Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Веневский детско-юношеский центр»
утверждена
педагогическим советом
от
протокол №
Директор Архипова О.А
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Возраст: 7-14лет.
Направленность: Художественно- эстетическая.
Срок реализации: 3 года.
Педагог дополнительного образования
Чинёнова Ольга Николаевна
г. Венев
2017 г
Содержание.
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Актуальность программы.
Новизна программы.
Целесообразность программы.
Отличительные особенности программы.
Цель, задачи программы.
Возраст.
Сроки реализации программы.
Формы и режим занятий.
Ожидаемые результаты.
Форма подведения итогов.
2.Учебно-тематический план 1 года обучения.
Содержание изучаемого курса 1 года обучения.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
Содержание изучаемого курса 2 года обучения.
Учебно-тематический план 3 года обучения
Содержание изучаемого курса 3 года обучения
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 4.Литература.
5. Приложения
Пояснительная записка.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных , исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративно-прикладного искусства органично вошло в наш быт и продолжает развиваться , сохраняя и приумножая культурно- историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далекое прошлое. В связи с ростом объема знаний и увеличением учебной нагрузки обучающихся в области предметов гуманитарного и естественно-научного цикла , а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей , возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества.
Данная программа « Рукодельница» способствует привитию интереса обучающихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края. Программа расширит знания по изучению культуры и быта народа.
Дополнительная образовательная программа « Рукодельница» является прикладной , носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами техникой вышивки шелковыми , атласными лентами, техникой канзаши, использованием приемами присборивания лент разными способами и изготовлением изделий из отдельных элементов. Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. Существует несколько видов данного искусства. Особое место среди них занимают Hana kanzashi – цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются из квадратов шелковой или атласной ткани с использованием методов оригами. Каждый свернутый квадрат ткани превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью нити. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков и больше, в зависимости от конкретной композиции. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребенка ,его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности.
Творчество – деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей, а также то, что создано в результате данной деятельности. Творческую личность характеризуют творческие способности (или креативность) - умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Данный опыт может быть получен из общения с природой, культурным наследием предков, а также из общения с окружающими людьми.
Посещая объединения обучающиеся обучаются работе с иглой, знакомятся с инструментами и тканями. У них развивается моторика рук, глазомер, воспитывается терпение, аккуратность, творческий подход к делу. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, фантазию.
В программе учитывается жизненный и художественный опыт ребенка, багаж знаний приобретенный им ранее по видам декоративно-прикладного искусства, прослеживается связь изобразительного искусства, связь с природой.
Направленность дополнительной образовательной программы «Рукодельница» является программой художественно-эстетической направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и направлена на воспитание художественной культуры, развитие эстетического вкуса, создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков. Освоение техники канзаши дает возможность обучающимся в дальнейшей практической жизни создавать для себя, своей семьи и быта красивые вещи. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
- новое решение проблем дополнительного образования;
-реализуется впервые в образовательном учреждении;
- новые методики преподавания;
- новые технологии в проведении занятий (презентация);
- способствует формированию эстетического вкуса, ведению психологической и практической подготовки к труду, к выбору профессии швеи, дизайнера…
-возможности творчества относительно доступного материала ;
- разнообразии объектов для воспроизведения (предметы быта, украшения, панно и т.д.);
-индивидуальная работа с обучающимися, возможности формирования у них интереса к творческой деятельности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей на программы художественно-эстетического развития обучающихся. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Учащиеся становятся участниками увлекательного процесса, создание полезных и красивых изделий.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для определенный возраст детей. Они не должны быть особенно объемными и трудоемкими. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал обучающегося будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия.
Педагогическая целесообразность является средством раскрытия потенциала одаренных детей, изучения их интеллектуальных особенностей и личностных характеристик. А также способствует развитию коммуникативных способностей, творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов.
Цель программы –проявление интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству, создание ребенку условий для творческой самореализации и самовыражения. Познакомить с технологией изготовления цветов из ткани, атласных лент. Познакомить с технологией изготовления декоративных изделий из шпагата, с применением бросового материала( диски, бобины от скотча, пластиковые ведра, пробки от бутылок и т.д.)
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить с культурой Японии через историю возникновения канзаши;
-научить владеть различными инструментами и приспособлениями;
-правильно использовать цветовое решение;
-обучить навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.
