СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования естественнонаучной направленности объединения «ИЗЮМ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение детей  и подростков  к научно-исследовательской и проектной деятельности является приоритетным и во многом экспериментальным направлением дополнительного образования и делает данную программу актуальной и педагогически целесообразной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования естественнонаучной направленности объединения «ИЗЮМ»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района


ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Приказ №____________

От «_____» _______20______г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ СОШ №148 Купинского района

______________________/

Шабанова Н.И.

«_______»_________20_______г.





Рабочая программа дополнительного образования

естественнонаучной направленности

объединения

«ИЗЮМ»




срок реализации: 1 год


возраст обучающихся:6,5-8 лет





Составитель:

Брюханкова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

МКОУ СОШ №148 Купинского района










г. Купино, 2017г.








Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа разработки программы:

-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.

-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам".

-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ).

-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).

Дополнительное образование является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Данная программа даёт возможность интересно организовать досуг детей и подростков, а также даст им возможность почувствовать себя настоящими волшебниками, научит их выполнять несложные фокусы. Фокусы – это не только интересное времяпровождение. Такое увлечение еще и полезное развивающее занятие. Оно научит терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Дети увлекающиеся фокусами совсем не обязательно в зрелом возрасте будут работать иллюзионистами, но это лучшее время и возможность дать им социализироваться, показать себя интересными в компании сверстников, что, в конечном счете, очень благотворно сказывается на формирующимся характере.

 Все дети увлеченные фокусами в детстве вырастают в окружении принятия и интереса со стороны окружающих. Во взрослой жизни они легче находят общий язык с окружающими, не боятся внимания и даже умеют им управлять. Фокусы для детей это возможность и способ взрастить в себе общительную, интересную и лидирующую личность.

Иллюзии и фокусы завораживают воображение, часто являются самой эффективной и необычайной частью представления. Иллюзионист и фокусник - настоящий волшебник, который делает невероятные и непостижимые вещи. Кому из нас хотя бы раз не хотелось узнать суть фокуса, понять, как создается это волшебство? На занятиях можно не только разгадать загадки мастерства фокусника, но и самостоятельно научиться выполнять фокусы. Кроме того, там можно узнать об истории возникновения и развития этого мастерства, узнать истории, которые стоят за созданием разных фокусов, научиться работать с реквизитом, обучиться основам актерского мастерства, сценической речи, пантомимы и научиться работать на сцене.

Занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.   Такой вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Данная программа поможет углубить знания учащихся по курсам «Окружающий мир», «Технология», «Математика», «Физика», «Химия» и др.

Актуальность разработки дополнительной образовательной программы «Изюм» связана с внедрением в современную педагогическую практику ФГОС. Сложившаяся ситуация в образовании уже сегодня требует глубокой и планомерной интеграции дополнительного и общего образования. Дополнительное образование способно существенно обогатить багаж знаний детей и не хуже, чем общее и развить их способности и наклонности. Привлечение детей и подростков к научно-исследовательской и проектной деятельности является приоритетным и во многом экспериментальным направлением дополнительного образования и делает данную программу актуальной и педагогически целесообразной.

Новизна программы заключается в том, что при ее разработке, учитывались запросы современных детей и подростков в самовыражении, желании быть не такими как все. Для педагогов же представляет собой способ привлечь детей к познанию, научным исследованиям.

Цели данной программы:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим.

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.

Задачи:

- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

 - Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

- Организация информационной поддержки учащихся.

- Изучение фокусов и практические занятия по их отработке.

- Изучение основ актерского мастерства, сценической речи, пантомимы собственных номеров с использованием полученных знаний и навыков.

- Изучение истории появления и развития мастерства иллюзиониста и

Данная программа разработана для обучающихся 4-8 классов сроком реализации 1 год. Внеурочная работа реализуется через посещение занятия  кружка, наполняемостью до 15 человек.

Оптимальный режим работы 2 раза в неделю по 1 часу.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в год – 68.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Первый уровень:

  • учащиеся познакомятся с различными свойствами бумаги, воды, металлов;

  • учащиеся будут уметь выполнять упражнения для развития мелкой моторики рук;

  • познакомятся с секретами различных фокусов.

Второй уровень:

  • учащиеся смогут самостоятельно выполнять различные фокусы;

  • приобретут навыки позитивного коммуникативного общения.

  • учащиеся будут иметь возможность развития эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим.

  • у учащихся сформируется положительное отношение к собственным увлечениям.

  • учащиеся получат  практическое подтверждение приобретенных социальных знаний.  

Третий уровень:

  • учащиеся смогут составлять свою шоу-программу

  • приобретут опыт выступления перед незнакомой аудиторией

  • учащиеся получат  опыт самостоятельного общественного действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;

-учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;

-строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

-самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности;

-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

- уметь выбирать адекватные задаче программно- аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.

Формами учёта уровня знаний и умений при реализации данной программы являются:

- собеседование,

- устные опросы,

- конкурсы исследовательских и информационных работ,

- выставка,

- выступления.

