СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа дополнительного образования "Петрушка"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа дополнительного образования "Петрушка"»















Рабочая программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

объединения

кукольный театр «ПЕТРУШКА»




































Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа разработки программы:

-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.

-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам".

-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ).

-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).

Искусство театра кукол сочетает в себе всевозможные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Поэтому любые интересы и способности ребят найдут свое применение.

Только в кукольном театре происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета. Часто трудно отличить, где кукла действующее лицо, а где оформление спектакля, декорации, т.к. в любой момент может задвигаться и заговорить и дерево, и дом, и скамья, на которой только что сидели куклы.

Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива.

Родиной театра кукол считают Индию и Китай, где в далекие времена появились впервые бродячие актеры – кукольники с простыми незатейливыми куклами, глиняные головы которых были ярко раскрашены. В каждой стране есть свой герой кукольной комедии. В Италии – это Пульчинелла, во Франции – Полишинель, Панч - в Англии, в России - Петрушка – остроумный, веселый человечек.

Занятия кукольного кружка должны проводиться в увлекательной форме, организовать творческий процесс необходимо таким образом, чтобы каждый из участников мог найти ту деятельность, в которой его способности смогут проявиться наиболее полно. «Игрой в куклы» с большим увлечением занимаются дети как дошкольного, так и школьного возраста, так как кукольный театр привлекает их своей жизнерадостной выразительностью, неограниченными возможностями развивать личную и коллективную инициативу, создавать интересные образы, изобретать, конструировать и т.д.

Постепенно в процессе игр, выявляются склонности и способности каждого участника коллектива: одни проявляют в этюдах актерские данные, другие интересно выдумывают и делают кукол, третьи сочиняют сюжеты, сценки, истории. А от мастерства, заинтересованности педагога зависит, как направить увлечения ребят, чтобы максимально развить их способности.

Участие в создании кукольного спектакля должно стать работой и праздником для всех членов коллектива.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро. 

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развиваются у детей творческие способности, мышление, наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность, художественный вкус.

Для успешной реализации программы кукольному коллективу необходимо 2 помещения: репетиционное и мастерская. Репетиционное помещение можно оборудовать как миниатюрный зрительный зал с занавесом и специальным освещением.

Опыт показывает, что количество участников в одной группе не должно превышать:

1 год обучения – 10-15 человек;

2 год обучения – 10-12 человек;

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 68 часов в год для детей младшего школьного возраста.

Цель - эстетическое воспитание детей, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, развитие креативности, воображения, фантазии, самостоятельности, мышления детей.

Задачи:

1.Знакомство детей с работой театра кукол, обучение их управлению куклами различных систем.

2.Развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

3.Создание дружного коллектива кружковцев на основе совместной творческой деятельности.

Принципы:

1.Принцип целостности педагогического процесса.

2.Сочетание уважения к ребенку и разумной требовательности к нему.

3.Принцип ценностно – смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности. «Хоть ты и маленький, но такой же человек, я уважаю тебя».

4.Принцип креативности – создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

5.Принцип культуросообразности – воспитание и обучение детей на основе фольклора, учет культурного наследия, национальных особенностей.

5.Принцип индивидуально – личностного ориентирования. Каждый ребенок имеет право индивидуального выбора пути следования по программе с учетом способностей, возможностей и потребностей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В конце первого года обучения ученик будет знать

- Сценой в кукольном театре, является ширма.

- Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

- Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

- Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

- Правильно одевать на руку куклу.

- Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

В конце второго года обучения ученик будет уметь

- Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

- Изготавливать с помощью взрослого кукол.

-Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

-Самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

У учеников будут сформированы:

-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами кружковой деятельности, является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;

- самостоятельно придумать и изготовить простейшие куклы (куклы – пальчики, куклы из носков) и перчаточную куклу;

- изготовить бутафорию.
Познавательные УУД:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

Познакомятся с:

- историей театра кукол, театральной лексикой;

- видами кукол, техникой работы актера с перчаточной куклой;

- видами театрального искусства;

- видами декораций и способами крепления на ширме;

- способами изготовления плоскостной декорации.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы подведения итогов:

- участие в конкурсах и фестивалях;

-выступления;

-отчетный концерт.

