Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Приказ №____________ От «_____» _______20______г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №148 Купинского района ______________________/ Шабанова Н.И. «_______»_________20_______г. |
Рабочая программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«ЮНКОР»
срок реализации: 1 год
возраст обучающихся: 15-18 лет
Составитель: Брюханкова Ольга Александровна,
заместитель директора по ВР
МКОУ СОШ №148 Купинского района
г. Купино, 2017г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа разработки программы:
-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), упорядочения системы дополнительного образования школы и обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
-Федеральный законном от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.
-Приказ Минобрнауки РФ №1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242от 18 ноября 2015 г. "О направлении информации" (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ).
-Федеральные требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г.).
В воспитании и образовании молодого поколения, особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности. Как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, поэтому сосуществование образовательной системы и СМИ является плодотворным, а их взаимодействие – мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Программа «Юнкор» имеет социально-педагогическую направленность, поскольку ориентирует обучающихся на выбор профиля обучения. Ее введение обусловлено тем, что определенный круг ребят стремится развить в себе умения и способности, необходимые для занятий журналистикой.
Программа составлена на основе программы Спириной Н.А. «Журналистика в школе» (Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.).
Новизна программы заключается в том, что учащимся представится возможность реализоваться в интересном деле, попробовать себя в роли журналистов, выработать определенные навыки и умения, необходимые для этой профессии, стать конкурентоспособными на рынке труда, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме.
Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков, - что особенно важно в настоящее время. В свою очередь обучение данной программы не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Данная программа педагогически целесообразна, так как направлена на развитие и становление личности учащихся, их самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко.
Практическая значимость программы состоит в формировании навыков журналистского мастерства; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей и учит их свободно и творчески мыслить, а также имеет системно-деятельностный характер обучения, позволяющий каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, основаны на концепции дополнительного образования - освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.
Ключевые понятия: основные жанры журналистики, структура издания, типы и виды школьных газет, культура речи.
Цель программы: Создание условий для самореализации личности, развития творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков журналистского мастерства.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, особенностях журналистской профессии;
формирование навыков журналистского мастерства и коммуникативной компетентности, а также практических навыков создания печатного издания.
Развивающие:
всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, мышления, интересов, склонностей;
развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
расширение общего кругозора.
Воспитательные:
формирование активной жизненной позиции обучающихся, навыков совместной деятельности и диалогового общения;
воспитание культуры поведения и речи;
воспитание чувства ответственности, укрепление связи с ближайшим социальным окружением, нравственное совершенствование.
По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:
● «Краткое введение в историю журналистики»
● «Основы журналистики»
● «Художественно – техническое оформление издания»
● «Редакционно – издательская деятельность»
Принципы отбора содержания: каждый раздел программы делится на два блока – теоретический и практический. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературных дискуссиях, в групповом проектировании и мастер – классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.
Программа рассчитана на ребят старшего школьного возраста (15-18 лет), заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим.
Набор на обучение свободный.
Прогнозируемые результаты: освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. А именно, они должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитиетворческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Формой подведения итогов реализации программы является творческий отчет, состоящий из заметок и статей, опубликованных и подготовленных к публикации в СМИ.
Организационно-педагогические условия реализации программы предполагают единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа (40 минут с перерывом в 10 минут), 68 часа в год.
Общее количество часов – 68 часов.