Развивающие:
-развитие чувства красоты и гармонии;
-развитие фантазии, творческого воображения;
-развитие конструктивных умений;
-развить образное мышление, художественный вкус,
- развитие мелкой моторики и координации движения рук, глазомер, точность движений.
Воспитательные:
-воспитание трудолюбия, терпение, аккуратность, целеустремленность, бережливость;
-побуждение к самостоятельному выбору решения;
-формирование упорства в достижении желаемого результата.
Технические :
-научить пользоваться иголками, ножницами, булавками, нитью, сантиметровой лентой;
-экономично расходовать необходимый материал .
Возраст.
Программа предназначена для обучающихся школьного возраста от 7 до 14 лет, так как процесс создания работ в технике канзаши вызывает интерес у детей разного возраста. В зависимости от желания и способностей ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возраста. В объединении могут заниматься как девочки , так м мальчики.
Сроки реализации программы.
Программа объединения «Рукодельница» рассчитана на 3 года обучения .
| Продолжительность занятий | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Продолжительность в неделю |
1год | 2 по 45 мин | 4 ч | 144 ч | 2 раза |
2год | 2 по 45 мин | 6 ч | 216 ч | 3 раза |
3год | 2 по 45 мин | 6 ч | 216 ч | 3 раза |
Индивидуальные занятия.
| Продолжительность занятий | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Продолжительность в неделю |
1год | - | - | - | - |
2год | 45 мин | 1 ч | 36 ч | 1 раз |
3год | 45 мин | 1 ч | 36 ч | 1 раз |
Формы и методы занятий.
Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала . Процесс изготовления изделий сопровождается играми, конкурсами, выставками по итогам изучения темы.
Формы занятий:
- индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
-фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.
-групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные изделия, помогает обучающимся ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого.
Методы занятий:
- словесные - объяснение нового материала, технология выполнения нового изделия, рассказ, беседа ;
- наглядные -наблюдение, демонстрация готовых изделий, презентации, журналы, книги, схемы;
-практический- изготовление изделий из атласных лент, изделий декора, подготовка и участие в конкурсах разного уровня.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступности -простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
-наглядности -иллюстративность, наличие дидактических материалов;
-демократичности и гуманизма -взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей;
-научности -обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
-«от простого к сложному» -научившись простым навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложной работе .
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Название изученных материалов и инструментов. | Правильно использовать инструменты и материалы. |
Правила ТБ с колющимися предметами и открытым огнем. | Соблюдать правила ТБ. |
Правила планирования и организации труда. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
Способы и приемы обработки различных материалов. | Подбирать ленты ткань нужного цвета. |
Способы простого складывания ленты. | Изготовлять сувениры по образцу. |
Историю возникновения канзаши. | Составлять композиции. |
Технику закрепления нити. | Экономно и рационально использовать расходный материал. |
| Закреплять нить в начале и конце работы. |
| Собирать лепестки в цветок. |
К концу 2 года обучения.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Название изученных материалов и инструментов. | Правильно использовать инструменты и материалы. |
Правила ТБ с колющимися предметами и открытым огнем. | Соблюдать правила ТБ. |
Правила планирования и организации труда. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
Способы и приемы обработки различных материалов. | Подбирать ленты ткань нужного цвета. |
Способы более сложного складывания ленты. | Изготовлять сувениры по образцу. |
Историю возникновения канзаши. | Составлять композиции. |
Новые способы выполнения лепестков. | Экономно и рационально использовать расходный материал. |
| Самостоятельно изготавливать сувениры, цветы, украшения. |
| Собирать лепестки в цветок. |
К концу 3 года обучения.
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Название изученных материалов и инструментов. | Правильно использовать инструменты и материалы. |
Правила ТБ с колющимися предметами и открытым огнем. | Соблюдать правила ТБ. |
Правила планирования и организации труда. | Самостоятельно планировать и организовывать свой труд. |
Способы и приемы обработки различных материалов. | Подбирать ленты ткань нужного цвета. |
Способы сложного складывания ленты. | Изготовлять сувениры по образцу. |
Историю возникновения канзаши. | Составлять композиции. |
Новые способы выполнения лепестков. | Экономно и рационально использовать расходный материал. |
| Самостоятельно изготавливать сувениры, цветы, украшения. |
| Собирать лепестки в цветок. |
Формы контроля и подведения итогов.
