Рабочая программа
дополнительного образования
для 5 ( 6 класса)
“Spoken English (Разговорный английский)”
Составитель программы
учитель английского языка
Сухоняк Светлана Витальевна
Новокузнецк
2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения и составлена на 32 часа в год (1 час в неделю).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011
-«Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
При составлении программы использовался проект примерной основной образовательной программы общего образования.
Программа курса направлена на овладение языковыми навыками в разделе грамматика, не входящими в перечень контролируемых элементов содержания по предмету.
Её актуальность вызвана запросом родителей и учащихся в освоении разговорного английского языка и объясняется тем, что данный курс поможет учащимся восполнить знания, которых недостаточно, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя во время поездки за границу. Он дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, поможет углубить и расширить знания по английскому языку.
Курс состоит из следующих разделов: Роль иностранного языка в жизни человека. Всё о себе. Я и моё окружение. Дом, родной дом.Ты любишь свой дом, (квартиру)? Тебе нравится ходить за покупками? Свободное время. Хобби и интересы. Чем ты занимаешься? Погода и погодные условия Развлечения в любое время Путешествие. Кудуа отправиться? Кем ты собираешься стать? Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы Спорт и твои спортивные достижения. Традиции и праздники англоговорящих стран. Поездка за границу.Знакомство с городом.(Деньги, деньги, деньги ... Транспорт города, страны Еда. питание, рестораны. В кафе.. Врач. Аптека Отъезд домой. Заключительное занятие.
Ценность курса состоит в том, что программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни людей за рубежом. Они должны будут уметь поговорить об их манерах поведения, упомянуть о существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.
Здесь затрагиваются такие межпредметные области как география, история, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура.
Целями программы является обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета; формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
Основными задачами являются:
1) ознакомить учащихся:
с фразами и выражениями речевого этикета для использования в заграничных поездках по изучаемой тематике; с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
2) научить учащихся:
вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета;
При реализации данных целей и задач следует учитывать факторы, способствующие созданию благоприятных условий обучения.
В результате изучения данного курса учащиеся будут знать основные грамматические структуры, необходимые для овладения навыками устной и письменной речи; фразы и выражения, необходимые для практического использования в заграничных поездках в ситуациях:
Приобретут навыки устного общения и будут уметь вести разговор по перечисленным выше ситуациям.
Все это даст возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.
Основным методом обучения является коммуникативный метод. Коммуникативная методика обучения английскому языку основана на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. лексику, грамматику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации. : метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, объяснительно-иллюстративный метод.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Для решения основных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач в обучении иностранному языку применяются различные игровые приемы ( речевая зарядка, выразительное чтение на английском языке, пение на английском языке, инсценирование, ролевые и коммуникативные игры, деловые игры и проблемные задания). Игровые задания готовят детей одновременно к устному и письменному общению (коммуникативная компетенция). Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная компетенция).
При обучении английскому языку в 5-6 классах основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные; теоретическое занятие, занятие-игра, виртуальная экскурсия, телемост.
2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
С учётом общих требований стандарта цели обучения иностранному языку реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования и подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. В силу специфики предмета «Иностранный язык», входящего в состав предметной области «Филология», многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, то есть становятся метапредметными и личностными.
К общим результатам освоения английского языка можно отнести:
1) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
2) расширение и систематизацию знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса; дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
4)создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов по английскому языку.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение рационально планировать свой учебный труд; работать в соответствии с намеченным планом;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
А. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция (овладение видами речевой деятельности):
в области говорения:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, npи необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
в области аудирования:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видео-тексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
в области чтения:
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием содержания и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
в области письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране/странах изучаемого языка;
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами):
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы)
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языков! средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приёмами работы с текстом, умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи; (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики ochobhoй школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучении иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В сфере физической деятельности:
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1. | Роль иностранного языка в жизни человека. | 1 | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу; слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, формулируют собственное мнение и позицию. | |
