.

1



Раздел 6


18

Знакомство с положением районной викторины «АВС»

1



19

Подготовка к районной викторине «АВС».


1



20

Викторина «АВС», «Что? Где? Когда?» по истории регулирования дорожного движения.

1



История правил дорожного движения

21

Изготовление макетов светофора, автомобиля, знаков

1



22

Викторина «Эрудит» по истории развития ПДД.

1



4. Изучение Правил дорожного движения

(27)

23

Общие положения ПДД – понятия и термины

1



24

Обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населенных пунктах и вне.

1



25

Пешеходные переходы, их виды.

1



26

Учебная игра «Мы пешеходы и пассажиры» (на улице или в помещении)

1



27

Решение тестовых задач по теме «Обязанности пешеходов».

1



28

Обязанности пассажиров.

1



29

Сигналы светофора и регулировщика. Основные типы светофоров.

1



30

Тренировка в подаче сигналов регулировщика. (Занятие с использованием макета)

1



31

Дорожные знаки. Назначение и история. Группы дорожных знаков.

1



32

Предупреждающие и запрещающие знаки.

1



33

Знаки приоритета и предписывающие знаки.

1



34

Знаки особых предписаний и информационные знаки.

1



35

Знаки сервиса и дополнительной информации

1



36

Учебные игры «Узнай знак», «Найди ошибку» и др.

1



37

Дорожная разметка. Виды дорожной разметки:

1



38

Изучение дорожной разметки, дорожных знаков с выходом на ближайший перекресток.

1



39

Общие обязанности водителей. Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель.

1



40

Общие правила проезда перекрёстков.

Порядок проезда перекрестков.

1



41

Начало движения. Маневрирование. Предупредительные сигналы водителя.

1



42

10 основных маневров, правила их выполнения. Применение специальных сигналов.

1



43

Скорость движения. Обгон, встречный разъезд


1



44

Решение тематических задач по билетам

1



45

Отработка навыков проезда перекрестков на макете.

1



Изучение Правил дорожного движения

46

Проезд железнодорожных переездов. Сигналы общей тревоги.

1



47

Движение по автомагистралям, в жилых зонах и дворовых территориях. Обгон.

1



48

Остановка и стоянка. Тормозной и остановочный путь. Решение задач.

1



Раздел 6


49

Подготовка к дню рождения ЮИД

1



50

Традиционное массовое мероприятие, посвященное дню рождения отрядов ЮИД.

1



Изучение Правил дорожного движения

51

Решение тематических задач. Отработка навыков проезда перекрестков на макете.

1



5. Велосипед. Обязанности велосипедиста

(5 часов)

52

Велосипед. История развития. Устройство велосипеда.

1



53

Сборка и разборка велосипеда. Меры безопасности.

1



54

Уход за велосипедом и мелкий ремонт.

1



55

Обязанности велосипедистов. Требования к движению велосипедистов

1



56

Решение тематических задач с использованием ТСО.

1



Раздел 6


57

Знакомство с положением краевых и российских соревнований «Безопасное колесо».

1



58

Соревнования «Безопасное колесо». Теоретическая часть.

1



59

Соревнования «Безопасное колесо». Практическая часть.

1



7. Первая доврачебная помощь.

(8час)

60

Понятие о ранах, кровотечениях, ожоге, травматическом шоке. Профилактика осложнения ран.

1



61

Кровотечения. Ушибы и переломы. ПМП

1



62

Виды повязок.

1



63

Практическое занятие по отработке оказания первой медицинской помощи

1



64

Практическое занятие по отработке оказания первой медицинской помощи

1



65

Ожоги. Обморожения

1



66

Оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях и др.

1



67

Решение тестовых задач по теме.


1



Итоговое повторение

(5 час)

68

Повторение основных вопросов, изученных в курсе

1



69

Отработка навыков проезда перекрестков на макете.

1



70

Экскурсия в Автоград

1



71

Экскурсия «Мой микрорайон» с практическим изучением ПДД на местности.

1



72

Конкурс на присвоение звания: «Знаток ПДД»

1



73

Итоговое занятие. Награждение по итогам конкурса «Знаток ПДД»

1







Литература


  1. Воронова Е.А. Красный! Желтый! Зеленый! ПДД во внеклассной работе. - Ростов — н/Д, 2009.

  2. Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила дорожного движения. - Изд. «Праздник», 2008.

  3. Ижевский Л.В. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Ижевский Л.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие для уч-ся образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Ижевский Л.В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся образоват. учреждений (12 плакатов) - М.: Просвещение, 2008.

  6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

  7. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).


Научно-методическое обеспечение

Государственный образовательный стандарт.

Учебный план и учебные программы школы.

Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

Учебники по ОБЖ, ПДД.

Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

Газета «Добрая Дорога Детства»

7