Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию администрации Топчихинского района
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Топчихинский Детско - юношеский центр»
Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор МКУ ДО «Топчихинский ДЮЦ» _______________Е.В. Башлыкова «__» _______ ____ г. |
Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
художественной направленности
«Я рисую»
Возраст учащихся: 7 - 15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - составитель:
Исупова Олеся Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Топчиха, 2022
Пояснительная записка
Направленность ДООП: художественная.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеской центр»
Актуальность: Изобразительная деятельность – это привлекательный и доступный вид творчества для детей, начиная с дошкольного возраста. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное количество учебных часов, мало возможностей для участия в конкурсах и выставках различного уровня, то развитие художественного творчества обучающихся через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Изостудия «Акварель» ведет обучение на протяжении более 10 лет. Анализируя деятельность студии следует отметить, что обучающиеся обучаются с интересом, контингент групп сохраняется на протяжении всех годов обучения, формируются стабильные творческие коллективы. Поэтому программа имеет стабильно высокие результаты в конкурсах различного уровня. В 2020-2021 учебном году обучающиеся имеют следующие результаты: - Краевой конкурс декоративно - прикладного, изобразительного искусства и фототворчества «Рождественская звезда» 2021 года - дипломы I и II степени; - Краевой конкурс декоративно - прикладного, изобразительного искусства и фототворчества «Сибириада» 2021 года - диплом I степени; - Краевой детско - юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка» 2021 года - диплом 2 степени; - Краевой смотр - конкурс среди образовательных организаций Алтайского края "Правила дорожного движения - стиль жизни" 2021 года - диплом I степени. Этим и определяется актуальность ДООП «Я рисую». Адресат ДООП:
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 15 лет.
Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года при условии наличия свободных мест.
Так как программа рассчитана на детей различных возрастных категорий, то для более качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся. Содержание основных разделов программы в соответствие с возрастом и уровнем подготовки отличаются. Содержание занятия для обучающихся более старшего возраста усложняются за счет практических заданий.
В изобразительной деятельности обучающихся 7 - 11 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети рисуют, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве.
В возрасте 12 - 15 лет ребенок пытается уже самостоятельно определить свое мировоззрение и найти себя. Поэтому он пробует себя в абсолютно разных сферах изобразительной деятельности. Возрастная группа 12 - 15 лет имеет четкое представление о том, что хочет нарисовать. Самостоятельно выбирая идеи, воплощают в замысел, использую все необходимые виды изобразительных средств. Они способны выполнять задания, приносить собственные художественные идеи и замыслы, участвовать в мастер-классах для детей младшего возраста. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа. Цель: приобщение к мировой художественной культуры, развитие творческих способностей обучающихся через обучение детей основам изобразительной деятельности Задачи: Образовательные (предметные):
- помогать освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);
- формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
- формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
- развивать творческие способности (фантазию, воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения) в области изобразительного искусства;
- развивать познавательный интерес к жизни и творчеству великих русских художников, формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности
Личностные:
- формировать трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда;
- способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
Метапредметные:
- содействовать развитию мотивации к художественному творчеству;
- содействовать развитию потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения обучающимися навыков рисования, они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Личностные:
- уметь применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- уметь обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
- использовать на практике навыки изобразительной деятельности;
- работать с необходимыми инструментами и материалами;
- находить оригинальные композиционные решения в практической работе;
- самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить
ошибки.
Метапредметные:
- уметь творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие рисунки, избегать шаблонности
мышления;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- уметь организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
- выстроить цепочку причинно - следственных связей, приведших к тому
или иному результату;
- выстраивать взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения, определение общей цели и путей ее достижения, способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
К концу обучения обучающиеся будут
знать:
- краткую историю изобразительного искусства, великих художников;
- способы компоновки рисунка в пространстве листа, азы конструктивного рисунка, основ цветоведения и колористики;
- современные тенденции в изобразительном творчестве;
- базовую терминологию изобразительного искусства;
уметь:
- пользоваться палитрой, мольбертом, планшетом, использовать
пластилин;
- уметь работать на пленэрах;
- уметь рисовать на заданную тему.