В результате реализации дополнительной образовательной программы «Изюм» создаются условия для формирования у детей и подростков компетентностей, как в области наук естественно-научного направления, так и в практической научно-исследовательской деятельности. Это дает прекрасную возможность участвовать в городских, окружных, всероссийских конкурсах исследовательских работ и проектов. Успешная творческая самореализация детей - это залог их адекватной социализации в обществе.

Аттестация обучающихся проводится в форме показательных выступлений, как до открытия лаборатории, которая организуется после изучения всего объёма программы, как место где все желающие смогут посмотреть на интересные опыты и фокусы, а выпускники становятся сотрудниками лаборатории. Каждый обучающийся индивидуально или в составе микрогруппы представляет какой-то фокус, эксперимент, опыт. Работа сопровождается устным рассказом о явлении, веществах и происходящих в ходе эксперимента изменениях. Работа оценивается по определённым критериям: насколько логично выстроена информация, как обучающийся владеет материалом и ведёт дискуссию, отвечая на вопросы аудитории. Степень проявления данных критериев будет свидетельствовать об уровне сформированности знаний, умений, навыков, об уровне развития способностей и личностных качеств детей и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Содержание программы

Реализуя данную программу, следует помнить, что одной из её задач является формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Поэтому целесообразно на каждом занятии отводить время на упражнения, способствующие развитию речи учащихся, умений увлечь, заинтересовать аудиторию.

Приступая к изучению каждого раздела программы необходимо вооружить учащихся теоретическими знаниями о свойствах тех материалов, с которыми будут проводиться фокусы. При изучении основных свойств воды, бумаги, металлов, воздуха рекомендуется использовать исследовательский метод , позволяющий сформировать у учащихся общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы.

Наиболее удобна при проведении занятий групповая форма работы . Работа детей в группах необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работой детей по освоению нового способа. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.

После изучения разделов программы 3 - 7 необходимо организовать выступление учащихся - членов кружка перед знакомой им аудиторией (учащимися класса, школы, родителями). А после освоения всей программы должен быть выход в незнакомую учащимся аудиторию ( например, дети близлежащего к школе детского сада, или выступление в клубе посёлка) с целью развития эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и формирования положительного отношения к собственным увлечениям.

1.Вводные занятия (6 ч.)

- Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности при проведении опытов и экспериментов. Кто такие волшебники и кто такие ученые? Введение в историю фокусов.

Как стать волшебником. Основы актерского мастерства и поведение на сцене. Секреты выполнения трюков.

Практическая работа: обсуждение фильма «Травматизм». Освоение приемов первой медицинской помощи. выполнение простейших фокусов на основе просмотренного видеоматериала. Тренировочные упражнения по актерскому мастерству и секрету иллюзорных трюков.

2.Физика (20 ч.)

Занимательная наука – физика. Основные ученые и изобретатели. Физика в повседневной жизни. Понятия о статическом электричестве, магнитных полях, давлении, плотности, площади, реактивном движении, концентрации. Виртуальное экскурсия «Занимательная физика».

Практическая работа: опыты с воздушными шариками; эксперименты с бумажными самолетиками; эксперименты с рисом, макаронами и пепси-колой; эксперименты со стаканами и бумагой; опыты с яйцом и солевым раствором; фокус «Башня», опыты с мыльными пузырями. Подготовка к показательным выступлениям.

3.Химия (18 ч.)

Основные термины химические термины. Применение химии в повседневной жизни. Название лабораторной посуды. Основные ученые и первооткрыватели. Виртуальное путешествие в химическую лабораторию.

Практическая работа: эксперименты с кока-колой; фокус «Вулкан – своими руками» (реакция нейтрализации); опыт «Где прячется крахмал?» (качественная реакция с йодом); фокус «Невидимые чернила» (чернила из сока лимона и молока); фокус «Разбегающиеся зубочистки» (поверхностно-активные вещества); фокус «Превращения синей краски» (абсорбация туши активированным углем); фокус «Лимон надувает шарик» (получение углекислого газа); фокус «Змея из песка» ( получение «змеи» из сахарного песка, соды, песка и жидкости для розжига; эксперимент «Искусственный снег» (кристаллизация поваренной соли»; выращивание кристаллов из соли и сахара; опыты «Волшебная вода» (изменение цвета фенолфталеина в кислой и щелочной среде; «Лавовая лампа» (из соды, лимонной кислоты, воды и пищевого красителя); опыт «Холодная и горячая вода» (вода в двух стаканах, когда горячая находится сверху). Подготовка к показательным выступлениям.

4.Школа волшебников (8 ч.)

Демонстрация и объяснение особенностей выполнения трюков. Правила безопасного поведения во время проведения трюков и фокусов.

Практическая работа: трюк «Сгибающаяся ложка и гвоздь»; трюк «Силач»; математические фокусы; фокусы с картами.

5. Итоговые занятия (16 ч.)

Подготовка к показательным выступлениям; открытие лаборатории «Изюм»; показательные выступления с демонстрацией опытов, фокусов.

Практическая работа: Подготовка к показательным выступлениям, оформление интерьера лаборатории, показательные выступления.

Тематическое планирование

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе:

Теоретич.

Практич.