Формы контроля: диагностические задания, опрос, защита проекта, тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, самостоятельная работа, выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, презентация, открытое занятие, самоанализ, самооценка, коллективный анализ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, фестивали, концерты, конкурсы, соревнования, защита проектов, карточки оценки результатов освоения программы учащимися.
содержание | срок | форма |
Промежуточная диагностика | декабрь | Наблюдение, защита проекта, самостоятельная работа, тестирование. |
Участие в конкурсах районных областных региональных всероссийских | сентябрь-май | |
Итоговая диагностика | май | Наблюдение, опрос, защита проекта. |
Личностные универсальные учебные результаты:
-осознание своих творческих возможностей;
-проявление познавательных мотивов;
-развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
-формирование уважительного отношения к людям труда, и эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.
Предметные результаты:
-определять и называть виды материалов;
-определять простые и сложные лепестки;
-понимать назначение и методы безопасного использования специальных инструментов;
-использовать заданную последовательность изготовления простейших канзаши;
-называть приемы изготовления несложных изделий;
-выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши, обрабатывать ткань, совершать сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку;
-использовать в практической работе образец, технологическую карту, шаблон;
-сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам ( точность, аккуратность);
-организовывать рабочее место;
-экономно использовать материал при изготовлении канзаши;
-выполнять различные виды отделки канзаши (отделка рамки, добавление деталей).
Регулятивные универсальные учебные результаты:
-планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-понимать цель выполняемых действий;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-различать способ и результат действия;
-адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-вносить коррективы в свою работу;
-включаться в самостоятельную практическую деятельность;
-решать творческую задачу, используя известные средства.
Познавательные универсальные учебные результаты:
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-строить речевые высказывания в устной форме;
-оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
-различать материалы и инструменты по их назначению;
-находить нужную информацию в Интернет ресурсах;
-выявлять особенности оформления и обработки;
-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-конструировать объемные изделии, добавляя природный материал.
Коммуникативные универсальные учебные результаты:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
-отвечать на вопросы;
-комментировать последовательность действий;
-выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении;
-выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности;
-выражать собственные эмоциональные отношения к результатам труда;
-быть терпеливым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план занятий . 1 год обучения.
№п/п | Наименование раздела, темы. | Общее кол-во часов |
| | всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. Тема 1.Техника безопасности, режим работы. | 2 | 2 | - |
2. | Организационное занятие. Тема 1. Знакомство с инструментами и материалами. Тема 2. Цветоведение. Тема 2.История развития канзаши. Демонстрация готовых изделий. | 6 | 6 2 2 2 | - - - - |
3. | Изготовление животных и насекомых из атласных лент. Тема 1. Знакомство с изготовлением животных и насекомых из лент. Тема 2. Бабочка . Тема 3. Стрекоза. Тема 4. Магниты . Тема 5. Мордочки животных. | 10 | 2 2 - - - - | 8 - 2 2 2 2 |
4. | Декоративные изделия из лент. Тема 1. Знакомство с изготовление декоративных изделий из лент Тема 2. Игольница- шляпка. Тема 3. Подсвечник. Тема 4.Салфетница. Тема 5. Подставка для карандашей. Тема 6.Шкатулка (одноярусная). Тема 7.Подкова. Тема 8. Ваза с ромашками. Тема 9. Салфетница-зонт. Тема 10. Петушок –держатель для полотенца. Тема 11.Влюбленные коты. Тема 12. Елка.(конус) Тема 13. Новогодняя открытка елка. Тема 14. Новогодняя игрушка шишка. Тема 15. Новогодняя игрушка из бусин. Тема 16. Снежинка. Тема 17. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Проект «Подарок для друга». | 44 | 2 2 - - - - - - - - - - - - - - - - | 42 - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 4 2 2 6 |
5. | Конструирование в технике канзаши. Тема 1. Знакомство изготовления цветов из органзы и атласных лент. Тема 2.Пионы. Тема 3. Ромашки. Тема 4. Подсолнухи. Тема 5. Нарциссы. Тема 6. Розы. Тема 7. Тюльпаны. | 26 | 2 2 - - - - - - | 24 - 4 4 4 4 4 4 |
6. | Сувениры из атласных лент. Тема 1. Знакомство с сувенирами . Тема 2.Валентинка. Тема 3. Восьмерка. Тема 4.Чайник с чашками. Тема 5. Цветы в горшке. Тема 6.Тапок . Тема 7.Доска с цветами. Тема 8. Пасха. Тема 9.Георгиевская лента. Тема 10. Открытка для ветерана. | 34 | 2 2 - - - - - - - - - | 32 - 2 2 4 2 4 4 6 2 6 |
7. | Украшения и аксессуары. Тема 1. Знакомство с украшениями. Тема 2.Ободок. Тема 3. Браслет. Тема 4. Резинки для волос. Тема 5. Банты. Тема 6. Шкатулка для мелочей. | 16 | 2 2 - - - - - | 14 - 2 2 4 2 4 |
8. | Оценочная рабата по защите проекта « Цветы которые меня окружают». Итоговая аттестация по программе 1 года обучения. | 4 | - | 4 |
9. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
10. | Итого: | 144 | 20 | 124 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1 год обучения .