Таблица 1
Календарно-тематический план
Базовый уровень (1 год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
Всего | Теория | Практика | группа № 1 | группа № 2 | группа № 3 |
1 | Введение | 6 | 5 | 1 | | | |
1.1 | Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. | 3 | 3 | 0 | | | |
1.2 | Знакомство с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Вводный контроль. | 3 | 2 | 1 | | | |
2 | Рисование с натуры. | 84 | 41 | 43 | | | |
2.1 | Виды изобразительного искусства. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.2 | Виды изобразительного искусства. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.3 | Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.4 | Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.5 | История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.6 | История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.7 | История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.8 | История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.9 | Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). | 3 | 1 | 2 | | | |
2.10 | Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). | 3 | 1 | 2 | | | |
2.11 | Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках пропорции, формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.12 | Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках пропорции, формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.13 | Жанры изобразительного искусства. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.14 | Жанры изобразительного искусства. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.15 | Виды пейзажа. Рисование пейзажа. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.16 | Виды пейзажа. Рисование пейзажа. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.17 | Рисование портрета человека. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.18 | Рисование портрета человека. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.19 | Рисование натюрморта. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.20 | Рисование натюрморта. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.21 | Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.22 | Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.23 | Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.24 | Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.25 | Повторение основных понятий. Обобщение знаний. | 3 | 2 | 1 | | | |
2.26 | Подготовка к конкурсам рисунков. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.27 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
2.28 | Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ. | 3 | 1 | 2 | | | |
3 | Рисование на темы и иллюстрирование | 51 | 25 | 26 | | | |
3.1 | Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.2 | Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.3 | Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.4 | Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.5 | Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.6 | Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.7 | Художники-сказочники. Иллюстрирование сказки. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.8 | Художники-сказочники. Иллюстрирование сказки. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.9 | Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.10 | Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.11 | Рисование исторического рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.12 | Рисование исторического рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.13 | Рисование бытового рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.14 | Рисование бытового рисунка. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.15 | Повторение основных понятий. Обобщение раздела. | 3 | 2 | 1 | | | |
3.16 | Подготовка к конкурсам рисунков. | 3 | 1 | 2 | | | |
3.17 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
4 | Декоративно-прикладное творчество. | 27 | 11 | 16 | | | |
4.1 | Декоративно прикладное творчество и его роль в жизни человека. | 3 | 2 | 1 | | | |
4.2 | Виды народного декоративно-прикладного искусства. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.3 | Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в полосе. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.4 | Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в круге. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.5 | Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в квадрате. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.6 | Декоративно-сюжетная композиция. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.7 | Повторение основных понятий. Обобщение знаний. | 3 | 2 | 1 | | | |
4.8 | Подготовка к конкурсам рисунков. | 3 | 1 | 2 | | | |
4.9 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 1 | 2 | | | |
5 | Лепка | 27 | 12 | 15 | | | |
5.1 | Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки. | 3 | 2 | 1 | | | |
5.2 | Правила лепки. Лепка деревьев, фруктов, овощей с натуры. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.3 | Правила лепки. Лепка деревьев, фруктов, овощей по памяти или по представлению. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.4 | Лепка птиц и животных с натуры. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.5 | Лепка птиц и животных по памяти или по представлению. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.6 | Лепка тематической композиции на сказочную тематику. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.7 | Лепка композиции на свободную тему. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.8 | Лепка композиции на свободную тему. | 3 | 1 | 2 | | | |
5.9 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 2 | 1 | | | |
6 | Оформительская деятельность | 15 | 6 | 9 | | | |
6.1 | Виды паспарту. Оформление своих рисунков. | 3 | 1 | 2 | | | |
6.2 | Оформление поздравительных или пригласительных открыток. | 3 | 1 | 2 | | | |
6.3 | Оформление закладок книг. | 3 | 1 | 2 | | | |
6.4 | Оформление выставки к конкурсу рисунков. | 3 | 1 | 2 | | | |
6.5 | Закрепление раздела. Текущий контроль. | 3 | 2 | 1 | | | |
7 | Итоговые занятия | 6 | 3 | 3 | | | |
7.1 | Обобщение знаний за год. Подготовка портфолио. | 3 | 2 | 1 | | | |
7.2 | Итоговый контроль. Творческая работа на выставку. | 3 | 1 | 2 | | | |
| ИТОГО | 216 | 103 | 113 | | | |
Таблица 2
Результаты 2 года обучения
Знать | |
Уметь | правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; правильно работать акварельными красками; разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений; узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина). |
Владеть | |
Предметные результаты второго года обучения
Знания:
- определения «Рисунок», «Живопись», «Картина», «Иллюстрация», «Узор», «Палитра»;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;
- об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
Умения и навыки:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвет предметов;
- правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
Список литературы
Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.