СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования Папье-маше

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования Папье-маше»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кинешемская коррекционная школа-интернат»













Рабочая программа

дополнительного образования

Папье-маше













Составитель: воспитатель Головаха В.А.



























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности «Папье - маше» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Основной образовательной программы школы и Примерной программы внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивнойдеятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время .

Основные идеи программы

Папье – маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время.

Папье-маше в переводе означает «жеваная бумага», однако не очень романтичное название нисколько не умаляет достоинств этой удивительной техники. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.

Программа «Папье - маше» поможет раскрыть секреты приготовления этого удивительного материала. Дети узнают, как готовить массу папье-маше; как работать в разных техниках – послойной, лепки; как правильно обрабатывать изделия после изготовления. И конечно, с легкостью смогут сделать замечательные поделки, начиная от простейших форм и заканчивая уникальными подарочными изделиями.

Простота материалов, доступность самой техники и профессиональные советы позволят детям, которые заинтересовались этим делом, создавать настоящие шедевры в домашних условиях вместе с родителями. Обучающиеся смогут украсить свой дом красивыми аксессуарами из папье-маше или сделать удивительный подарок друзьям, родным!











Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи по реализуемому

направлению внеурочной деятельности

обучающие:

  • познакомить обучающихся с техникой «Папье-маше»;

  • углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;

  • выработать у обучающихся определенные умения и навыки;    

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведениЯ;

развивающие:

  • способствовать развитию художественного и эстетическоговкуса

  • содействовать  развитию  индивидуальных способностей   ребёнка

  • умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;

воспитывающие:

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;

  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.



Принципы:

  • формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;

  • трудовое воспитание;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой

  • последовательность деятельности (от простого к сложному)









Особенности реализации программы

Программа реализуется в форме творческого объединения детей. Наличие программы является основным условием ее реализации. Она рассчитана на возраст с 12 до 14 лет.

Режим работы - два ЧАСА в неделю во второй половине дня .

Материальное обеспечение- для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы: ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага ; старая писчая бумага, старые газеты, журналы, старый картон, мел, мука ; акварельные краски, гуашь, бесцветный лак, белая эмульсионная краска .

Дидактический материал:

  • конспекты занятий;

  • образцы изделий;

  • образцы эскизов для самостоятельной работы;

  • презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)

Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка.

Основные виды внеурочной деятельности:

  • познавательная деятельность;

  • трудовая деятельность;

  • творческая деятельность;

  • эстетическая;

  • досуговая (развлекательная) деятельность;

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение журналов .

Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение к результатам труда. Организуется она в таких формах, как: практические занятия.

Творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей и проводится в следующих формах: использование сказок, загадок, конкурс прикладного творчества, создание поделок по своему усмотрению и др

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей и проводится в следующих формах: инсценировки, конкурсы, выставки.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам. Свободное общение, досуг обучающихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, конкурсы и др.



Личностные результаты:

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии . Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность усидчивость, трудолюбие. В процессе работы дети знакомятся с правилами выбора цветных сочетаний, что помогает воспитанию хорошего вкуса. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых . А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата. Ребята получают удовлетворение от выполненной работы, так как видят результат своей работы. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.









Мониторинг оценки обучающихся

К концу каждой четверти педагогом определяется форма оценки обучающихся: выполнение практической, конкурсной работы, просмотры работ обучающихся, участие в выставках.

Оценка реализации программы заключается в оценивании работ ребенка педагогом на каждом занятии.

Результаты участия детей в школьных, городских, областных, конкурсах, выставках –являются достойной оценкой реализации программы творческого объединения.



Формы подведения итогов

2. Организация выставок детских изделий .

3. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ.

4. Дни презентации детских работ родителям.

5. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам …



Содержание программы 1 – го года

1. Вводное занятие.

1) Показать видеофильм « История возникновения работы с папье -маше».На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления. Показать готовые изделия из папье - маше .

2) Обязательно провести инструктаж по технике безопасности.Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы.

2. Рабочее место и его оборудование.

Познакомить обучающиеся с рабочим местом и его оборудованием. Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Содержание в порядке рабочего места.

3. Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм)

1.Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше.

2. Технология изготовления предметов из папье-маше.

1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше.

2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно подготовить материал для работы).

3) Матирование первый раз (техника матирования: можно обклеивать изделия, вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы). Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая, газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок.

4) Матирование второй раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снимать с помощью учителя).

5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила применения грунтовки.

6) Шлифование. Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше.

7)Покраска фона. Правила окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением - основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий.

8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные краски).Промежуточная просушка изделий.

