МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» |
Согласовано: Зам. дир. по ВР ___________________ С. Н. Парфенова «29» августа 2019г. | Утверждено: Директор МБОУ «Школа № 22» __________________ А.Ю. Егорова « » сентября 2019г. |
Основное общее образование Рабочая программа дополнительного образования «Технология и проектирование. Астрофизика», реализующая ФГОС ООО Направление: Общекультурное 6 - 10 классы 2019 - 2020 учебный год |
Рабочую программу составила Коваленко И.В., учитель информатики и физики высшей квалификационной категории | |
| 2019 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка по астрофизике для 6 - 10 классов разработана на основе:
• примерной программы основного общего образования по астрономии, физике, информатике и информационным технологиям;
• федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
• требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и школы.
Пояснительная записка
Актуальность изучения данного курса: образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Астрономия является одной из наук о природе: именно при изучении астрономии школьник открывает для себя основные закономерности возникновения и развития Вселенной. Изучению астрономии в школе стало уделяться мало внимания в последние годы, но интерес к изучению данного предмета у школьников не пропадает. Знакомя школьников с основами астрономии и космонавтики, мы способствуем формированию не только их научного мировоззрения, но и вносим определённый вклад в интеллектуальное, эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание школьников.
Цели и задачи данного курса:
- сообщение обучающимся начальных сведений о строении Вселенной и Солнечной системы;
- формирование познавательных способностей обучающихся;
- расширение кругозора обучающихся;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование устойчивого интереса к предметам естественнонаучного направления;
- формирование у обучающихся элементарных навыков наблюдения звёздного неба.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю, в том числе программой предусматривается проведение практических занятий по наблюдению астрономических объектов и явлений в период их наилучшей видимости.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса обучающиеся:
- умеют выполнять наблюдения;
- умеют находить основные небесные объекты;
- умеют ориентироваться по объектам звёздного неба во времени и пространстве;
- умеют объяснять причины изменения вида звёздного неба в течение суток и года;
- умеют объяснять причины наступления солнечных и лунных затмений;
- умеют выполнять и планировать эксперименты;
- умеют обрабатывать результаты измерений;
- умеют применять астрономические знания на практике;
- умеют работать в группе;
- умеют самостоятельно организовывать свою деятельность;
- умеют аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умеют слушать других;
- умеют пользоваться справочной, библиографической литературой и ресурсами Интернета.
Содержание.
Тема 1. Что изучает астрономия. (1 час)
Астрономия наука о Вселенной. Астрономия древних. Связь астрономии с другими науками. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Астрономические наблюдения и их особенности. Роль астрономических наблюдений в познании окружающего мира.
Тема 2. Методы астрофизических исследований. (3 часа)
Древние и современные обсерватории. Планетарии. Типы телескопов. Радиоастрономия. Исследование небесных тел во Вселенной. Исследование космоса на современном этапе.
Тема 3. Практические основы астрономии. (5 часов)
Созвездия. Мифы и легенды о звёздах и созвездиях. Звёздные карты. Небесная сфера. Движение Солнца, звёзд, планет, зодиакальные созвездия, эклиптика. Луна, фазы Луны, солнечное и лунное затмения. Практическое занятие по изготовлению карты звёздного неба, работа с картой, наблюдения осенних созвездий на небе.
Тема 4. Природа тел солнечной системы. (10 часов)
Земля – планета солнечной системы. Естественный спутник Земли – Луна. Планеты земной группы и их спутники. Планеты гиганты. Малые тела солнечной системы. Практические занятия: наблюдение Луны в телескоп; наблюдение созвездий зимнего неба.
Тема 5. Солнце и звёзды. (9 часов)
Солнце ближайшая звезда. Общие сведения о Солнце. Вид Солнца в телескоп. Солнечная активность. Связь между солнечными и земными явлениями. Звёзды, расстояние до звёзд. Двойные и кратные, переменные, нестационарные звёзды. Количество и распределение звёзд в Галактике. Способы ориентирования по звёздам.
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной. (5 часов)
Наша Галактика. Размеры Галактики. Место Солнечной системы в Галактике. Движение звёзд в Галактике. Пылевые туманности. Межзвёздный газ. Диффузные и планетарные туманности. Виды Галактик во Вселенной. Метагалактика.
