Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Приказ №____________ От «_____» _______20______г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №148 Купинского района ______________________/ Шабанова Н.И. «_______»_________20_______г. |
Рабочая программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
ансамбля ложкарей
«КАДРИЛЬ»
срок реализации: 1 года
возраст обучающихся:11-16 лет
Составитель:
Брюханкова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
МКОУ СОШ №148 Купинского района
г. Купино, 2017г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа разработки программы:
-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.
-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ).
-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь».
Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил меня организовать ансамбль русских народных инструментов «Кадриль». Программа художественно-эстетической направленности в области русской народной культурологи.
Цель программы: обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задачи программы:
- Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых школьников.
- Обучение основам техники игры на ложках и других народных
инструментах, формирование необходимых умений навыков для дальнейшего
совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
- Пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Направления работы:
- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и
др.)
- Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
- Развитие творческих способностей.
Принципы:
- Творческой направленности.
- Игрового познания.
- Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
Актуальность программы заключается в возможности возрождения и исследования
русских народных традиции и культуры через игру на
народных музыкальных инструментах.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использовать такие формы:
- беседа;
- рассматривание подлинных русских народных инструментов;
- слушание народных музыкальных произведений;
- знакомство с русским народным костюмом;
- знакомство с промыслами;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
- Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
- Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
-Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
-Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Участники образовательной программы: обучающиеся 10-16 лет.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год - 136 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (через каждые 40 минут 10 минутный перерыв).
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Критерии определения результативности программы:
- ритмичность выполнения всех заданий;
- в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;
- легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности программы:
- игра на 2-х,3-х и 4-х ложках;
- игра на русских народных инструментах;
- игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);
- игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.).
Ожидаемый результат:
- играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
- применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х, 3-х и 4-х ложках и других
музыкальных инструментах;
- слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
- ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Содержание:
I.Народное музыкально-поэтическое творчество
Изучение прибауток, скороговорок, загадок, народных игр и потешек. Фольклорные праздники. Традиции и обычаи русского народа.
II.Основные средства музыкальной выразительности
Темп, динамика, ритм, тембр.
III.История возникновения шумовых инструментов на Руси
История появления шумовых инструментов на Руси. Виды шумовых и народных инструментов : рубель, трещетки, коробочка, ложки
IV.Приемы игры на ложках
Практические занятия на освоение приёмов игры на ложках 2-х, 3-х,4-х. Приемы и способы игры на ложках. Музыкальные игровые упражнения. Отстукивание и разучивание ритмического рисунка ладошками, ногами того или иного музыкального произведения, импровизация.
V. Разучивание инструментальных музыкальных произведений
Разучивание различных инструментальных мелодий. Подготовка к отчетным мероприятиям и выступлениям. Участие в конкурсах и выступлениях.
VI. Итоговое занятие
Проведение отчетного концерта, награждение обучающихся достигших высоких результатов.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе: |
Теоретич. | Практич. |
| I.Народное музыкально-поэтическое творчество (8ч.) |
1.1 | Прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры | 4 | 1 | 3 |
1.2 | Музыкальный фольклор России | 4 | 1 | 3 |
1.3 | II.Основные средства музыкальной выразительности (16 ч.) |
2.1 | Темп | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Динамика | 4 | 1 | 3 |
2.3 | Ритм | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Тембр | 4 | 1 | 3 |
| III.История возникновения шумовых инструментов на Руси (4 ч.) |
3.1 | История возникновения и развития деревянных ложек как музыкальных шумовых инструментов и другие шумовые инструменты – рубель, трещотки, бубен, коробочка на Руси. | 4 | 1 | 3 |
| IV.Приемы игры на ложках (22 ч.) |
4.1 | Практические занятия на освоение приёмов игры на ложках 2-х, 3-х,4-х | 12 | 2 | 10 |
4.2 | Музыкальные игровые упражнения | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Отстукивание и разучивание ритмического рисунка ладошками, ногами того или иного музыкального произведения. | 8 | 2 | 6 |
| V. Разучивание инструментальных музыкальных произведений (84 ч.) |
5.1 | Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений. Частушечные наигрыши | 20 | 2 | 18 |
5.2 | Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений Полька (обр.С.Л. Афанасьева) «Озорные наигрыши» (обр.С.Л. Афанасьева) | 8 | 1 | 7 |
5.3 | Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений р.н.п. «Светлый месяц» | 8 | 1 | 7 |
5.4 | Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений р.н.п. «Из-за гор-горы» р.н.п. «Ой, сад во дворе» | 8 | 1 | 7 |
5.5 | Разучивание ансамблем инструментальных, песенных музыкальных произведений | 40 | 1 | 39 |
| VI. Итоговое занятие (2 ч.) |
6.1 | Итоговое занятие. Отчетный концерт | 2 | 1 | 1 |
Итого: | | 136 | 19 | 117 |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы:
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:
- (компьютер, мультимедиапроектор);
- для отработки техники игры на ложках;
- в ритмической тренировке;
- при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
- для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют);
- на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Для полноценной организации занятий необходимы ложки, трещетки, бубны и др. инструменты.
Литература
1. Афанасьев С.Л. Работа с детским самодеятельным ансамблем. – М.: 1990г.
2. Ветлугина А.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: 1983г.
3. Метлов Н.А. Музыка – детям.- М.: 1985г.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно- отсталого школьника.
5. Система детского музыкального воспитания. – Л.: 1970г.
6. Теплов Б.В. психология музыкальных способностей. – М.: 1985г.
7. Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка» автор и составитель Полевая Н. В.и Пермякова Л.В. – 2010г.
8. Игровая терапия: искусство отношений Лендрет Г.Л. – 1994г.
9. Наигрыши на гармонике-хромке Черемисова П. В. составитель Лапин В.
10. «И в праздники и в будни» - народные песни и танцы в сопровождении баяна. Е. Левин – автор составитель.
Приложение 1
Методическое обеспечение
♦ Этапы обучения:
на ложках
I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.
II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.
IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.
V этап – работа над музыкальным произведением.
VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.
на русских народных инструментах
- знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;
- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;
- освоение основных приемов звукоизвлечения;
- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
- работа над музыкальным произведением.
♦ Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах
Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек).
В процессе знакомства с ударным инструментом дети:
- узнают об истории его создания;
- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;
- выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
- устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
● корпус инструмента – шумовые;
● мембрана, перепонка – перепончатые;
● пластина – пластинчатые;
● наличие нескольких звукообразующих элементов – комбинированный тип;
- познают, как образуется звук:
● от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разноименных) или частей инструментов друг о друга;
● в результате встряхивания;
● трения (скольжения);
● других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
- познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);
- приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.).
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры,
богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками.
♦ Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену;«четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
♦ Приёмы игры на трёх ложках
В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.