СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Рукодельница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа объединения «Рукодельница» разработана для учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений в рамках дополнительной образовательной деятельности и реализуется в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Рукодельница"»
























Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка «Рукодельница»

( 2 часа в неделю)














Руководитель: Кузьмина С.В.










2018-2019 год





Пояснительная записка

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Ручное вязание – один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Несмотря на большие темпы роста трикотажного производства, а также разнообразие ассортимента изделий, интерес к ручному художественному вязанию не угасает. Клубок ниток и небольшой инструмент-крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия - занятие увлекательное , нужное, полезное в повседневной жизни. Занятие вязанием развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие.

Дополнительная образовательная программа объединения «Рукодельница» разработана для учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений в рамках дополнительной образовательной деятельности и реализуется в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей.

Систематическое занятие вязанием очень полезно для физического развития обучающихся: улучшается моторика, зрительная память, развиваются творческие способности, художественный вкус, приучает к аккуратности, усидчивости прививает трудовые навыки. Поэтому разработка данной программы представляется актуальной. Традиционно высокий набор в вязальный кружок свидетельствует о её востребованности у социума.

Цель дополнительной образовательной программы «Рукодельница» - организация творческого процесса воспитания у детей высоких нравственных качеств, эстетического и художественного вкуса, творческого отношения к выбранному виду деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с основами вязания крючком, а также характерными особенностями работы с крючком использование декоративных изделий для украшения домашнего быта, интерьера, современной одежды;

  • обучить правилам вязания на крючке ,вязать узоры ,небольшие изделия ,

работать с крючками разных диаметров, нитками разной толщины,

комбинировать нитки в изделии;

  • раскрыть значки схем узоров, научить читать схемы;

  • изучить основную терминологию вязания;

  • правилам работы объединения;

развивающие:

  • совершенствовать общую подготовку;

  • способствовать развитию способностей;

  • развивать познавательный интерес обучающихся;

  • содействовать развитию потребности и способности к личностной саморегуляции , регуляции своего психического и физического состояния, уровня притязаний, самооценки;

воспитательные:

  • способствовать развитию художественного и эстетического вкуса, культуры ;

  • воспитывать самостоятельность, творческую инициативу;

  • воспитывать чувство долга, ответственности

  • воспитывать любовь к труду;

  • воспитывать чувство коллективизма;

  • воспитывать чувство доведения начатого дела до конца;

  • воспитание чувства товарищества, взаимовыручки;

  • воспитание бережливого отношения к инструментам;



Программа «Рукодельница» является дополнительной авторской программой художественно-эстетической направленности, образовательной областью которой является искусство и до профессиональная подготовка. Вид освоения программы – углубленный; по уровню образованности программы – функциональная грамотность, по уровню освоения содержания образования – алгоритмический; по уровню действия – репродуктивно-алгоритмическое действие; по уровню освоения культурных ценностей – ориентация.


Дополнительная образовательная программа «Рукодельница» базируется на ведущих теоретических идеях:

общепедагогические идеи:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника;

  • постановка образовательного и воспитательного процесса на основе субъект - субъектных отношений педагога и ребёнка

  • гуманистический подход к личности ребенка;

  • становление формирования личности ребёнка через творческую самореализацию;

  • развитие сознания в деятельности;

социальные идеи:

  • адаптация подростка к условиям современного социума через формирование позитивного опыта взаимодействия между сверстниками, в разновозрастных группах, реализацию лидерских качеств.

Ключевыми понятиями, которыми оперирует программа, являются: «столбик без накида, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, воздушная петля, два столбика вместе, три столбика вместе, кромочная петля, прибавление и убавление петель, вязание сверху, вязание снизу и т.д.» и упражнения, которые в него включены.


Основные принципы построения программы:

  • научности и доступности излагаемого материала;

  • активности сознания обучающихся;

  • наглядности;

  • систематичности и постепенности;

  • последовательности и преемственности образования;

  • единства обучающей, развивающей и воспитательной функции;

  • всестороннего развития.


Условия реализации программы:

  • наполняемость группы;

  • регулярность посещения обучающимися занятий;

  • наличие учебно-методической и материально-технической базы (крючки разных размеров, ножницы, сантиметровая лента, иголка, нитки, утюг, образцы узоров, журналы по вязанию, тетради для записей, карандаш, ручка, учебные пособия и т.д.)

  • учебный кабинет;

  • столы, стулья, стенды с образцами вязаных изделий;

  • налаженная обратная связь с обучающимися и родителями.

Рекомендуемый возраст обучающихся и продолжительность обучения в годах

Дополнительная образовательная программа «Рукодельница» предназначена для детей в возрасте от8 до 13 лет.