Тема 7. Современные достижения астрономии, мифы и легенды. (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Что изучает астрономия. | 1 |
2 | Методы астрофизических исследований. | 3 |
3 | Практические основы астрономии | 5 |
4 | Природа тел солнечной системы. | 10 |
5 | Солнце и звёзды. | 9 |
6 | Строение и эволюция Вселенной. | 5 |
7 | Современные достижения астрономии, мифы и легенды. | 1 |
| Итого | 35 |
Перечень обязательных практических работ.
1. Изготовление карты звёздного неба, работа с картой.
2. Наблюдения осенних созвездий на небе.
3. Наблюдения Луны в телескоп.
4. Наблюдение созвездий зимнего неба.
5. Наблюдение созвездий весеннего неба.
6. Работа в программе Стеллариум.
В результате изучения курса ученик научится:
- выполнять наблюдения объектов звёздного неба;
- находить основные небесные объекты;
- ориентироваться по объектам звёздного неба во времени и пространстве;
- объяснять причины изменения вида звёздного неба в течение суток и года;
- объяснять причины наступления солнечных и лунных затмений;
- выполнять и планировать эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений;
- применять астрономические знания на практике;
- работать в группе;
- самостоятельно организовывать свою деятельность;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- слушать других;
- пользоваться справочной, библиографической литературой и ресурсами Интернета.
Перечень используемой литературы:
1. Гурштейн А,А. Извечные тайны неба.: Кн. Для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
2. Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 1. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.
3. Климишин И.А. Астрономия наших дней. – 2-е. изд. перераб. и доп. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980.
4. Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002.
5. Демченко Е.А. Рефераты по астрономии. 11 класс. Часть 2. Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ», 2002.
6. http://www.nationalgeographic.ru/ С точки зрения науки. Дело о планете Земля. Выпуск 11.
7. Фильмы BBC. Планеты. Космос. Битва за космос. Астероид-убийца. Сверхмассивные чёрные дыры. Конец света. Машина времени. Ядро земли.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Даты проведения |
Планируемые | 5а | 5б |
Фактические | Фактические |
| Основы работы на ПК. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 03.09 – 07.09 | | |
| Что изучает астрономия | 1 | 10.09 – 14.09 | | |
| Методы астрофизических исследований | 1 | 17.09 – 21.09 | | |
| Методы астрофизических исследований | 1 | 24.09 – 28.09 | | |
| Методы астрофизических исследований | 1 | 01.10 – 05.10 | | |
| Практические основы астрономии | 1 | 08.10 – 12.10 | | |
| Практические основы астрономии | 1 | 15.10 – 19.10 | | |
| Практические основы астрономии | 1 | 22.10 – 26.10 | | |
| Практические основы астрономии | 1 | 05.11 – 09.11 | | |
| Практические основы астрономии | 1 | 12.11 – 16.11 | | |
| Природа тел солнечной системы. Луна | 1 | 19.11 – 23.11 | | |
| Природа тел солнечной системы. Меркурий | 1 | 26.11 – 30.11 | | |
| Природа тел солнечной системы. Марс | 1 | 03.12 – 07.12 | | |
| Природа тел солнечной системы. Юпитер | 1 | 10.12 – 14.12 | | |
| Природа тел солнечной системы. Сатурн | 1 | 17.12 – 21.12 | | |
| Природа тел солнечной системы. Плутон | 1 | 24.12 – 28.12 | | |
| Природа тел солнечной системы. Венера | 1 | 09.01 – 11.01 | | |
| Природа тел солнечной системы. Земля | 1 | 14.01 – 18.01 | | |
| Природа тел солнечной системы. Спутники | 1 | 21.01 – 25.01 | | |
| Природа тел солнечной системы. Спутники | 1 | 28.01 – 01.02 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 04.02 – 08.02 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 11.02 – 15.02 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 18.02 – 22.02 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 25.02 – 01.03 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 04.03 – 08.03 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 11.03 – 15.03 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 18.03 – 22.03 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 01.04 – 05.04 | | |
| Солнце и звёзды. | 1 | 08.04 – 12.04 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 15.04 – 19.04 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 22.04 – 26.04 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 29.04 – 03.05 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 06.05 – 10.05 | | |
| Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 13.05 – 17.05 | | |
| Современные достижения астрономии, мифы и легенды. Подведение итогов года | 1 | 20.05 – 25.05 | | |