9) Покрытие лаком. Правила лакирования изделий из папье-маше.Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка изделий.

10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше от сырости , ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах.

4. «Удивительные плоды».

Беседа «Чем полезны овощи и фрукты».Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжифруктов.

.5. «Удивительные плоды».

Беседа «Что растет на огороде».Изготовление овощей: тыква, морковочка, .Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи овощей.

6. Беседа «Основы построения композиции».

Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции.

7. Композиция «В лесном царстве».

Презентация«Съедобные и несъедобные грибы». Дети используя технику папье–маше, изготавливают муляжи грибов: мухомор, боровик .

8. Композиция «Подводный мир».

Показать видеофильм об обитателях подводного мира. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи : рыбка, морская звезда.

9. Беседа « Домашние животные».

Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи кошечки , уточки.

10. Приборы посуды (коллективная работа)

Чайный сервиз: тарелочка (блюдце), сахарница, вазочка. Учить изготавливать посуду в технике папье-маше и украшать ее элементами Хохломы .

11. Беседа «История жостовской росписи».

Познакомить с историей возникновения жостовской росписи и ее особенностями.

12. «Необычные подносы».

Изготовление подносов в стиле Жостово. Учить изготавливать подносы в технике папье-маше и украшать их элементами Жостово.

13. Выставки, экскурсии, праздники.

Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!Провести итоговую выставку поделок .




















ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Е.С.Савинова.—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. [Текст]: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с. 4. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. [Текст]: пособие для учителей. А.В.Ясинский. - М.: Просвещение, 1984.-192 с.5.

5. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. [Текст] // Начальная школа (журнал). №8. – 1989. - с. 69-71.

6. Попова, О.С. Русские художественные промыслы. [Текст]: книга для учителя. О.С. Попова - М.: Знание, 1984. - 144с.

Электронные источники: http:www.texnomagia.ru;

www.papp-art.net/objekte.htm; http://handmade.idvz.ru































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

кружка Папье–маше

2020-2021уч.год (1 полугодие)


Тематическое планирование


Тема

Общее

кол-во

часов

из них



Дата


теор

практ

1

Вводное занятие.

Рабочее место и его оборудование

1

1

1



7.09

1


2

Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм)

2

2


14.09

3

«Удивительные плоды». Апельсин.

2

0,5

1,5

21.09

4

«Удивительные плоды». Груша..

2

0,5

1,5

28.09

5

«Удивительные плоды». Банан .

2

0,5

1,5

5. 10

6

Раскрашивание фруктов.

2


2

12.10

7

Изготовление арбуза.

2

0,5

1,5

19.10

8

Изготовление арбуза.

2


2

9.11

9

Раскрашивание арбуза . Изготовление листьев.

2


2

16.11

10

«Удивительные овощи».Морковь

2

0,5

1.5

23.11

11

Беседа «Основы построения композиции»Композиция

«Дары природы» «Хлеб всему голова» Ватрушка.

2

0,5

1.5

30.11

12

«Хлеб всему голова» Ватрушка.

2

0,5

1.5

7.12

13

Раскрашивание ватрушки.

«Братья наши меньшие» (беседа)

2


2

14.12

14

«Братья наши меньшие» Кошечка.

2

0.5

1.5

21.12







2. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ.

3. Дни презентации детских работ родителям.

4. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам …
































































15

Раскрашивание рыбки. Морская звезда.

2


2

11.01

16

Беседа « Домашние птицы». Уточка.

2

0.5

1.5

18.01

17

Уточка.

2


2

25.01

18

Беседа « Домашние животные» Кошечка.

2

0.5

1.5

1.02

19

Кошечка.

2


2

8.02

20

Приборы посуды (коллективная работа). Чайный сервиз: чайная чашка, сахарница, вазочка.

2

0.5

1.5

15.02

21

Приборы посуды (коллективная работа). Чайный сервиз: чайная чашка, сахарница, вазочка.

2

0.5

2

1.03

22

«Мамин праздник» Вазочка в подарок.

2

0.5

1.5

15. 03

23

Беседа «История жостовской росписи»

2

0.5

1.5

29.03

24

«Необычные подносы». Изготовление подносов в стиле Жостово.

2


2

5.04

25

Композиция «В лесном царстве».Грибы: мухомор, боровик и др.

2


2

12.04

26

Композиция «В лесном царстве».Грибы: мухомор, боровик и др.

2


2

19.04

27

Сувенир в подарок .

2


2

26.04

28

Выставки, экскурсии, праздники «Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!»

2


2

3.05

29

Выставки, экскурсии, праздники. «Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!»

2


2

10.05



2. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ.

3. Дни презентации детских работ родителям.

4. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам …