Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от 31 августа 2021 г. |
От 27 августа 2021г. | | № |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
__________Николаенкова Т. П. | от 31 августа 2021г. | ___________Аношенкова С. С. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительногообразования
дополнительногообразования
«Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту»
5 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Николаенкова Т. П.
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / Морковкина Н. В.
31 августа 2021г
Пояснительная записка
Настоящая программа дополнительногообразования разработана в соответствии с нормативно - правовыми актами:
-
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации;
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
-
Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
-
Уставом МБОУ «Кардымовская СШ»
Актуальность. Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна.
Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.
Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении учащимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия.
В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн-менеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трёхмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических текстов, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы.
Цель программы: освоение учащимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.
Задачи программы:
Обучающие:
-
объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;
-
сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;
-
сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования;
-
сформировать базовые навыки создания презентаций;
-
сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;
-
привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
Развивающие:
-
формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
-
способствовать расширению словарного запаса;
-
способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
-
способствовать формированию интереса к знаниям;
-
способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
-
сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п.
Воспитательные:
-
воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
-
способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
-
способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
-
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
-
формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
-
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими учащимися.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других учащихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
− применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);
− работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360);
− описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
−анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
− оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
−модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
− оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии; − проводить оценку и испытание полученного продукта;
− представлять свой проект.
владеть:
− научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования,
конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся
Выпускник научится:
● следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
● оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищённости;
● прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
● в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность, качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
● проводить оценку и испытание полученного продукта;
● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
● описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
● проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
▪ определение характеристик и разработку материального продукта, включая моделирование в информационной его среде (конструкторе),
▪ встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
▪ изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
● проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
▪оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),
▪ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
●проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
▪ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),
▪ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
● модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/ заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
● технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы
Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов.
Формы демонстрации результатов обучения
Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.
Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос.
Содержание программы
Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта.
Занятия предполагают развитие личности:
•развитие интеллектуального потенциала учащегося анализ, синтез, сравнение);
•развитие практических умений и навыков (эскизирование, 3D-моделирование, конструирование, макетирование, прототипирование, презентация).
Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у учащихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и исторических ценностей, становление личности через творческое самовыражение.
Содержание тем программы
-
Кейс «Объект из будущего»
Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.
-
Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.
-
Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
-
Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.
Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга
-
Кейс «Пенал»
Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах.
1.1 Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы.
1.2 Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.
1.3 Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.
1.4 Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога.
1.5 Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией.
-
Кейс «Механическое устройство»
Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов.
2.1 Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека.
2.2 Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.
2.3 Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы.
Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника.
2.4 Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма.
2.5 Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах.
2.6 3D-моделирование объекта во Fusion 360.
2.7 3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации.
2.8 Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг.
2.9 Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты.
2.10.Защита командами проектов.
Тематическое планирование
№ | Дата | факт | Название раздела, темы | Всего | Теория | Практика |
1 | | | Кейс «Объект из будущего» | 12 | 4 | 8 |
1.1 | | | Введение. Методики формирования идей | 4 | 1 | 3 |
1.2 | | | Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) | 2 | 1 | 1 |
1.3 | | | Создание прототипа объекта промышленного дизайна | 4 | 1 | 3 |
1.4 | | | Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) | 2 | 1 | 1 |
2 | | | Кейс «Пенал» | 12 | 1 | 11 |
2.1 | | | Анализ формообразования промышленного изделия | 2 | | 2 |
2.2 | | | Натурные зарисовки промышленного изделия | 2 | | 2 |
2.3 | | | Генерирование идей по улучшению промышленного изделия | 2 | | 2 |
2.4 | | | Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона | 4 | 1 | 3 |
2.5 | | | Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией | 2 | | 2 |
3 | | | Кейс «Механическое устройство» | 11 | 2 | 9 |
3.1 | | | Введение: демонстрация механизмов, диалог | 1 | 1 | |
3.2 | | | Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика» | 1 | | 1 |
3.3 | | | Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов | 1 | | 1 |
3.4 | | | Мозговой штурм | 1 | | 1 |
3.5 | | | Выбор идей. Эскизирование | 1 | | 1 |
3.6 | | | 3D-моделирование | 1 | | 1 |
3.7 | | | 3D-моделирование, сбор материалов для презентации | 1 | | 1 |
3.8 | | | Рендеринг | 1 | | 1 |
3.9 | | | Создание презентации, подготовка защиты | 1 | | 1 |
3.10 | | | Защита проектов | 2 | | 2 |
Всего занятий: | 35 | | |