Обучающиеся, проявившие стойкий интерес к занятиям и показавшие хорошие способности в усвоении образовательной программы, могут быть переведены на второй год обучения и продолжить занятия по индивидуальному учебному плану.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания | Ожидаемые результаты |
1. | Введение в историю журналистики |
1.1. | Вводное занятие Знакомство с понятием «Журналистика» | Знакомство с понятием «Журналистика». Журналистика как профессия и общественная деятельность. Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. | Фронтально-коллективная формы работы | Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала | Освоение теоретических знаний |
1.2. | Газетный мир | Журналистика и литература. Этимология слов «газета» и «журнал». | Работа в парах | Практическая работа | Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков |
1.3. | Как и почему возникла журналистика | Период пражурналистики. Появление предпосылок для создания первых газет. Первые книгопечатники. Появление в Европе и России первых печатных газет. Электронные СМИ. Интернет-издания и др. | Заочная экскурсия | Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала | Освоение теоретических знаний |
1.4. | Знакомство с законами о СМИ | Радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика. | Работа в группах | Практическая работа | Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков |
2. | Основы журналистики |
2.1. | Знакомство с древом жанров | Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала | Освоение теоретических знаний |
2.2. | Мастерская жанров | Принципы деления на жанры. Информационные: новость (информация), заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон. Жанровое своеобразие журналистских материалов. Публицистические жанры. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала | Освоение теоретических знаний и практических умений и навыков |
2.3. | Информация | Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации. Формы подачи новостей. Правила построения информации. Методы получения информации. Факт как основа информационных жанров. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.4. | Заметка | Что такое заметка и её основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.5. | Отчет | Что такое отчёт и его основные черты. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.6. | Репортаж | Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герои. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.7. | Интервью | Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.8. | Пресс-релиз, опрос | Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза, структура. | Обзор газет, журналов, творческая работа. | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.9. | Обозрение, комментарий | Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.10. | Рецензия, корреспонденция | Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. Основные требования к рецензии. В чём её отличие от отзыва. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.11. | Статья | Что такое статья. Виды статьей. Приёмы написания статей. Описание как элемент любой статьи. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.12. | Очерк | Что такое очерк. Его основные черты. Виды очерков. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.13. | Зарисовка | Что такое зарисовка. Её основные черты. Виды зарисовок. Способы написания зарисовки. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.14. | Фельетон, памфлет | Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетон в современной прессе. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.15. | Эссе | Что такое эссе. Правила написания. Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка. | Обзор газет, журналов, творческая работа | Печатные средства обучения | Освоение теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности |
2.16. | Культура речи | Знакомство с термином «газетный язык», требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение, описание. Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма). Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили. | Работа со справочными пособиями, анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций | Печатные средства обучения и Интернет-ресурсы, обработка статистических данных | Освоение теоретических и практических знаний, умений и навыков |
2.17. | Итоговое занятие | Подготовка статей различных жанров | Индивидуальная работа | Творческая работа | Применение теоретических знаний на практике |
3. | Художественно-техническое оформление издания |
3.1. | Структура издания | Формат издания и количество колонок. Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат. Понятие «выходные данные». | Мастер-класс, экскурсия в редакции СМИ | Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала | Освоение теоретических и практических знаний, умений и навыков |
3.2. | Делаем газету | Знакомство с понятием «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования. Вёрстка, основные её правила. Виды вёрстки. Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала. Приёмы выделения материала на полосе. Разработка постраничного графического макета номера газеты. | Работа со справочной литературой, мастер-класс, экскурсия в типографию | Творческая работа | Применение теоретических знаний на практике |
3.3. | Заголовки и иллюстрации | Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. | Подготовка подписей к снимкам | Практическая работа | Применение теоретических знаний на практике |
3.4. | Типы и виды школьных газет | Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение, фигурная, объёмная, уикендовый номер и проч. Школьная газета и веб-сайт. | Создание газет, обсуждение материалов школьных газет, поиск школьных изданий в Интернете | Творческая работа | Применение теоретических знаний на практике |
4. | Редакционно-издательская деятельность |
4.1. | Особенности журналистского труда, редакция | Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности. Кто и что делает в редакции. Работа над концепцией газеты. Пресс-документы и пресс-мероприятия. | Деловая игра, творческая лаборатория, пресс-коктейль, кофе-брейк | Работа в группах | Применение теоретических знаний на практике |
4.2. | Редактирование материалов различных форм и жанров | Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др. Требования к журналистскому (авторскому) материалу. | Практическая работа | Работа в группах | Применение теоретических знаний на практике |
4.3. | Рекламно- издательская деятельность | Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, её виды). | Круглый стол. Творческий отчет. Защита портфолио. | Индивидуальная и коллективная работа | Применение теоретических знаний на практике |
4.4 | Издательство школьной газеты | | | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе |
Теоретич. | Практиктич. |
1. | Введение в историю журналистики | 6 | 2 | 4 |
1.1. | Вводное занятие Знакомство с понятием «Журналистика» | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Газетный мир | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Как и почему возникла журналистика | 1 | 0 | 1 |
1.4. | Знакомство с законами о СМИ | 1 | 0 | 1 |
2. | Основы журналистики | 36 | 18 | 18 |
2.1. | Знакомство с древом жанров | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Мастерская жанров | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Информация | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Заметка | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Отчет | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Репортаж | 2 | 1 | 1 |
2.7. | Интервью | 2 | 1 | 1 |
2.8. | Пресс-релиз, опрос | 2 | 1 | 1 |
2.9. | Обозрение, комментарий | 2 | 1 | 1 |
2.10. | Рецензия | 2 | 1 | 1 |
2.11. | Корреспонденция | 2 | 1 | 1 |
2.12. | Статья | 2 | 1 | 1 |
2.13. | Очерк | 2 | 1 | 1 |
2.14. | Зарисовка | 2 | 1 | 1 |
2.15. | Фельетон, памфлет | 2 | 1 | 1 |
2.16. | Эссе | 2 | 1 | 1 |
2.17. | Культура речи | 4 | 2 | 2 |
3. | Художественно-техническое оформление издания | 12 | 7 | 5 |
3.1. | Структура издания | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Делаем газету | 4 | 2 | 2 |
3.3. | Заголовки и иллюстрации | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Типы и виды школьных газет | 2 | 2 | 0 |
4. | Редакционно-издательская деятельность | 14 | 4 | 10 |
4.1. | Особенности журналистского труда, редакция | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Редактирование материалов различных форм и жанров | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Издательство школьной газеты | 10 | 2 | 8 |
Итого | 68 | 31 | 37 |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Программа имеет профессиональную направленность, построена на принципах развивающего обучения, предполагает формирование у воспитанников умения самостоятельно мыслить, и направлена на всестороннее развитие творческих способностей.
