Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Железногорска
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №_____ «____» _________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» председатель МС _____________ «____»_________2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор школы Мызникова М.А _______________ «____»_______2018г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кукольный театр «Петрушка»
Учитель: Федосеева Алла Петровна
Железногорск
2018
Пояснительная записка
Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Направленность программы дополнительного образования «Кукольный театр «Петрушка»
-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения;
Новизна программы
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Формирование Универсальных Учебных Действий
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий , умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Отличительные особенности:
Программ по дополнительному образованию «Кукольный театр в начальной школе» не существует.
Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей и адаптирована для учащихся начальной школы
Возраст детей:7-10 лет
Сроки реализации: 4 года, 34часа в учебный год, 1 час в неделю
Ожидаемые результаты:
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. Занятия начинаются с 1октября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Учебно – тематический план
№ | Основные блоки | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы актёрского мастерства: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. | 4 | | 4 |
3 | Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. | 2 | 2 | |
4 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | 5 | 1 | 4 |
5 | Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи | 18 | | 18 |
6 | Показ пьесы . | 2 | | 2 |
7 | Посещение театральных спектаклей | 2 | | 2 |
Всего | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы
1 год обучения(34 часа)
№ | дата | Тема |
1 | | Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
2-3 | | . Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание |
4-5 | | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка « Теремок» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения |
6-7 | | .Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции |
8-9 | | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание |
10-11 | | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок |
12-13 | | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок |
14-18 | | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
19 | | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда |
20 | | Генеральная репетиция пьесы. |
21 | | Показ пьесы детям, родителям |
22 | | Выбор пьесы: р. н.с. «Три поросёнка» Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
23-24 | | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
25-26 | | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
27-28 | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
29-30 | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
31 | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
32 | | Показ пьесы детям. |
33 | | Показ пьесы родителям. |
34 | | Посещение театрального профессионального спектакля |
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
» И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010