СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Шахматы» Для всех специальностей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Шахматы» Для всех специальностей»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ БТПТиС им. М.Г. Ганиева

________________ Ю.В. Гребенщиков


Приказ №113 от 04.09.2019г.






Рабочая ПРОГРАММа


дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Шахматы»


Для всех специальностей













Бакал


2019г



Рассмотрено и одобрено на

Педагогическом совете

Протокол №1 от «30» августа 2019г.







Составитель: Старостина Наталья Евгеньевна – преподаватель физической культуры ГБПОУ БТПТиС
























СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


16

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20
























1 пояснительная записка ПРОГРАММЫ


1.1 Область применения программы

Программа по настольным играм «Шахматы» являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся. Программа учебной дисциплины может быть предназначена для изучения настольных игр «шахматы» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Программа служит основным документом для эффективного содействия успешному решению задач физического воспитания студентов. Целью физического воспитания в СПО является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития обучающихся, развивают умение концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь СПО как один из элементов умственной культуры» - отмечал известный педагог Сухомлинский. Автору рабочей программы представляется, что одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для обучающихся. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, студент постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуацию и последствия ходов в уме – эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Мозг студента постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. В игре обучающейся начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас неудовлетворенность. Развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь молодому человеку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личности.

В программе нет приоритетной установки, сделать из студента шахматиста. Сами по себе шахматы развивают мысль, если так можно сказать нейтральную по отношению к добру и злу, но нравственный урок честного спортивного единоборства переоценить трудно. Если в основу игры положить не самодовольное тщеславие, а здоровое честолюбие, то естественная энергия соперничества находит выход не в подавлении врага, а в совместных противоречивых поисках истины и гармонии. Шахматы могут помочь взрастить у обучающегося не агрессивность или рабство, а чувство ответственности и радость творчества.

Шахматы по своей природе являются игрой. И для студента в начале обучения, прежде всего, игрой и остаются. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта и реальность такова, что все студенческие соревнования носят разную спортивную направленность.

Развитие личности студента через шахматную игру происходит на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость; терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе еще элементы науки и искусства, могут вырабатывать эти качества еще более эффективно и всесторонне. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у студента сильнейшую мотивацию к самовоспитанию определенных качеств.

Занятия шахматами в 16-летнем возрасте приобретают особую значимость, поскольку в это время наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. И именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы подростка, способное компенсировать задержки психического развития, которые зачастую вызваны недостаточным вниманием к воспитанию и развитию обучающегося со стороны родителей.

Программа предусматривает поэтапное последовательное воспитание и развитие таких качеств как: предвидение, умение немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, осторожности, умению видеть взаимоотношения различных фигур и положений, опасности, которым подвергаются фигуры сейчас и в будущем, логическое и перспективное мышление, осмотрительность, умение находить средства, чтобы преодолеть непреодолимые, казалось бы, затруднения.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Шахматы - так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе СПО, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию подростка.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. 

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных подростков.

В центре современной концепции образования лежит идея развития личности подростка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Работа с обучающимися по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, обучающиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа кружка по настольным играм «шахматы» принадлежит к базовым предметам в средних профессиональных заведениях при реализации полного среднего образования и к циклу ОГСЭ – при реализации ФГОС СПО.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Реализация данного кружка позволяет каждому обучающемуся получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Настольные игры, одной из которых являются шахматы, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения обучающиеся овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Игра в шахматы очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Для обучающегося это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение игре в шахматы способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

Шахматы - замечательный повод для общения обучающихся, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматное творчество научит обучающихся использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать. Программа занятий кружка «Шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы, приближает начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Шахматы» реализует обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Задачи:

мотивационные:

    • создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включения в активную деятельность;

Образовательные:

  • изучение истории развития шахмат в контексте развития мировой культуры (в том числе показать значение шахмат в жизни великих людей).

  • овладение системой знаний, умений, навыков, необходимых для успешного овладения игрой в шахматы, выступление в соревнованиях по шахматам;

  • привитие обучающихся навыков самостоятельной работы с учебной шахматной литературой

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, творческого воображения, логического мышления, аналитических способностей;

  • развитие личностных качеств: целеустремленность, сосредоточенность, уважение к сопернику;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие потребности в здоровом образе жизни

Воспитательные:

  • комплексное формирование основ шахматной культуры: шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматных школам и направлениям), шахматной психологии (состязание умов и характеров);

  • воспитание навыков волевой регуляции характера;

Программа реализуется в логике последовательного усвоения студентами содержания образовательного уровня.