2 | Всё о себе 1. Давайте познакомимся/ Как ты выглядишь? Притяжательный падеж существительных (повторение). Повторение to be в Present и Past Simple. | 3 | Знакомство с понятием «речевое клише» (устойчивые выражения) и понятий Прослушивание песенки \; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | |
3 | Начинает и поддерживать диалог в стандартных ситуациях. общения. Воспринимает на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников. | |
4 | Строит монологическое контекстное высказывание; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | |
5 | Я и моё окружение. | 2 | Задавают вопросы в Present Simple (настоящем простом времени); -как обсудить свое расписание уроков в сравнении с расписанием в английской школе | |
6. | Высказываются о фактах и событиях, используя такие типы речи, как повествование, сообщение, описание, рассуждение; | |
7 | Дом, родной дом. Ты любишь свой дом, (квартиру)? Повторение оборотов There is/are. Повторение предлогов места. | 2 | Описывают дом, комнату, используя обороты There is\ are\ was\ were . Ведут диалог-расспрос с опорой на текст и иллюстрации. Понимать правила употребления глаголов в Рresent Continuous. | |
8 | | Игра \ Догадайся \ Разучивание песенки \ Мой дом \ Узнает и употребляет в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции. | |
9 | Тебе нравится ходить за покупками? Количественные местоимения. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Наречия количества. | 2 | Составляеь собственный текст по аналогии. Вести диалог-расспрос о покупках. Догадывается о значении английских слов по их созвучию с русским языком | |
10 | Повторение названий предметов, которые могут быть куплены в магазине. Образовывает степени сравнения прилагательных и наречий и употребляет их в диалоге-расспросе | |
11 | Свободное время. Хобби и интересы. Досуг и увлечение (музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, кафе). | 3 | Ведет диалог-расспрос по картинке, на основе прослушанного текста. Оперировать в речи изученными лексическими единицами и грамматическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей» | |
12 | Рассказывает об увлечениях своих сверстников в англоязычной стране по картине; | |
13 | Разговор по телефону, Обучающиеся повторяют за диктором, а затем разыгрывают аналогичные диалоги в парах. | |
14 | Чем ты занимаешься? | 2 | Аудирование речевых клише «Я бы (не) хотел …» | |
15 | Прослушивание песни «Не хочу» и инсценирование ее. | |
16 | Погода и погодные условия | 1 | Отработка лексических и грамматических единиц | |
17 | Развлечения в любое время года. | 1 | Празднование в Канаде, Америке, Австралии. Слушают диалог и разыгрывают его | |
18 | Путешествие. Куда отправиться? | 2 | Изготовление постера. | |
19 | Разыгрывают ситуативные диалоги в парах и группах . | |
20 | Кем ты собираешься стать? Профессии и род деятельности. | 2 | Разыгрывают ситуативные диалоги в парах и группах | |
21 | Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. | 2 | Самостоятельно запрашивает информацию. Вести диалог-расспрос и участвовать в нем, оперируя конструкциями и лексикой.. Рассказывает о своих каникулах | |
22 | Употребляет в устных высказываниях глаголы в Present/Past/Future Simple Tense, обслуживающие ситуации общения. Прослушивают песенку «Школа» и разучивают её. | |
23 | Спорт и твои спортивные достижения | 2 | Викторина «Популярные виды спорта в Великобритании» Дайвинг. Язык дайвингистов. | |
24 | Сообщение «Где можно заниматься спортом». Создание коллажа. Самостоятельно запрашивает информацию. | |
25 | Традиции и праздники англоговорящих стран | 2 | Знакомство с национально-культурными традициями стран изучаемого языка. | |
26 | Оформляет свои мысли в устной и письменной речи: составляет монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения | |
27 | Приглашение на праздник | 1 | Изготовление костюмов и масок, разучива ние сценки. Поздравления. Выражения, сопровождающие вручение подарка. | |
28 | Поездка за рубеж | 2 | Работа с картами стран. Флаги. Использование в речи простейших устойчивых словосочетаний, синонимов, речевых клише в соответствии с коммуникативной задачей | |
29 | Знакомство с городом | 1 | Работа с картой города. Использование в речи простейших устойчивых словосочетаний, синонимов, речевых клише в соответствии с коммуникативной задачей | |
30 | Деньги, деньги, деньги ... | 1 | Числительные. Прослушивание и работа с текстом. Составление кластера | |
31 | Транспорт города, страны | 1 | Игра «В трамвае» Распределение ролей. Отвечает на вопросы разных видов. | |
32 | Еда. питание, рестораны. В кафе | 1 | Воспринимает на слух в аудиозаписи содержание текста с некоторыми новыми словами, находит в тексте запрошенную информацию с опорой на иллюстрации. Употребляет в устных диалогических высказываниях разделительные вопросы | |
33 | Врач. Аптека | .1 | Воспринимает на слух в аудиозаписи основную информацию текстов, построенных на изученном материале и с некоторыми незнакомыми словами. Отвечает на вопросы Разыгрывают ситуативные диалоги в парах и группах | |
34 | Отъезд домой. Сборы домой, магазины. | 1 | Участвует в диалоге-побуждении к действию, понимает реакцию собеседников. | |
35 | Заключительное занятие | 1 | Телемост, Встреча с учащимися английской школы Разыгрывают ситуативные диалоги в парах и группах. | |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения.
Стандарты второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Голицынский Ю.Б."SPOKEN ENGLISH. Пособие по разговорной речи", издательство «Каро», 2012
Дмитриева В.Г. «Английские неправильные глаголы с помощью волшебных очков» «Издательство АСТ», г Москва, 2014г.
Камионская Л.А. «Научись говорить по-английски», издательство «Феникс», г. Ростов-на –Дону, 2013
Сборник упражнений по обучению правилам чтения на уроках английского языка, составители. Козынюк Н.Ю., Шудейко Н.В., издательство «Белый ветер», 2009
Степанов В.Ю. Английские пословицы, поговорки и клише. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014
Англо – английские и двуязычные словари.
Печатные пособия:
Транскрипционные знаки (карточки).
Грамматические таблицы, схемы (дидактический материал)
Таблицы, схемы (раздаточный материал для индивидуальной работы)
Карты на английском языке: географические карты стран изучаемого языка. Карта России
Плакаты по англоговорящим странам.
Мультимедийные средства обучения: CD и DVD для занятий :
Английский язык? Запросто! Учимся строить предложения, Москва, 2013г;
Универсальное мультимедийное пособие «Английский язык 1-4», Москва, 2013
Материально-техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийные средства обучения: CD и DVD для занятий