Рабочая программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
объединения
кукольный театр «ПЕТРУШКА»
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа разработки программы:
-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.
-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ).
-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).
Искусство театра кукол сочетает в себе всевозможные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Поэтому любые интересы и способности ребят найдут свое применение.
Только в кукольном театре происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета. Часто трудно отличить, где кукла действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, т.к. в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой только что сидели куклы.
Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива.
Родиной театра кукол считают Индию и Китай, где в далекие времена появились впервые бродячие актеры – кукольники с простыми незатейливыми куклами, глиняные головы которых были ярко раскрашены. В каждой стране есть свой герой кукольной комедии. В Италии – это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, Панч - в Англии, в России - Петрушка – остроумный, веселый человечек.
Занятия кукольного кружка должны проводиться в увлекательной форме, организовать творческий процесс необходимо таким образом, чтобы каждый из участников мог найти ту деятельность, в которой его способности смогут проявиться наиболее полно. «Игрой в куклы» с большим увлечением занимаются дети как дошкольного, так и школьного возраста, так как кукольный театр привлекает их своей жизнерадостной выразительностью, неограниченными возможностями развивать личную и коллективную инициативу, создавать интересные образы, изобретать, конструировать и т.д.
Постепенно в процессе игр, выявляются склонности и способности каждого участника коллектива: одни проявляют в этюдах актерские данные, другие интересно выдумывают и делают кукол, третьи сочиняют сюжеты, сценки, истории. А от мастерства, заинтересованности педагога зависит, как направить увлечения ребят, чтобы максимально развить их способности.
Участие в создании кукольного спектакля должно стать работой и праздником для всех членов коллектива.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.
Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развиваются у детей творческие способности, мышление, наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность, художественный вкус.
Для успешной реализации программы кукольному коллективу необходимо 2 помещения: репетиционное и мастерская. Репетиционное помещение можно оборудовать как миниатюрный зрительный зал с занавесом и специальным освещением.
Опыт показывает, что количество участников в одной группе не должно превышать:
1 год обучения – 10-15 человек;
2 год обучения – 10-12 человек;
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 68 часов в год для детей младшего школьного возраста.
Цель - эстетическое воспитание детей, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, развитие креативности, воображения, фантазии, самостоятельности, мышления детей.
Задачи:
1.Знакомство детей с работой театра кукол, обучение их управлению куклами различных систем.
2.Развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
3.Создание дружного коллектива кружковцев на основе совместной творческой деятельности.
Принципы:
1.Принцип целостности педагогического процесса.
2.Сочетание уважения к ребенку и разумной требовательности к нему.
3.Принцип ценностно – смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности. «Хоть ты и маленький, но такой же человек, я уважаю тебя».
4.Принцип креативности – создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
5.Принцип культуросообразности – воспитание и обучение детей на основе фольклора, учет культурного наследия, национальных особенностей.
5.Принцип индивидуально – личностного ориентирования. Каждый ребенок имеет право индивидуального выбора пути следования по программе с учетом способностей, возможностей и потребностей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В конце первого года обучения ученик будет знать:
- Сценой в кукольном театре, является ширма.
- Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
- Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
- Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
- Правильно одевать на руку куклу.
- Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
В конце второго года обучения ученик будет уметь:
- Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.
- Изготавливать с помощью взрослого кукол.
-Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.
-Самостоятельно поставить небольшой спектакль.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
У учеников будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами кружковой деятельности, является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- самостоятельно придумать и изготовить простейшие куклы (куклы – пальчики, куклы из носков) и перчаточную куклу;
- изготовить бутафорию.
Познавательные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
Познакомятся с:
- историей театра кукол, театральной лексикой;
- видами кукол, техникой работы актера с перчаточной куклой;
- видами театрального искусства;
- видами декораций и способами крепления на ширме;
- способами изготовления плоскостной декорации.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов:
- участие в конкурсах и фестивалях;
-выступления;
-отчетный концерт.
Содержание
I года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с кружковцами; прослушивание детей, проверка технических и художественных навыков;рассказ о плане работы.
Тема 2. Рассказ об искусстве театра кукол.