Программа, адресованная студентам 1-4 курсов

Форма организации учебного процесса позволяет решить две главные задачи:

  1. Организация массового обучения студентов шахматам.

  2. Достижение определенных спортивных результатов.

Характер программы образовательный и развивающий.

Численность обучающихся в группе 12-15 человек. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе учащихся 1- 4 курсов техникума.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, мета предметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогами, администрацией.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен студентам 1 курса. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Базовая программа обучения шахматам учащихся 1- 4 курсов

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Привлечение студентов к занятиям шахматами;

  • формирование базовых знаний

Развивающие:

  • развитие элементарных мыслительных процессов;

  • развитие внимания, памяти, умение находить оптимальные решения;

  • развитие способности к напряженному умственному труду;

Воспитательные:

  • Пропаганда шахматной культуры в студенческом коллективе на основе ее воспитательного значения;

  • Укрепление здоровья студентов, отвлечение от негативных проявлений улицы.

Сектор 1-7

знать:

  • Культуру поведения на занятиях в условиях групповых занятий.

  • Правила шахмат в соответствии с правилами ФИДЕ.

  • Особенности поведения и действий игрока во время соревнований (работа с часами и судьями).

  • Место шахматной культуры в человеческой цивилизации.

  • Историю происхождения шахмат, новейшую шахматную историю, имена чемпионов мира.

уметь:

  • Правильно исполнять ходы на шахматной доске, развивая способность в понимании динамики происходящих событий.

  • Логично завершать шахматную партию, пройдя все ее стадии.

  • Проводить шахматную партию, в соответствии с квалификационным уровнем 4-го разряда.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • формирование внутренней потребности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Развивающие:

  • развитие культуры в соревновательном процессе.

  • Развитие различных видов мышления: конкретно-образного, абстрактного, комбинаторных возможностей мозга, логики, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к партнеру.

  • профилактика здорового образа жизни

знать:

  • Особенности различных стадий шахматной партии.

  • Основу стратегии и тактики борьбы, наиболее элементарные приемы планирования и реализации.

  • Теоретические сведения по секторам и задания к ним.

  • Суть и последствия бесплановой игры (бесполезные ходы, многочисленные шахи, желание в любой позиции поставить мат).

уметь:

  • Вести борьбу со строгим соблюдением принципов дебюта, приемов борьбы в миттельшпиле и необходимой технике в окончании.

  • Осуществлять мыслительную деятельность при работе с тестами, используя в качестве решений многоходовые продолжения.

  • Вести краткую запись шахматной партии.

  • Проводить шахматную партию, в соответствии с квалификационным уровнем 3-го разряда.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • накопление исторических сведений из творчества выдающихся шахматистов мира;

  • спортивный рост, повышение шахматной квалификации;

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей обучающихся и индивидуального стиля игры;

  • развитие навыков самоанализа

Воспитательные:

  • приобщение к самостоятельной работе с литературой.

  • выявление одаренных студентов

знать:

  • Особенности формирования индивидуального дебютного репертуара.

  • Специфику борьбы как атакующей, так и обороняющейся сторон.

уметь:

  • Самостоятельно увеличивать объем домашней работы, изучать и анализировать шахматную литературу.

  • Достойно относиться к победам и поражениям в соревнованиях.

  • Выбирать правильный план действий и умело его осуществлять, основываясь на знаниях ситуации.

  • Проводить шахматную партию, в соответствии с квалификационным уровнем 2 – го разряда.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Участниками программы являются обучающиеся 1- 4 курса. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 142 часа занятий по шахматам в течение года – по 2 часа в неделю в первом полугодии и по 4 часа в неделю во втором полугодии.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часа, в том числе:

1полугодие – 34 часа

2 полугодие– 108 часов



2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ


2.1 Объём учебной и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Теоретические занятия

65

Практические занятия

49

Учебные и контрольные игры - соревнования

20

Итоговое занятие. Подведение итогов года

8

ВСЕГО

142


2.2 Тематический план и содержание по Модулю «Шахматы»


п/п

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 семестр

1

Сектор 1 «Шахматная теория»

1 блок. Шахматные правила

Геометрия шахматной доски.

Расстановка фигур и пешек.

1


1

2


Король. Права и обязанности.