Содержание

I года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с кружковцами; прослушивание детей, проверка технических и художественных навыков;рассказ о плане работы.

Тема 2. Рассказ об искусстве театра кукол.

Из истории кукольного театра; виды театра кукол и принципы работы актера с куклами разных систем; знакомство с профессиями людей, работающих в театре.

Тема 3. Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.

Пальчиковые игры; пластические этюды руки актера; техника работы актера с перчаточной куклой; упражнения с куклами за столом и на ширме; игры, упражнения и этюды с куклами.

Тема 4. Тематические этюды на развитие фантазии.

Этюды на действия с реальными и воображаемыми предметами; игры, упражнения и этюды с ожившими предметами; театрализованные игры; театр- экспромт.

Тема 5. Работа над концертом.

Обработка наиболее интересных этюдов и сценок; создание концертной программы; музыкальное оформление; генеральная репетиция; спектакль.

Тема 6. Выразительное чтение.

Упражнения на постановку дыхания; артикуляционная гимнастика; литературное произношение; интонация.

Тема 7. Просмотр и обсуждение спектаклей.

II года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Проверка знаний, умений, навыков; игры, конкурсы, драматизации с куклами.

Тема 2. Развитие навыков кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.

Пальчиковые игры; практические навыки вождения куклы; пластические этюды руки актера; игры, упражнения и этюды с куклами за столом и на ширме.

Тема 3. Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.

Этюды на действия с воображаемыми и реальными предметами; этюды с «ожившими» предметами; театрализованные игры; театр – экспромт.

Тема 4. Работа над техникой речи. Выразительное чтение.

Упражнение на постановку дыхания; артикуляционная гимнастика;

литературное произношение; интонация; конкурс на лучшего исполнителя.

Тема 5. Работа над пьесой.

Чтение пьесы; обсуждение идеи и темы пьесы; рассказ о будущем спектакле;

этюды с куклами на материале пьесы; распределение ролей; репетиции по кускам, установка мизансцены; пластического и речевого поведения образов;

монтировочные репетиции и прогоны; музыкальное оформление; генеральная репетиция; спектакль.

Тема 6. Просмотр и обсуждение спектаклей.

Название спектакля; краткий рассказ о содержании спектакля; анализ игры актеров, музыки; анализ кукол, декораций.




Тематический план

I год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе:

теорет.

практич.

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Рассказ об искусстве театра кукол.


2


1


1

3.

Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.




12




2




10

4.

Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.


17


-


17

5.

Работа над концертом.

22

2

20

6.

Выразительное чтение.

10

-

10

7.

Просмотр и обсуждение спектаклей.


4


4


-

Итого

68

9

59


II год обучения

№ п/п

Тема


Кол-во

часов

В том числе:

теорет.

практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Развитие навыков кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.



12



2



10

3.

Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.


17



-


17

4.

Выразительное чтение.

10

-

10

5.

Работа над пьесой.

24

1

23

6.

Просмотр и обсуждение спектаклей.


4


-


4

Итого

68

4

64


Методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Компьютер, звуковоспроизводящее устройство (колонки или музыкальный центр)

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Ширма

  5. Куклы (пальчиковые и перчаточные)

  6. Демонстрационные таблицы и стенды

  7. Материалы необходимые для изготовления кукол и декораций.










































Литература:

  1. Нормативные документы по вопросам дополнительного образования.

  2. Граббет Р. Игры для детей (от 2 до 3 лет.) перевод с нем. О. Астесовой. – М.: Росмен, - 1999.

  3. Дангворт Р., Гибсон Р. Домашний кукольный театр. – М.: Росмэн, - 1988.

  4. Дмитриева Е.Д. Методика родного языка. Выразительное чтение. М.: – Просвещение, - 1968г.

  5. Каламановский Е. Театр кукол, день сегодняшний. - Ленинград: Искусство, - 1977.

  6. Каралинко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, - 1982.

  7. Макнивен Э., Манкивен П. Куклы. – М., -1998г.

  8. Смирнова Н.И. И оживают куклы. – М.: Дет. лит - ра.

  9. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. – М. - 2001.

  10. Файнштейн Ф.З. Программа детского самодеятельного театра кукол. – Курган, – 1993.

  11. Шпет Л.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, - 1967г.

  12. Язовицский Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. - Ленинград: Просвещение, - 1969.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!