Изучение программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий, ориентированных на современные образовательные технологии, предполагающие широкое использование активных и интерактивных методов обучения, в том числе ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (кейсов), критический анализ текстов, тестирование.
Обучающиеся ведут дневник, формируют «записную книжку» журналиста, получают навыки работы с публикациями в СМИ, составляют словарь профессиональных терминов, результаты работы обсуждаются в ходе практических занятий.
Обучение, а также оценка знаний и умений учащихся проводятся в форме творческих работ и бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что учащиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания.
Текущий контроль складывается из выполнения заданий и письменных работ, участия в практических занятиях, разбора завершенных журналистских материалов в информационных жанрах, которые учащиеся готовят под руководством педагога во время аудиторных занятий и в рамках резерва времени на самостоятельную работу, а также тестирования по отдельным темам.
Творческие работы обучающихся являются наиболее эффективным оценочным материалом, показывающим определить качество приобретенных теоретических знаний и полученных практических навыков. Лучшие работы будут выставлены на конкурсах различного уровня, опубликованы в СМИ и на сайте школы.
Оценочные материалы
1. Вводный мониторинг результатов обучения по программе дополнительного образования «Юнкор» (вопросы для собеседования)
Русский язык в современном мире. Функции языка.
Литературный язык. Характерные особенности.
Нормы литературного языка.
Лексический состав современного русского литературного языка.
Типы речи. Особенности построения.
Функциональные стили речи. Краткая характеристика. Основные особенности.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Типы словарей.
Текст и его строение. Основные признаки текста. Виды переработки и сокращения текста.
Речевой этикет. Основные признаки речевого этикета.
2. Промежуточный мониторинг результатов обучения по образовательной программе (тест)
Информационные жанры (заметка, очерк, фельетон)
Аналитические жанры (репортаж, интервью, статья)
Типы устной и письменной речи (повествование, обзор, письмо)
Особенности публицистического стиля речи (достоверность, событийность, просторечие)
Методы получения информации (интервью, описание, тезис)
Лид – это (выразительное средство языка, первый абзац публикации, литературный жанр)
Найти нарушение литературных норм языка, исправить: Художник подарил музею свой автопортрет.
Найти изобразительно-выразительное средство языка: Улыбнулось солнцу сонная земля.
Определить стиль: Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром
Как называлась первая русская печатная газета
3. Итоговый мониторинг результатов обучения по образовательной программе – индивидуальная творческая работа (создание статей различных жанров), публикации в средствах массовой информации.
Список литературы
1. Гринина-Земскова А.М. Сочинение в газетных жанрах. – Волгоград: издательство «Учитель», 2005. – 120 с.
2. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н.А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.
3. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект / – М.: Айрис-пресс, 2007. - 192 с.
4. Журналистика. Курс лекций. /Ворошилов В.В./ - СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 2004. - 128 с.
5. Журфак КГУ - http://kgu-journalist.ucoz.ru/
6. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. – М.: МедиаМир, 2008. – 244 с.
7. Общение в журналистике: секреты мастерства. /Мельник Г.С./ СПб.: Питер, 2005. - 217 с.
8. О политической журналистике: Книга интервью / Сост. Л.Л. Ресянская – М.: МедиаМир, 2009. – 296 с.
9. Садовничий В. Медиабиография ректора. – М.: МедиаМир, 2009. – 232 с.
14