Ферзь и ладья. Сила и возможности фигур.

2

2

3


Слон. Слабости и достоинства.

Конь – непростая фигура.

2

2

4


Пешка. Самый маленький и смелый воин. Шах и мат.

2

2

5


Ничья и пат. Закрепление и контроль: парная работа.

1

1

2

6

2 блок. Взаимоотношения белых и черных фигур.

Некорректные начала.

3 главных правила дебюта

2

2

7


Мат ферзем.

План игры

1

1

2

8


Линейный мат или мат двумя ладьями

1

1

2

9


Мат ладьей (построение треугольника)

1

1

2

10


Взятие на проходе

1

1

2

11


Борьба пешек. Расчет вариантов.

Правило квадрата

1

1

2

12


Ключевые поля (король с пешкой против короля)

1

1

2

13


Мат двумя слонами

1

1

2

14


Закрепление и контроль: постановка различных видов матов.

1

1

2

15

Сектор 2 «Шахматная практика»

Конь на минном поле.

Пол мира обойди (игра конем)

1

1

2

16


Мат ферзем (соревнование на минимум ходов).

Расстановка ферзей на доске на максимум.

Соревнование на усвоение принципов игры в дебюте

1

1

2

17


Тест №1. Мат в 1 ход

Тест №2. Выигрыш фигуры

Тест №3. Найди правильный ход

1

1

2

18


Практическая игра до конца партии


1

1

Итого:

21

13

34

2 семестр

1

Сектор 2 «Шахматная практика»

Соревнование «Самая шахматная семья»


4

4

2


Соревнование среди групп техникума


4

4

3

Сектор 3 «История шахмат»

История возникновения и развития шахмат на востоке. Эмиграция шахмат на другие континенты (развитие шахмат в Европе).

Эпоха возрождения (современные шахматные правила).

Ранний шахматный романтизм

4


4

4

Сектор 4 «Выдающиеся шахматисты мира»


Пол Морфи, жизнеописание.

Пол Морфи.

Демонстрация его творчества Самуэль. Решевский – шахматный вундеркинд. Галерея чемпионов.

4


4

5

Сектор 5 «Тактика»


Нападение, основанное на создании удара, направленного на фигуру.

Нападение на фигуру устранением защищающего удара.

2

2

4

6


Защита фигуры, созданием удара.

Защита фигуры избавлением от нападающего удара.

2

2

4

7


Нападение одной фигуры на несколько фигур противника.

Сквозное нападение на фигуры.

2

2

4

8


Сочетание простого и вскрытого нападения на несколько фигур.

Защита от нападения на несколько фигур.

2

2

4

9


Защита от нападения на несколько фигур. Угроза мата в один ход.

2

2

4

10


Угроза мата в один ход двумя фигурами, одна из которых – ферзь.

Угроза мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя.

2

2

4

11


Защита от угрозы мата в один ход. Полезные и опрометчивые шахи.

2

2

4

12

Сектор 6 «Эндшпиль»

Пешечные окончания.

Оппозиция. Ближняя и дальняя.

2

2

4

13


Правило квадрата. Этюд Рети.

Необычная геометрия в пешечных эндшпилях

2

2

4

14


Самопат, как спасение.

Отдаленная проходная.

2

2

4

15


Пешечный прорыв.

Плохая пешечная структура.

2

2

4

16


Слоновые окончания.

Типичные позиции с однопольными слонами.

2

2

4

17


Борьба слона против пешек.

Разноцветные слоны.

2

2

4

18


Слон с двумя пешками против слона.

Ладейные окончания.

2

2

4

19


Ладья с пешкой против ладьи (пешка «D», «B», «H» на 7 горизонтали).

Борьба ладьи с пешкой. Цугцванг.

2

2

4

20


Слон сильнее коня.

Конь сильнее слона.

2

2

4

21

Сектор 7 «Дебют»

Основные принципы дебюта.

Преждевременные ходы ферзем. Гармония и дисгармония в развитии фигур.

2

2

4

22


Опасные вертикали и диагонали.

Пункты f7 и f2 (опасность мата).

2

2

4

23

Итоговое практическое занятие.

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация.

Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.


