СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования «Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту» 5 класс. Точка роста

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования «Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту» 5 класс. Точка роста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от 31 августа 2021 г.

От 27 августа 2021г.


Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

__________Николаенкова Т. П.

от 31 августа 2021г.

___________Аношенкова С. С.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительногообразования


дополнительногообразования

«Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту»

5 класс

(базовый уровень)





Составитель:


Николаенкова Т. П.




«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Морковкина Н. В.

31 августа 2021г














Пояснительная записка

Настоящая программа дополнительногообразования разработана в соответствии с нормативно - правовыми актами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

  • Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

  • Уставом МБОУ «Кардымовская СШ»

Актуальность. Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна.

Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.

Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении учащимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия.

В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн-менеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трёхмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических текстов, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы.

Цель программы: освоение учащимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.

Задачи программы:

Обучающие:

  • объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;

  • сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;

  • сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования;

  • сформировать базовые навыки создания презентаций;

  • сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;

  • привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.

Развивающие:

  • формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);

  • способствовать расширению словарного запаса;

  • способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;

  • способствовать формированию интереса к знаниям;

  • способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;

  • сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;

  • способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;

  • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;

  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;

− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими учащимися.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

− умение принимать и сохранять учебную задачу;

− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;

− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других учащихся;

− умение различать способ и результат действия;

− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;

− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

− умение выслушивать собеседника и вести диалог;

− способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

− владение монологической и диалогической формами речи.

− применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);

− работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360);

− описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

−анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

− оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;

- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

−модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;

− оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии; − проводить оценку и испытание полученного продукта;

− представлять свой проект.

владеть:

− научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования,

конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся

Выпускник научится:

● следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

● оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищённости;

● прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

● в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность, качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

● проводить оценку и испытание полученного продукта;

● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

● описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

● проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

▪ определение характеристик и разработку материального продукта, включая моделирование в информационной его среде (конструкторе),

▪ встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,

▪ изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

● проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

▪оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),

▪ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

●проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:

▪ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),

▪ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.

Выпускник получит возможность научиться:

● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

● модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/ заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

● технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы

Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов.

Формы демонстрации результатов обучения

Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.

Формы диагностики результатов обучения

Беседа, тестирование, опрос.

Содержание программы

Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта.

Занятия предполагают развитие личности:

•развитие интеллектуального потенциала учащегося анализ, синтез, сравнение);

•развитие практических умений и навыков (эскизирование, 3D-моделирование, конструирование, макетирование, прототипирование, презентация).

Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у учащихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и исторических ценностей, становление личности через творческое самовыражение.

Содержание тем программы

  1. Кейс «Объект из будущего»

Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.

  1. Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.

  2. Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.

  3. Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.

Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга

  1. Кейс «Пенал»


Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах.


1.1 Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы.


1.2 Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.


1.3 Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.


1.4 Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога.


1.5 Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией.


  1. Кейс «Механическое устройство»


Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов.


2.1 Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека.


2.2 Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.


2.3 Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы.

Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника.


2.4 Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма.


2.5 Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах.

2.6 3D-моделирование объекта во Fusion 360.


2.7 3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации.

2.8 Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг.


2.9 Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты.

2.10.Защита командами проектов.


Тематическое планирование


Дата

факт

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1



Кейс «Объект из будущего»

12

4

8

1.1



Введение. Методики формирования идей

4

1

3

1.2



Урок рисования (перспектива, линия, штриховка)

2

1

1

1.3



Создание прототипа объекта промышленного дизайна

4

1

3

1.4



Урок рисования (способы передачи объёма, светотень)

2

1

1

2



Кейс «Пенал»

12

1

11

2.1



Анализ формообразования промышленного изделия

2


2

2.2



Натурные зарисовки промышленного изделия

2


2

2.3



Генерирование идей по улучшению промышленного изделия

2


2

2.4



Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона

4

1

3

2.5



Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией

2


2

3



Кейс «Механическое устройство»

11

2

9

3.1



Введение: демонстрация механизмов, диалог

1

1


3.2



Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика»

1


1

3.3



Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов

1


1

3.4



Мозговой штурм

1


1

3.5



Выбор идей. Эскизирование

1


1

3.6



3D-моделирование

1


1

3.7



3D-моделирование, сбор материалов для презентации

1


1

3.8



Рендеринг

1


1

3.9



Создание презентации, подготовка защиты

1


1

3.10



Защита проектов

2


2

Всего занятий:

35





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!