Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
(МБОУ «СОШ № 25»)
РЕКОМЕНДОВАНО к принятию УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказ
Протокол № _____ от «___» _____ 20___ г. от «___» _____ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
«Флорбол»
Начальное общее, основное общее образование
(уровень)
1 год
(срок реализации рабочей программы)
г. Новомосковск
2021 г.
Пояснительная записка
Флорбол - игра в хоккей в закрытом помещении (клюшками с мячом) между двумя командами. Цель обеих команд – забить мяч в ворота соперников, препятствуя последним овладеть воротами своей команды. Мяч можно вести, передавать, отбивать, катить в любом направлении, соблюдая определенные правила.
Флорбол – самый молодой из видов хоккея вообще. Флорбол, как и другие спортивные игры и упражнения способствуют укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и т. д.). Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. Учащиеся овладевают навыками игры в флорбол и универсальными учебными действиями (УУД): формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности, умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели, умение общаться со сверстниками в соревновательной и игровой деятельности, умение оказывать помощь учащимся в совместном освоении технических действий, умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками, развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в ней представлено система тренировочных занятий по физической, технической, тактической и интегральной подготовки, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.
Предлагаемая программа помогает не только улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, но и учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе, в коллективе.
Программа «Флорбол» направлена на реализацию следующих принципов:
Принцип модификации, основанный на выборе средств. Методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно-половые индивидуальные особенности детей;
Принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач;
Принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей;
Принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Перечисленные принципы и особенности курса способствуют достижению планируемых личностных метапредметных и предметных результатов ФГОС НОО.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры, в особенности тактическим приемами. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Новизна программы заключается в том, что акцент сделан на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в флорбол.
Цель: создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формирование потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи:
Укрепление здоровья;
Совершенствование физического развития;
Обучение основам техники и тактики игры в флорбол;
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни;
Формирование устойчивого интереса к занятиям флорболом;
Воспитание моральных и волевых качеств.
Содержание программы(70часов)
Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура как одно из средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития.
Тема 2. Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основыпищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Тема 3. Флорбол в России и за рубежом.
Происхождение и первоначальное развитие флорбола. Появление и развитие современного флорбола.
Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питание спортсмена. Закаливание.
Общее понятие о гигиене спорта. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования к личному снаряжению флорболистов, спортивной одежде и обуви. Закаливание и его сущность. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма.
Тема 5. Обеспечение техники безопасности в флорболе.
Основные причины, вызывающие травмы в флорболе. Требования, предъявляемые к инвентарю и одежде. Поведение игроков во время тренировок и соревнований.
Тема 6. Места занятий. Оборудование. Одежда и инвентарь спортсменов в флорболе.
Поле для проведения тренировочных занятий и соревнований. Подсобное оборудование и его назначение. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию, инвентарю.
Тема 7. Изучение и анализ техники основных приемов игры. Понятие о спортивной технике. Характеристика основных технических приемов флорбола.
Тема 8. Изучение и анализ тактики игры.Общие понятия о тактике игры. Тактика игры в нападении и в обороне, при переходе от нападения к обороне и наоборот.
Тема 9. Воспитание нравственных и волевых качеств личности спортсмена.Спорт и воспитание характера. Волевые качества спортсменов в флорболе: смелость, настойчивость, решительность в достижении цели, умение преодолевать трудности, взаимопомощь, организованность, ответственность перед командой.
Тема 10. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Изучение правил игры. Основные права и обязанности игроков. Значение спортивных соревнований.
Тема 11. Установки перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры. Задания игрокам. Разбор проведенной игры. Выполнение заданий игроками. Анализ основных технических и тактических ошибок.