Цель обучения – приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомить с историей художественного вязания;

  • изучить особенности вязания крючком;

  • научить отличать характерные особенности изделий связанных крючком ;

  • обучить навыкам и приемам вязания крючком;

  • обучить самостоятельному умению вязания изделий, красиво оформлять их;

развивающие:

  • развивать умение самостоятельно читать несложные схемы и выполнять их;

  • развивать умение работать с инструментом;

  • развивать художественный вкус;

  • способствовать развитию художественного воображения и творческих способностей;

воспитательные:

  • прививать любовь к декоративно-прикладному искусству;

  • способствовать формированию внимательности, четкости в работе;

  • развивать трудолюбие, аккуратность, пунктуальность;

  • воспитывать чувство взаимопомощи;

  • привить чувство бережного отношения к инструментам;

  • воспитывать чувство самостоятельности и творческую инициативу в работе с крючком и пряжей;

  • воспитание чувства взаимопомощи между кружковцами.

Структура обучения

Изучаются следующие разделы:

  1. Введение. Знакомство с требованиями к подготовке занятий.

  2. Разучивание различных правил вязания квадрата, прямоугольника, круга, многоугольника. Происходит формирование основных знаний и умений.

  3. В стране узоров. Первоначальное знакомство с особенностями вязания разных узоров.

  4. .Мои первые игрушки. Вязание небольших плоских игрушек. Развивает умение применять изученные узоры на практике.

  5. Мои первые изделия.

  6. Мастерская вязаных игрушек. Усложнение вязания объемных игрушек, изучение новых узоров.


К концу года обучения, обучающиеся должны знать:

  • правила вязания квадрата, круга, прямоугольника;

  • основные узоры, наиболее часто применяемые в вязании изделий.

  • читать несложные узоры, вязать небольшие изделия;

  • рисовать схемы несложных узоров;

  • правила выполнения углов, вырезов, вытачек.


Обучающиеся должны уметь:

  • правильно выполнять задания;

  • грамотно анализировать выполненное изделие;

  • ориентироваться в цветовой гамме, в качестве пряжи;

  • правильно читать и схематично изображать узоры.

Содержание программы

В стране узоров.

Теория

1.Беседа – История художественного вязания. Инструктаж по технике безопасности.

2.Знакомство упражнениями из столбиков и воздушных петель, вязанием узорного полотна.

3.Знакомство с терминологией вязания

Практика

1.Разучивание основных элементов вязания.

- основные инструменты для вязания с крючком.

- основные пряжи используемые для вязания.

- основные узоры изучаемые на занятиях.

- упражнения из столбиков и воздушных петель ,вязание квадрата, прямоугольника , круга, ромба .

2. Разучивание основных элементов узора

- воздушная петля, узоры елочка, листочек, узоры с накидами, и т. д..

- элементы как правильно держать крючок во время работы.


Оборудование и материалы-методическая литература, крючки разных диаметров, пряжа разных цветов, ножницы, тетрадь в клетку, карандаш , ручка.

Методы и формы - рассказ, объяснение, наглядный (показ), практическая работа, аналитическая (наблюдение)

Виды и способы работы - текущий инструктаж, групповая работа.


Мои первые игрушки

Теория

1.Беседа – вязание небольших изделий. Инструктаж по технике безопасности.

2.Разучивание элементов вязания первых изделий

3.Знакомство с элементами вязания

Практика

1.Вязание мягкой игрушки по деталям

- набивка ватой

- соединение деталей

- самостоятельное оформление игрушки

2.Вязание плоских и объемных игрушек

Разучивание элементов вязания небольших изделий и их оформление.

- сшивание деталей изделия и оформление их.

- с правилами выполнения узора, уметь правильно читать схемы узоров

3. Вязание по кругу и в двух направлениях

- с основными элементами ажурной вязки


Оборудование и материалы – методическая литература, журналы с вязаными изделиями, крючки разных диаметров, пряжа разной толщины и цвета, тетради, карандаши , ручки, сантиметровая лента, снежинка, ирис, штопальные иглы, ножницы.

Методы и формы - рассказ, объяснение,

Наглядная (показ ), практическая работа, аналитическая ( наблюдение, опрос.)

Виды и способы работы – текущий инструктаж, групповая работа.

Формы контроля – текущий контроль.

Виды оцениваемых работ –выставки, областные и районные конкурсы.


Вязание объемных игрушек

Теория – инструктаж по технике безопасности.

1.Знакомство с элементами вязания небольших изделий их обработкой и оформлением

2.Знакомство с элементами вязания объемных игрушек по деталям.

Практика

1.Разучивание элементов вязания больших изделий и их оформление.


Оборудование и материалы – методическая литература, журналы с вязаными изделиями, крючки разных диаметров, пряжа разной толщины и цвета, тетради, карандаши , ручки, сантиметровая лента, снежинка, ирис,.