1.Вводное занятие.2часа.
Теория. Цель и задачи на год. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
2. Организационное занятие . 6 часов.
Теория: Демонстрация изделий. История развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности материалов, из которых можно изготавливать канзаши: шелковые ленты, синтетический материал. Инструменты: пинцет, ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож. Свеча или ее альтернатива – газовая зажигалка. Способы склеивания и складывания готовых изделий. Формирование правильного сочетания цветов. Цветовой круг.
3. Изготовление животных и насекомых из атласных лент. 10 часов.
Теория. Ознакомить обучающихся с изготовлением насекомых и животных из лент разной ширины ,развить творческое воображение, художественный
вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитать усидчивость и трудолюбие. Просмотр изделий , техника их выполнения.
Практика: Изготовление базовых деталей для изготовления стрекозы, бабочек, мордочек животных, магнитов.
Материал: Булавки, ленты, иголка, клей, нитки.
4.Декоративные изделия из лент. 44 часа.
Теория: Познакомить с элементами и предметами декора для интерьера комнаты. Моделирование изделий с помощью подручных материалов. Сочетание цветов. Демонстрация готовых изделий. Способы их изготовления.
Практика: Изготовление предметов декора для интерьера. Изготовление базовых деталей лепестков (острый, круглый плоский). Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка предметов декора: оформление подставок для карандашей, салфетниц, подсвечников, игольниц, шкатулок, держателей для полотенца, изделий к новому году.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча.
5. Конструирование в технике канзаши. 26 часа.
Теория: Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Свойства используемых материалов. Особенности изготовления изделий из органзы. Строения цветка. Формы лепестков и особенностей их изготовления. Технология сборки цветов.
Практика: Выполнения круглого лепестка из органзы. Изготовление отдельных элементов для цветов из атласной ленты. Изготовление цветов: «Тюльпан», «Ромашка» ,«Георгин», «Подсолнух», «Нарцисс», «Роза», «Пион». Формирование панно.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча, органза.
6.Сувениры из атласных лент. 34 часа.
Теория: Знакомство с изготовлением сувениров. Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Свойства используемых материалов. Технология изготовления сувениров переплетение лент, обматывание лентами, сборка изделий.
Практика: Выполнения круглого , острого лепестка для цветов . Сборка цветов. Изготовление подарков к праздникам (день влюбленных. 8 марта, пасха, 9 мая).
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча, картон.
7. Украшения и аксессуары. 16 часов.
Теория: Знакомство с видами украшений ( серьги, браслеты, заколки). Аксессуары для волос. Элементы декора одежды. Подбор элементов декора. Сочетание лент и кружева.
Практика : Изготовление бантов «Американский бант» , «Пышного банта», браслета, ободка. Изготовление шкатулки для хранения украшений. Оформление резинок для волос.
8. Оценочная работа. Итоговая аттестация .4 часа.
Теория: Подведение результатов по пройденной программе. Изготовление самостоятельной работы . Проект « Подарок для друга».Тестирование.
Практика: Изготовление подарка. Самостоятельная работа.
9. Итоговое занятие. 2 часа.
Теория: Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Учебно-тематический план занятий. 2-ой год обучения.