Из истории кукольного театра; виды театра кукол и принципы работы актера с куклами разных систем; знакомство с профессиями людей, работающих в театре.
Тема 3. Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.
Пальчиковые игры; пластические этюды руки актера; техника работы актера с перчаточной куклой; упражнения с куклами за столом и на ширме; игры, упражнения и этюды с куклами.
Тема 4. Тематические этюды на развитие фантазии.
Этюды на действия с реальными и воображаемыми предметами; игры, упражнения и этюды с ожившими предметами; театрализованные игры; театр- экспромт.
Тема 5. Работа над концертом.
Обработка наиболее интересных этюдов и сценок; создание концертной программы; музыкальное оформление; генеральная репетиция; спектакль.
Тема 6. Выразительное чтение.
Упражнения на постановку дыхания; артикуляционная гимнастика; литературное произношение; интонация.
Тема 7. Просмотр и обсуждение спектаклей.
II года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Проверка знаний, умений, навыков; игры, конкурсы, драматизации с куклами.
Тема 2. Развитие навыков кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.
Пальчиковые игры; практические навыки вождения куклы; пластические этюды руки актера; игры, упражнения и этюды с куклами за столом и на ширме.
Тема 3. Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.
Этюды на действия с воображаемыми и реальными предметами; этюды с «ожившими» предметами; театрализованные игры; театр – экспромт.
Тема 4. Работа над техникой речи. Выразительное чтение.
Упражнение на постановку дыхания; артикуляционная гимнастика;
литературное произношение; интонация; конкурс на лучшего исполнителя.
Тема 5. Работа над пьесой.
Чтение пьесы; обсуждение идеи и темы пьесы; рассказ о будущем спектакле;
этюды с куклами на материале пьесы; распределение ролей; репетиции по кускам, установка мизансцены; пластического и речевого поведения образов;
монтировочные репетиции и прогоны; музыкальное оформление; генеральная репетиция; спектакль.
Тема 6. Просмотр и обсуждение спектаклей.
Название спектакля; краткий рассказ о содержании спектакля; анализ игры актеров, музыки; анализ кукол, декораций.
Тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе: |
теорет. | практич. |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Рассказ об искусстве театра кукол. | 2 | 1 | 1 |
3. | Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой. | 12 | 2 | 10 |
4. | Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. | 17 | - | 17 |
5. | Работа над концертом. | 22 | 2 | 20 |
6. | Выразительное чтение. | 10 | - | 10 |
7. | Просмотр и обсуждение спектаклей. | 4 | 4 | - |
Итого | 68 | 9 | 59 |
II год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе: |
теорет. | практ. |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Развитие навыков кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой. | 12 | 2 | 10 |
3. | Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. | 17 | - | 17 |
4. | Выразительное чтение. | 10 | - | 10 |
5. | Работа над пьесой. | 24 | 1 | 23 |
6. | Просмотр и обсуждение спектаклей. | 4 | - | 4 |
Итого | 68 | 4 | 64 |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Компьютер, звуковоспроизводящее устройство (колонки или музыкальный центр)
Проектор
Экран
Ширма
Куклы (пальчиковые и перчаточные)
Демонстрационные таблицы и стенды
Материалы необходимые для изготовления кукол и декораций.
Литература:
Нормативные документы по вопросам дополнительного образования.
Граббет Р. Игры для детей (от 2 до 3 лет.) перевод с нем. О. Астесовой. – М.: Росмен, - 1999.
Дангворт Р., Гибсон Р. Домашний кукольный театр. – М.: Росмэн, - 1988.
Дмитриева Е.Д. Методика родного языка. Выразительное чтение. М.: – Просвещение, - 1968г.
Каламановский Е. Театр кукол, день сегодняшний. - Ленинград: Искусство, - 1977.
Каралинко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, - 1982.
Макнивен Э., Манкивен П. Куклы. – М., -1998г.
Смирнова Н.И. И оживают куклы. – М.: Дет. лит - ра.
Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. – М. - 2001.
Файнштейн Ф.З. Программа детского самодеятельного театра кукол. – Курган, – 1993.
Шпет Л.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, - 1967г.
Язовицский Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. - Ленинград: Просвещение, - 1969.