Методы и формы – показ, объяснение, словесное сопровождение показом журналов вязаных изделий.

Виды и способы работы – текущий инструктаж, групповая и индивидуальная работа, практическая работа, самостоятельная работа, выставка.

Формы контроля – текущий

Виды оцениваемых работ – выставки, областные и районные конкурсы


Литература

Максимова М.В. «Азбука вязания» М 2007 г.

Максимова М.В. «Быстрый крючок» М 2006г.

«Декоративное вязание крючком « 2004г.

« Игрушки связанные крючом и спицами » 2006г.

Волшебный клубок « 700 схем и образцов по вязанию. М 2005г.

Максимова М. В. «Вязание без секретов » М2003г.

Гирич В.П. «1000 узоров вязания крючком» 1999г.

Еременко Т.И. «кружок вязания крючком» М 1999г.

Тарасенко Л.Н. «Забавные игрушки» 2005г.

Церулин В. «Уроки мастерства» 2003г.

«поделки из ненужных вещей» 2004г.

Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка» 2000г.

Артемьева Г. «Вяжем шапочки , шарфы, варежки, перчатки» Лениздат. 2005г.

Козин Н.П. «Моя любимая кукла» Минск. 2005г.

Маленькая Диана –журнал «Вязанные игрушки» 2008г.

Журналы «Вяжем для детей» 2007г.

Журналы «Вяжем для Барби» 2002г.

Журналы «Клубок» 2010г.

Журналы «Sandra » 2006

Боброва Т.А. «Вяжем крючком: приятные мелочи и нетолько» 2006г.

Журналы «Вяжем сами » 2007г.

































Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела /занятия

дата


Введение в программу


1

Инструктаж по ТБ. Правила подготовки к занятиям. Проверка данных. Беседа «Диалог о вязании»



В стране узоров


2

Основные приемы вязания крючком


3

Упражнение из столбиков и воздушных петель.


4

Вязание узорного полотна


5

Вязание круга, овала, прямоугольника, квадрата.



Мои первые игрушки


6

Игольница «Поляна» Вязание основания (поляны).Подбор пряжи, цвета для игольницы.


7

Игольница «Поляна» вязание ножек грибов


8

Игольница «Поляна» Вязание грибочков (ножки).


9

Игольница «Поляна» Вязание шляпок (грибов)


10

Игольница «Поляна» Вязание грибочков.


11

Оформление изделия.


12

Карандашница (Котенок.Собачка )


13

Вязание дна карандашницы Вязание основания


14

Вязание туловища (Собачка.Котенок)


15

Вязание туловища карандашницы


16-17

Вязание мордочки, лап, ушек (Собачка, Котенок)


18

Сшивание деталей. Оформление.


19-20

Вязание плоских игрушек «Солнышко» «Поросенок». Подбор узора, пряжи. Зарисовка схем узора. Оформление.


21

«Солнышко» Вязание изделия.


22

Вязание «Солнышко»


23

Вязание Поросенка».


24

Оформление готового изделия


25

Вязание «Смешарик-Зайчик» Зарисовка схемы. Подбор пряжи.


26-27

Вязание «Зайчика»


28-29-

Вязание «Зайчика» по схеме основы


30-31

Вязание «Зайчика» по схеме


32

Оформление.


33

Вязание подставки под чайник“Ромашка» подбор пряжи, зарисовка схемы.


34

Вязание основания «Ромашки». Вязание по кругу. Прибавление петель.


35-36

Вязание лепестков » Ромашки».


37-38

Обвязывании лепестков «Ромашки»


39

Оформление готового изделия.


40

Вязание прихваток виде круга, квадрата с узором. Подбор пряжи. Зарисовка узора.

41-42

Вязание прихватки в виде квадрата. Объвязывание . изделия.


43-44

Вязание прихватки в виде квадрата.


45-46

Вязание прихватки «Ягодка»


47

Оформление готового изделия


48

Обогреватель на чайник «Курочка» Подбор пряжи. Зарисовка схемы.


49-50

“Курочка”. Вязание по схеме с узором.


51-52

Вязание туловища « Курочки».


53-54

Вязание деталей головы, крыльев,


55-56

Вязание хвоста « Курочки». Сшивание деталей.


57

Оформление готового изделия.




Вязание объемных игрушек


58

Крошка – осьминожка. Выбор цвета и размера. Зарисовка схемы. Вязание деталей игрушки.


59-60

Вязание туловища осьминожки


61

Вязание ножек.


62

Оформление изделия. Пришивание деталей-ножек.


63-64

Вязание зайчика. Выбор размера и цвет пряжи. Сочетание цветов в игрушке


65-66

Вязание деталей зайчика


67

Оформление игрушки.


68

Отчетная выставка работ



итого

68 час



Скачать

© 2020, 193 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!