Просмотр видеозаписей игр команд мастеров, учебных фильмов и т.п.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
| Спортивный травматизм и его предупреждение. | 1 |
| Оборудование, инвентарь и уход за ним. | 1 |
| Правила игры, соревнования, их организация и проведение. | 1 |
| Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Цели и задачи комплекса ГТО требования и нормы физкультурного комплекса. | 1 |
| Общефизическая подготовка. Построение в шеренгу и колонну. Основная стойка. | 1 |
| Изучение правил хвата мяча. Ведение мяча. | 1 |
| Ведение мяча различными способами. | 1 |
| Прием и передача мяча на месте. | 1 |
| Понятия об ударах и бросках, теоретические пояснения выполнения ударов и бросков по элементам. | 1 |
| Основные приемы и упражнения по приему, остановке и ведению мяча. | 1 |
| Техника выполнения удара, броска по мячу. | 1 |
| Правила хвата и использование его в игре. | 1 |
| Имитация выполнения удара. Имитация перемещений. | 1 |
| Правила игры, соревнования, их организация и проведение. | 1 |
| Передвижение по залу в игре по направлениям. Учебная игра. | 1 |
| Прием и передача мяча в парах на месте. | 1 |
| Передвижения игрока приставными шагами, выпады, бег. | 1 |
| Прием и передача мяча в парах в движении. | 1 |
| Бег 10 минут. Передвижения игрока. Выпады с имитацией. | 1 |
| Техника выполнения удара по мячу. Учебная игра. | 1 |
| Техника выполнения броска с места. Учебная игра. | 1 |
| Техника выполнения броска в движении. Учебная игра. | 1 |
| Техника движения ногами, руками в игре. Техника передачи мяча в движении. | 1 |
| Техника приема и остановки мяча корпусом. | 1 |
| Теория: теоретические разборы тактических схем и установок на игру. | 1 |
| Техника приема и остановки мяча корпусом, ногой и клюшкой. | 1 |
| Тактические элементы игровых схем в обороне. Общие сведения о стандартных положениях. | 1 |
| Учебная игра по совершенствованию ведения, передачи и броска. | 1 |
| Теория: Понятия атаки, контратаки, обороны. Варианты игры в меньшинстве. Челночный без 3х9 м. Прыжки. | 1 |
| Техника остановки мяча с последующими способами ведения. | 2 |
| Учебная игра для совершенствования учебных элементов. | 2 |
| Введение Техника безопасности. Общие требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончанию занятий, возвращению домой после тренировки, правила проведении соревнований. Прыжки вперед с места, бег на выносливость. | 1 |
| Техника приема мяча на ходу с последующим ведением до удара. | 2 |
| Теория: Варианты игры в большинстве. | 1 |
| Техника приема мяча на ходу с последующим ведением до удара. | 1 |
| Игра с утяжеленными повязками на руке и поясе. | 1 |
| Физическая подготовка спортсмена: подтягивание, выпрыгивание из низкого приседа. | 1 |
| Методы тренировки бросков, ударов по мячу, занятия с отягощением на руку. Навыки контроля своей подготовки. | 2 |
| Челночный бег 3х10 м. Круговая эстафета с передачей эстафетной палочки. | 1 |
| Судейство игры, методика судейства. | 1 |
| Методика перехода от медленной игры к быстрой. | 1 |
| Игровые упражнения 5х4 и 4х3. | 1 |
| Ведение мяча с ходу с броском по воротам. | 2 |
| Выполнение тактической комбинации 2х1, 1х1. | 1 |
| Выполнение тактической комбинации 2х1, 3х2 со сменой места. | 1 |
| Виды стандартных положений. Специально беговые упражнения. | 1 |
| Розыгрыш стандартных положений. Специально беговые упражнения. | 1 |
| Техника броска мяча в одно касание после передачи мяча. Стили игры: нападение, защита, комбинированная игра. Учебная игра. | 1 |
| Техника броска мяча в одно касание после передачи мяча. Стили игры: нападение, защита, комбинированная игра. Учебная игра. | 1 |
| Прыжки через скакалку. Эстафеты с клюшкой. | 1 |
| Игровые приемы во флорболе и способы их выполнения. Челночный бег 3х10 м. Круговая эстафета с передачей эстафетной палочки. | 1 |
| Психологическая подготовка спортсмена. | 1 |
| Подскоки, прыжки, подтягивание на высокой перекладине. Учебная игра. Физическая подготовка спортсмена: подтягивание, выпрыгивание из низкого приседа. | 1 |
| Передвижение по залу, в игре по направлениям. Учебная игра. | 1 |
| Эстафеты с клюшкой и мячом. Упражнения динамического характера в движении. | 1 |
| Прыжковые упражнения и перемещения в стойке. Броски с левой и правой стороны клюшки. | 1 |
| Длинная обводка стоек по большой дуге. | 1 |
| Техника выполнения короткой обводки. | 2 |
| Тактика игры атакующего. Учебная игра. | 2 |
| Техника выполнения силовой обводки. | 2 |
| Судейство игры, методика судейства. | 1 |
| Контроль подготовленности занимающихся. | 1 |
| Итого: | 70 |
Список литературы:
1.Флорбол правила игры и толкования. – М.: Спорт Академ Пресс, 2005.
2.Флорбол правила игры. – М, 2005.
3. Спортивные кружки и секции: Программы для внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1986.
4. Организация и методика занятий школьников в секции по месту жительства. – Спб.-Кафедра теории и методики физической культуры ГУФК им П.Ф. ЛЕСГАФТА, 1999.
5. Флорбол в школе. – Нижний Новгород, 2003.