№п/п | Наименование темы | Общее количество часов |
| | всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Организационное занятие. Тема 1. Повторение цветоведение, инструменты, материалы, простое складывание канзаши. | 2 | 2 2 | - - |
3. | Насекомые и животные из лент, шпагата, кофе. Тема 1. Знакомство с изготовлением насекомых и животных из лент, шпагата, кофе. Тема 2. Сова. Тема 3. Пчела, оса. Тема 4. Божья коровка. Тема 5. Кобра. Тема 6. Ежик. Тема 7. Сова из шпагата. | 30 | 2 2 - - - - - - | 28 - 4 2 6 6 4 6 |
4. | Конструирование из лент в технике канзаши. Тема 1. Знакомство с изготовлением цветов. Тема 2. Тюльпан. Тема 3. Маки. Тема 4. Ромашка. Тема 5.Подсолнух. Тема 6. Георгины. Тема 7. Колокольчики. Тема 8. Розы. Тема 9.Итоговое занятие по разделу. Тестирование. Коллективная работа «Цветочная поляна» | 28 | 4 4 - - - - - - - - | 24 - 2 4 2 4 4 2 2 4 |
5. | Декоративные изделия, предметы декора. Тема 1. Знакомство с декором, с композицией. Тема 2. Оберег для дома. Тема 3. Колодец. Тема 4. Часы. Тема 5. Снеговик . Тема 6. Елка. Тема 7.Новогодняя игрушка. Тема 8.Дед мороз. Тема 9. Венок к рождеству. Тема 10. Итоговое занятие по разделу. Промежуточная аттестация. Самостоятельная работа « Подарок к рождеству». | 50 | 4 4 - - - - - - - - - | 46 - 4 6 6 4 6 6 4 6 4 |
6. | Сувениры. Тема 1. Знакомство с сувенирами. Тема 2. Игольница-гусеница. Тема 3. Топиарий ко дню влюбленных. Тема 4. Валентинка. Тема 5. Подсвечник. Тема 6. Корзина из мыла. Тема 7. Ключница. Тема 8.Восьмерка на подставке. Тема 9.Топиарий-желтый. Тема 10. Шкатулка -книга. Тема 11. Пасха. Тема 12. Веер. Тема 13.Матрешка . Тема 14. Дерево счастья. Тема 15.Георгины с колокольчиками. Тема 16. Танк. | 72 | 2 2 - - - - - - - - - - - - - - - | 70 - 2 6 2 6 2 4 4 6 4 10 4 4 6 6 4 |
7. | Украшения и аксессуары. Тема 1.Знакомство с аксессуарами. Тема 2. Георгиевская ленточка. Тема 3. Манекен для заколок. Тема 4. Резинки для волос. Тема 5. Бант. Тема 6. Подвеска шиндаре. Тема 7. Ободок. | 26 | 2 2 - - - - - - | 24 - 2 6 4 4 6 2 |
8. | Оценочная диагностика . Итоговая аттестация. Защита проекта . | 4 | 2 | 2 |
9. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
| Итого | 216 | 22 | 194 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2 год обучения .
1.Вводное занятие.2часа.
Теория. Цель и задачи на год. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
2. Организационное занятие . 2 часа.
Теория: Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности материалов, из которых можно изготавливать канзаши: шелковые ленты, синтетический материал. Инструменты: пинцет, ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож. Свеча или ее альтернатива – газовая зажигалка. Способы склеивания и складывания готовых изделий. Формирование правильного сочетания цветов. Цветовой круг.
3. Насекомые и животные из лент, шпагата, кофе. 30 часов.
Теория. Ознакомить обучающихся с изготовлением насекомых и животных из лент разной ширины, шпагата , кофе. Развить творческое воображение, художественный
вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитать усидчивость и трудолюбие. Просмотр изделий , техника их выполнения.
Практика: Изготовление базовых деталей для изготовления осы, пчелы , божьей коровки, совы. Изготовление ежа из кофе. Изготовление совы из шпагата основа которой бросовый материал (банка из под кофе).
Материал: Булавки, ленты, иголка, клей, нитки, кофе, шпагат.
4. Конструирование из лент в технике канзаши. 28 часов.
Теория: Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Знакомство основными острыми и круглыми лепестками. Свойства используемых материалов. Строения цветка. Формы лепестков и особенностей их изготовления. Технология сборки цветов.