1

Вводные занятия

6

3

3

1.1


Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности

Кто такие волшебники и кто такие ученые?

2

1

1

1.2

Введение в историю фокусов

2

1

1

1.3

Как стать волшебником

2

1

1

2

Физика

20

10

10

2.1

Занимательная наука-физика

2

1

1

2.2

Опыты с воздушными шариками (давление, реактивное движение, статическое электричество)

2

1

1

2.3

Опыты с воздушными шариками (давление, реактивное движение, статическое электричество, магнитные поля)

2

1

1

2.4

Эксперименты с самолетиками из бумаги. Конкурс «Самый летающий самолетик»

2

1

1

2.5

Эксперименты с рисом, макаронами и пепси-колой (плотность, давление). Неньютоновская жидкость.

2

1

1

2.6

Эксперименты со стаканами и бумагой (площадь и давление)

2

1

1

2.7

Опыт с яйцом и солевым раствором (концентрация, плотность). Опыт «Радуга в стакане»

2

1

1

2.8

Фокус «Башня» (плотность)

2

1

1

2.9

Опыты с мыльными пузырями. Гигантские мыльные пузыри.

2

1

1

2.10

Виртуальная экскурсия «Занимательная физика». Подготовка к показательным выступлениям.

2

1

1

3

Химия

18

9

9


Замечательная наука – химия. Виртуальная экскурсия.

Химия на кухне.

2

1

1

3.2

Эксперименты с кока-колой (Какой вред приносят газированные напитки?)

2

1

1

3.3

Фокус «Вулкан – своими руками» (реакция нейтрализации)

2

1

1

3.4

3.5

Где прячется крахмал? (качественная реакция с йодом)

Фокус «Невидимые чернила» (чернила из сока лимона и молока)

2

1

1

3.6


Фокус «Разбегаеющиеся зубочистки» (поверхностно-активные вещества).

Фокус «Превращения синей краски» (тушь абсорбируется активированным углем).

2

1

1

3.7

Фокус «Лимон надувает шарик» (получение углекислого газа)

Фокус «Змея из песка»

2

1

1

3.8

Эксперимент «Искусственный снег» (кристаллизация поваренной соли). Выращивание кристаллов из соли и сахара.

2

1

1

3.9

Опыты «Волшебная вода» (изменение цвета фенолфталеина в кислой и щелочной среде, «Лавовая лампа», «Холодная и теплая» и др.)

2

1

1

3.10

Виртуальное путешествие в химические лаборатории. Подготовка к показательным выступлениям.

2

1

1

4

Школа волшебников

8

4

4

4.1

Трюки «Сгибающаяся ложка и гвоздь». Подготовка для показательного выступления.

2

1

1

4.2

Трюк «Силач». Подготовка к показательному выступлению.

2

1

1

4.3

Математические фокусы. Подготовка к показательному выступлению.

2

1

1

4.4

Фокусы с картами. Подготовка к показательным выступлениям.

2

1

1

5

Итоговые занятия

16

4

12

5.1

Лучшие простые фокусы и их секреты. Подготовка к показательным выступлениям

6

3

3

5.2

Подготовка к открытию лаборатории «Изюм»

6

1

5

5.3

Представления в лаборатории «Изюм»

4

0

4

Итого


68

30

38


Методическое и материально-техническое обеспечение:

Кабинет для проведения опытов и фокусов с необходимыми условиями безопасности, компьютер, проектор, оборудование в соответствии с тематикой занятия, средства индивидуальной защиты (в соответствии с тематикой занятия).


















Список используемой литературы:

1.Артур Коулан. Фокусы. Стань настоящим волшебником! Издательство: Эгмонт Россия Лтд. 2011 г.

2. Фей Престо. Удивительные фокусы для детей. Издательство: Эгмонт Россия Лтд.

2011 г.

3.Паскаль Романо. Большая книга фокусов. Издательство: Эксмо 2011 г.
4.Амаяк Акопян. Удивительные фокусы. Издательство: Эксмо 2010 г
5.Мария Еременко. Твои первые фокусы. Издательство: Новый формат
2009 г.
Литература для педагогов:
1. И. Самойленко. Удивительные фокусы и трюки. Секреты мастерства. Издательство: Владис, Рипол Классик, 2008г.
2..Джим Уиз. Волшебство, фокусы, эксперименты. Издательство: АСТ, Астрель
2007 г.
3. Элдин П. Фокусы. Издательство: АСТ, 2010 г.
4.Джон Гриндер , Джудит Делозье. Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности
5.Тит Том. Поучительные забавы, или занимательные опыты и фокусы.
6.Коцыло В.В. Школа карточных фокусов.2003г.
7.Видеоуроки. Секреты обучения фокусам. http://obuk.ru/videourok/
  Интернет-ресурсы:
1. .magic-class.ru   
2.Фокусы для детей, волшебство, трюки, шоу, волшебная палочка...
3.http://fokusy.kak-nauchitsya.ru/
4.Фокусы для детей
5. Маленькие волшебники.
6. Видео-обучение фокусы для детей - "Школа Волшебства"
7. Хобби - Фокусы - Видео урок фокусов для детей с обучением!