6

6

24

Соревнования

Соревнование среди групп техникума


6

6

25

Итоговое занятие. Подведение итогов года

Подведение итогов года Показательные выступления опытных спортсменов. Городские соревнования


8

8

 Итого:

44

64

108

Всего:

65

77

142





3 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


3.1 Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·      Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

·     Принцип активной включенности каждого обучающегося в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

·     Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с подростками в данной программе является система дидактических принципов:

·    принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого обучающегося своим темпом;

·    принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·    принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

        Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у обучающихся устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


        3.2 Основные методы обучения: 

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при обучении студентов:

1. При обучении правилам игры;

2. При реализации материального перевеса.

По мере освоения программы используются:

  • частично-поисковые методы;

  • проблемного обучения;

  • самостоятельная работа;

  • методы контроля и самоконтроля;

  • работа с литературой;

  • методы стимулирования и мотивации;

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы обучающийся проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

         На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает обучающемуся выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности обучающихся в поисках решения самых разнообразных задач.


    1. Основные формы и средства обучения:

1.       Практическая игра.

2.       Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.      Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.

4 условия реализации программы дисциплины


4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала, рабочего кабинета; Средства, необходимые для реализации программы «Шахматы»: Рабочий кабинет; Технические средства: компьютер, проектор;

Комплекты игр «Шахматы»;

Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт;

Часы шахматные;

Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.


4.2 Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны часть №1Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  Издательство Духовное возрождение 2014 г.

  2. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны часть №2 Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  Издательство Духовное возрождение 2014 г.

  3. А Павлович Шахматы 60 необычных игр на классической доске – СПб.: Питер, 2016

  4. Н.М. Калиниченко Шахматы для начинающих +СД СПб.: Питер, 2015

  5. Шахматный словарь. М. ФиС. 2015 г. 

  6. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 2015

  7. В.Хенкин «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2014г.

  8. И.Г. Сухин «Шахматы второй год или учись и учу, пособие для учителя» издательство «Духовное возрождение», 2015 г.

  9. Нежметдинов Р. «Шахматы», Казань, 2014 г.

  10. Сейраван Яссер «Шахматный учебник беспроигрышной игры», 2014 г.

  11. Бишаева, А.А Физическая культура [Текст] : учебник/ А.А. Бишаева . – Москва: Академия, 2014. - 300ст.

  12. Авербах, Ю “Шахматный самоучитель”[Текст] : учебник/ М. Бейлин.,- Москва:
    Академия, (изд. 2014 г.). – 128 ст.

  13. Акопян, В «150 шахматных задач и этюдов» ”[Текст] : учебник/ В. Акопяню., - Москва: Академия, 2015.- 80ст.

  14. Ананд, В «Мои 100 лучших партий. 15-й чемпион мира по шахматам» [Текст] : учебник/ В. Ананд.- Москва: Академия, 2016.- 552ст.

  15. Вукович, В. «Учебник шахматной атаки» [Текст] : учебник/ В. Вукавич.- Москва: Академия, 2015.- 320ст.

Дополнительные источники:

Методическая литература

1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 2014

2. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 2014

3.Журнал «64» - М., 1983-2004

4.В. Костров. Тест-партии. Как играть шахматные окончания. Санкт-Петербург. 2003г.

5.В. Костров. Тест-партии. Мастер-класс. Санкт-Петербург. 2003г.


Рекомендуемая литература для обучающихся.

1.Алаторцев В.А. проблема психической готовности спортсмена к соревнованиям: тезисы докладов Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. Тбилиси 2-5 октября 2014. – Тбилиси.

2. Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления// вопросы психологии восприятия и мышления // извести АПН РСФСР, 1ё948. – Вып. 13 С.175-203

3. Ошорова Г.С., Ошорова Н.Б. Педагогические технологии в развитии ценностно-мировоззренческих ориентации учащихся. – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2015

4.Использование интернет ресурсов


















5 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Педагогический контроль. 

         Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня  усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального  развития обучающегося. 

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

         Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке. 

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

По итогам изучения модуля «Шахматы»


Уметь:

  • уметь проводить элементарные комбинации;

  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

  • определять последовательность событий;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Знать:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;

  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • знает правила игры и турнирного поведения;

  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;

  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

Способы контроля:

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  • Шахматные турниры.

  • Доклады.

  • Сеансы одновременной игры.

  • Конкурсы по решению шахматных задач.

  • Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение всего учебного года, проводится своего года зачет, который включает в себя:

-вопросы по теории и истории шахмат,

-игру с руководителем кружка,

-соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.


5.1 Система формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в городских, районных, зональных и областных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутритехникумовских соревнований.



32