Практика: Выполнения круглого и острого лепестка . Изготовление отдельных элементов для цветов из атласной ленты. Изготовление цветов: «Тюльпан», «Ромашка» ,«Георгин», «Подсолнух», «Нарцисс», «Роза», «Пион». Формирование панно.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча.
5.Декоративные изделия , предметы декора. 50 часов.
Теория: Познакомить с элементами и предметами декора для интерьера комнаты. Моделирование изделий с помощью подручных материалов. Сочетание цветов. Демонстрация готовых изделий. Способы их изготовления.
Практика: Изготовление предметов декора для интерьера. Изготовление базовых деталей лепестков (острый, круглый плоский). Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка предметов декора: оберега, часы, изделий к новому году.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча.
6.Сувениры из атласных лент. 72 часа.
Теория: Знакомство с изготовлением сувениров. Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Свойства используемых материалов. Технология изготовления сувениров переплетение лент, обматывание лентами, сборка изделий.
Практика: Выполнения круглого , острого лепестка для цветов . Сборка цветов. Изготовление подарков к праздникам -день влюбленных. 8 марта, пасха, 9 мая, топиарий, веер,
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча, картон, вилки, пенопластовая основа.
7. Украшения и аксессуары. 26 часов.
Теория: Знакомство с видами украшений ( серьги, браслеты, заколки). Аксессуары для волос. Элементы декора одежды. Подбор элементов декора. Сочетание лент и кружева. Знакомство с изготовление подвески шиндаре.
Практика : Изготовление бантов «Американский бант» , «Пышного банта», подвески шиндаре, ободка. Изготовление манекена для хранения украшений. Оформление резинок для волос.
8. Оценочная работа. Итоговая аттестация .4 часа.
Теория: Подведение результатов по пройденной программе. Изготовление самостоятельной работы . Проект « Подарок для друга».Тестирование.
Практика: Изготовление подарка. Самостоятельная работа.
9. Итоговое занятие. 2 часа.
Теория: Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Учебно-тематический план занятий. 3-ий год обучения.
№п/п | Наименование темы | Общее количество часов |
| | всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Организационное занятие. Тема 1. Повторение цветоведение, инструменты, материалы, простое складывание канзаши. Тема 2. Повторение изготовления лепестков разной формы. | 4 | 2 2 - | 2 - 2 |
3. | Насекомые и животные из лент, шпагата. Тема 1. Знакомство с изготовлением насекомых и животных из лент, шпагата. Тема 2. Бабочка. Тема 3. Петух. Тема 4. Зверюшки. Тема 5. Коты. | 18 | 2 2 - - - - | 16 - 4 6 2 4 |
4. | Декоративные изделия, предметы декора. Тема 1. Знакомство с декором, с композицией. Тема 2. Держатель для штор. Тема 3. Домовенок. Тема 4. Глобус. Тема 5. Велосипед . Тема 6. Шкатулка из шпашек. Тема 7. Мельница. Тема 8.Туфля. Тема 9. Кукла -леди. Тема 10. Шкатулка-кукла. Тема 11.Топиарий. Тема 12. Овечка. Тема 13. Ангелочек. Тема 14. Елка. Тема 15. Снежинка. Тема 16. Новогодняя игрушка. Тема 17. Итоговое занятие по разделу. Самостоятельная работа « Подарок к рождеству». | 80 | 2 2 - - - - - - - - - - - - - - - - | 78 - 4 4 6 6 6 6 4 6 4 6 4 6 4 4 4 4 |
5. | Сувениры. Тема 1. Знакомство с сувенирами. Тема 2. Шкатулка многоярусная. Тема 3. Гитара . Тема 4. Валентинка. Тема 5. Подкова. Тема 6. Открытка к 8 марта. Тема 7. Восьмерка. Тема 8. Пианино с сюрпризом.. Тема 9. Пасха. | 42 | 2 2 - - - - - - - - | 40 - 4 6 4 4 4 4 8 6 |
6. | Конструирование из лент в технике канзаши. Тема 1. Знакомство с изготовлением цветов. Тема 2. Васильки. Тема 3. Подснежники. Тема 4. Каллы. Тема 5.Подсолнухи. Тема 6. Лилии. Тема 7. Орхидея. Тема 8. Розы. Тема 9. Гиацинт. Тема 10 . Фуксия. Тема 11. Анютины глазки. Тема 12. Лютики. Тема 13. Коллективная работа «Мой любимый цветок» | 64 | 2 2 - - - - - - - - - - - - | 62 - 4 4 4 6 6 6 6 6 6 6 4 4 |
7. | Оценочная диагностика .Итоговая аттестация. Защита проекта . | 4 | 2 | 2 |
8. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
| Итого | 216 | 14 | 202 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3 год обучения .
