Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская коррекционная школа-интернат»
Рабочая программа
дополнительного образования
Папье-маше
Составитель: воспитатель Головаха В.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности «Папье - маше» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Основной образовательной программы школы и Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивнойдеятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время .
Основные идеи программы
Папье – маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время.
Папье-маше в переводе означает «жеваная бумага», однако не очень романтичное название нисколько не умаляет достоинств этой удивительной техники. Измельченная бумага и клей в умелых руках становятся воистину волшебным материалом, благодаря которому можно создавать самые разнообразные формы - от плоских до объемных.
Программа «Папье - маше» поможет раскрыть секреты приготовления этого удивительного материала. Дети узнают, как готовить массу папье-маше; как работать в разных техниках – послойной, лепки; как правильно обрабатывать изделия после изготовления. И конечно, с легкостью смогут сделать замечательные поделки, начиная от простейших форм и заканчивая уникальными подарочными изделиями.
Простота материалов, доступность самой техники и профессиональные советы позволят детям, которые заинтересовались этим делом, создавать настоящие шедевры в домашних условиях вместе с родителями. Обучающиеся смогут украсить свой дом красивыми аксессуарами из папье-маше или сделать удивительный подарок друзьям, родным!
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи по реализуемому
направлению внеурочной деятельности
обучающие:
познакомить обучающихся с техникой «Папье-маше»;
углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;
выработать у обучающихся определенные умения и навыки;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведениЯ;
развивающие:
способствовать развитию художественного и эстетическоговкуса
содействовать развитию индивидуальных способностей ребёнка
умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;
воспитывающие:
воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;
трудовое воспитание;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой
последовательность деятельности (от простого к сложному)
Особенности реализации программы
Программа реализуется в форме творческого объединения детей. Наличие программы является основным условием ее реализации. Она рассчитана на возраст с 12 до 14 лет.
Режим работы - два ЧАСА в неделю во второй половине дня .
Материальное обеспечение- для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы: ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага ; старая писчая бумага, старые газеты, журналы, старый картон, мел, мука ; акварельные краски, гуашь, бесцветный лак, белая эмульсионная краска .
Дидактический материал:
конспекты занятий;
образцы изделий;
образцы эскизов для самостоятельной работы;
презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)
Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка.
Основные виды внеурочной деятельности:
познавательная деятельность;
трудовая деятельность;
творческая деятельность;
эстетическая;
досуговая (развлекательная) деятельность;
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение журналов .
Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение к результатам труда. Организуется она в таких формах, как: практические занятия.
Творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей и проводится в следующих формах: использование сказок, загадок, конкурс прикладного творчества, создание поделок по своему усмотрению и др
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей и проводится в следующих формах: инсценировки, конкурсы, выставки.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам. Свободное общение, досуг обучающихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, конкурсы и др.
Личностные результаты:
Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии . Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность усидчивость, трудолюбие. В процессе работы дети знакомятся с правилами выбора цветных сочетаний, что помогает воспитанию хорошего вкуса. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых . А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата. Ребята получают удовлетворение от выполненной работы, так как видят результат своей работы. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
Мониторинг оценки обучающихся
К концу каждой четверти педагогом определяется форма оценки обучающихся: выполнение практической, конкурсной работы, просмотры работ обучающихся, участие в выставках.
Оценка реализации программы заключается в оценивании работ ребенка педагогом на каждом занятии.
Результаты участия детей в школьных, городских, областных, конкурсах, выставках –являются достойной оценкой реализации программы творческого объединения.
Формы подведения итогов
2. Организация выставок детских изделий .
3. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ.
4. Дни презентации детских работ родителям.
5. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам …
Содержание программы 1 – го года |
1. Вводное занятие. 1) Показать видеофильм « История возникновения работы с папье -маше».На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления. Показать готовые изделия из папье - маше . 2) Обязательно провести инструктаж по технике безопасности.Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. |
2. Рабочее место и его оборудование. Познакомить обучающиеся с рабочим местом и его оборудованием. Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Содержание в порядке рабочего места. |
3. Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм) 1.Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше. 2. Технология изготовления предметов из папье-маше. 1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше. 2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно подготовить материал для работы). 3) Матирование первый раз (техника матирования: можно обклеивать изделия, вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы). Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая, газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок. 4) Матирование второй раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снимать с помощью учителя). 5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила применения грунтовки. 6) Шлифование. Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше. 7)Покраска фона. Правила окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением - основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий. 8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные краски).Промежуточная просушка изделий. 9) Покрытие лаком. Правила лакирования изделий из папье-маше.Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка изделий. 10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше от сырости , ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах. |
4. «Удивительные плоды». Беседа «Чем полезны овощи и фрукты».Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжифруктов. |
.5. «Удивительные плоды». Беседа «Что растет на огороде».Изготовление овощей: тыква, морковочка, .Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи овощей. |
6. Беседа «Основы построения композиции». Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции. |
7. Композиция «В лесном царстве». Презентация«Съедобные и несъедобные грибы». Дети используя технику папье–маше, изготавливают муляжи грибов: мухомор, боровик . |
8. Композиция «Подводный мир». Показать видеофильм об обитателях подводного мира. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи : рыбка, морская звезда. |
9. Беседа « Домашние животные». Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи кошечки , уточки. |
10. Приборы посуды (коллективная работа) Чайный сервиз: тарелочка (блюдце), сахарница, вазочка. Учить изготавливать посуду в технике папье-маше и украшать ее элементами Хохломы . |
11. Беседа «История жостовской росписи». Познакомить с историей возникновения жостовской росписи и ее особенностями. |
12. «Необычные подносы». Изготовление подносов в стиле Жостово. Учить изготавливать подносы в технике папье-маше и украшать их элементами Жостово. |
13. Выставки, экскурсии, праздники. Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!Провести итоговую выставку поделок . |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Е.С.Савинова.—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. [Текст]: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с. 4. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. [Текст]: пособие для учителей. А.В.Ясинский. - М.: Просвещение, 1984.-192 с.5.
5. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. [Текст] // Начальная школа (журнал). №8. – 1989. - с. 69-71.
6. Попова, О.С. Русские художественные промыслы. [Текст]: книга для учителя. О.С. Попова - М.: Знание, 1984. - 144с.
Электронные источники: http:www.texnomagia.ru;
www.papp-art.net/objekte.htm; http://handmade.idvz.ru
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
кружка Папье–маше
2020-2021уч.год (1 полугодие)
Тематическое планирование |
№ | Тема | Общее кол-во часов | из них | Дата |
|
теор | практ |
1 | Вводное занятие. Рабочее место и его оборудование | 1 1 | 1 | | 7.09 |
1 |
2 | Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм) | 2 | 2 | | 14.09 |
3 | «Удивительные плоды». Апельсин. | 2 | 0,5 | 1,5 | 21.09 |
4 | «Удивительные плоды». Груша.. | 2 | 0,5 | 1,5 | 28.09 |
5 | «Удивительные плоды». Банан . | 2 | 0,5 | 1,5 | 5. 10 |
6 | Раскрашивание фруктов. | 2 | | 2 | 12.10 |
7 | Изготовление арбуза. | 2 | 0,5 | 1,5 | 19.10 |
8 | Изготовление арбуза. | 2 | | 2 | 9.11 |
9 | Раскрашивание арбуза . Изготовление листьев. | 2 | | 2 | 16.11 |
10 | «Удивительные овощи».Морковь | 2 | 0,5 | 1.5 | 23.11 |
11 | Беседа «Основы построения композиции»Композиция «Дары природы» «Хлеб всему голова» Ватрушка. | 2 | 0,5 | 1.5 | 30.11 |
12 | «Хлеб всему голова» Ватрушка. | 2 | 0,5 | 1.5 | 7.12 |
13 | Раскрашивание ватрушки. «Братья наши меньшие» (беседа) | 2 | | 2 | 14.12 |
14 | «Братья наши меньшие» Кошечка. | 2 | 0.5 | 1.5 | 21.12 |
2. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ. 3. Дни презентации детских работ родителям. 4. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам … |
15 | Раскрашивание рыбки. Морская звезда. | 2 | | 2 | 11.01 |
16 | Беседа « Домашние птицы». Уточка. | 2 | 0.5 | 1.5 | 18.01 |
17 | Уточка. | 2 | | 2 | 25.01 |
18 | Беседа « Домашние животные» Кошечка. | 2 | 0.5 | 1.5 | 1.02 |
19 | Кошечка. | 2 | | 2 | 8.02 |
20 | Приборы посуды (коллективная работа). Чайный сервиз: чайная чашка, сахарница, вазочка. | 2 | 0.5 | 1.5 | 15.02 |
21 | Приборы посуды (коллективная работа). Чайный сервиз: чайная чашка, сахарница, вазочка. | 2 | 0.5 | 2 | 1.03 |
22 | «Мамин праздник» Вазочка в подарок. | 2 | 0.5 | 1.5 | 15. 03 |
23 | Беседа «История жостовской росписи» | 2 | 0.5 | 1.5 | 29.03 |
24 | «Необычные подносы». Изготовление подносов в стиле Жостово. | 2 | | 2 | 5.04 |
25 | Композиция «В лесном царстве».Грибы: мухомор, боровик и др. | 2 | | 2 | 12.04 |
26 | Композиция «В лесном царстве».Грибы: мухомор, боровик и др. | 2 | | 2 | 19.04 |
27 | Сувенир в подарок . | 2 | | 2 | 26.04 |
28 | Выставки, экскурсии, праздники «Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!» | 2 | | 2 | 3.05 |
29 | Выставки, экскурсии, праздники. «Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду!» | 2 | | 2 | 10.05 |
2. Участие в школьных, ГОРОДСКИХ ВЫСТАВКАХ.
3. Дни презентации детских работ родителям.
4. Дарение изделий родным, друзьям, детскому саду, ветеранам …