1.Вводное занятие.2часа.
Теория. Цель и задачи на год. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
2. Организационное занятие . 4 часа.
Теория: Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности материалов, из которых можно изготавливать канзаши: шелковые ленты, синтетический материал. Инструменты: пинцет, ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож. Свеча или ее альтернатива – газовая зажигалка. Способы склеивания и складывания готовых изделий. Формирование правильного сочетания цветов. Цветовой круг.
Практика: Изготовление лепестков разной формы.
3. Насекомые и животные из лент, шпагата. 18 часов.
Теория. Ознакомить обучающихся с изготовлением насекомых и животных из лент разной ширины, шпагата . Развить творческое воображение, художественный
вкус, формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитать усидчивость и трудолюбие. Просмотр изделий , техника их выполнения.
Практика: Изготовление базовых деталей для изготовления петуха, бабочки , зверюшек.. Изготовление котов из шпагата основа которых бросовый материал (бутылка пластиковая).
Материал: Булавки, ленты, иголка, клей, нитки, кофе, шпагат, бутылка.
4.Декоративные изделия , предметы декора. 80 часов.
Теория: Познакомить с элементами и предметами декора для интерьера комнаты. Моделирование изделий с помощью подручных материалов. Сочетание цветов. Демонстрация готовых изделий. Способы их изготовления.
Практика: Изготовление предметов декора для интерьера. Изготовление базовых деталей лепестков (острый, круглый плоский). Изготовление каркасов, достаточного количества лепестков. Сборка предметов декора: мельницы, шкатулки, куклы, велосипед, декоративная туфля, глобус, топиарий, изделий к новому году.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча.
5.Сувениры. 42 часа.
Теория: Знакомство с изготовлением сувениров. Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Свойства используемых материалов. Технология изготовления сувениров переплетение лент, обматывание лентами, сборка изделий.
Практика: Выполнения круглого , острого лепестка для цветов . Сборка цветов. Изготовление подарков к праздникам -день влюбленных. 8 марта, пасха, 9 мая, топиарий.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча, картон, вилки, пенопластовая основа
6. Конструирование из лент в технике канзаши. 64 часа.
Теория: Изготовление лепестков для цветов из атласной ленты. Знакомство основными острыми и круглыми лепестками. Свойства используемых материалов. Строения цветка. Формы лепестков и особенностей их изготовления. Технология сборки цветов.
Практика: Выполнения круглого и острого лепестка . Изготовление отдельных элементов для цветов из атласной ленты. Изготовление цветов: «Подснежники», «Васильки» ,«Лилии», «Подсолнух», «Анютины глазки», «Роза», «Фуксия». Формирование панно.
Материал: Бросовый материал, иголка, нитка, клей, лента, свеча.
7. Оценочная работа. Итоговая аттестация .4 часа.
Теория: Подведение результатов по пройденной программе. Изготовление самостоятельной работы . Проект « Подарок для друга».Тестирование.
Практика: Изготовление подарка. Самостоятельная работа.
8. Итоговое занятие. 2 часа.
Теория: Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Методическое обеспечение программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Для реализации программы необходимо наличие кабинета.
Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы.
Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер.
Приспособления и инструменты : карандаш, линейка, ножницы, канцелярский нож, пистолет клеевой, свеча, иголка, пинцет.
Материалы: бисер, бусины, стеклярус, резинка, заколки, основа для броши, нитки швейные , капрон, ободок, пенопласт, огранза, ткань.
Учебно-методический комплекс.
Вид | Название |
Наглядное пособие. | Схемы, таблицы, образцы готовых изделий. |
Медиапособия. | Видеоурок, презентации. |
Раздаточный материал. | Схемы, шаблоны. |
Учебные пособия. | Методические разработки открытых занятий, тесты, кроссворды. |
Отличительной особенностью программы является то, что результат каждого занятия обучающихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми. А это стимулирует их развитие. Свои работы дети демонстрируют на школьных выставках и в рамках объединения. Это способствует процессу их самосовершенствования – видя работы других, воспитанник сравнивает и стремится к большему. Развивать творческие способности можно как в индивидуальной деятельности, так и в коллективной. Большинство занятий по программе предполагает индивидуальную работу. Но взаимопомощь всегда присутствует.
Заниматься рукоделием могут не только девочки , но мальчики.
В программе применяются здоровьесберегающееся технологии (физ. минутки) которые поддерживают умственную и физическую работоспособность детей на протяжении всего занятия и предупреждают переутомление, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи. Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.
Список использованной литературы.
Список литературы для педагога
1. Хелен Гибб. Изысканные цветы из лент. – М.: Кристина-Новый век, 2007.
2. Хенри Дебора. Цветочные фантазии из лент. – М.: Мой мир, 2007.
3. Христиане Хюбнер: Канзаши. Японские украшения для волос и аксессуары из ткани. – М.: Арт-Родник, 2014.
4.СильвиБлондо: Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос, модные аксессуары и декор.Издательство: ИГ «Контэнт», 2014г. - 80 стр.: ил.
5.Елена Токарева: Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. Издательство: Эксмо-Пресс, 2014 г. - 32 стр.: ил.
6.Елена Токарева: Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние. Издательство: Эксмо, 2012 г.- 272 стр.: ил.
7.Хелен Гибб: Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары. Винтаж и современность. Издательство: Кристина, 2007 г – 120стр.: ил.
8.Коллектив авторов: Японское искусство КАНЗАШИ. Тематическая подборка. - 7 папок (более 100 с.)
Список литературы для учащихся
1. Мастера рукоделия. Канзаши. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mastera-rukodeliya.ru/ 2. Огромная подборка мастер-классов по канзаши. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4726526/post284577439 3. Канзаши своими руками - мастер класс для начинающих. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://kanzashimaster.com/ 4. Канзаши своими руками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kanzashi-master-klass.ru/ Программу составила педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Д.С. Васильева
Интернет-ресурс:
1.Огромная подборка мастер-классов по канзаши. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4726526/post284577439
2. http ://stranamasterov.ru
3.http: //podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
4.http: //lensut.narod.ru/brosovyi.htm
5.http://kanzashi-master-klass.ru/
6.http://www.birmama.ru
7.http://woman-v.ru/master-klass-po-kanzashi-svoimi-rukami.html
8.http://vselady.ru/ujut/hobbi/kanzashi_master.htm
9.http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/
10.http://mastera-rukodeliya.ru/
11.http://www.zlatoshveika.com/
12.Сайт «Домашняя волшебница» http://www.magic-dom.ru
13. http://vk.com/video-31890522_161427810
14. Хана канзаши - цветы из ткани. Украшения ручной работыhttp://vk.com/kanzashi.flower
15. Уроки канзаши и МК в картинках → МК хризантемаhttp://kanzashi.org/uroki-i-master-klassi-v-kartinkah/
16.История канзашиhttp://3ladies.ru/kanzashi-svoimi-rukami
17.Японская техника изготовления цветов из лент — канзаши
Приложение 1.
Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
2. Все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком;
3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
4. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
5. При работе с бисером следует использовать неглубокие емкости (н-р блюдце);
6. При работе с сыпучими материалами следует надевать защитную маску.
Техника безопасности при работе с иглами, булавками и спицами:
1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
2. Используйте при шитье наперсток;
3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
7. Спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;
8. При работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с электроприборами:
1. Перед работой с электроприбором проверьте исправность шнура, при наличии неполадок - устраните;
2. Включайте и выключайте электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками;
3. Не оставляйте включенным электроприбор без присмотра;
4. Утюг , клей пистолет ставьте только на специальную жаростойкую подставку;
5. Во время работы следите, чтобы шнур не касался подошвы утюга;
6. Храните электроприбор в вертикальном положении;
7. Выбирайте соответствующий составу ткани режим глажения;
8. При глажке , при работе с клеем не касайтесь рукой горячих поверхностей утюга или носика пистолета и не смачивайте проглаживаемую ткань обильно водой.